Что для вас Германия? Для меня - это одна из самых любимых стран, куда я готов возвращаться бесконечно. Однако и вокруг нее достаточно интересных мест. Очень интересно знать, с кем граничит Германия, ведь можно составить много интересных маршрутов с посещением сразу нескольких стран. Конечно же, не обойдя вниманием саму Германию.
С какими странами граничит Германия
Германия со всех сторон окружена своими коллегами по Евросоюзу, таких стран целых 9:
- Дания;
- Бельгия;
- Голландия;
- Польша;
- Чехия;
- Швейцария;
- Австрия;
- Люксембург;
- Франция.
Чем же интересно соседство этих стран с Германией? Все просто. Хотите в Амстердам? Летите лоукостером в Дюссельдорф, а оттуда всего 4 часа на автобусе. Всегда мечтали побывать в Праге? Езжайте в Берлин, погуляйте там, потом на поезд до Дрездена (всего 2 часа), а оттуда еще час до Праги. Итого - 3 удивительных города можно осилить всего за пару-тройку дней, особо не напрягаясь. Решили совместить в поездке Францию и Германию? Легко! Проехаться до западу Германии, пересечь границу и сразу попасть в красивый Страсбург - вот и еще один тур готов. Ну, а если вы больше любите севера - вам дорога в Росток. Там вы почувствуете дыхание моря, попробуете свежих кальмаров и, если повезет, сядете на паром до Дании. А там уже и остальную Скандинавию можно осилить.
![](https://i0.wp.com/s4.travelask.ru/system/images/files/001/003/044/wysiwyg/2017-08-29-172108-ce81f5d21.jpg)
На самом деле, даже, казалось бы, простая граница Германии с другой страной - зрелище очень интересное. Есть места, где города стоят вплотную друг к другу и разделены всего одной улицей. Германию с Польшей разделяет река, я был в восторге, когда пешком переходил границу и видел, как меняется вокруг буквально все. А город Ахен - прелесть. В нем сходятся границы 3 стран - Германии, Бельгии и Голландии. Где вы еще такое увидите? Кроме этого, Ахен сам по себе очень красив.
![](https://i1.wp.com/s1.travelask.ru/system/images/files/001/003/046/wysiwyg/51b99686df471.jpg)
По моему мнению, пограничные немецкие города заслуживают отдельной поездки - точно не пожалеете. Пробуйте, составляйте новые маршруты, не бойтесь долгих переездов - время в пути по удивительным местам летит незаметно.
Много ли стран могут похвастаться такими великими учеными, как Альберт Эйнштейн, Вильгельм Конрад Рентген, Макс Планк? Однозначно, она всегда была страной, которая давала миру великие умы и всячески помогала развивать их на то время фантастические идеи. Она носит гордое название - Германия. Географическое положение во все века способствовало развитию ее могущества. Если брать времена то Германия, будучи разделенной на множество маленьких государств, оставалась все такой же грозной силой, благодаря крепким узам между всеми королевствами.
Германия: географическое положение страны
Федеративная республика находится в самом центре европейского континента и граничит с 9 государствами, такими как Дания, Польша, Австрия, Швейцария, Франция, Люксембург, Лихтенштейн, Бельгия и Голландия.
На севере страну омывают два и Северное. Оба моря очень холодные в любую пору года, поэтому не привлекают туристов для посещения этих мест с целью искупаться и позагорать. Другое дело - юг Германии, где на территории Баварии частично присутствуют Альпы. Вполне логично, что там располагается множество горнолыжных курортов, благодаря чему федеративная земля имеет довольно-таки неплохие деньги. ФРГ богата озерами, которые делают ее ландшафты очень живописными. Самое большое озеро Германии - Bodensee, именно туда ездят немцы для того, чтобы искупаться и позагорать. По территории страны протекает множество речек, которые связывают многие государства. Это и Дунай, и Эльба, и Одер - все они судноплавные.
