А
нгличане и французы полагали что у них достаточно сил для противостояния Гитлеру.
Но их легко и непринужденно прихлопнули, особо не заметив. Немецкое наступление во Франции оказалось столь стремительным и мощным, что для противостоящей стороны это стало совершенно деморализующим сюрпризом. После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов, немецкое командование развило свой успех. Как это было под КАТ...
Части Британских экспедиционных сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк. Командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос эвакуации союзных войск на Британские острова.
20 мая 1940 года быстрые немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю и войска 1-й группы армий союзников (в общей сложности, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге.
С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта (танковая группа Э. Клейста, танковая группа Г. Гота и 4-я армия вермахта), с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба (части 18-й и 6-й армий).
Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.
20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации (см. Маленькие корабли Дюнкерка). Для эвакуации командование союзников мобилизовало все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флотов: 693 английских и около 250 французских. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей.
Англичане и французы пытались контратаковать, но действовали разобщенно и несогласованно.
22 мая 1940 года части танковой группы Клейста заняли Булонь. В этот же день английское военно-морское министерство реквизировало 40 голландских шхун, находившихся в английских портах, с целью использовать их для эвакуации войск с континента.
24 мая Гитлер отдал приказ немецким танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Дальнейшее продвижение разрешалось только частям, выполнявшим задачи по разведке и охранению. В результате немецкие части остановились на рубеже Бетюн — Сент-Омер — Гравлин.
Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки.
Тем не менее, 24 мая по приказу командира дивизии СС «Адольф Гитлер» нацисты переправились через канал Аа и взяли высоту Монваттан на противоположном берегу, которая обеспечивала господство над равнинной местностью (развалины средневекового замка на вершине позволяли превратить её в опорный пункт).
28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие воинские части и осложнила положение англо-французских войск, блокированных в районе Дюнкерка.
Эвакуация из района Дюнкерка проходила рассредоточено, под непрерывным огнём артиллерии и постоянными бомбардировками противника. Особо массированные налёты начинались после отхода на заправку английских истребителей, прикрывавших побережье. При сужении кольца окружения огонь вёлся и из стрелкового оружия, в первую очередь из пулемётов.
При бомбардировке побережья поражающее действие немецких авиабомб оказалось снижено в результате низкой плотности морского песка.
По официальным данным военно-морского министерства Великобритании, в ходе операции «Динамо» (в период с 26 мая по 4 июня 1940 года) с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано в общей сложности 338 226 военнослужащих союзников.
В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий. Потери королевских военно-воздушных сил, прикрывавших эвакуацию, составили 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников, были пленены в общей сложности 50 тысяч военнослужащих французской армии.
В ходе операции были потеряны более четверти участвовавших в эвакуации кораблей и судов (224 английских и около 60 французских судов), в том числе 6 эсминцев английского военно-морского флота и 3 французских ВМС. Значительное количество кораблей получили повреждения (в том числе, 19 или 23 корабля английского военно-морского флота).
Почему Гитлер пожалел англичан и французов и не скинул группировку в море? Думал англосаксы будут добрее?))) Возможно Гитлер понимал что загнанные в угол будут сопротивляться яростно, ведь терять им нечего. Об истинных причинах остановки наступления военные историки спорят и по сей день. Официальная главная причина объясняющие это решение - Гитлер стремился избежать больших потерь в танковых частях, которые должны были оперативно проутюжить Европу до Атлантики во второй фазе французской кампании. При этом есть много иных причин. Возможно Гитлер поверил шефу люфтваффе Герингу, обещавшему фюреру, что сможет легко превратить эвакуацию в ад лишь с помощью ВВС Германии.
О причинах остановки нацистских войск Гитлером спорят до сих пор...
Инфа и фото (С) интернет
20 мая 1940 года британское правительство приняло решение о проведении беспрецедентной операции по эвакуации британского экспедиционного корпуса с территории Франции. Операция получила кодовое название «Динамо». На момент принятия решения на вытянутом участке суши длиной 50 км и шириной 20 км в районе французского города Дюнкерк десять английских дивизий оказались заблокированы немецкими войсками. Кроме них в котёл угодило 18 французских и 12 бельгийских дивизий. Всего прижатыми к морю оказались около полумиллиона человек.
