Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).
Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.
Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.
Королевская власть при династии Капетингов
Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.
Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.
Обряд коронации
Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.
Усиление королевской власти в XII-XV веках
Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.
При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.
При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта
К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.
Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.
При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.
В Германии к XIII в. сложилась более дробная феодальная лестница, чем во Франции. В Германии существовало семь рангов или воинских щитов - ступеней феодалов, а во Франции - четыре ранга феодалов: король, непосредственные вассалы короля - пэ’ры - герцоги, графы, епúскопы, субвассалы - бароны, викóнты, аррьéр-вассалы - рыцари.
В Германии первый ранг принадлежал императору, который занимал высшую ступень. Второй ранг - держатели ленов - феодов со скипетром составляли духовные князья - епископы и аббаты, которые участвовали в военных походах. Третий ранг составляли светские князья - держатели ленов со знаменем - князья, герцоги, графы, пфальцграфы, ландграфы, маркграфы. В IX в. насчитывалось 4 князя, в конце XII в. - 16 князей, в XIV в. уже 44. Они являлись непосредственными вассалами короля, держащими от него свои лены. Четвертый ранг составляли графы - фóгты - служилая знать, вассалы князей. Пятый ранг - свободные господа - фрéйгерры - имперское рыцарство, являвшееся вассалами графов. Званием рыцаря обладали те, у которых два предка носили оружие. Шестой ранг имели рыцари - вассалы свободных господ, однощитные рыцари, которые не могли иметь вассалов и не обладали судебными правами над подвластным населением. Уголовный суд с правом назначения смертной казни не вручался ниже четвертого «щита» (ранга).
Отношения внутри феодалов регулировались правилом «вассал моего вассала не мой вассал». В седьмой ранг включались «неблагородные» свободные - шéффены, являвшиеся судьями в общинных судах. Благодаря существованию весьма дробной феодальной лестницы сеньоров и вассалов, значительная часть империи не подчинялась императорской администрации и суду.
Крестьянство Германии в XII - XIII веках разделялось на три основные группы:
1. Лично - зависимые крестьяне, которые составляли большинство немецкого крестьянства. Положение их было аналогично положению французских сéрвов.
2. Чиншевикú - поземельно-зависимые пожизненные или наследственные цензитáрии, платившие определённый чинш - ценз, оброк за обладание землей.
3. Свободные крестьяне - собственники своей земли - аллодúсты, имевшие в частной собственности определённое количество земли - от 10 до 35 десятин земли. Их в Германии насчитывалось довольно много. О формах крестьянского землевладения смотри вопрос: Вещное право Франции и Германии Франции и Германии в X-XVIII веках.
Раздробление Германии на княжества и причины ослабления в ней императорской власти
В Германии период феодальной раздробленности отодвинулся на значительно более поздний период. Королевская власть здесь переживала как бы «обратный» путь развития: от известного единства в IX-XI веках к децентрализации в XII-XIII веках. В то время, когда во Франции феодальная раздробленность достигла наибольшего развития, Германия ещё сохраняла своё единство, хотя и здесь начинался процесс феодальной децентрализации. И, наоборот, с середины XIII в., когда во Франции уже значительно усилилась королевская власть, в Германии происходил процесс усиления территориальной власти князей, политическое раздробление на княжества, которые просуществовало до XIX века. В Германии наметился распад королевства на отдельные территориальные государства - княжества, внутри которых и происходил процесс централизации.
Причинами ослабления императорской власти в Германии являлись:
1. В Германии не сложилось наследственной власти императорской династии в одном роде. С прекращением Каролúнгской династии, то есть с 911 г. в Германии королевская власть сделалась избирательной, переходила из одной княжеской фамилии к другой. Император являлся лишь одним из сильнейших князей. Император избирался из членов определённого рода, то есть сочеталось избрание и наследование. Таким образом, Германия в течение целых девяти веков (911 - 1806) представляла собой наследственно - избирательное государство.
Избрание ослабляло власть императора. Каждый, желавший стать императором, вынуждался делать избирателям - князьям-выборщикам уступки из прав, принадлежавших его предшественникам, и опять уступал, чтобы обеспечить избрание своего сына. В Германии не образовалось постоянного территориального владения императора, вокруг которого могли бы объединяться германские земли, как во Франции королевский домен Капетúнгов. Капетинги сумели сохранить для своей фамилии королевскую власть, бывшую в принципе избирательной, но сделавшуюся фактически наследственной.
2. Начиная с Оттóна I, германские короли постоянно стремились обладать Северной Италией и императорской короной Рима. В итоге для итальянцев их император был слишком немецким королем, а для немцев их король - чересчур римским императором. Чтобы удержать в повиновении Италию и получить от папы римского титул императора и водрузить на свою тевтонскую голову призрачную корону, немецким королям приходилось то и дело совершать туда дорогостоящие военные походы. В погоне за Италией и за императорской короной немецкие короли пренебрегали упрочением своего положения в Германии и делали князьям и городам уступку за уступкой, лишь бы иметь на своей стороне вооружённые силы своих вассалов в их походах в Италию. За германскими князьями император признал право чеканки монеты, взимания в их пользу налогов и пошлин, право высшей юрисдикции.
3. С середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней угрозы, которая бы требовала сильной императорской власти.
4. Борьба папства и империи, ослаблявшая императоров. Духовный глава Запада папа римский боролся со светским главой Запада германским императором за верховенство, за освобождение от власти германских императоров, за инвеституру - право назначения высших церковных сановников.
