"Человек должен вести как внутренне, так и внешне богатую жизнь. Нет необходимости выбирать. Внутренняя жизнь не противоречит внешней; обе связаны друг с другом. Чтобы быть внутренне богатым, нет необходимости быть бедным внешне. А если вы богаты внешне - не означает необходимость прекращения роста внутреннего богатства. Будьте целостными, живыми, богатыми!!!"
Владимир Жикаренцев пишет в своей книге "Путь к свободе":
"Деньги - это самый удивительный инструмент, который придумал человек для работы с собой, они пронизывают буквально все сферы нашей жизни. Вы имеете дело с ними каждую минуту. Попробуйте представить себе хоть что-нибудь, куда не проникают деньги. Это невозможно. С помощью денег человек может подняться до вершин духа, с помощью денег он может пасть в самые глубины ада. Прежде всего, в каждый момент, когда вы сталкиваетесь с деньгами, необходимо иметь дело с самим собой".
Богатство может быть гибельным, если оно рождает скупость и инертность. Богатство может стать благотворным, если его использовать на благо многих.
Свободное обращение с деньгами, несущее в себе прежде всего игровой характер, остается недоступным для большинства людей. Деньги должны прежде всего приносить радость и удовольствие!
Быть богатым значит - "быть богатым", т. е. самореализованным. И, пожалуй, лучшим испытанием на пути личного развития являются так горячо любимые и, в то же время, ненавистные деньги. Деньги не хороши и не плохи, деньги нейтральны. Качество денег зависит только от того, какое качество энергии мы в них вкладываем.
Владимир Жикаренцев: "Мудрость состоит в том, чтобы перестать играть в игры "больше-меньше", перестать жаловаться на жизнь и правительство, а проанализировать свои мысли в сфере денег и начать строить жизнь такой, какой вы хотите ее видеть, спокойно принимая те уроки, которые вы будете проходить".
Духовность и деньги
Известный суфийский Мастер начала XX века Хазрат Инайят Хан прекрасно сформулировал понятие "духовность" в своей книге "Мистицизм звука":
"Слово "духовный" употребляется не в смысле доброты, благодетели или силы производить чудесные вещи, или огромной интеллектуальной силы. Жизнь целиком, во всех ее аспектах, есть одна, единая музыка; и реальным духовным достижением является настройка самого себя на гармонию этой совершенной музыки. Что удерживает человека от духовного достижения? Плотность его материального существования и тот факт, что он не осознает своего духовного бытия. Его ограничения препятствуют свободному течению и движению, которые являются природной и отличительной чертой жизни".
Космос состоит из нескончаемого множества различных уровней реальности. На чистом космическом, духовном уровне мы все являемся частью Высшего Разума, частью Жизненной энергии. В других тонких реальностях мы - индивидуальные существа с полным осознанием нашего единства. И только на материальном, физическом уровне мы остро ощущаем отделенность от нашего духовного Источника.
Мы все существуем на всех уровнях одновременно. Время от времени мы вступаем в контакт с другими реальностями и осознаем, что мир - это не только физическая реальность, он гораздо шире и значительнее, чем мы себе это можем представить ограниченным человеческим разумом. Я думаю, что это ощущение испытал каждый: в сновидениях, во время молитвы или медитации, в бодрствующем состоянии, когда вдруг мы чувствуем, что мир беспределен и наши возможности безграничны.
Материальная реальность резко отличается от тонких реальностей тем, что она является плотной, медлительной и инертной. И тем не менее наша человеческая реальность дает огромные, неоценимые возможности для духовного роста. Она - полигон для развития наших творческих сил, игры с энергиями и созиданием на физическом уровне. Мы пришли на Землю испытать индивидуальность, ограничение и оторванность для того, чтобы затем разорвать границы и снова соединиться с Единым Целым.
В человеке заложено постоянное стремление к новым вызовам, духовному росту и осознанию. Физический мир является для нас ключом к духовному миру. Наша задача состоит в том, чтобы соединить в себе Дух и Материю, т. е. интегрировать духовный уровень в материальный, физический мир, в повседневность. Только тогда мы станем духовным существом, живущим на Земле, сможем одухотворить физическую реальность и создать предпосылки для поднятия собственного энергетического потенциала и энергетического скачка нашей земной Вселенной. Благодаря этому мы сможем творить чудеса, жить в счастье и изобилии, идти по жизни с радостью.
Многие думают, что духовность не сочетается с деньгами - это абсурдно. Этой фразой прикрываются те, кто слишком апатичен, чтобы изменить что-либо в своей жизни.
Мастер Хазрат Инайят Хан четко и образно разъяснил: "Что есть дух и что есть материя? Разница между духом и материей - все равно, что разница между водой и льдом: замерзшая вода есть лед, а растаявший лед есть вода. Именно дух в его плотности мы называем материей; именно материя в ее тонкости может быть названа духом".
Как мы видим, все пронизано духом, все является духом, в том числе и наша материальная реальность и как ее неотъемлемая часть - деньги. Наличие или отсутствие денег не определяет степень духовности индивида.
Все мы в нашей жизни находимся на пути поиска. Мы живем здесь, чтобы понять себя: свое физическое тело, сексуальность, любовь, разум, чувства, духовную сущность, состояние быть родителем и, конечно же, свое отношение к деньгам. Мы нуждаемся в деньгах, в их энергии. Без денег нет свободы, мы всегда будем рабом обстоятельств, чужой воли и желаний. Для продвижения по духовному пути нам тоже нужны деньги.
Деньги являются символом нашей созидательной энергии. Мы изобрели систему, позволяющую использовать куски бумаги или металла для представления определенной единицы творческой энергии.
Поскольку созидательная энергия Вселенной во всех нас не имеет границ и всегда доступна, то же, в принципе, можно сказать и о деньгах.
Когда мы следуем своему внутреннему проводнику и идем по жизни вместе с потоком энергии, мы обнаруживаем, что денег у нас достаточно, чтобы делать то, в чем мы действительно нуждаемся и что действительно хотим делать.