Плачевное положение союзнических войск было результатом молниеносной войны, развязанной немцами с целью захвата европейских государств. В результате немецкого «блицкрига» немцы смогли в кратчайшие сроки оккупировать Норвегию, Данию, Бельгию, Нидерланды, Францию и Люксембург. Германские танковые армии внезапными концентрированными ударами взламывали оборону противника и выходили на оперативный простор, разрушая систему управления, связь и снабжение, сея панику и смерть.
Командование союзнической армии оказалось не готово к новым методам ведения войны. 1300 танков генерал-полковника Гудериана и командующего танковой армией Пауля Людвига Эвальда фон Клейста, прорвав оборону французов, как нож в масло вошли клиньями в оборону французов и вышли 20 мая 1940 года к проливу Ла-Манш. Деморализованные союзнические войска колоннами отступали к побережью, оставляя противнику в качестве трофеев тяжелую технику.
Положение союзников усугубила капитуляция бельгийской армии под командованием короля Леопольда, подписанная 28 мая. Размер удерживаемого плацдарма неуклонно уменьшался. Казалось, что окруженные войска обречены на истребление и позорный плен. Перелом в трагическую ситуацию внес приказ Гитлера, остановивший наступление танковых дивизий на рубеже канала Аа – фактически немецким войскам было запрещено приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км. Причина отдачи Гитлером столь странного распоряжения до сих пор не установлена. Можно только констатировать, что этот приказ позволил англичанам закрепиться в Дюнкерке и, в итоге, эвакуировать морем сотни тысяч военнослужащих. Наступление немецких танковых дивизий было возобновлено лишь 27 мая.
Приказ об эвакуации британский корпус получил 26 мая. Первоначально британское командование рассчитывало, что сможет спасти не более 45 тысяч окруженных и что отведено ему на это не более двух суток. В действительности операция растянулась до 4 июня, и эвакуировано было более 300 тысяч человек.
Эвакуация осуществлялась рассредоточенно, в условиях постоянно атакующей авиации противника и артиллерийских обстрелов. Эвакуировать приходилось в условиях постоянного боеконтакта арьергарда союзников с частями вермахта. Теснимые немцами, союзнические части ожесточенно сражались, изредка совершая контратаки и даже отбрасывая противника назад. Постепенно части, находящиеся в соприкосновении с противником, отправлялись на берег для эвакуации, а немцы накатывались на следующий рубеж обороны.
Отправка на берег отнюдь не означала попадания в спокойный тыл – тысячи солдат на пляже подвергались непрерывному артиллерийскому и миномётному обстрелу. Немецкие пилоты как в тире, заход за заходом, расстреливали союзнических солдат из пулеметов. Противопоставить им было нечего – вся зенитная артиллерия была брошена при отступлении. Огонь по самолетам вели из винтовок и ручных пулеметов. Летчики королевских военно-воздушных сил прилагали нечеловеческие усилия для спасения своих соотечественников – было совершено 2739 самолетовылетов, сбито более ста немецких самолетов.
Погрузка войск на суда осуществлялась как в порту Дюнкерка, так и с нескольких импровизированных причалов, сооруженных на побережье из колонн автомашин, загнанных в воду. Кроме того, солдаты добирались до мелких кораблей и катеров, подходивших к побережью на лодках, спасательных шлюпках и самодельных плавсредствах.
Всего в дюнкеркской операции принимало участие 860 судов различного водоизмещения – как гражданских, так и военных. В том числе в операции участвовали сотни кораблей, катеров и иных судов, предоставленных частными лицами и компаниями в ответ на призыв британского правительства принять участие в эвакуации войск.
2 июня последние британские части были погружены на эвакуационные суда. В ночь с 3 на 4 июня на берегу собралась огромная толпа французских военных, надеявшихся любой ценой попасть на борт последних судов, уходящих в Англию. Эвакуировать удалось 56 тысяч. А уже 4 июня немцы прорвались на пляж и стали расстреливать корабли прямой наводкой. Продолжение операции было невозможно. Эсминец «Шикари», последним покидавший Дюнкерк, провожали глазами десятки тысяч оставленных на берегу французских солдат. Дюнкерк пал.