В средневековом католичестве возобладала идея подчинения государства церковной власти. Светские государи - императоры, короли считались вассалами папы, подчинёнными ему не только в церковных, но и светских мирскúх делах. Светская власть при этом не имела права вмешиваться ни в какие духовные дела. Законы, издаваемые государственной властью, если они становились в противоречие с требованиями папы, могли быть им отменены.
Светская власть, в случае неисполнения требований папы, могла быть смещена с передачей её другому лицу. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями стал интердúкт - запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Путём отлучения церковь ставила человека вне церковного общения, обрекая его душу, согласно господствовавшим в то время представлениям, на вечные мучения.
В этой борьбе с германскими императорами папство поддерживало все силы, враждебные императору в Германии и Италии, то есть немецких феодалов и итальянские республики. Избирательная императорская власть, вечно нуждавшаяся в поддержке, в помощи вассалов против мятежных итальянцев и враждебных пап, делала уступки князьям. Папа римский отлучал императора от церкви и даже низлагал его с престола.
Итальянские походы и споры с папой заставляли императоров делать уступки помогавших их политике князьям. В частые отсутствия их в Германии князья узурпировали не принадлежавшие им права и затем уже их не хотели возвращать, а папство вдобавок приглашало их к восстаниям и даже поощряло выставлять новых императоров.
Германия распадается на отдельные княжества, а попытки объединения встречают оппозицию, сопротивление. Император не имел ни войска, ни финансов, ни имперских органов власти. С середины XIII в. императорами стали избирать лишь незначительных князей и довольно часто менять династии, пока в середине XV в. корона не удержалась за австрийским домом Гáбсбургов. Вся деятельность новых императоров сосредотачивалась на увеличении своих наследственных княжеств.
Лекция № 4. Государственный Франции в период сословно-представительной монархии XIV - XV веков. Французские генеральные штаты. Правовое положение населения
В Германии период феодальной раздробленности отодвинулся на значительно более поздний период. Королевская власть здесь переживала как бы «обратный» путь развития: от известного единства в IX-XI веках к децентрализации в XII-XIII веках. В то время, когда во Франции феодальная раздробленность достигла наибольшего развития, Германия ещё сохраняла своё единство, хотя и здесь начинался процесс феодальной децентрализации. И, наоборот, с середины XIII в., когда во Франции уже значительно усилилась королевская власть, в Германии происходил процесс усиления территориальной власти князей, политическое раздробление на княжества, которые просуществовало до XIX века. В Германии наметился распад королевства на отдельные территориальные государства - княжества, внутри которых и происходил процесс централизации.
Причинами ослабления императорской власти в Германии являлись:
1. В Германии не сложилось наследственной власти императорской династии в одном роде. С прекращением Каролúнгской династии, то есть с 911 г. в Германии королевская власть сделалась избирательной, переходила из одной княжеской фамилии к другой. Император являлся лишь одним из сильнейших князей. Император избирался из членов определённого рода, то есть сочеталось избрание и наследование. Таким образом, Германия в течение целых девяти веков (911 - 1806) представляла собой наследственно - избирательное государство.
Избрание ослабляло власть императора. Каждый, желавший стать императором, вынуждался делать избирателям - князьям-выборщикам уступки из прав, принадлежавших его предшественникам, и опять уступал, чтобы обеспечить избрание своего сына. В Германии не образовалось постоянного территориального владения императора, вокруг которого могли бы объединяться германские земли, как во Франции королевский домен Капетúнгов. Капетинги сумели сохранить для своей фамилии королевскую власть, бывшую в принципе избирательной, но сделавшуюся фактически наследственной.
2. Начиная с Оттóна I, германские короли постоянно стремились обладать Северной Италией и императорской короной Рима. В итоге для итальянцев их император был слишком немецким королем, а для немцев их король - чересчур римским императором. Чтобы удержать в повиновении Италию и получить от папы римского титул императора и водрузить на свою тевтонскую голову призрачную корону, немецким королям приходилось то и дело совершать туда дорогостоящие военные походы. В погоне за Италией и за императорской короной немецкие короли пренебрегали упрочением своего положения в Германии и делали князьям и городам уступку за уступкой, лишь бы иметь на своей стороне вооружённые силы своих вассалов в их походах в Италию. За германскими князьями император признал право чеканки монеты, взимания в их пользу налогов и пошлин, право высшей юрисдикции.
3. С середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней угрозы, которая бы требовала сильной императорской власти.
4. Борьба папства и империи, ослаблявшая императоров. Духовный глава Запада папа римский боролся со светским главой Запада германским императором за верховенство, за освобождение от власти германских императоров, за инвеституру - право назначения высших церковных сановников.
В средневековом католичестве возобладала идея подчинения государства церковной власти. Светские государи - императоры, короли считались вассалами папы, подчинёнными ему не только в церковных, но и светских мирскúх делах. Светская власть при этом не имела права вмешиваться ни в какие духовные дела. Законы, издаваемые государственной властью, если они становились в противоречие с требованиями папы, могли быть им отменены.
Светская власть, в случае неисполнения требований папы, могла быть смещена с передачей её другому лицу. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями стал интердúкт - запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Путём отлучения церковь ставила человека вне церковного общения, обрекая его душу, согласно господствовавшим в то время представлениям, на вечные мучения.