Необходимость копить деньги часто отражает тот факт, что наша энергия где-то заблокирована.
Ваша способность обильно и мудро зарабатывать и тратить деньги основана на вашей способности быть каналом для Вселенной. Чем мощнее и открытее ваш канал, тем больше будет протекать через него.
Чем больше вы готовы доверять себе и идти на риск, следуя своему внутреннему проводнику, тем более вероятно, что вы получите столько денег, сколько нужно.
Вселенная будет платить вам, чтобы вы были самими собой и делали то, что вы действительно любите!
Елене Матвиенко
Не собирайте себе сокровищ на земле,… но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
[Матф.6:19-21]
В Евангелии от Луки описывается сцена одного из искушений Иисуса Христа первосвященниками и книжниками. Боясь наложить на Мессию руки открыто, они «подослали лукавых людей», задавших Иисусу вопрос: «Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Лук.20:23-25].
Именно так Господь предлагает решать проблему духовности и денег - проблему, волнующую человечество уже не одно тысячелетие и вставшую с новой остротой в наше время, являющееся переходным периодом в Эру Водолея и называемое в христианской традиции Апокалипсисом или Армагеддоном, а на Востоке - Кали-Югой, Чёрным Веком. Ещё «Вишну-пураны», которым несколько тысяч лет, давали такую характеристику нашему времени: «Имущество станет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения» .
В широком смысле проблема денег - это не столько вопрос о богатстве, сколько проблема отношений в сознании человека как микрокосмоса между его духовным миром и его бытом, материальной стороной жизни. Найти золотую середину между материальным и духовным пытались целый ряд деятелей философии, религии, науки, искусства. Вспомним хотя бы такие произведения художественной литературы, как роман «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, комедии «Сто тысяч» и «Хозяин» Ивана Карпенка-Карого, комедия «Венецианский купец» Вильяма Шекспира, пьеса «Скупой рыцарь» Александра Пушкина, повесть «Гобсек» Оноре де Бальзака, драмы «Живоглот, или же Паук» и «Олеся» Марка Кропивницкого, комедия «Скупой» Жана-Батиста Мольера, поэма «Мёртвые души» и повесть «Портрет» Николая Гоголя, новеллы «Ожерелье», «Миллион», «Плетельщица соломенных стульев», «Рука» Ги де Мопассана и др.
Прежде всего обозначим, что именно мы подразумеваем под словом «духовность». Существует множество определений в разной степени удачно или неудачно трактующих этот термин. В нашем понимании духовность начинается с преодоления сознанием чувства эгоцентризма, «духовного собственничества» и вхождения этого сознания в Иерархию Сил Света как сотворца, «созданного по образу и подобию Господа Бога», Верховного Творца. Природа Бога - это всеобъемлющая и всепроникающая Любовь и процесс творения-рождения всё нового и нового, всё более и более совершенного, восходящего на новые вершины гармонии. Человеку стать сотворцом-помощником Верховного Демиурга позволяет развитие сознания: не случайно имя «человек» значит «чело-сознание, идущее через века-вечность» . Развитию же сознания способствует материальный мир, куда оно воплощается. А материальный мир - это прежде всего мир форм, в которые заключены частицы духа (души, каждая из которых имеет своё индивидуальное сознание). Отношение каждой души к любой другой душе, группе душ или ко всем душам вместе взятым, к макрокосмосу и определяет как уровень её сознания, так и то, к какому лагерю сил - светлых, тёмных или серых - она относится.
Различия между тремя духовными лагерями определяются не только названиями и «цветовой характеристикой», но и внутренним устройством как самих лагерей, так и отдельных их представителей. Так, для лагеря Сил Света характерно чувство духовного равенства между душами независимо от того, на каком иерархическом уровне находится сознание каждой из этих душ. Все взаимоотношения в этом лагере строятся на принципах целесообразности и свободы воли каждой из братских душ. Каждое сознание творит на своём уровне, добровольно внося свою лепту в общее дело эволюции макрокосмоса-Вселенной, само название которой подчёркивает её «общежитскую», братскую суть .
Отношения в лагере тёмных сил являются прямой противоположностью отношениям в предыдущем лагере и строятся на насилии, железной дисциплине, беспрекословном выполнении нижестоящего иерарха приказов вышестоящего и запрещении личной инициативы и творчества. При этом сознание каждого из представителей этого лагеря стремится вобрать-всосать в себя все остальные души, обладать ими, став единственным и самым огромным «я» во всей Вселенной, подчинив себе и Верховного Творца.
Лагерь серых - это скорее не лагерь, а скопище душ, к которым относится и больше 9/10 человеческих душ. Сознание серых или, по определению Иисуса Христа, «тёпленьких», роднит с тёмными потребительство, желание обладания, но отличает стремление уйти от какой-либо ответственности. Другими словами, это сборище «профессиональных предателей», которые только ждут удобный момент что-то захватить, но при этом ничем не хотят рисковать.
О принципах построения трёх лагерей хорошо написал выдающийся русский духовидец Даниил Андреев (1906-1959) в своём фундаментальном труде «Роза Мира» в главе «Происхождение зла. Мировые законы. Карма» . Мы же их коснулись для того, чтобы потом было легче изложить отношения к материальному миру и в частности к деньгам представителей этих трёх лагерей.
Ещё в 6 веке до н.э. выдающийся древнекитайский философ Лао-Цзы сформулировал такой духовный принцип: мы владеем лишь тем, от обладания чем мы отказались. В книге «Дао дэ цзин» этот мудрец говорит: «Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен [своей жизнью]» (Стих 46). Римский стоик Эпиктет считал свободным только того человека, который желает лишь того, что может получить. В 17 веке английский философ Джон Локк назвал свободным человека, умеющего управлять своими страстями.
Другими словами, мы духовно имеем только то, к чему не привязаны, что, имея физически, не боимся потерять, а, не имея физически, не горим страстью приобрести. Этот принцип и даёт, на наш взгляд, ключ к пониманию проблем денег. Одним из краеугольных камней сущности тёмных является чувство собственности , которое и есть проявлением желания обладания - подчинения какой-либо души, заключённой в какую-то из форм, своей личной воле.