В ходе операции «Динамо» было потеряно около четверти кораблей и судов, участвовавших в эвакуации. Большинство уцелевших судов было повреждено. В плен попало около 50 тысяч французских военных, в том числе 15 тысяч французов, до последнего прикрывавших эвакуацию. Погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников. Более 60 тысяч человек из состава четырехсоттысячного британского экспедиционного корпуса были потеряны убитыми и пленными. Немцам досталось практически всё тяжелое вооружение, техника и снаряжение корпуса.
Однако, несмотря на чудовищные потери, была достигнута главная цель – удалось сохранить жизни большинства солдат корпуса, ставших в дальнейшем основой союзнических войск.
История Дюнкеркской катастрофы была не раз экранизирована. Последняя экранизация – фильм «Дюнкерк» - вышла на экраны в 2017 году.
Немецкое наступление во Франции оказалось столь стремительным и мощным, что для противостоящей стороны это оказалось совершенно деморализующим сюрпризом. Британский экспедиционный корпус оказался не готов к войне нового типа, поэтому, невзирая на существенную численность и приличное техническое оснащение, он терпел поражение за поражением. Это не могло в итоге не привести к катастрофе - по мере продвижения немцев к Ла-Маншу панические настроения среди личного состава корпуса нарастали, и в конце мая 1940 года плотина рухнула. Британцы начали движение к спасительному проливу, за которым их ждали родные берега. Отступление было беспорядочным - дороги, забитые вперемешку беженцами и бегущими войсками, брошенный по обочинам транспорт. Офицеры, бросившие свои части, бежали первыми, невзирая на прямой приказ до последнего оставаться на посту. Стало понятно, что то, что нельзя остановить, придётся возглавить - и был отдан приказ об организации эвакуации британских военнослужащих и их союзников из зоны боевых действий. Сначала речь шла только о вывозе вспомогательного персонала, но быстро стало ясно, что эвакуировать придётся всех.
Отступление к побережью, май 1940 г.
Приготовления к эвакуации начались 20 мая. Командующим был назначен вице-адмирал Бертрам Рэмси (в некоторых источниках фамилию транскрибируют как Рамсей). Сама эвакуация получила название "операция «Динамо»" в честь генератора (динамо-машины) Дуврского замка - именно в генераторной Рэмси составил план операции и обсудил его с Черчиллем, оттуда же он ей и командовал.
Вице-адмирал Бертрам Рэмси на своём командном пункте в Дувре
Одной из загадок битвы при Дюнкерке остаётся приказ, отданный Гитлером - приказ об остановке наступления, который дал британцам время на проведение операции «Динамо». Не дойдя буквально нескольких километров, немецкие наземные войска остановились и заняли оборону, прижав остатки английских войск (совместно с некоторым количеством французских) к берегу в районе города Дюнкерк. Огромная масса солдат оказалась запертой в городе и на прилегающих к нему песчаных пляжах. Отдельные исследователи даже высказывают гипотезу о том, что фюрер специально приостановил карающий меч, чтобы не слишком настраивать против себя британцев - мол, цивилизованные белые люди же, не низшая раса. Однако вероятность справедливости подобной трактовки крайне мала. По крайней мере, жалеть англичан точно никто не собирался, так как окружённых на протяжении всей эвакуации непрерывно бомбили. В первый же день массированным налётом был уничтожен дюнкеркский порт. Значительная часть бомб попала и на город - число жертв среди мирных жителей, согласно некоторым источникам, достигало тысячи человек, около трети от всего оставшегося на тот момент в городе населения. Городской водопровод был повреждён бомбами, что сделало невозможным тушение пожаров, и Дюнкерк выгорел практически полностью. Скопившихся на пляжах солдат немцы бомбили и расстреливали из бортовых пулемётов. Британская авиация оказывала максимально возможную помощь - только за первый день прибывшей с противоположного берега «кавалерией» было сбито 38 немецких самолётов. Всего за время эвакуации британцы смогли уничтожить 145 вражеских самолётов ценой потери 156 своих, ещё 35 немецких самолётов было уничтожено зенитной артиллерией с кораблей.