Германии
Германия - это просто огромнейший экономический центр всей Европы и страна, которая заправляет очень многим в Евросоюзе. Страна очень богата различного рода природными ресурсами. Рельеф в основном равнинный, поднимается с севера на юг. ФРГ занимает первое место по количеству потенциально добываемого кокса (угля), который залегает в Рурском районе страны.
Очень богатые залежи природного газа находятся на севере. Согласно подсчетам специалистов, страна может полностью обеспечить себя и своих жителей имеющимися газовыми ресурсами, полностью отказавшись от его импорта. Еще с 1989 года, после того как была разрушена Берлинская стена и ФРГ объединилась с ГДР, страна начала развиваться в сторону капитализма, чему способствовало ее расположение. То есть можно сказать, что она почти ровесница таких стран, как Украина, Беларусь, Молдова, но благодаря своему выгодному расположению ей удалось добиться места в "Большой семерке".
Берлин - европейская столица
Берлин - столица Германии, которая находится на северо-западе страны. С 1961 по 1989 год Берлинская стена делила город на восточный и западный - капиталистический и коммунистический. В 1989 году, благодаря тогдашнему президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву, стена была разрушена, а две части Германии объединились вокруг столицы - Берлина. Город очень богат различного рода достопримечательностями, которые привлекают множество туристов. Первой и самой главной достопримечательностью этого великого города являются Бранденбургские ворота, именно к этому месту стекаются основные потоки туристических групп. За воротами тянется всемирно известная улица Unter Den Linden, что в переводе означает "под липами". В самом центре города находится
Alexanderplatz, которая была названа в честь царя Александра I (его приезда в Берлин в 1805 году). На самой площади регулярно проводятся ярмарки и празднования, именно поэтому она всегда заполнена людьми и торговыми лавками с сувенирами. Возле Alexanderplatz стоит 385-метровая телевизионная вышка, а на ее вершине находится крутящееся кафе, из которого открывается прекрасный вид на весь немецкий город. Если перечислять все достопримечательности, которыми богат Берлин, то не хватит и дня.
Третья сторона в любых переговорах
Германия - государство, которое очень часто выступает на переговорах как 3-я сторона благодаря политической влиятельности и высокому положению на всех конференциях. К такой политической активности обязывает ее место в "Большой семерке". Как пример можно привести то, что любые переговоры о вступлении в Евросоюз проходят с обязательным присутствием Германии, а за нынешним конфликтом на востоке Украины также наблюдают высшие чины из этой страны.
Автопром страны - ее достоинство
Для всех автолюбителей не секрет, что именно автопром ФРГ занимает ведущие позиции на рынках автоконцернов.
Здесь производят свою продукцию известные компании: BMW (Bayerische Motoren Werke), Volkswagen (машина для народа), Audi, Porsche, Opel и, конечно же, самый узнаваемый во всем мире автомобиль Mercedes-Benz, который также принадлежит к автопрому такой великой страны, как Германия. Географическое положение способствовало развитию промышленности, ведь с давних времен здесь находили залежи полезных ископаемых, которые так нужны для развития фабрик и заводов. Автомобили немецкого производства отличаются изысканным дизайном и его разнообразием и могут быть максимально полезными для разных целей. Безопасность продукции немецких брендов отмечают не только на европейском, но и на мировом рынке, где, к примеру, авто Mercedes занимает почетное первое место как самая безопасная машина. С уверенностью можно заявить, что автопром Германии на сегодняшний день - отдельная достопримечательность.
Итоги
Пришло время подводить итоги разговора об этом замечательном государстве, которое носит название Германия. Географическое положение страны обязывает ее быть постоянно в центре внимания во время различных политических дискуссий и съездов. Всего 25 лет прошло с того момента, как Германия перестала делиться на ФРГ и ГДР. В стране очень много красивых городов, но особого внимания заслуживает столица - Берлин. Город настолько красив и современен, что притягивает толпы туристов, которые обычно обещают вернуться, будучи под впечатлением от увиденного. Германии поспособствовало ее становлению как мощного экономически развитого государства за очень короткие сроки. Одним словом, можно сказать, что это страна больших возможностей.