Сознание, идущее по пути Света, ни к чему не привязано потому, что доверяет себя Божьей Воле и знает, что Бог, когда надо, даст ему всё необходимое для его дальнейшего развития, а то, что уже не нужно - передаст тем сознаниям, которым это будет сейчас нужно на их теперешнем уровне развития. Сознания же тёмных и серых стремятся к накопительству всё большего количества форм и порабощению заключённых в них душ: разница лишь в том, что тёмные это делают путём открытого разбоя, а серые - преимущественного способом воровства. Деньги же, которые вначале возникли как своеобразный эквивалент труда, затрат психической и физической энергии на изготовление товара, опосредствованно способствуют достижению этой цели обладания-порабощения.
Стóит заметить, что деньги сами по себе обладают определённой магической силой, которая в первую очередь направлена на разжигание страстей обладания в серых и нападению с использованием малодушия и предательства серых на лагерь Сил Света. В качестве примера можно взять серию книг «Думай и богатей», предлагающих человечеству ни что иное, как занятие серой магией. Человек захотел иметь определённую сумму денег или какую-то вещь и начинает о ней постоянно думать, насыщая созданный им мыслеобраз эманациями своей психической энергии.
Раскручивается энерговоронка, которая возрастает в силе по мере того, как человек её подпитывает всё новыми эманациями психоэнергии. На каком-то этапе сила воронки становится достаточной, чтобы втянуть в себя то, обладать чем мечтает её породитель: джин из бутылки выходит, чтобы, исполнив три желания (=пробив три слоя ауры создателя такого мыслеобраза), стать обладателем души ничего не подозревающего об этом «мага-самоучки». При этом созданная им воронка втягивает, забирает вожделённое у тех, кто этим обладает физически, но имеет меньше сил, чем силы воронки.
Сам же породитель воронки вроде бы в совершившемся и не виноват: он же ни у кого конкретно из людей не собирался это забирать да и как будто не забирал (как ему кажется и как кажется человеку непосвящённому), а вожделённая им вещь «сама» к нему пришла. Но такое «очевидное» оправдание - ни что иное, как фикция, отнюдь не освобождающая вора от возмездия: тёмные только на время отсрочивают возвратный удар. И чем дольше этот удар не будет нанесён, тем сильней и неожиданней он будет потом: вспомним всем известную поговорку «Кого Бог больше любит, того больше наказывает», извращённо понимаемую большинством людей. На чистой поверхности становится сразу видным каждое пятнышко и его легче удалить, а на грязной - пятном больше, пятном меньше - незаметно и, чтобы её очистить, надо затратить куда больше сил и времени, чем на очистку едва замаранной поверхности.
За первой победой-приобретением начинающего серого мага у него возрастает сила и возникает желание обладания («хоть») чем-то бóльшим, чем он возжелал при первом разе. Приходит вторая, потом третья «победа» и джин входит в его душу. Способность концентрировать свою психоэнергию-волю и сосредотачиваться на мыслеобразах возрастает. Серый маг чувствует усиление своей магической силы и решается уже на открытый грабёж, превращаясь в чёрного...
Так совершается поэтапная так называемая «продажа души». При этом тьма использует серого мага как своеобразные ворота для внедрения в сферу людей, делает его Иудой-предателем: ведь непосредственно внедриться в человеческие души тёмные не могут и им нужен какой-нибудь посредник, который «откроет ночью ворота врагу», продавшись за 30 сребреников. Правда сумма денег или их вещевого соответствия (эквивалента) не обязательно будет соответствовать названной сумме, ставшей уже нарицательной, а будет равняться той величине, которая определённым образом соразмерна потенции и уровню сознания предателя, и за которую он сам согласится «продаться» .
Говоря о деньгах, стоит заметить, что они, будучи детищем обмена одного товара на другой (бартера) - созданные для облегчения и ускорения обмена, - со временем стали одним из важнейших средств подмены: первоначально относительно равноценный обмен превращается в обман-подмену. Проследим как это происходит. Деньги возникли на определённом этапе мены-торговли как своеобразный денежный товар: первые деньги изготовлялись из драгоценных металлов (золота и серебра), которые сами по себе были товаром. По свидетельству Геродота и других древних авторов, первые монеты начали изготовляться в малазийской стране Лидии в 7 веке до н.э. Материалом для них служил электрон - сплав серебра и золота. Через несколько десятилетий начали чеканиться монеты в греческом городе Эгине. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, её колониям, в Иране, а затем у римлян и среди славянских племён . Монеты из драгоценных металлов были точным выразителем природы денег: монета обладала одновременно и денежным знаком, и денежной товарностью.
Со временем деньги стали изготавливаться из более дешёвых металлов и стали терять свою товарность, но сохраняли свою знаковость. Позже появились банкноты, которые тоже сохраняли знаковость, но товарность которых уже была сведена почти к нулю. Выпуская банкноты, государственный банк обязывался подтверждать значимость денежной единицы страны золотым содержанием - количеством золота, имеющегося в этой стране и приходящегося на каждую из банкнот. Но проконтролировать количество золота в стране очень сложно и это позволяет банкам выпускать банкноты, не подкрепляемые реально тем уровнем золотого содержания, который официально объявляет госбанк.
Вспомним по этому поводу интересный и поучительный факт, когда президент Франции генерал Шарль де Голль в 1960-тые годы собрал все имеющиеся в стране доллары США и попросил Соединённые Штаты поменять их на золото. После этого США долгое время «дулись» на Францию, прекратив с ней экономические отношения, потому что реальный курс доллара был куда ниже объявленному.