Британские моряки наблюдают за пожарами на французском берегу
Наиболее вероятной причиной остановки немецких войск в настоящее время считается желание избежать лишних потерь. Загнанные в угол французы и британцы явно собирались отчаянно сопротивляться до последнего, Геринг же обещал расправиться с окруженцами исключительно при помощи ударов с воздуха, и эта перспектива показалась фюреру заманчивой. Впоследствии Гудериан и Манштейн считали приказ об остановке наступления одной из наиболее критичных ошибок Гитлера, а Рундштедт называл его «одним из ключевых моментов войны».
Бойцы в ожидании эвакуаци
Как бы то ни было, передышка оказалась для англичан спасительной. Эвакуацию начали 27 мая - для неё к побережью возле Дюнкерка было подведён британский лёгкий крейсер «Калькутта», восемь эсминцев и двадцать шесть транспортных судов. Проблема была в том, что берег в том месте пологий и песчаный, поэтому отмели простираются на большие расстояния под водой, делая невозможным подход крупных кораблей непосредственно к линии прибоя. Для перевозки людей с пляжей на корабли Адмиралтейство буквально прочесало все окрестные британские порты, отмобилизовав все малые суда, до каких только смогли дотянуться. Это был самый пёстрый и разнообразный флот, какой только можно себе представить - в него входили и прогулочные катера, и портовые буксиры, и рыболовецкие лодки, и даже личные парусные яхты. Впрочем, как быстро выяснилось, отмели не позволяли подойти к берегу даже этим небольшим судам.
Гражданские катера и яхты выдвигаются для оказания помощи в эвакуации
Солдатам приходилось несколько сот метров идти от линии прибоя вброд, иногда до штормтрапа катера они добирались по шею в воде. Для борьбы с подобными затруднениями офицеры на местах прибегали к различным ухищрениям. Например, во время отлива выгоняли на обнажившееся дно автомобили, выстраивая их в цепочку, направленную к морю, и укладывая на их крыши наспех сколоченные деревянные мостки. В порту Дюнкерка причалы были разрушены немецкими бомбардировщиками, но уцелели два бетонных мола, каждый из которых выдавался в море больше, чем на километр - их и стали использовать для погрузки.
Погрузка на катер
Ото дня ко дню количество задействованных в операции кораблей и судов росло - всего в «Динамо» приняли участие 693 британских плавсредства. В это число входили упомянутый ранее крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, 13 торпедных катеров и охотников, 9 канонерских лодок. Малых судов (без учёта шлюпок и катеров, принадлежащих большим кораблям и судам) было 311. Помимо этого, помощь в эвакуации оказывали и корабли иных союзников (в основном французские) - их насчитывалось 168, в том числе 49 боевых. Занимать внутренние помещения на кораблях солдаты по большей части отказывались из страха не успеть выбраться, если корабль начнёт тонуть, поэтому занимали палубы и надстройки, набиваясь, в самом буквальном смысле, как сельди в бочку. Там, где солдаты добирались до кораблей на лодках, они нередко бросали лодку, достигнув цели. Никто не хотел возвращаться на берег даже ненадолго - поэтому оставшимся на пляже приходилось ждать, пока пустую лодку прибьёт к берегу ветром. Из-за описанных выше затруднений с погрузкой практически всё тяжёлое имущество было оставлено на берегу. Фактически, солдаты не брали с собой ничего, кроме одежды - многие бросали даже оружие и ранцы с личными вещами. Всего британцами было оставлено 455 танков, более 80 тысяч автомобилей, мотоциклов и другой техники, две с половиной тысячи пушек, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн горючего и 377 тысяч тонн прочих припасов.