Берлинскую стену и Бранденбургские ворота можно назвать главными символами послевоенного раздела Германии и мирного воссоединения. Но граница между ГДР и ФРГ проходила не только по Берлину, хотя именно она была самой заметной ее частью - передовой линией "холодной войны".
Более двух десятилетий назад она исчезла. За ней последовали другие. Сейчас практически всю Европу можно проехать на машине, ни разу не предъявив документы. И все же, когда за очередным поворотом автобана появляется коричневый щит "Deutsche Teilung 1945-1990", напоминающий о разделе Германии, становится как-то не по себе.
Зеркало для контроля
Между двумя системами
"Германо-германская" граница была одной из самых "глухих" в мире. Ее общая протяженность составляла 1378 километров. Практически на всем протяжении она была оборудована забором с колючей проволокой или другими укрепительными сооружениями. Почти каждые полкилометра со стороны ГДР стояли контрольные вышки. Всего их насчитывалось около 630. До ноября 1984 года 440 километров границы были оснащены устройствами-самострелами SM-70. Их было около 60 тысяч.
Пограничная вышка
Количество погибших во время попыток бежать на Запад, согласно последним оценкам, превышает 800 человек, из них официально признаны прокуратурой 270 случаев. Споры по поводу этих цифр продолжаются и сейчас, спустя почти 20 лет после исчезновения германо-германской границы.
По мере ее укрепления число успешных побегов из ГДР в Западную Германию постоянно уменьшалось. С 13 августа 1961, то есть даты строительства Берлинской стены, до конца 1962 года было зарегистрировано более 14 тысяч беженцев, в 1964 году - 3155, в 1974 году - 969. В 1985 году из ГДР непосредственно через границу бежало всего 160 человек.
Cигнальный конус
Мемориальный комплекс Мариенборн
О бывшей границе в некоторых местах до сих пор напоминают контрольно-пропускные пункты. В одном из них мы сегодня сделаем остановку, съехав с автобана между западной федеральной землей Нижней Саксонией и восточной Саксонией-Анхальт.
На федеральном автобане A2 съезд к "куску" бывшего "железного занавеса" площадью 7,5 гектара обозначен вывеской: "Мемориальный комплекс Мариенборн ". Медленно проезжаем мимо автозаправочной станции и сервисного центра. За ними - парковка и надпись "Gedenkstätte Deutsche Teilung Marienborn". Вход бесплатный. Кажется, что подует ветер, и по безлюдному ареалу покатятся неизвестно откуда взявшиеся клубки колючки - перекати-поле.
Контрольно-пропускной пункт между оккупационными зонами на автобане, который связывал Берлин и Ганновер, был открыт сразу после войны - в июле 1945 года. В 1950 году советские войска передали КПП под контроль властей только что основанной ГДР. Во время блокады Берлина с июня 1948-го по май 1949 года КПП не работал.
Капитальное строительство
Комплекс, сохранившийся до наших дней, был возведен в 1974 году. Он занимал тогда 35 гектаров. КПП в Мариенборне стал крупнейшим на германо-германской границе. Досмотр и контроль легкового, пассажирского и грузового транспорта, а также железнодорожной ветки, обеспечивали до 1000 пограничников, таможенников и сотрудников министерства государственной безопасности ("штази") ГДР. Он находился на важном маршруте в сторону Берлина. Через эту трассу также осуществлялся транзит из ФРГ и других государств Западной Европы в Польшу и другие страны Восточного блока.
В этом же месте границы работали отдельные КПП советской армии и западных государств-союзников - США, Великобритании и Франции, которые осуществляли досмотр своего транспорта, пересекавшего внутригерманскую границу.
"Зебра" на автобане
Западногерманский КПП находился в соседнем населенном пункте Хельмштедт (Helmstedt) в Нижней Саксонии. Так как власти Федеративной Республики не признавали постоянного характера границы, контрольный пункт на западной стороне не был капитальным, а носил временный характер. Его мощностей часто не хватало, что приводило к долгим очередям и задержкам. В связи с этим в Хельмштедте были расширены парковки, а также увеличены мощности заправочных станций, кафе и ресторанов. Они располагались по обе стороны от автобана.