Или вот ещё один факт, который можно встретить в прессе и который касается тех же США: на выпуск одной стодолларовой купюры они затрачивают 3 цента, а вывозят товар на 100 долларов, и если бы все страны мира одновременно попросили бы США поменять имеющиеся у этих стран доллары на какие-либо ценности, то США сразу же должны были б прекратить своё существование. Несоответствие реального и объявленного курсов и позволяет делать подмены: через «пустые», неподтверждаемые золотым запасом деньги выкачивать имеющие реальную стоимость товары и сырьё из экономически более слабых стран в более сильные (а чаще - и более наглые, агрессивные, «бессовестные») страны.
Со временем подобные подмены приводят к тому, что во всём мире воцаряются валюты нескольких экономически более развитых стран. Эти валюты всё более становятся знаковыми и помогают ещё сильнее закабалять отсталые страны. В конечном счёте к власти придёт валюта одной страны, которая совершенно не будет соответствовать «своему золотому содержанию», но будет контролировать золото и экономику всех остальных стран. На смену же ей придёт эквивалент эквивалента: деньги, будучи эквивалентом труда-товара, заменятся электронным эквивалентом - в высшей степени условными и нематериальными деньгами. При помощи такой метаморфозы денег те же отдельные «компьютернопродвинутые» хакеры смогут быстро и, так скажем, довольно ощутимо обогащаться (правда, до поры до времени), не выходя из дома.
По ходу стóит заметить, что согласно учению Агни Йоги, данной нам для этого переходного периода, воровство денег или вещей плохо само по себе в первую очередь не потому, что кто-то лишается чего-то, а потому, что воровство усиливает чувство собственности как у укравшего, так и у того, у кого украли. Именно чувство собственности имел ввиду Иисус Христос говоря, что «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» [Лук. 18:24-25]. При этом отметим, что та же Агни Йога советует давать милостыню не деньгами, а вещами, продуктами или помочь человеку физическим трудом - чтобы меньше способствовать возникновению чувства собственничества.
Говоря о богатых, следует подчеркнуть, что не каждый богатый является собственником: вспомним хотя бы примеры Будды или ученика Серафима Саровского помещика Мотовилова. Собственник, мещанин - это только тот, кто одержим страстью обладания. Можно не иметь ничего и быть при этом собственником, а можно иметь миллионы и не быть собственником и даже попасть в Царствие Небесное. Показателен на этот счёт пример с Буддой и двумя из Его учеников. Один из них жил в большом богатстве, а другой не имел ничего, кроме одежды на себе. При этом Будда каждый день бедняка укорял в чувстве собственности. Наконец каждый раз обижающийся ученик-бедняк не выдержал и спросил о том, почему Учитель его, ничего не имеющего, постоянно ругает за чувство собственности, а богатому ученику ничего не говорит. На этот вопрос Будда ответил, что этот богатый ученик не привязан к своему богатству, а вопрошающий хотя и не имеет ничего физически, но постоянно горит внутри страстью обладания богатством и всем своим существом привязан к нему.
Итак, важна не столько сумма денег сама по себе, сколько отношение к ней. Вспомним случай, когда богатые жертвовали в храме очень дорогие вещи, чтобы показать высокую веру и любовь к Богу, а Иисус Христос сказал, что больше всех пожертвовала Богу вдова, положившая на жертвенник всего лишь лепту - самую мелкую монету: ибо богатые жертвовали от избытка, а вдова ничего, кроме этой монеты не имела.
Понятие богатства и бедности в определённой мере относительны и критерием того, приносят ли вред деньги конкретно какому-то человеку или нет будет, скорее всего, только его внутреннее состояние (мысли и чувства) в отношении этих денег. Важно, чтобы человек думал о делаемом им деле, а деньги воспринимал только как одно из средств к его воплощению. Для пьяницы и несколько рублей много и как только они появляются, он их сразу же пропивает. А кто-то действует на уровне страны и у него несколько миллионов долларов не вызывают никакого одержания и он думает о том, как их лучше всего использовать. Хотя, учитывая магическую силу денег саму по себе (не случайно на тех же долларах США множество разных масонских знаков), следует сказать, что каждая сумма денег имеет и свою определённую магическую силу. Но действие этой силы на людей относительное и зависит от уровня сознания, духовной направленности и идеи, которой этот человек служит. Не случайно Иисус Христос говорил, что «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» [Лук. 19:26].
Многие, будучи бедными, боятся при этом быть нищими. Вспомним, что на Руси церковь иногда благословляла некоторых духовно сильных людей на нищенство как на один из путей духовного делания. Взявший на себя такой крест подвижник полностью полагался лишь на Волю Божью и на свой труд, достигая состояния, являющегося идеалом религиозного чувства. Именно поэтому Иисус Христос в своей нагорной проповеди подчеркивал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» [Матф. 5:3]. Блаженны те, кто у Бога, как нищие милостыню, просят Мудрости и Любви. Вспомним великого мудреца и святого древности царя Соломона, который у Бога просил не богатства, как другие цари, а лишь мудрости. Дав Соломону по его просьбе мудрости, Господь дал ему и всё остальное в придачу. Большой праведник, полагающийся только на свои ум и силы, отстоит от Бога дальше, чем последний грешник, в глубине души которого живёт способность любить и упование на Волю Бога. Такому грешнику будет легче раскаяться в своих грехах и блудным сыном вернуться к Отцу Небесному, чем праведнику, который силой воли способен заставлять себя поступать по заповедям Божьим, но потерял при этом любовь и способность прощать другим их грехи.
Воздействие денег на некоторых людей может привести к одной из форм одержания, на первый взгляд совсем разных, но являющихся двумя сторонами одной медали - или к накопительству, или к транжирству, расточительству. Не случайно духовидец средних веков итальянец Данте Алигьери в своём мистическом путешествии по иноматериальным мирам увидел и скупцов, и расточителей в одном месте (в 4-м круге Ада), где «два сонмища шагали, рать на рать, толкая грудью грузы, с воплем вечным; потом они сшибались и опять с трудом брели назад, крича друг другу: «Чего копить?» или «Чего швырять?» - и, двигаясь по сумрачному кругу, шли к супротивной точке, с двух сторон, по-прежнему ругаясь сквозь натугу; и вновь назад, едва был завершён их полукруг такой же дракой хмурой» .
