Известный британский уличный художник , главной фишкой которого остается его собственная неизвестность, скрытность его настоящей личности от публики. Banksy не устает шокировать сознание масс своими удивительными, зачастую эпатажными, и всегда неподражаемыми, и удивительными работами: граффити-картинами на стенах домов и улиц городов, различными провокационными инсталляциями в подземных переходах и даже собственным "видением" на картинах в музеях и картинных галереях. Ввиду того, что на данный момент накопилось уже много фото работ Banksy, представляем вашему вниманию полное собрание сочинений художника .
Фото картин и других работ Banksy по приблизительной хронологии, географии и популярности - своего рода ТОП работ британского художника с официального сайта: ©banksy.co.uk
Начнем с Великобритании, а точнее города Бристоль, Англия - родина английского художника. Википедия относит Banksy к следующим современным концептуальным видам искусства:
Жанры творчества Banksy:
- Стрит-Арт
- Граффити
- Скульптура
Сюда также стоит добавить стили: антикапитализм, антивоенное движение, нигилизм, анархизм и, конечно же, экзистенциализм. Ну да ладно, перейдем "непосредственно" к творчеству художника, переданного фотографиями работ Banksy. Внимание, некоторые работы на странице представлены в стиле Banksy - "наоборот":
Домашние работы Banksy в Великобритании, Бристоль, Лондон и другие города Англии
Начнем с, пожалуй, самой известной картины Banksy - :
Трудно объяснить происхождение работы, и уж тем более, - что Banksy хотел ею передать...
А вот другая его работа уже куда более четко дает понять "что к чему" - "Да здравствует Королева!", собственно, так Banksy решил изобразить Королеву Великобритании :
Картина изображена на одной из улиц Бристоля. Кстати, аналогия здесь проведена по образу -
Картина Banksy - "Английский мальчик за швейной машинкой" или просто "британские флажки":
Сюжет картины обращен сразу к нескольким острым проблемам Британии:
Февральские работы Banksy (одни из последних), сделанные в Секторе Газа, Палестина
Весьма непохожая на Banksy работа, но в этом он весь)) Ограждения Палестины:
Фото: палестинский мальчик лезет по забору с антивоенной надписью.
Другую его работу можно назвать так: "Кому война, а кому мать родная":
Пожалуй, комментарии излишни... Разве что, рассмотреть картину ближе:
В подтверждение этому, палестинские дети на фоне "Сторожевой вышки"-карусели:
Здесь Banksy апеллирует к военному, террористическому режиму на территории Палестины и Сектора Газа.
Ну и последнее фото работы Banksy в Газе - явно "немартовский кот" на фоне военной разрухи в Палестине:
Что ж, пока что все наиболее яркие работы Banksy, присылайте новые фото на e-mail: [email protected] - опубликую, если они, конечно, принадлежат Banksy.
Сама личность Banksy по-прежнему остается загадкой!
Banksy in New-York City - более корректный перевод готовится!
1. Человек держит в руках местную газету перед новой произведения искусства британского художника граффити Бэнкси в Бруклин Нью-Йорк, 17 октября 2013 года Бэнкси привлекла внимание мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг о том, что граффити руинах собственность. "Это признак упадка и потери контроля".
2. женщина принимает картину искусства британского художника граффити Бэнкси в Нижнем Манхэттене в Нью-Йорке, 15 октября, 2013 Искусство коллекционеры и туристов в Нью-Йорке получил сделку в течение выходных, когда британский художник граффити Бэнкси, чьи работы Ожидается, что принести свыше $ 150 000 на аукционе в конце этого года, продал картины на всплывающем ларька в Центральном парке за $ 60.
3. Люди представляют, что их фотографии, сделанные перед последней работе Бэнкси, изображающей линию горизонта Нью-Йорка с бывшими близнецы Всемирного торгового центра башни в Tribeca, 15 октября 2013 года.
5. Мужчины обеспечить формирование рок созданный Бэнкси, используя полицейской лентой в Квинсе, 22 октября 2013 года.
6. женщина принимает картину испорчены немного граффити неуловимыми британского художника Бэнкси, как часть его месячного Лучше наружу, чем внутрь выставке в Нью-Йорке 3 октября 2013 года оригинальная часть читать "Это моя Нью-Йорк Accent ... обычно я пишу, как это ".
7. охранник стоит рядом с новой установки художником Бэнкси в Нью-Йорке, 18 октября 2013 года.
8. Люди сфотографировать новую инсталляцию Бэнкси в Нью-Йорке, 18 октября 2013 года работа была выставлена в пространстве, подаренной владельцу.
10. Работа Бэнкси, часть его месячного "Лучше наружу, чем внутрь» выставки в Нью-Йорке, 3 октября 2013 года.
11. Танцоры ходить рядом с новой установки искусства Бэнкси, нарисованной на передней двери Hustler Club в Нью-Йорке, 24 октября 2013 года.
В британском Бристоле - вотчине английского андеграундного художника Бэнкси - прошел крупнейший в Европе фестиваль уличного искусства Upfest. 250 художников со всего мира съехались в Англию, чтобы украсить граффити вертикальные поверхности туманного Альбиона. Специально для этого в городе и окрестностях было выделено более 30 000 квадратных метров стен. Что получилось у художников, предлагаем посмотреть в галерее.
Мы продолжаем публиковать работы Banksy. Это будут как новые произведения так и старые, которые уже не существуют в первозданном виде.
Одно из последних подтвержденных Бэнкси творений. Называется Мальчик ловит снег. Рисунок появился в декабре 2018 года на одном из гаражей города Порт-Толбол, Уэльс, Великобритания.
Мальчик радуется снегу и ловит его руками и даже пытается поймать снежинки языком. Один из фрагментов картины
Просто горящий мусорный бак, дым и пепел от которого подымается в небо. Фрагмент изображения.