Подземного или надземного перехода в этом месте не было, поэтому прямо на автобане здесь нарисовали "зебру" - случай в истории немецких скоростных трасс уникальный, почти анекдотичный.
30 июня 1990 года КПП в Мариенборне прекратил существование, но вскоре получил статус исторического памятника. В 1992 году федеральная земля Саксония-Анхальт выделила средства для создания на его базе мемориального комплекса.
Прогулка по бывшему КПП
Уже издалека видны огромные вышки с огромными прожекторами. Мощность каждой из 12 вышек составляла 8000 ватт. Яркий свет заливал всю территорию КПП. "Мариенборн" располагал автономной системой энергоснабжения. В случае отключения от внешнего питания аварийные агрегаты включались через 20 секунд.
В отдельных зданиях находились рентгеновские аппараты для контроля багажа и грузовых автомобилей, а также комнаты для личного досмотра. Визуальный досмотр машин и автобусов осуществляли с помощью специальных стационарных и ручных зеркал.
Между штабным зданием и пунктом контроля грузового транспорта располагался морг для досмотра тел, перевозимых в ФРГ или другие западные страны и, в исключительных случаях, из этих государств - в ГДР. Здесь же работал медицинский пункт для контроля больных. Здания были связаны тайной системой подземных переходов и туннелей, о которых знали далеко не все служащие КПП.
Запрещающие знаки
Согласно официальным данным, в последнюю "пятилетку" сотрудники КПП осуществили проверку почти 10 миллионов легковых машин и около 5 миллионов грузовых автомобилей.
Уникальное явление, являющееся теперь, наверное пожизненно одной из ключевых особенностей Берлина - это Стена. Именно Берлину не повезло в 20-м веке городом, разделённым на две независимые никак не пересекающиеся друг с другом части. В мировой истории подобных прецедентов да и подобного масштаба крайне мало.
Поэтому, находясь в Берлине, крайне интересно сравнивать две разных его части, которые на протяжении полувека развивались абсолютно по-разному. Но не менее интересно и пройти вдоль линии, которая столько лет разделяла единый город
1. Вопросов относительно Стены может быть потрясающее множество. Причём как относительно разъединения, так относительно 30-летнего раздельного существования, так и относительно объединения. Как менялись маршруты общественного транспорта, телефонные коммуникации, канализация, почта? Как Западный Берлин сообщался с внешним миром. Как при объединении всё это восстанавливалось - ездили ли ГДР-овские автобусы по Западному Берлину и наоборот?
2. Как известно, Западный Берлин возник из-за деления Германии после 2-й Мировой войны. Как и вся Германия, так и столица были разделены на 4 сектора: британский, американский, французский и советский. Первые три в итоге объединились и стали ФРГ, а советский превратился в ГДР. Поскольку европейцы проявили упоротую принципиальность и не захотели во имя удобства жителей отдать весь Берлин ГДР-у, такая ситуация и сложилась.
3. Жёсткая граница между ГДР и ФРГ появилась где-то в 1954 году. Однако в Западный Берлин можно было въехать свободно. Чем многие ГДР-овские диссиденты, желавшие свалить из совка в прекрасный Западный мир долгие годы и пользовались. Лавочку прикрыли в 1961 году, когда стена, окружавшая буржуйский анклав, выросла буквально за одну ночь.
4. Все последующие годы отдельные ГДР-овские немцы искали дыры и проникали в Западный Берлин. А ГДР-овские погранцы их ловили, и иногда это заканчивалось летально. Стена все эти годы укреплялась и укреплялась. Кстати, вопреки расхожему мнению, существовала и обратная "миграция". Куда меньшая, чем туда, но была. Не всё уж было гладко в ФРГ, по многим аспектам, в основном социальным, ГДР её опережал. Что и привлекало отдельных западных немцев, не разделявших принципы капитализма.
5. Рухнула стена в 1989 году. Кстати, как раз во время моего пребывания в Берлине проходило празднование 25-летия её падения. На которое мы, конечно же, сходили. Сейчас напоминают о стене только отдельные фрагменты. Всего в нескольких местах остались блоки от неё, а вдоль всей протяжённости идёт выложенная плиточкой линия с табличками "Berliner Mauer".