В этой борьбе с германскими императорами папство поддерживало все силы, враждебные императору в Германии и Италии, то есть немецких феодалов и итальянские республики. Избирательная императорская власть, вечно нуждавшаяся в поддержке, в помощи вассалов против мятежных итальянцев и враждебных пап, делала уступки князьям. Папа римский отлучал императора от церкви и даже низлагал его с престола.
Итальянские походы и споры с папой заставляли императоров делать уступки помогавших их политике князьям. В частые отсутствия их в Германии князья узурпировали не принадлежавшие им права и затем уже их не хотели возвращать, а папство вдобавок приглашало их к восстаниям и даже поощряло выставлять новых императоров.
Германия распадается на отдельные княжества, а попытки объединения встречают оппозицию, сопротивление. Император не имел ни войска, ни финансов, ни имперских органов власти. С середины XIII в. императорами стали избирать лишь незначительных князей и довольно часто менять династии, пока в середине XV в. корона не удержалась за австрийским домом Гáбсбургов. Вся деятельность новых императоров сосредотачивалась на увеличении своих наследственных княжеств.
Тринадцатое столетие завершило тот великий синтез - философский, теологический, политический и социальный, - который был создан мало-помалу в результате соединения многих элементов. Первым элементом была чистая греческая философия, особенно философские учения Пифагора, Парменида, Платона и Аристотеля. Затем, вследствие завоеваний Александра, в большом количестве нахлынули восточные верования. Последние, используя орфизм и мистицизм, преобразили умственный облик мира греко-говорящего, а в конечном счете и латино-говорящего. Идея об умирающем и воскресающем Боге, сакраментальное вкушение того, что считалось плотью Бога, второе рождение к новой жизни, достигаемое путем известной церемонии, аналогичной крещению, - все это стало частью теологии значительных групп населения языческого римского мира. С этими религиозными представлениями была связана этика освобождения от рабской покорности плоти, аскетическая по своему характеру, по крайней мере теоретически. Из Сирии, Египта, Вавилона и Персии проник в Европу институт духовенства, обособленного от мирского населения, наделенного более или менее сверхъестественными дарами и способного оказывать значительное политическое влияние. Из тех же источников был заимствован пышный, поражающий воображение ритуал, в значительной мере связанный с верованием в загробную жизнь. Из Персии, в частности, проник дуализм, рассматривавший мир как арену столкновения двух огромных армий - одной, воплощающей добро и предводительствуемой Ахуромаздой и другой, представляющей зло и возглавляемой Ариманом. Черная магия относилась к тому, что было создано Ариманом и его последователями в мире духов. Сатана является развитием Аримана.
Этот наплыв варварских идей и обычаев был синтезирован с рядом эллинистических элементов в философии неоплатонизма. В орфизме, пифагореизме и некоторых разделах учения Платона греки развили теоретические представления, которые легко поддавались соединению с теоретическими представлениями Востока, возможно потому, что они сами задолго до этого были заимствованы с Востока. С Платоном и Порфирием развитие языческой философии завершается.
Однако теории этих мыслителей, несмотря на свою глубокую религиозность, не могли без значительных преобразований вдохновить победоносную народную религию. Их философские учения были трудны и недоступны для широких масс; слишком интеллектуальным для масс являлся и предложенный ими путь к спасению. Консерватизм этих философов побуждал их поддерживать традиционную религию Греции, которую, однако, им приходилось толковать иносказательно, чтобы смягчить её аморальные элементы и примирить её со своим философским монотеизмом. Греческая религия не могла конкурировать с восточными ритуалами и теологиями и потому пришла в упадок. Оракулы умолкли, жречество же никогда не составляло могущественной обособленной касты. Поэтому попытка оживить греческую религию носила архаический характер, придававший ей известную хилость и педантичность, особенно явственные при императоре Юлиане. Уже в третьем столетии можно было предвидеть, что какая-либо азиатская религия покорит римский мир, хотя в данное время на эту роль продолжали претендовать несколько соперничающих религий, каждая из которых, казалось, имела шансы на победу.
Христианство соединяло в себе ряд сильных элементов, заимствованных из разных источников. От евреев христианство переняло Священную книгу и доктрину о лживости и порочности всех религий, кроме одной; но оно отвергло расовую исключительность евреев и неудобства Моисеева закона. Позднему иудаизму уже было известно верование в загробную жизнь, но христиане придали новую определенность представлениям о небе и аде и о том, какими путями достигать одного и избегать другого. Христианская пасха соединила в себе еврейскую пасху с языческими празднествами в честь воскресающего Бога. Христианство впитало в себя и персидский дуализм, но с более твердой уверенностью в конечном всемогуществе доброго начала и с добавлением представления о том, что языческие боги были последователями сатаны. На первых порах христиане уступали своим противникам в области философии или ритуала, но постепенно этот пробел был ликвидирован. На первых порах наибольшие успехи в области философии были достигнуты среди полухристианских гностиков, а не ортодоксальных христиан; но со времени Оригена христиане развили адекватную их учению философию, подвергнув переработке неоплатонизм. Раннехристианский ритуал является несколько темной темой, но, во всяком случае, ко времени св. Амвросия он приобрел необычайно пышные, поражающие воображение формы. Могущественное и обособленное положение духовенства было заимствовано с Востока, но в христианстве оно постепенно усилилось при помощи методов церковного управления, во многом обязанных практике Римской империи. Ветхий завет, мистические религии, греческая философия и римские методы управления - все это слилось воедино в католической церкви и соединилось, чтобы придать ей силу, равной которой не знала ни одна из предшествующих социальных организаций.