О скупых говорит и Лао-Цзы: «Кто многое сберегает, тот понесёт большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» (Стих 44).
О тех, кто знает меру он также говорит: «Я бережлив, поэтому могу быть щедрым» (Стих 67). О правильном отношении к материальным ценностям говорит и такой наш омоним, как «добро», которое в материальном плане подразумевает имущество, а в духовном - владение высокими духовными качествами. То есть добрый человек - это не тот, кого можно назвать душевным скупердяем или транжирой, а тот, кто находит правильную меру в отношениях между собой, некую пропорцию между излишней принципиальностью и беспринципностью.
Стóит заметить, что каждая душа на определённом этапе своей эволюции проходит испытание безденежьем, а на определённом - избытком денег. И часто пройти второе испытание оказывается куда сложнее первого. В наше же время, являющееся переходным в эру Водолея, когда происходит ускорение эволюции и сильная поляризация общества , практически все люди вынуждены проходить одно из этих испытаний. При этом процессы глобализации способствуют всё большему усугублению такой поляризации. Человеческие отношения в обществе абсолютизации потребительства и неимоверного увеличения товаропотока способствует тому, что единицы могут за короткое время быстро и сильно обогатиться, а огромное количество других людей также быстро оказываются за чертой бедности.
Хотя надо признать, что подобные по своей сути проблемы характерны не только для нашего времени. Обращаясь к тому же Лао-Цзы, в его вышеупомянутом небольшом по размеру трактате «Дао дэ цзин» мы находим достаточно много мест, касающихся вопроса духовности и денег. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты, [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной] пищей и накапливает излишние богатства. Всё это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением Дао» (Стих 53). «Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов» (Стих 75). «Совершенно-мудрый справедлив и не отнимает ничего у другого. Он бескорыстен и не вредит другим» (Стих 58). «Совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму» (Стих 70).
Издревле считалось, что духовной практикой обычный мирянин может успешнее заниматься при среднем достатке: бедный человек слишком захвачен заботами о материальной стороне своей жизни, а богатый находится в иллюзии, что за деньги он может всё купить, в том числе и духовность. Сейчас же утяжелённые условия физического существования призваны ускорить период духовного созревания человечества. При этом деньги, достаток образуют своеобразные касты, отсеки общества. Причём нельзя сказать, что быть богатому лучше или легче. Ведь богатый находится в постоянном напряжении, создаваемом деньгами и заботой об их сохранении и приумножении, а также сильно подвластен тем правилам и огромным ограничениям, которые ему диктует заведённый в его круге-касте образ жизни.
Так что не в деньгах счастье и не в их количестве, а в сохранении человеком способности творить и связанной с ней свободы воли, а также в умении находить всему правильную меру, «отдавать должное» кесарю и Богу, знать кому какую «часть» отделять. Не случайно само слово «счастье» имеет в себе ту же «часть» и подразумевает гармоничное сочетание частей в духовное целое, причастность каждого сознания к делу эволюции и замыслу Верховного Творца.
Примечания:
Ср. нем. Mann, англ. man («человек»), сокоренные санскр. manas («разум») и лат. manus («рука» - орган, эволюционно наиболее высокоразвитый и теснее других связанный с мозгом и сознанием).
Ср. франц. bras («рука»), рус. «брать», «братья», «собраться»; Вселенная-вселённая = населённая, калька с греч. «ойкумена», где «ойкео» - «обитаю, населяю, живу».
Лексема «собственность» имеет общее происхождение со словами «собственность», «особь», «особа», «обособленность», «способ», «свой», «свобода», «способности».
Кстати, всё равно при этом продешевив.
Лексема «монета» («денежный знак, отчеканенный из металла») берёт своё начало от лат. moneta, которое первоначально означало «монетный двор», который был устроен древними римлянами при храме богини Юноны. По преданию, Юнона пообещала римлянам, что в войне с Пирром они не испытаю недостатка в деньгах, если будут справедливо вести эту войну. Когда обещание богини исполнилось, римляне назвали её «Монетой», что означает «советница», «предостерегающая».
Деление на библейских «козлов» и «овец».
Список литературы:
- Алигьери Д. Божественная Комедия. - М.: Интерпракс, 1992. - 624с.
- Андреев Д.Л. Роза Мира / Сост. и подгот. текста А.А.Андреевой. - М.: Иной Мир, 1992. - 576с.
- Библия.
- Лао-Цзы. Дао дэ цзин / Древнекитайская философия. Т. 1. - М.: Мысль, 1972. - С. 114-138.
- Лямець С.Л. Грошовий обіг в Україні за Античної доби // Журнал «Фінанси України». - №12. - 1998. - С.110-113.
- Сидоров В.М. Мост над потоком // Журнал «Москва». - №4. - 1988. - С.7-78.
Андрий Будугай, Ольга Будугай,
Украина.
Экология сознания: Деньги и духовность – два абсолютно равноценных крыла. Если человек отдает предпочтение одному из них, то ощущение необыкновенного полета души, от которого мы получаем наслаждение, просто не появляется, оно становится невозможным
Деньги – это нечто духовное.
Деньги есть жизнь.
Без денег в нашем обществе никто не может выжить.
Деньги дают нам возможность для выживания.
© Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, основатель метода “семейные расстановки”
Деньги и духовность – два абсолютно равноценных крыла. Если человек отдает предпочтение одному из них, то ощущение необыкновенного полета души, от которого мы получаем наслаждение, просто не появляется, оно становится невозможным.
Почему? Потому что природа, Бог, Абсолют, Творец, как бы вы его ни называли, устроил так, что мы живем в совершенно материальном мире. Наша задача – продолжать род, давать жизнь новым поколениям. Мы должны нести ответственность за наших детей, воспитывать, учить и сопровождать их в этой жизни.
Если у вас есть дети, значит, существует и партнер, следовательно, вы несете ответственность и за него. Наш мир материален, и если мы отказываемся, пренебрегаем его правилами, то нарушаем базовые законы природы. С другой стороны, у каждого из нас в душе есть некий импульс к тому, что этот мир живой и любой человек имеет свое предназначение. И существует нечто большее, что этим управляет.