6. При желании можно пройти её всю, но на это нужно несколько дней, да и не так уж это и интересно, наверное. А самый интересный участок находится в центре Берлина.
7. Итак. Стартуем от станции Treptower Park (юго-восток карты). Здесь граница Берлинов шла по реке Шпрее. Прямо на воде поставлен монумент объединению двух Берлинов.
8. Культура
9. Отличительная особенность всей пристенной территории: огромные пустыри. Стена вынуждена была занимать широкую территорию (чтобы проще было отлавливать нарушителей). Фактически - это полоса препятствий, располагавшаяся между двух стен. После падения Стены, эти территории много где остались невостребованными.
10.
11. Дальше подходим к уникальному метромосту Обербаумбрюке - памятнику архитектуры. Это самая первая линия Берлина, открыта в 1902 году. Во время Стены поезда доходили до последней станции с той стороны (мы смотрим с восточной стороны). С нашей восточной стороны до сих пор только одна станция Warschauer Strasse
12. За мостом сразу начинается сохранившаяся часть Стены. Одно из наиболее популярных среди туристов мест. То самое известное граффити, что в заголовке поста, находится именно здесь.
13. Я, честно говоря, представлял стену несколько более толстой и высокой.
14. По граффити тут прямо музей
15. Наши художники тут часто встречаются
16.
17. Тут же сувениры с всякими артефактами
18. Транзитная виза ГДР для перемещений из ФРГ в Западный Берлин.
19. Вот так дружелюбно выглядит это место сейчас. Лет 30 назад дружелюбности было явно меньше
20. Здание, оказавшееся в зоне Стены, в результате чего обречено было стать заброшенным. Его решили не восстанавливать, сейчас там что-то вроде сквота
21. Далее, стена сворачивает на другую сторону Шпрее. Поток туристов сразу спадает. Здесь же зона отчуждения превращена в бульвар.
22. Проходим озеро. Прямо к стене примыкают восточноберлинские брежневки
23. Тот самый случай, когда стена шла вдоль узкой улицы и дома примыкали прямо к ней. Хрущёвка справа - восток, особняки слева - запад.
24.
25. Это же место 30 лет назад
26. Совсем какие-то глухие места. Окрестности Морицплац
27. Бескультурные немцы паркуются на газонах. Ай-ай-ай! Кстати, это справа от стены, т.е. Восточный Берлин. Вот оно - наследие совка!
28. Казалось бы, фиг узнаешь, что тут могла быть Стена. А вот.
29. Или вот тут
30. Памятник одному из перебежчиков через Стену
31. Циммерштрассе. Улица полностью перестроена, о стене напоминает только лишь линия
32. А вот Чекпоинт Чарли. Довольно известное место, также популярное среди туристов.
33. Занятно, что сразу за КПП американцы на бывшей своей стороне сразу же запилили макдоналдс. Рядом центр Берлина теперь с американским флагом охраняют негры афроамериканцы!
34. Тут есть небольшая экспозиция, посвящённая стене, многочисленным попыткам её перелезания. Вот, например, группа юношей и девушек умудрилась прорваться через один из КПП на автобусе.
35. Вид на советскую сторону.
36. Здесь же расположен музей Берлинской Стены. При желании узнать более подробно об этом явлении, можно его посетить. Кстати, советский флаг! Привет одной хорошей стране, где теперь так его не повесишь.
37. Подходим к бывшему зданию гестапо. Сейчас там музей гестапо.
38. Здание парламента Берлина
39. Приходим на Потсдамерплац. Сейчас это крупнейший транспортный узел города. А в эпоху Стены сюда практически нереально было попасть, было всё глухо и заброшено. Правительство ГДР вообще старалось уменьшить пребывание людей в окрестностях стены.
40. Страж границы
41. Дальше стена проходит через Бранденбургские ворота. Рейхстаг. Затем выходит к новому ж.д. вокзалу Berlin Hauptbahnhof.