Западная церковь, подобно древнему Риму, хотя и более медленно, развилась из республики в монархию. Мы уже проследили этапы роста власти папства - от Григория Великого через Николая 1, Григория седьмого и Иннокентия третьего до конечного поражения Гогенштауфенов в войнах гвельфов и гибеллинов. В то же время христианская философия, до того носившая августинианский и потому в значительной мере платоновский характер, обогатилась новыми элементами благодаря соприкосновению с Константинополем и мусульманами. На протяжении тринадцатого столетия Запад приобрел довольно полное знание Аристотеля, который под влиянием Альберта Великого и Фомы Аквинского был утвержден в умах ученых в качестве высшего авторитета после Священного писания и церкви. Это положение среди христианских философов Аристотель сохранил вплоть до сегодняшнего дня, Но я не могу не думать, что замена Платона и св. Августина Аристотелем была ошибкой с христианской точки зрения. Платон являлся по темпераменту более религиозным человеком, чем Аристотель, а христианская теология почти с момента своего возникновения была приспособлена к платонизму. Платон учил, что знание есть не ощущение, а своего рода вспоминающее видение; Аристотель был в гораздо большей мере эмпириком. Св. Фома, хотя это совершенно не входило в его намерения, расчистил дорогу для возвращения от платоновской фантастики к научному наблюдению.
Внешние события оказали большее воздействие на распад католического синтеза, начавшийся в четырнадцатом столетии, чем философия. Византийская империя в 1204 году была завоевана латинянами и оставалась в их руках до 1261 года. На протяжении этих лет государственной религией в ней являлся католицизм, а не греческое православие; но после 1261 года Константинополь оказался навеки потерянным для папы) несмотря на формальную унию, заключенную в Ферраре в 1438 году. Поражение Западной империи в её конфликте с папством оказалось бесполезно для церкви, так как этому помешал подъем национальных монархий во Франции и Англии; на протяжении большей части четырандцатого столетия папа в политическом отношении был орудием в руках французского короля. Ещё более важными причинами были подъем богатого торгового класса и рост знаний среди мирян. Оба этих процесса начались в Италии, которая вплоть до середины шестнадцатого столетия шла в этом отношении впереди других стран Запада. В четырандцатом столетии североитальянские города намного превосходили по богатству все города Севера; а прослойка ученых мирян, особенно в юридических и медицинских науках, становилась здесь все более и более многочисленной. Североитальянские города были проникнуты духом независимости, который теперь, когда император больше не представлял угрозы, склонен был направиться против папы. Однако те же самые движения, хотя и в меньшей степени, существовали повсюду. Фландрия переживала пору процветания; пору процветания переживали и ганзейские города. В Англии торговля шерстью являлась главным источником богатства. Это была эпоха, когда весьма значительную силу приобрели тенденции, которые можно назвать демократическими (в широком значении этого термина), а национальные тенденции были даже ещё Сильнее. Папство, весьма сильно обмирщившееся, представало преимущественно как фискальное ведомство, присваивавшее те доходы, которые большинство стран желало сохранить у себя. Папы больше не пользовались или не заслуживали того морального авторитета, который им дала власть. Св. Франциск мог действовать в полном согласии с Иннокентием третьем и Григорием девятым; но наиболее благочестивые деятели четырнадатого столетия были вынуждены вступить в конфликт с папством.
Однако в начале столетия эти причины упадка папства ещё не были явными. Бонифаций восьмой в булле "Unam Sanctam" выдвинул столь крайние притязания, которых ещё никогда не выдвигал ни один из предшествующих пап. Он же в 1300 году учредил проведение юбилейного года, в течение которого всем католикам, посещающим Рим и исполняющим во время своего пребывания здесь определенные церемонии, даруется полное отпущение грехов. Это привлекло в сундуки курии и карманы римского населения огромные суммы денег. Первоначально предусматривалось, что юбилейный год будет проводиться каждые сто лет, но прибыли оказались столь значительными, что этот срок был сокращен до пятидесяти лет, а затем и до двадцати пяти, каким он остается по сей день. Первый юбилей - 1300 год - явил папу на вершине его успехов, и эта дата может быть удобно принята как начальная веха упадка папства.
Бонифаций восьмой являлся итальянцем; родиной его был город Ананьи. Во время пребывания Бонифация в Англии его заточили в лондонский Тауэр, чтобы заставить поддержать Генриха третьего от имени папы против мятежных баронов, но в 1267 году его освободил из неволи сын короля, будущий Эдуард 1. Уже в то время в церкви была могущественная французская партия, и избрание Бонифация папой натолкнулось на противодействие французских кардиналов. Бонифаций вступил в яростный конфликт с французским королем Филиппом четвёртым по вопросу о том, вправе ли король облагать налогами французское духовенство. Бонифаций был привержен непотизму и отличался алчностью; поэтому он жаждал удержать в своих руках контроль над столькими источниками доходов, сколько было возможно. Бонифация обвинили в ереси, и, возможно, справедливо; по-видимому, он был аверроистом и не верил в бессмертие. Столкновение Бонифация с французским королем приняло такой ожесточенный характер, что король послал вооруженный отряд, чтобы арестовать папу; имелось в виду низложить его решением вселенского собора. Папа был схвачен в Ананьи, но сумел бежать в Рим, где и умер. После этого долгое время ни один папа не дерзал перечить французскому королю.