Британские солдаты ведут огонь по немецким самолётам, бомбящим пляж
Загруженные корабли, покидавшие Дюнкерк, шли к Британским островам тремя маршрутами, носившими условные обозначения «X», «Y» и «Z». Самым коротким был маршрут «Z» (всего 72 км), корабли преодолевали его в среднем за два часа, но он пролегал вдоль французского берега, и следовавшие им корабли на протяжении значительной части пути подвергались обстрелу немецкой артиллерии с суши. Маршрут «X» был самым безопасным, хотя и заметно длиннее (105 км), однако он пролегал в непосредственной близости от ряда мелей и минных полей, из-за чего не мог использоваться ночью. Маршрут «Y» был самым длинным (161 км, четыре часа пути) - он проходил в стороне от мин и пушек, но следовавшие им корабли постоянно подвергались атакам немецкого флота и авиации. Всего было потеряно более четверти кораблей из участвовавших в эвакуации - 243 из 861.
Французский эсминец Borrasque тонет, подорвавшись на мине. На палубе видны эвакуируемые солдаты
Первоначально предполагалось, что затишье в немецком наступлении продлится не более сорока восьми часов. За это время планировалось спасти 45 тысяч человек. Фактически план был сорван (в первый день было вывезено чуть более семи с половиной тысяч человек, во второй - немногим менее восемнадцати тысяч, то есть суммарно около 25 тысяч вместо запланированных сорока пяти), но немцы продолжали стоять на месте, атакуя союзников лишь с воздуха, и эвакуация постепенно набрала обороты - 29 мая было вывезено более 47 тысяч человек за один день, за последующие два дня эвакуировались более 120 тысяч человек.
Британские солдаты грузятся на корабль
Эвакуация
31 мая немцы нажали, и «дюнкеркский карман» существенно сжался. 1 июня было эвакуировано 64 тысячи человек. 2 июня отбыли британские силы прикрытия, оборонявшие Дюнкерк. На континенте остались лишь французы - их тоже вывозили, но не в первую очередь. 3 июня воздушные налёты стали гораздо интенсивнее, и дневные рейсы пришлось прекратить. В ночь с третьего на четвёртое удалось эвакуировать около 53 тысяч союзных бойцов, но четвёртого немцы, наконец, пошли в наступление, и операцию пришлось завершить. Последний корабль, британский эсминец «Сикарий», покинул французский берег в 3:40 утра 4 июня с приблизительно девятью сотнями эвакуированных на борту. Две французских дивизии, оставленные прикрывать периметр, были брошены на произвол судьбы и вынуждены были сдаться.
Итогом операции «Динамо» стало спасение более чем трети миллиона солдат и офицеров – то есть, фактически, всего Британского экспедиционного корпуса во Франции (его общая численность составляла около 400 тысяч человек). Утрата практически всей техники и значительного числа вооружения, конечно, сильно ударила по боеспособности британской армии, но сохранение большой массы личного состава – кадрового, обученного, слаженного и, самое главное, обладающего реальным боевым опытом – практически полностью это компенсировало. Вдобавок, не стоит и упоминать о том, какое мощное воздействие было оказано на моральное состояние населения Великобритании. Парни вернулись домой целыми и невредимыми, а не сгинули бесславно на чужой стороне – на этом фоне и потеря танков с пушками воспринималась как досадная мелочь. Танков, мол, можно и новых наделать. Поскольку предшествующие эвакуации разгром и паническое бегство британскими СМИ, по понятным причинам, не освещались, произошедшее имело в глазах гражданских героический оттенок. Дескать, пострадали от врага, но не дали себя убить и в плен не сдались, так что позже смогут вернуться и как следует отомстить. В оборот английского разговорного языка даже вошло выражение «дюнкеркские настроения» («Dunkirk spirit»), обозначающее единодушное сплочение народа перед лицом страшной угрозы. Неизвестно, возникло ли оно естественным образом или было привнесено пропагандой, но в словарях значится.
Эвакуировавшихся солдат встречают на родине
Об эвакуации британцы помнят до сих пор, именуя её «Чудом при Дюнкерке». В её память был учреждён специальный «дюнкеркский» флаг, право поднимать который имеют только гражданские суда, участвовавшие в операции «Динамо». Таковых до сегодняшнего дня дожило несколько десятков, они регулярно принимают участие в торжествах, посвящённых годовщинам эвакуации.