42. Огромное стеклянное сверкающее здание. Открыто несколько лет назад.
43. Тут ещё строят новую трамвайную линию. Кстати, трамвай имеется только в Восточном Берлине. Даже сейчас, когда сеть активно расширяется, он почти не заходит на западную часть.
44. Далее стена идёт на север. Снова брежневка. Впрочем о советских кварталах Берлина надо будет обязательно рассказать отдельно.
45. Порой стена появляется в совершенно неожиданных для того местах. Где-то отдельные блоки забыли снести, где-то переоборудовали их под что-то другое. Вот, например, какой-то двор.
46. А вот в другом дворе сохранилась дозорная вышка!
47.
48. Идём дальше. Лизенштрассе. Совсем какие-то промзонные места.
49. Кстати, вы обратили внимание на вот эти странные палки? Мы их встречали в разных местах, долго не могли понять, зачем они нужны. Удивительно, что они как раз были расставлены вдоль стены. Оказалось, это была подготовка к празднованию 25-летия. На эти палки были поставлены шарики, которые в 19.00 9 ноября были дружно запущены в небо.
50. Снова чувствуется зона отчуждения, которая теперь преобразована в полу-парк, полу-пустырь, идущий вдоль ж.д. путей. Здесь стена поворачивает ненадолго обратно на юг.
51. Сохранившийся кусочек.
52.
53.
54. Вход в метро, а точнее на подземную станцию электрички S-Bahn с названием Nordbahnhof. Тут раньше ещё до войны располагался Северный вокзал. Из-за стены вокзал сначала закрыли, потом вообще разобрали.
55. Тут небольшая экспозиция, посвящённая тому, как было разделено метро во время Стены. Уникальные схемы! Западный Берлин.
56. Восточный Берлин. Фактически большая часть метро оставалась в Западной части. На востоке была только полностью линия 5, частично линия 2. Также по его территории проходили линии 6 и 8 из Западного Берлина в Западный. На станциях Восточного Берлина они не останавливались.
9 ноября восточные и западные немцы отмечают 25-летие падения Берлинской стены. Это одно из знаковых событий ХХ века, ставшее прологом к объединению Германии. Немцы, жившие по разные стороны границы, долгие годы мечтали о восстановлении единства нации. Однако, когда объединение Германии наконец произошло, оказалось, что за годы существования стены «осси» и «весси» стали сильно отличаться друг от друга. И за прошедшие с момента падения Берлинской стены четверть века эти различия в менталитете так и не стерлись.
Объединение на условиях ФРГ
Объединение Германии, начавшееся сразу после падения «Позорной стены», как ее называл бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт, было чистейшей воды аннексией. ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ 3 октября 1990 года. На присоединенных территориях вводились в действие Конституция ФРГ 1949 года, в обращение - марка ФРГ, объединенная Германия осталась членом ЕЭС и НАТО. Чиновники, офицеры армии и спецслужб ГДР подверглись люстрации.
Официально Берлинской стены никогда не существовало. Это сооружение в документообороте ГДР именовалось Antifaschistischer Schutzwall - «Антифашистский оборонительный вал». Формально стену возводили для того, чтобы защитить граждан демократической Германии от проникновения реваншистов и диверсантов из Западного Берлина, устраивавших провокации, акты саботажа и поджоги.
На самом же деле правительство Вальтера Ульбрихта стремилось прекратить утечку квалифицированных кадров на Запад: в развернувшейся экономической войне двух Германий ГДР оказалась в невыгодном положении. Молодежь получала бесплатное образование в восточногерманских вузах, а работала на западногерманских фирмах с более высокой зарплатой. Экономика теряла миллиарды, падали темпы экономического роста. Старшие советские товарищи после настойчивых просьб дали руководству ГДР добро, и стройка закипела.
По ту сторону границы
13 августа 1961 года армия и военизированные группы рабочих блокировали границу, и строители взялись за дело. К вечеру стена была готова. Потом ее неоднократно достраивали и реконструировали. К моменту своего падения в 1989 году Берлинская стена представляла собой грандиозный комплекс длиной 155 километров и высотой 3,6 метра, с ограждениями из металлической сетки, земляными рвами, сторожевыми вышками и контрольно-следовой полосой. Пересечь границу можно было только через три КПП.