После весьма непродолжительного междуцарствия кардиналы в 1305 году избрали папой архиепископа Бордоского, который принял имя Климента пятого. Он был гасконцем и последовательно представлял интересы французской партии в церкви. На протяжении всего своего понтификата он ни разу даже не выехал в Италию. Коронован Климент пятый был в Лионе, а в 1309 году обосновался в Авиньоне, который оставался папской резиденцией почти семьдесят лет. Климент пятый ознаменовал свой союз с французским королем совместной акцией против тамплиеров. Оба они испытывали нужду в деньгах - папа потому, что был привержен фаворитизму и непотизму, король - в связи с расходами, которых требовали война с Англией, фландрское восстание и непрерывно разраставшийся деятельный государственный аппарат. После того как король ограбил ломбардских банкиров, а в преследованиях евреев дошел до предела того, что “могла вынести торговля", его осенило, что есть ещё тамплиеры, бывшие банкирами и, кроме того, владевшие во Франции огромными земельными владениями, на которые он мог наложить руку с помощью папы. Поэтому условились, что церковь раскроет, будто тамплиеры впали в ересь, а король и папа поделят между собой добычу. В условленный день в 1307 году все видные тамплиеры во Франции были арестованы; всем им предъявили заранее подготовленный список наводящих вопросов; под пыткой они признались, что воздавали почести сатане и совершали разные другие мерзкие деяния; дело кончилось тем, что в 1313 году папа запретил орден, а вся его собственность была конфискована. Лучший отчет о деле тамплиеров дан в “Истории инквизиции в средние века" Генри Ч. Ли, где после всестороннего и полного исследования относящихся к делу фактов автор приходит к выводу, что ни одно из обвинений, выдвинутых против тамплиеров, не имело никакого основания.
В деле тамплиеров финансовые интересы папы и короля совпадали. Но в большинстве случаев и в большинстве районов христианского мира они приходили в столкновение. Во времена Бонифация восьмого король смог обеспечить поддержку сословиями (даже духовным сословием) тех требований, которые он отстаивал в споре с папой по вопросу о налоговом обложении. Когда же папы оказались в политической зависимости от Франции, то государи, враждебные французскому королю, неизбежно стали врагами папы. Это-то и привело к защите Уильяма Оккама и Марсилия Падуанского императором; немного позднее это же привело к защите Виклефа Джоном Гонтом.
Епископы в целом находились в то время в полной зависимости от папы; во все растущей степени они не только номинально, но и фактически назначались им. Столь же покорными были монашеские ордена и доминиканцы, но францисканцы сохранили в какой-то мере дух независимости. Это привело к их конфликту с папой Иоанном двадцать вторым (1316-1334), о котором уже шла речь в связи с Уильямом Оккамом. Во время этого конфликта Марсилий уговорил императора двинуться на Рим, где население возложило на него императорскую корону и объявило Иоанна двадцать второго низложенным, после чего был избран францисканский антипапа. Однако из всей этой затеи ничего не вышло, кроме общего падения уважения к папству.
Бунт против папского владычества принимал разные формы в разных странах. Иногда он оказывался связанным с монархическим национализмом, иногда - с пуританским негодованием по поводу развращенности и обмирщения папского двора. В самом Риме этот бунт был связан с архаическим демократизмом. В правление Климента шестого (1342-1352) Рим на время попытался освободиться от отсутствующего папы; движение это возглавил замечательный человек Кола ди Риенци. Рим страдал не только от владычества пап, но и от местной аристократии, продолжавшей поддерживать ту анархию, которая привела папство на край падения в Х столетии. По существу, папы отчасти для того и бежали в Авиньон, чтобы спастись от беззакония римской знати. На первых порах Риенци, сын трактирщика, восстал только против знати и на этом этапе пользовался поддержкой папы. Он возбудил такой подъем народного энтузиазма, что знать бежала (1347). Петрарка, восхищавшийся Риенци и посвятивший ему одну из своих од, побуждал его продолжать свое великое и благородное дело. Риенци принял титул трибуна и провозгласил верховенство римского народа над империей. Это верховенство он мыслил, по-видимому, демократическим, ибо созвал представителей от всех итальянских городов на своего рода парламент. Успех, однако, породил в Риенци манию величия. В это время, как и частенько, титул императора оспаривали два претендента. Риенци приказал предстать перед собой обоим претендентам и князьям-избирателям для решения вопроса. Это, естественно, сделало его врагом обоих претендентов на титул императора, а также врагом папы, который считал вынесение приговоров в подобных делах своей прерогативой. Риенци был схвачен папой (1352) и два года провел в тюремном заточении, пока не умер Климент шестой. Тогда он получил свободу и возвратился в Рим, где снова на несколько месяцев захватил власть. Однако во второй период правления Риенци его популярность оказалась непродолжительной, и в конце концов он был убит толпой. Байрон, как и Петрарка, воспел его в одной из своих поэм.