"Дюнкеркский флаг"
Правообладатель иллюстрации
Warner Bros Image caption В фильме "Дюнкерк" рассказывается история эвакуации британских и французских военных в 1940 году21 июля состоялась мировая премьера фильма Кристофера Нолана "Дюнкерк", в котором рассказывается об эвакуации войск союзников с побережья Франции в 1940 году. Би-би-си рассказывает, как несколько сотен тысяч военных оказались в ловушке на французском пляже.
Фильм Нолана уже получил восторженные отзывы критиков. На сайте рецензий metacritic.com "Дюнкерк" благодаря высоким оценкам оказался в первой пятерке фильмов, номинированных на премию "Оскар" за 21 год, и в десятке лучших фильмов о войне за всю историю.
Неожиданным успехом стал и актерский дебют Гарри Стайлза, участника поп-группы One Direction.
Что случилось в Дюнкерке?
Уинстон Черчилль в знаменитой речи "Мы будем сражаться на пляжах" 1940 года назвал события в Дюнкерке "чудесным избавлением". Похвалы Черчилля предназначались спасательной операции, в рамках которой 338 226 французских и британских солдат были эвакуированы с пляжа и гавани города Дюнкерк во Франции.
- "Войска ужаса и диверсий": британские коммандос Второй мировой
Изначально предполагалось, что оккупировавшие Францию немецкие войска достигнут побережья, где находились военные, в течение двух дней.
В этом случае удалось бы обеспечить безопасность лишь 43 тысяч бойцов. Тем не менее, благодаря замешательству немцев и отважным действиям членов Коалиции, британских и военных солдат удалось спасти.
Почему военные оказались на пляже?
В ответ на вторжение Германии в Польшу в 1939 году Британия отправила войска для защиты Франции. После того, как немцы продвинулись в Бельгию и Нидерланды в мае 1940 года, союзники допустили почти смертельную ошибку.
Дюнкерк в цифрах
Спасены:
198 229 британских военных
139 997 французских военных
636 кораблей союзников
Захвачены:
262 вражеских самолета
Источники: Peter Doyle "World War II in Numbers", Королевские ВВС Великобритании
Французско-немецкая граница почти целиком была укреплена так называемой "линией Мажино", однако ее северный участок защищал лишь Арденский лес. Союзники предполагали, что он был слишком густым и не требовал серьезной защиты, однако войскам Германии удалось проложить дорогу через чащу.
В итоге немцы фактически оказались в тылу у союзников, вынудив их сдвинуться в Бельгию, где они столкнулись с еще большим количеством солдат противника. Единственным вариантом осталось оступление к прибрежному городу Дюнкерк, откуда военных можно было эвакуировать в Англию.
Спасательная операция
Момент, когда большинство военных объединенной армии Британии и Франции оказались окружены немцами, мог стать поворотной точкой всей войны. Тем не менее, по до сих пор неясным причинам, Адольф Гитлер приказал своим войскам остановиться.
Союзники получили дополнительное время. Для эвакуации военных привлекли морские корабли, пассажирские паромы, рыболовные суда, частные яхты и катера. К спасательной операции добровольно присоединилась горстка мирных жителей, которые отправились на помощь в разделяющий Британию и Францию пролив Ла-Манш.
В итоге за девять дней образовавшийся флот, который с воздуха прикрывали британские самолеты, смог вывезти большую часть военных.
После того, как 10 мая 1940 года была прорвана линия Мажино, а 14 мая капитулировала Голландия, Британский экспедиционный корпус, французские части и соединения и остатки бельгийских войск оказались в окружении в районе города Дюнкерк. Причем, как писал Монтгомери после войны, битва в Бельгии и во Франции была проиграна еще до ее начала. То есть само расположение войск, действия французского командования, разногласия между англичанами и французами — все это привело к тому, что войска в данной ситуации уже были обречены на поражение. Хотя дивизия Монтгомери проявила себя очень хорошо.