Мы видим, что мир экзистенциален и феноменологичен, знаем, что планета вертится, сердце бьется, а жизнь течет. И этому есть какое-то разумное объяснение. Но потребность в духовности присутствовала у человека столько, сколько он существует на планете. Соответственно, если приходится убирать какой-то аспект из жизни, мы перестаем быть полноценными, чувствуем себя менее наполненными.
Для меня абсолютно очевидно, что люди, которые отказались от материального мира и выбрали духовность, не так полноценны, как, возможно, было задумано природой. Если вы оставили материальную ответственность, ушли в Гималаи, в пещеры, отказались от того, что природа вам здесь дала, то для меня это движение против природы.
Один из моих учителей рассказал мне интересный случай. История была об одном христианском почитаемом священнослужителе, который не мог долгое время умереть. А святые знают, что если один из них не может уйти спокойно, значит есть грех, который не дает ему покинуть мир. Все были удивлены: если человек такой величины, какой же у него может быть грех? Он долго страдал, пока однажды утром не позвал своих братьев и попросил, чтобы они помогли встать ему на ноги. Когда те держали его, он посмотрел на своё тело и сказал: «Прости меня, мой бедный осел, ты так много от меня пострадал». Он совершил преступление против плоти, придерживаясь аскетизма – не доедал и не досыпал.
Таким образом, если мы идем против природы, в какой-то мере также являемся преступниками. Для меня материальная и духовная стороны абсолютно равноценны. И если человек говорит, что успешен в духовной сфере, но терпит неудачи в материальной, я считаю его не совсем гармоничной личностью, равно как и наоборот. К счастью, есть люди, которые преуспевают в одной и другой области. Я вижу, что их развитие на порядок быстрее, чем у тех людей, которые, скажем так, гребут одним веслом.
Разница между духом и материей – все равно, что разница между водой и льдом: замерзшая вода есть лед, а растаявший лед есть вода. ©Хазрат Инайят Хан, индийский музыкант и философ, суфий
Теперь о деньгах и бизнесе. Духовность и деньги многие считают не совместимыми понятиями. Это абсолютно не правильное представление. По определению, высокодуховный человек должен обладать искренним состраданием, желанием помочь нуждающимся, нести свет любви и добра в этот Мир. Если человек сам едва сводит концы с концами или вообще нищий, какая может быть духовность. У него одни мысли, где взять денег на самое необходимое. Эти его мысли о нехватке денег блокируют его от потока изобилия в его жизнь и денег больше не станет, как бы он не старался. Получается замкнутый круг, который можно разорвать только при помощи духовного и личностного развития. Почему одни бедные, а другие богатые? Да потому, что основной Закон Вселенной никто не отменял и работает он безупречно. Говоря простым языком, как и о чем человек думает, так и живет. В Евангелие от Матфея 25:29 есть такие слова: «Ибо всякому имеющему дастся и преумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». Мы носим причины своего несчастья или блаженства, рая или ада внутри себя. Чтобы с нами не происходило – это случается из-за нас. Подобное привлекает подобное. Вот и подумай, о чем ты сейчас думаешь, а в следующий момент подумай над тем, что произошло, что ты притянул в свою жизнь. Если ты открываешь свой бизнес только для того, что бы заработать денег, а сама деятельность тебе не доставляет удовольствия и радости, то он не будет успешным, а ты не станешь счастливым никогда. Счастье, не в будущих достижениях, а в тебе, и, если есть это чувство подъема настроения и энергия бьет через край и зовет к действию, то это состояние, прямо сейчас, притянет к тебе ситуации и возможности для еще большего счастья. Осознай это. Деньги приходят к тому, кто умеет радоваться, как их поступлению, так и их тратам. Беспокойство о деньгах приводит к блокировке их поступлений. Применяй в своей жизни каждый день пять принципов:
- Не гневайся;
- Не беспокойся;
- Будь исполнен благодарности;
- Посвящай себя полностью работе (прежде всего духовной);
- Будь добрым к людям.
Осознание этих постулатов и применение их в каждодневной жизни наполняет человека жизненной энергией. Появляется энергия для реализации своих намерений, появляется радость от осуществления своих планов. Энергия радости притягивает энергию изобилия. Вселенная создает условия для исполнения задуманного и процесс улучшения благосостояния запущен. Главное сохранить такой настрой, в не зависимости от нежелательных ситуаций, которые будут случаться на первых порах, пока подсознание еще не полностью освободилось от негативных установок. Поверь в себя. Поверь в свою Божественную сущность и двигайся вперед и вглубь себя. В будущем счастья и радости нет, осознай это. Будущее – это то, что ты создаешь каждый момент своей жизни сейчас. У меня есть множество полезной информации, которая поможет тебе быстрее и безболезненно осознать основы изменения своего сознания. Если тебе нужна помощь, то напиши мне в форме ниже, какая основная проблема мешает тебе прямо сейчас жить полной и радостной жизнью. Я вышлю тебе подходящий материал для освобождения от нее, абсолютно бесплатно, или пообщаемся в скайпе или по электронной почте, если возникнет такая необходимость. В свободный доступ эта информация выставлена не будет. Она слишком ценная для меня. Для меня важно, получить ответную реакцию на мою помощь, что бы опять не выгореть, помогая людям бескорыстно. Когда я получаю искреннюю благодарность от человека и вижу, что он стал более счастлив и успешен, благодаря моей помощи, энергия радости наполняет меня, и намерение помогать людям увеличивается. О важности обмена энергиями будет отдельная статья. Ваши отзывы и пожелания будут стимулировать меня к написанию новых статей. Жду твоих отзывов. Поделись с друзьями, если понравилась статья. До новых встреч.
«Как наладить отношения с деньгами?» - с таким вопросом чаще обращаются ко мне женщины. Деньги – придуманы людьми и для людей. Точнее для удобного взаимообмена.