Ход событий сделал очевидным, что если папство желало остаться действительным главой всей католической церкви, то оно должно было освободиться от зависимости от Франции и для этого возвратиться в Рим. К тому же англо-французская война, в ходе которой Франция терпела жестокие поражения, сделала положение Франции шатким. Поэтому Урбан пятый в 1367 году переехал в Рим; но итальянская политика оказалась для него слишком путаным делом, и незадолго до своей смерти он возвратился в Авиньон. Следующий папа Григорий одиннадцатый был более решителен. Враждебность к французской курии сделала многие итальянские города, особенно Флоренцию, ярыми противниками папства, но, возвратившись в Рим и выступив против французских кардиналов, Григорий одиннадцатый сделал все, что было в его силах, чтобы спасти положение. Однако, когда он умер, столкновение французской и римской партий в коллегии кардиналов приняло непримиримый характер. В соответствии с желаниями римской партии папой был избран Бартоломео Приньяно, который принял имя Урбана шестой. Но ряд кардиналов объявил его избрание противоречащим каноническому праву и избрал папой Роберта Женевского, принадлежавшего к французской партии. Он принял имя Клемента седьмого и остался жить в Авиньоне.
Так начался Великий раскол, который длился почти сорок лет. Франция, понятно, признала авиньонского папу, а враги Франции - римского папу. Шотландия была врагом Англии, а Англия - врагом Франции; поэтому Шотландия также признала авиньонского папу. Авиньонский и римский папы подбирали кардиналов из числа своих приспешников, а когда один из пап умирал, поддерживавшие его кардиналы быстро избирали его преемника. В силу этого единственным способом ликвидации раскола было противопоставить обоим папам некую высшую власть. Так как было ясно, что один из пап должен быть законным, то задача заключалась в том, чтобы найти власть, которая была бы выше законного папы. Единственным решением являлся созыв вселенского собора. Парижский университет, главой которого был Герсон, развил новую теорию, согласно которой право законодательной инициативы в церкви принадлежит собору. Светские государи, весьма недовольные церковным расколом, оказали поддержку соборному движению. Наконец, в 1409 году был созван собор, заседания которого происходили в Пизе. Однако он потерпел неудачу, причем самым смехотворным образом. Собор объявил обоих пап низложенными за ересь и раскол и избрал третьего папу, который вскоре умер; но поддерживавшие новоизбранного папу кардиналы избрали в качестве его преемника бывшего пирата по имени Балдассаре Косса, который принял имя Иоанна 23. Таким образом, фактическим результатом собора явилось то, что вместо двух пап их стало три, причем соборный папа был отъявленный негодяй. На этой стадии положение казалось более безнадежным, чем когда-либо.
Однако приверженцы соборного движения не сложили оружия. В 1414 году был созван новый собор в Констанце, который перешел к энергичным действиям. Прежде всего собор предписал, что папы не могут распускать соборы и обязаны в некоторых отношениях подчиняться им; он решил также, что будущие папы обязаны созывать вселенский собор каждые семь лет. Собор низложил Иоанна двадцать третьего, а римского папу побудил отречься от престола. Авиньонский папа отказался отречься от престола, а после его смерти в результате происков арагонского короля был избран его преемник. Но Франция, оказавшаяся к этому времени во власти Англии, отказалась признать авиньонского папу, и поддерживавшая его партия растеряла все свое влияние и в конце концов перестала существовать. Таким образом, наконец никто не противостоял папе, избранному собором, ив 1417 году собор выбрал папу, принявшего имя Мартина пятого.
Эти мероприятия делают честь Констанцскому собору, чего нельзя сказать о поведении собора по отношению к Гусу, чешскому ученику Виклефа. Гуса вызвали в Констанцу, обещав ему неприкосновенность личности, но, когда он прибыл сюда, его осудили и сожгли на костре. Виклеф был в безопасности в могиле, но собор приказал вырыть из земли его останки и сжечь их на костре. Приверженцы соборного движения изо всех сил старались отвести от себя всякое подозрение в неортодоксальности.
Констанцский собор ликвидировал раскол, но он надеялся достигнуть гораздо большего - заменить папский абсолютизм конституционной монархией: Перед своим избранием Мартин пятый надавал много обещаний; некоторые из них он выполнил, другие - нарушил. Он дал согласие на декрет, обязывавший пап созывать собор каждые семь лет, и этому декрету оставался послушным. После того как Констанцский собор был распущен в 1417 году, в 1424 году был созван новый собор, не сыгравший никакой роли; затем, в 1431 году, созвали ещё один собор, заседания которого должны были происходить в Базеле. Как раз в это время Мартин пятый умер, а его преемник Евгений четвёртый на протяжении всего своего понтификата находился в жестоком конфликте с реформаторами, которые держали в своих руках собор. Евгений четвёртый распустил собор, но последний отказался считать себя распущенным; в 1433 году папа на время уступил, но в 1437 году снова распустил собор. Несмотря на это, собор продолжал заседать вплоть до 1448 года, когда для всех стало очевидным, что папа добился полного триумфа. В 1439 году собор сам лишил себя сочувствия тем, что объявил папу низложенным и избрал антипапу (последнего антипапу в истории), который, однако, почти сразу после своего избрания отрекся от престола. В том же году Евгений четвёртый завоевал престиж тем, что созвал свой собственный собор в Ферраре, на котором греческая церковь, в смертельном страхе перед турками, формально признала свою зависимость от Рима. Таким образом, папство вышло из этой борьбы политическим победителем, но в весьма значительной степени растеряв свою прежнюю способность внушать нравственное почтение.