Некоторые граждане ГДР имели право свободно проходить «на ту сторону»: пенсионеры, те, кому требовалось посетить своих родственников на Западе по крайне важным причинам, те, кому необходимо было пересечь границу по работе - например, водители грузовиков. Остальным приходилось искать другие пути. Кто-то копал тоннели, кто-то перелетал на дельтаплане, кто-то таранил стену бульдозером. Восточногерманские пограничники задерживали нарушителей, при невозможности остановить злоумышленника - стреляли на поражение. По данным правительства ГДР, всего на Запад ушли более пяти тысяч граждан, при попытке пересечь Берлинскую стену погибли 125 человек. Западные исследователи говорят о 136 погибших, относя к ним в том числе сомнительные случаи и восемь убитых пограничников.
Но находились и те, кто пытался пересечь границу в обратную сторону, и среди них тоже были жертвы. Всего с запада на восток бежали 410 человек, многие - те, кто ранее «выбрал свободу», но потом по тем или иным причинам решил вернуться за железный занавес. Семь из беглецов с запада на восток при пересечении Стены погибли.
И все же Берлинская стена не смогла полностью разделить Германию. Никуда не делось единое культурное пространство. Еще два года после возведения стены в ГДР действовало понятие «немецкое гражданство» - гражданин ФРГ, приехавший на Восток, мог голосовать на выборах в парламент ГДР. До 1965 года спортсмены ГДР и ФРГ выступали на Олимпиадах в одной команде. А до 1969 года в обеих частях Германии действовала единая конфедерация протестантских церквей - Евангелическая церковь Германии. Только после того как в 1973 году ГДР и ФРГ установили дипломатические отношения, а ГДР приняли в ООН, существование двух германских государств стало международно признанным фактом.
Стена простояла до 1990 года. Если с восточной стороны она все эти годы была заградительным барьером, то с западной постепенно превращалась в огромный холст, на котором начинающие и маститые художники рисовали в свое удовольствие граффити. 9 ноября 1989 года правительство ГДР разрешило свободный проход через границу, а в январе 1990-го приступили к сносу стены. Менее чем за 11 месяцев все было кончено: от некогда грозного сооружения остался отрезок в 1,3 километра, превращенный в памятник. А в 2010-2012 годах в Берлине открылся уже полноценный мемориальный комплекс, посвященный Берлинской стене. Он обошелся в 28 миллионов евро.
Цена объединения
Когда стояла Берлинская стена, «осси» (Ossi) и «весси» (Wessi), как себя называли жители ГДР и ФРГ, мечтали о том, как они воссоединятся. Однако после того, как это произошло, выяснилось, что невидимая стена между ними сохранилась и даже стала выше. «Сращения нации», о котором столь оптимистично говорил бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт в 1989 году, до сих пор не наблюдается. Спустя четверть века, между «осси» и «весси» ощущается стойкий барьер из-за различий в традициях, воспитании, менталитете, доходах и даже языке. На востоке признаются, что порой чувствуют себя неполноценными гражданами. Это и неудивительно, если учесть, насколько дорого обошлось бывшим гражданам ГДР объединение.
Как тогда выражались в ФРГ, экономика Германской Демократической Республики была несовременной и неконкурентоспособной, технологии как минимум на 10 лет отставали от западных. Об этом можно судить по «пластмассовому автомобилю» «Трабант», на который практически всю жизнь копили многие семьи в ГДР. Непривлекательный внешний вид и мотоциклетный мотор «Траби», как его ласково называли восточные немцы, не позволяли автомобилю конкурировать с современными машинами из ФРГ.
Автомобили «Трабант» выпускались в ГДР с 1957 до 1991 год. Дизайн машины принципиально не менялся. Главной особенностью «Трабанта» был корпус, сделанный из пластика, а не из металла, который был в ГДР в дефиците. Сейчас эти автомобили стоят недешево, так как пользуются большой популярностью у коллекционеров.