Для Дюнкеркской эвакуации собрали все, что было можно
20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации союзных войск на Британские острова. Для этого были мобилизованы все корабли военного и торгового флотов, портовые буксиры, даже речные трамвайчики. Всего было привлечено порядка семисот судов. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей. Большой вклад в эвакуацию внес и лорд Горт, командующий британскими войсками.
За неделю на Британские острова было перевезено 338 тысяч человек
За неделю, с 26 мая по 4 июня, морем, по Ла-Маншу, на Британские острова было перевезено 338 тысяч человек. Поразительно, но потери при проведении операции «Динамо» (кодовое название Дюнкеркской эвакуации) были невелики. Почему? Во-первых, потому что военные корабли сумели прикрыть гражданские суда. Английские пилоты действовали очень храбро. Немецкие тоже сражались. Непосредственно в боях вокруг самого плацдарма было потеряно порядка 100 самолетов (и с той, и с другой стороны), погибло около 1200 человек. Но было оставлено вооружение: 2500 орудий, 60 тысяч автомашин, было брошено огромное количество боеприпасов, топлива, имущества. Нельзя не сказать и о французах, которые попали в плен, фактически прикрывая всю эту операцию, — 50 тысяч человек.
Британские солдаты следуют на посадку на британский эсминец у побережья Дюнкерка в ходе операции «Динамо», 1940 год
Эвакуация проводилась в несколько этапов. На побережье были выстроены импровизированные причалы. Сначала людей везли на небольших судах, которые могли вплотную подойти к берегу, потом перегружали на большие корабли. Каждой части был определен свой порядок отхода: одна прикрывала оборону, другая уходила в тыл. То есть они постоянно менялись, ходили друг за другом. Это было сделано для того, чтобы «обрубить» возможность немцев прорваться к пляжам, где проводилась эвакуация. Оборону держали до последнего. Немцы не смогли ее прогрызть. Они не рискнули.
В Дюнкерке вся полнота власти была у англичан
Существует версия, что Гитлер отдал приказ остановиться, «не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 километров» и не использовать против блокированной англо-французской группировки танки. На самом деле немецкие части остановились и без его приказа. В этом им «помогли» англичане. Во-первых, германские войска вошли в зону действия корабельной артиллерии англичан, и точечный мощный огонь корабельных орудий сыграл здесь очень большую роль. Во-вторых, битва за Францию была далеко еще не закончена. Франция не капитулировала, война продолжалась. И было непонятно, как в дальнейшем развернутся события, стоит ли рисковать танковыми частями, немецкой пехотой в боях за этот плацдарм? Немецкие генералы не посчитали это нужным. Главное для них было то, что англичане уходят.
Кстати, если говорить о политике, то есть еще одна очень интересная версия, согласно которой немцы рассчитывали, что когда эвакуированные английские части в панике вернутся домой, принесут с собой дух поражения, Британия капитулирует, откажется от продолжения войны. Ничего подобного не произошло.
Черчилль предлагает объединить Англию и Францию в одно государство
Стоит отметить, что помимо англичан и французов в Дюнкеркской операции (правда, в небольшом количестве) были задействованы бельгийцы и голландцы. И если бельгийская армия, подчиняясь приказу короля, капитулировала, то голландцы за несколько дней яростной борьбы смогли нанести немцам тяжелые потери. Например, над Голландией немецкая транспортная авиация потеряла 300 самолетов. Вообще, 8 мая 1940 года — это день самых тяжелых потерь германской авиации за всю мировую войну.
Раз уж речь зашла об авиации, нельзя не упомянуть об английских летчиках, которые под Дюнкерком впервые «показали немцам зубы». Действовали они просто блестяще, прикрывая с воздуха корабли, которые увозили людей.
Солдаты французской армии, эвакуированные в Великобританию во время операции «Динамо». Дувр, 1940 год
Ну и несколько слов про фигуру Уинстона Черчилля, которая, конечно, была ключевой в этот период. Известно, что британский премьер-министр был сторонником войны до победы в любом случае. Ведь именно ему принадлежит идея объединить Англию и Францию в одно государство, которое будет противостоять Гитлеру. Однако французы не рискнули пойти на этот шаг.