Виклеф (около.1320-1384) иллюстрирует своей жизнью и своим учением падение авторитета папства в четырнадцатом столетии. В отличие от ранних схоластов Виклеф принадлежал к белому духовенству, а не к монашескому или нищенствующему ордену. Он пользовался огромной славой в Оксфорде, где в 1372 году получил степень доктора богословия. Короткое время он возглавлял колледж Баллиоль. Виклеф был последним значительным оксфордским схоластом. Как философ, он не являлся прогрессивным мыслителем: он был реалистом и скорее платоником, чем аристотеликом. Виклеф утверждал, что Божественный промысел не произволен, как полагают некоторые; действительный мир представляет собой не один из возможных миров, а единственный возможный мир, так как Бог не может не выбрать самое совершенное. Но не эти воззрения делают Виклефа интересной фигурой, да и не на них, по-видимому, сосредоточивались его главные интересы, ибо он покинул Оксфорд, чтобы вести жизнь сельского священника. Последние десять лет своей жизни Виклеф был по назначению короны приходским священником в Латтеруэрте. Однако он продолжал читать лекции в Оксфорде.
Виклеф поражает необычайной медлительностью своего духовного развития. В 1372 году, когда ему было уже 50 лет или даже больше, он все ещё являлся правоверным католиком; только позднее, по-видимому, он стал еретиком. На путь ереси Виклефа, очевидно, толкнула исключительно сила его нравственных чувствований - его любовь к бедным и отвращение к богатым церковникам, погрязшим в мирских заботах. На первых порах нападки Виклефа на папство носили только политический и нравственный, а не доктринальный характер; и только постепенно ход событий толкнул его на путь более широкого бунта.
Отход Виклефа от ортодоксии начался в 1376 году курсом лекций в Оксфорде на тему “О гражданском владении". Виклеф выдвинул теорию, согласно которой право на владение и собственность дается лишь праведностью; неправедное духовенство лишено такого права; право решать, следует сохранить собственность тому или иному церковнику или нет, предоставлено гражданской власти. Далее Виклеф учил, что собственность является плодом греха; Христос и апостолы не имели никакой собственности, и священники тоже не должны иметь никакой собственности. Эти доктрины вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов. Однако отказалась поддержать этот приговор. Нет никаких сомнений в том, что, если бы Виклеф прожил дольше, тучи над его головой сгустились бы ещё сильнее, но до самой своей смерти, последовавшей в 1384 году, он формально все ж не был осужден. Виклефа похоронили в Латтеруэрте, где он умер, и труп его почил в мире, пока Констанцский собор не приказал вырыть из земли его останки и сжечь их на костре. Английские последователи Виклефа - лолларды - стали жертвой беспощадных преследований и фактически были истреблены. Однако благодаря тому, что жена Ричарда второго была чешкой, учение Виклефа стало известно в Чехии, где его учеником оказался Гус; в Чехии же последователи Виклефа, несмотря на преследования, уцелели вплоть до Реформации. Хотя в Англии бунт против папства загнали в подполье, но он тем не менее продолжал жить в умах людей и подготовил почву для протестантизма.
На протяжении пятнадцатого столетия к тем причинам упадка папства, о которых мы уже говорили, прибавился ряд новых, что привело к очень быстрому изменению положения как в политической, так и в культурной области. Появление пороха усилило центральные правительства в ущерб феодальной знати. Во Франции и Англии Людовик одинадцатый и Эдуард четвёртый заключили союз с богатым средним классом, который помог им сокрушить аристократическую анархию. Италия до последних лет столетия была совершенно свободна от северных армий и проделала быстрый прогресс в отношении богатства и культуры. Характерные черты новой культуры были языческими и представляли восхищение Грецией и Римом и презрение к средним векам. Архитектура и литературный стиль были приспособлены к античным образцам. Когда Константинополь, последний пережиток античности, был взят турками, гуманисты Италии радостно приветствовали прибывших сюда греческих беглецов. Васко да Гама и Колумб раздвинули границы мира, а Коперник - границы неба. Константинов дар был отвергнут как лживая выдумка и уничтожен насмешками ученых. С помощью византийцев Запад познакомился с учением Платона, причем не только в неоплатоновской и августинианской редакциях, но и из первых рук. Наш подлунный мир уже больше не казался юдолью слез и местом скорбного паломничества в иной мир; он представлялся миром, открывающим возможности языческих радостей, славы, красоты и приключений. Долгие столетия аскетического отрешения от жизни были преданы забвению в оргии искусства, поэзии и наслаждения. Правда, даже в Италии средние века умерли не без борьбы; Савонарола и Леонардо родились в одном и том же году. Но в общем и целом прежние пугала перестали страшить людей, и они были опьянены новой свободой духа. Опьянение долго длиться не могло, но на какой-то момент оно разогнало страх. В этот момент радостного освобождения родился новый мир.
- Развитие феодальной государственности в Англии
- Ленная монархия XI – XIII вв.
- Образование новой монархии
- Усиление королевской власти
- Реформы Генриха II
- Сословная монархия XIII – XV вв.
- Сословный строй
- Великая хартия вольностей
- Изменения системы власти и управления
- Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв.