Из-за неподготовленности к рыночной экономике закрылись практически все крупные предприятия ГДР, миллионы людей потеряли работу. В поиске более высоких зарплат многие ринулись на запад страны. В некоторых сферах ситуация была близка к катастрофической. Как пишет Die Zeit, «работавшие в ГДР инженерами переквалифицировались в дворников, а руководители отделов на предприятиях стали продавцами или дальнобойщиками».
Даже сейчас промышленность восточных земель без Берлина не превышает десяти процентов экономики Германии. Налоговые поступления на душу населения на востоке в среднем - 940 евро, на западе -1840 евро. Уровень доходов семьи на территории бывшей ГДР на 20 процентов меньше, чем в ФРГ. Средняя стоимость одного часа рабочего времени на западе - 29,6 евро, на востоке - 22,3 евро.
Многие «осси» работают на западе, возвращаясь домой только на выходные. Некоторым в погоне за достатком просто некогда завести семью. Низкая рождаемость и сильный отток населения создали на территории бывшей ГДР демографические проблемы. За 25 лет число жителей западных земель выросло с 62 до 66 миллионов человек, а на востоке сократилось с 16 до 13 миллионов. Тем не менее, многие восточные немцы возвращаются домой - сказывается тоска по малой родине.
Как показывают опросы общественного мнения, «осси» вообще больше склонны к ностальгии по старому образу жизни. 49 процентов жителей Восточной Германии согласны с утверждением: «В ГДР было больше хорошего, чем плохого; имелись проблемы, но с ними можно было жить». Около восьми процентов считают, что «у Восточной Германии было больше преимуществ, чем недостатков; народ жил счастливей и благополучней, чем в объединенной Германии».
Если в западной Германии ГДР вспоминают как полицейское государство, то на востоке считают иначе. Некоторые уверены, что в результате объединения пострадала их национальная идентичность, поскольку, как им кажется, «была опорочена и унижена их родина». На востоке есть люди, которые по-прежнему живут в ГДР и любят общаться «со своими». Между тем, молодежи в возрасте от 13 до 25 лет мало что известно об объединении Германии и о падении Берлинской стены. В ходе соцопроса нередко встречались ответы, что «Берлинская стена - это вроде что-то из фильма "Good Bye Lenin"».
Западные немцы на первых порах думали, что хорошие результаты от объединения или фактически присоединения ГДР к ФРГ на их условиях будут достигнуты в одночасье и без лишних денежных вливаний. Реальность их разочаровала. Власти вынуждены вкладывать немало средств в развитие востока. За 25 лет в экономику бывшей ГДР закачали свыше двух триллионов евро. Больше 60 процентов - на улучшение социального обеспечения восточных немцев. Как подсчитал Германский институт экономики (DIW), за эти годы некоторые восточные земли израсходовали на 1,5 триллиона евро больше, чем заработали. Согласно опросам Infratest dimap, на западе только 48 процентов немцев довольны объединением, как правило, это молодые люди.
Несколько лет назад выяснилось, что западные партнеры ФРГ - Франция и Великобритания в конце 80-х годов, несмотря на все официальные заявления, на самом деле не очень-то и хотели объединения Германии, опасаясь, что немцы опять попытаются подмять под себя Европу. Маргарет Тэтчер сообщила об этом президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву в конфиденциальной беседе. «Воссоединение Германии не в интересах Великобритании и не в интересах Западной Европы. Забудьте обо всем, что вы читали в натовском коммюнике. Нам не нужна единая Германия. Мы не можем этого допустить, это дестабилизирует международную обстановку», - заявила Железная Леди. Эту позицию поддержал и тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран. По его словам, объединение Германии «повлечет за собой возрождение плохих немцев, которые одно время доминировали в Европе».
Как показывает история, чтобы преодолеть последствия раскола страны, продолжавшегося сорок лет, четверти века недостаточно. Хотя здесь на помощь могут прийти культура и спорт. Немцы признаются, что по-настоящему едиными они чувствуют себя во время чемпионатов по футболу и Олимпийских Игр.