Оглянитесь и поймите, что весь этот круговорот денег происходит только вчеловеческомобществе.
В мире зверей, птиц обходятся без них. И там царят иные законы: кто сильнее, быстрее, терпеливее, тот и сытый. Человеку сытости уже мало. Ему хочется большего. Так, происходит обмен – ты мне деньги, а я тебе товар или услугу.
Деньги – эквивалент обмена.
Действительно, времена выживания ушли. Есть много желаний, целей, которые хочется реализовать. Деньги нужны, отсюда возникает все чаще вопрос: “Как привлечь деньги в свою жизнь?”.
Женщины забывают наладить отношения с деньгами, начинают изучать способы привлечения денег. Прежде всего надо изменить свое отношение к деньгам и выучить законы денег.
Как наладить отношения с деньгами?
Вы узнали, что деньги получаете за обмен. Сами они не приходят и не притягиваются. Могут поступать к вам, но лишь по воле и после удовлетворения потребности другого человека.
1. Отношения с деньгами наладятся, если вы будете помнить о пользе
Без других людей деньги к вам не поступят. Люди, организации (в которых тоже люди) платят за полезное, что вы можете обменять на них, реальное и нужное, очевидное и конкретное.
Проблема отношения к деньгам исчезнет, если вы начнете мыслить на языке пользы.
Руководитель платит за пользу, которую вы даете компании. Можете получить деньги за сдачу в аренду своего имущества - польза, которую получит арендатор.
Даже пособие от государства вы получаете, но за ранее отработанное время и сделанные в социальные отчисления в бюджет.
При этом количество денег будет напрямую зависеть от количества пользы и людей ее получивших в результате вашей деятельности.
Вы можете создать что-то сверх ценное для миллионов людей (Билл Гейтс) и получить очень много денег. А можете сделать что-то небольшое для ограниченного круга людей.
Продажа своего времени не особо ценное предложение на рынке, а нужна конкретная полезность и ценность. Ошибка многих женщин, что они просто «ходят на работу», не думают о выдаваемой пользе.
Вы не покупаете время своего доктора, маникюрши, парикмахера, массажистки и т.д. - вы покупаете ту пользу, которую они дают и за это платите деньги.
Вам действительно деньги не нужны, если вы не живете в социуме, среди людей и не пользуетесь благами созданными ими же.
2.Отношения с деньгами такие же, с каким состоянием вы платите.
Тяжело, с негативом, раздражением – значит, достаются не просто. Негативное отношение к деньгам возникает от необходимости их зарабатывать на не любимой работе, либо не с теми людьми с которыми хотели бы работать.
Когда дело нравится, идете на работу с удовольствием, живете этим, думаете о росте, внедрении чего-то нового, придумываете идеи.
Думаете о развитии, раскрытии своего потенциала. С другой стороны понимаете, что с ростом профессионализма, вам весь мир клиентов и не нужен. Вы начинаете их фильтровать. Работать с теми, с кем приятно.
Поэтому деньги выступают как инструмент фильтрации тех, кто хочет «много и бесплатно», кто будет искать в вас «червоточинки».
В этом плане, деньги прекрасные помощники. Работать много и со всеми подряд – не про то, как получать деньги легко и с удовольствием.
Начните наблюдать, за что вы платите, что вы покупаете. Кому вы отдаете свои деньги с удовольствием, а кому – с раздражением.
Одна из участництренинга, сделала для себя много открытий, собрала несколько десятков идей, когдастала отслеживать свои состояния.
3.Отношения с деньгами начинаются с их принятия
Чтобы начать принимать и понимать деньги, стоит прояснять для себя слова и понятия, выучить язык денег, законы денег. Например, что такое деньги для вас, мы делали , прочитайте.
Разобраться с таким понятием, как управление деньгами. Именно из-за не знания систем управления деньгами начинаются «американские горки» ваших отношений с деньгами . Внедрение системы управления дает правильное отношение к деньгам, как к средству реализации целей.
С экономической точки зрения, выстраивание отношений с деньгами, начинается с семейного бюджета. Денежный поток - не абстрактное понятие. Это система, внутри которой и происходит реальное движение денег.
4.Отношения с деньгами выстраиваются при гармонизации потоков.
Есть входящий поток денег. Есть исходящий поток денег. Деньги находятся постоянно в движении. Готовность постигать науку управления этими потоками - ваше истинное отношение к деньгам. Для этого придется не просто знания осваивать, а внедрят их в практику:
- умение находить баланс между этими потоками
- иметь четкое представление о желаемой жизни и выстраивать баланс между “хочу и могу”
- воспитывать в себе привычки полезные для ваших денег, а не только отдавать предпочтение «хочушкам » сейчас
- быть в гармонии с собой :работать над собой, своими личностными качествами, освобождаться от не эффективных программ и сценариев отношения к деньгам
- понимать свои потребности и желания , а так же осознавать эмоции
- изменить отношение к богатым , богатству и избавиться от психологии бедности
- быть эффективной в действиях , как в умении работать, так и в умении отдыхать
- определить денежный психотип
При внедрении – ваше отношение к деньгам будет иным, без мистики, бессмысленных поисков и трат времени.
5. Соблюдайте законы денег, чтобы наладить отношения
Проблема отношения к деньгам уйдет окончательно при соблюдении законов денег.Вам надо выучить основные законы денег и выполнять. Есть много разных законов денег. Большинство из них известны и растиражированы . Практичные и действительно полезные, которые рекомендую.
Законы от Брайана Трейси
Закон выбора. Вы и только вы выбираете свой уровень финансовой благополучности.
Быть бедной или богатой - ваш выбор. Даже если вы родились в бедной семье, имеете социалистическое воспитание - вы сами можете сделать сегодня свой выбор и избавиться от негативных установок и убеждений по поводу денег. Вы можете изменить свой фокус внимания и начать видеть возможности для увеличения доходов и снижения расходов.
Вы и только вы сами решаете работать вам там, где не платят или платят мало. Только вы упускаете возможности найти хорошую работу, поскольку твердо верите в то, что такой нет в вашем пространстве.