- Политическая централизация
- Абсолютизм и церковь
- Королевская администрация
- Политическая доктрина абсолютизма
- Становление английского парламента
- Возникновение парламента
- Состав парламента. Начало избирательного права
- Компетенция парламента
- Корона и парламент
- Развитие феодальной государственности во Франции
- Ленная (сеньориальная) монархия Х – XIII вв.
- Становление Французского королевства
- Формирование королевской администрации
- Реформы Людовика IX
- Сословная монархия XIV – XV вв.
- Укрепление королевской власти
- Генеральные штаты
- Государственная администрация
- Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в.
- Национально-политическое объединение
- Централизация государственной системы
- «Регулярная монархия» Ришельё
- Развитие феодальной государственности в Германии
- «Священная Римская империя германской нации»
- Становление германской государственности
- Организация ленной монархии
- Политическое дробление империи
- Государственная система империи XIV – XV вв.
- Развитие территориальной государственности: Пруссия
- Формирование Прусского государства
- Становление абсолютизма в Пруссии
- Развитие государственной организации в Италии: города-республики
- Средневековые государства в Италии
- Формирование Флорентийской коммуны
- Государственная организация Флоренции
- Развитие Венецианской республики
- Институты власти в Венеции
- Развитие феодальной государственности в Испании
- Формирование испанских государств
- Ранняя монархия
- Сословная монархия
- Утверждение абсолютизма
- Формирование феодальных государств у славянских народов
- Славяне в I тысячелетии
- Становление Польского государства
- Развитие чешской государственности
- Болгарское царство
- Югославянские государства
- Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе
- Государство и самоуправление
- Общинное самоуправление
- Становление земского самоуправления
- Городское самоуправление
- Профессионально-сословное самоуправление
- Римское право в средневековой Европе
- Римское право в варварских королевствах
- Возрождение римского права. Глоссаторы
- Комментаторы (постглоссаторы)
- Римское право на пороге Нового времени
- Формирование судебно-правовой системы Англии
- Становление юстиции «общего права»
- Принципы «общего права»
- Суд канцлера («справедливости»)
- Право справедливости
- Развитие французского права в Х – XVII вв.
- Формирование феодальных кутюмов
- Кутюмное право
- Королевская юстиция. Парламенты
- Королевское законодательство
- Развитие германского права в Х – XVI вв.
- Становление общеимперского права
- «Саксонское Зерцало»
- Феодальный суд
- Уголовное уложение Карла V
- Становление права славянских народов
- Развитие польского права
- Чешское земское право
- «Законник» Стефана Душана
- Городское право средневековой Европы
- Становление городского права
- Городской строй и статус граждан
- Имущественные отношения и коммерческое право
- Уголовное право
- Каноническое право римской католической церкви
- Формирование церковной организации
- Становление и систематизация церковного права
- Церковная юстиция
- Брачно-семейное право
- Государственность Византийской империи
- Становление и развитие имперского государства
- Императорская власть
- Административная система
- Имперская бюрократия
- Местное и военное управление
- Государство и церковь
- Кризис и падение Византии
- Эволюция социально-правового строя Византии
- Сословный строй
- Зависимое население
- Крестьянская община. «Земледельческий закон»
- Государственный феодализм
- Судебно-правовая система Византийской империи
- Развитие законодательства
- Суд и судопроизводство
- Изменения в частном праве
- Уголовное право
- Военно-феодальные империи средневековой Азии
- Арабский халифат
- Возникновение и развитие арабской империи
- Организация власти и управления
- Судебная система
- Монгольская военно-кочевая империя
- Формирование Великого монгольского государства
- Военно-политическая система
- Гражданская администрация
- Образование Османской империи
- Формирование турецкой государственности
- Система власти и управления
- Военно-ленная система
- Местное управление
- Право и суд в Османской империи
- Основы правовой системы
- Канун-наме (кодексы)
- Организация юстиции
- Гражданские и имущественные отношения
- Брачно-семейное право
- Уголовное право
- Развитие феодального государства в Японии
- Формирование японской государственности
- Феодально-ленная система. Сёгунат
- Централизация страны. Сегунат Токугава
- Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё)
- Формирование древнего права
- Административное право
- Судопроизводство
- Уголовное право
- Брачно-семейное право
- Становление международного права
- Право войны
- Международный договор
- Дипломатическое право
- Государство и право Нового Времени
- Государство и право нового времени
- Революция в Нидерландах и образование Республики
- Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.
- Борьба с Испанией и становление новой государственности
- Основы конституции
- Организация власти и управления Республики
- Конфедеративное устройство
- Английская революция середины XVII в.
- Государственно-политический кризис начала XVII в.
- Конфликт короны и парламента
- Долгий парламент и политические реформы
- Крах монархии и установление Республики
- Режим военной диктатуры. Протекторат
- Кризис республиканской диктатуры
- Оформление конституционной монархии в Англии
- Реставрация монархии
- «Славная революция»
- Политико-юридические основы конституции
- Доктрина «разделения властей»
- Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII-XIX вв.
- Монархия и правительство
- Статус Короны
- Тайный совет
- Правительство
- Центральная администрация
- Парламент и политические партии
- Парламент
- Развитие избирательного права
- Институализация политических партий
- Развитие английской юстиции и права в XVII-XIX вв.
- Habeas corpus Act
- Уголовная юстиция
- Гражданская юстиция
- Судебная реформа 1872-1875 гг.
Усиление королевской власти
Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти.
Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями.
Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного).
Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.
При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значение их для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба.
Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие.
Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии.
Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление.
Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.