Закон обмена. Если вы проработали определение денег, то четко представляете ценность своих предложений.
И если вы уже знаете, что она высокая, польза от вашей деятельности реальна, но по каким-то причинам вы все же не получаете желаемого, то скорее всего вы обесцениваете свои желания. Либо они реально не важны, либо вы не верно их сформулировали. На истинные желания всегда приходят деньги.
Закон магнетизма. Обрадую вас информацией о том, что деньги могут притянуться.
Мечта женщин - видеть себя денежным магнитом. Ваш магнит - не абстракция, а ваши внутренние достоинства и качества, навыки и умения. И конечно – поведение.
Вы знаете, что «деньги тянутся к деньгам». Есть ли у вас свободные деньги, которые стали бы магнитом для новых? Вы слышали, что надо много отдавать, чтобы много получать. Отдаете ли вы банку много денег?
Часто встречаю другую позицию. Хозяйка знает, что дает ценную и качественную услугу, но так и не удосужилась донести информацию до клиенток. В результате она много отдает того, что даже сама не оценила.
Закон временной перспективы. Деньги работают во времени.
Наивно полагать, что богатыми становятся мгновенно, буквально, за считаные дни или месяцы. Достижение финансовой независимости – это всегда работа на перспективу. вы не можете увидеть результаты сразу, но вы можете зафиксировать рост ваших доходов ведя учет.
Можете увидеть действие этого закона на примере вашего банковского вклада. Проценты по нему вам начисляются через определенное время.
Закон сохранения и бережливости. Вряд ли измените свое финансовое состояние, если будете лишь тратить деньги.
Не могу согласиться со своими коллегами призывающими к тратам. Да и противоречит это предыдущим законам денег. Все в меру и в соответствии с законами денег.
Все знают, что откладывать деньги – это хорошо. Вы спокойно можете откладывать 10% любого вашего дохода. При выстроенной системе управления деньгами, процент может быть и выше. Главное иметь такую систему и реально ей придерживаться.
Закон анализа. Все ваши финансовые шаги должны быть продуманными и взвешенными.
Проводить анализ того, как вы зарабатываете и как тратите, нужно хотя бы раз в неделю. Ситуацию с деньгами нельзя пускать на самотек. Нужно постоянно искать пути разумного управления собственными деньгами.
Закон капитала. Да, К. Марк создавая свой одноименный труд знал его важность. А вы знаете?
Я вас понимаю, что читать его книгу не просто.Главное запомнить, что капиталом является все то, чем вы обладаете: физическое здоровье, умственные способности, навыки, знания. И все это важно научиться ценить самим. И из этого закона выходят два следствия
Два важных следствия
Первое следствие из закона капитала. Самый драгоценный ресурс – это время.
Ваше время – это на самом деле всё, что вы можете продать. Ваша способность зарабатывать во многом определяется тем, сколько времени вы вкладываете в работу,и сколько себя вы вкладываете в свое рабочее время.
Неумение управлять временем – одна из главных причин низкой производительности труда в любой индустрии. По статистике люди реально работают 20% времени. Вы знаете сколько времени работаете? Посчитайте.
Второе следствие. Время и деньги можно либо тратить, либо инвестировать.
До некоторой степени время и деньги – взаимозаменяемые понятия. Если вы тратите их, они уходят навсегда. Вы не можете их вернуть. Они становятся канувшей в прошлое стоимостью.
С другой стороны, вы можете их инвестировать, и в этом случае вы получаете с них дивиденды, которые можно использовать снова и снова. Если вы инвестируете время или деньги в приобретение новых знаний или совершенствование своих навыков, то можете увеличить свою ценность.
Развивая свою способность повышать результаты своей деятельности, вы развиваете способность зарабатывать и увеличиваете личный доход.
Как реализовать на практике изменения?
Если вы готовы изменить отношения с деньгами , начинайте с тренинга: “Прорыв к финансовому благополучию”.
Вот один из отзывов тех, кто уже побывал на нем:
Галочка учит “не для галочки”, а для результата!)
Мое участие в тренинге Галины “Я и деньги. Как наладить взаимоотношения с деньгами” не назовешь случайным. Последний год я только и занимаюсь тем, что глобально пересматриваю свое отношение к деньгам и жизни в целом.
Успела побывать на тренингах и курсах известных тренеров, но постоянно было ощущение, что что-то не до конца докручено. Это как пазлы, все элементы вроде собрал старательно, а один из пазлов где-то затерялся. Картина вроде вырисовалась, а чувствуется незавершенность. И от этого становится грустно. И тут на тебе – пазл нашелся!!!
Мой любимый тренер Галечка Лисецкая (да! теперь только так))) довольно ненавязчиво смогла показать мне – какой бардак творился в моем сознании. Она научила меня смотреть на ситуации не поверхностным взглядом, а искать причину изнутри. Потрясающая обратная связь. Самоотдача на 100%. Редко какой тренер или коуч вкладывает всю душу в своих учеников, все наскоком, “для галочки”. А здесь царило полное участие специалиста и оперативная обратная связь. Галина болеет за каждого, кто к ней пришел за помощью! Тонко слышит, подробно анализирует и поддерживает на протяжении всего обучения.
В процессе обучения всего за 1 неделю мне удалось исправить свои ошибки и проколы в своем финансовом мышлении. Я научилась не отделять финансовую сторону жизни от жизни в целом. Это колоссальный прорыв для меня, к которому я шла на протяжении долгого времени. У меня словно открылись глаза! Прояснилось сознание и есть готовые инструменты, с помощью которых я четко понимаю – куда и как мне двигаться дальше к успеху и процветанию. Сколько денег мне нужно для счастья, как их раздобыть и что для этого нужно сделать.
Если вы в сложной ситуации, если не понимаете, как распутать клубок финансовых проблем – доверьтесь Галине Лисецкой. Поверьте, ее опыта, мудрости и знаний хватит с головой, чтобы помочь вам!
Анна Власова, руководитель Элит-фонда продающих текстов “Anima Text”