Мальчик ловит снег. Когда смотришь на работу с этого ракурса видно что мальчик ловит пепел а не снег, понятна задумка автора, обратить внимание на загрязнение окружающей среды.
Криминальное чтиво в исполнении Banksy, наверное самая узнаваемая работа автора. К сожалению утрачена на сегодняшний день. Она была нарисована в 2002 году в Лондоне на стене электростанции, просуществовала 5 лет.
Кадр из фильма Криминальное чтиво.
Следующая работа сохранилась в первозданном виде, и увидеть её можно даже сейчас на карте по следующему адресу: 25 Брутон-лэйн, Лондон, Великобритания. Картина появилась в 2011 году. Она называется Шопинг до упаду. Shop Till You Drop. Автор хотел показать отношение британцев к рождественским распродажам.
Один из вариантов почему изоброжение не закрасили, наверное потому что, оно находится на высоте третьего этажа.
Ещё одна из работ banksy которая на сегодняшний день утрачена, сам бенкси относится к тому что его работу закрыли другие уличные художники, когда ты отошёл от стены сделав на ней рисунок это уже свободная стена.
Следующая работа называется: Целующие полицейские.
В настоящее время работа выглядит вот так, она находится в городе Брайтон, Великобритания, который почемуто считают гей столицей Великобритании.
Работа которая появилась в 2017 году в городе Дувр, носит название Brexit - выход Великобритании из Европейского Союза.
Фрагмент работы Brexit. Рабочий сбивает звезду с флага ЕС.
Так выглядела стена дома в 2016 году.
Фото стены дома с работой Brexit, сделаное 2018 году.
Ещё одна утраченая работа banksy. Она называется Maid(Горничная) или Maid in London(Горничная в Лондоне)
Еще одна работа Banksy которая появилась в Лондоне в 2007 году. Название Девочка и банкомат.
В настоящее время работа выглядит вот так. К сожалению защитное стекло поставили уже после того, как её успели испортить. Местонахождение этой работы: Лондон, 114 Розбери-авеню(114 Rosebery Ave, Farringdon, London)
В начале октября 2019 года на аукционе Sotheby"s была продана картина banksy "Обезьны в Британском парламенте" за 12 миллионов долларов США
2 июня в Центральном Доме художника откроется первая в России выставка Бэнкси (Banksy) - самого известного и самого неуловимого уличного художника в мире. До сих пор никто доподлинно не знает, кто скрывается за этим псевдонимом, хотя Бэнкси неоднократно ловили, сажали в тюрьму и "разоблачали". ТАСС изучил самые правдоподобные теории о личности художника.
Затворник из Бристоля
"Белый, 28 лет, одет неряшливо - джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets", - так Бэнкси описывал в 2003 году журналист The Guardian Саймон Хаттэнстоун, которому удалось пообщаться с художником с глазу на глаз. С тех пор Бэнкси не показывал своего лица журналистам. И тем самым только подогревал интерес прессы и конспирологов к своей персоне.
В 2016 году поисками уличного художника номер один занялись британские ученые. Специалисты из Лондонского университета королевы Марии заявили, что вычислили его с помощью метода географического профилирования - системного анализа мест, где Бэнкси создавал свои работы. Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами. Метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.
Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси - это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором британские таблоиды писали еще в 2008 году. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.
"У нас было десять наиболее вероятных подозреваемых, но быстро стало очевидно, что серьезно стоит рассматривать только одну кандидатуру, и теперь все знают, кто это", - сообщил Би-би-си один из авторов исследования Стив Ле Комбер. Он также признался, что уже давно был поклонником Бэнкси и догадывался, что он и есть Робин Каннингем.
На момент публикации расследования многие опасались, что Каннингему будут предъявлены обвинения в "преступном вандализме", именно так в Великобритании расцениваются граффити. Известно, что адвокаты Бэнкси связывались с авторами доклада и пытались выяснить, как именно выводы ученых будут подаваться в СМИ. Ведь подобная слежка может быть расценена как нарушение права на неприкосновенность частной жизни.
Предположения о Бэнкси-Каннингеме возникли еще в 2008 году. Его узнали бывшие школьные товарищи по фотографии, которая была сделана несколько лет назад на Ямайке, когда художник работал над своим очередным произведением. Представители Бэнкси, разумеется, эту информацию опровергли.
Издание Mail on Sunday, потратившее целый год на расследование личности Бэнкси, писало, что семья Каннингема и его жены Джой Миллворд ведет жизнь настоящих затворников. Они мало общаются с соседями, а родственники Миллворд знают о ее супруге лишь то, что он зарабатывает на жизнь иллюстрированием поваренных книг и дизайном для различных мероприятий - этим якобы объяснялись его частые отлучки. Любопытно, что жена предполагаемого Бэнкси - одного из главных критиков британского истеблишмента - на тот момент работала в группе, которая лоббировала интересы благотворительных организаций в британском парламенте.
Атака на анонимность
Теория о том, что Бэнкси - это Каннингем, была оспорена в том же 2016 году. Журналист Daily Mail Крейг Уилльямс заявил , что под этим псевдонимом скрывается не дизайнер поваренных книг, а участник трип-хоп группы Massive Attack Роберт "3D" Дель Ная. Изучив маршруты туров Massive Attack за 12 лет, журналист выяснил, что работы Бэнкси появлялись именно в тех городах, где выступала группа. При этом Уилльямс допустил, что граффити Бэнкси - это коллективное творчество нескольких художников.
Однако совпадений оказалось еще больше. Дель Ная, как и Бэнкси, уроженец Бристоля, занимался граффити с 1980-х годов и входил в стрит-арт группу The Wild Bunch. Он известен как родоначальник бристольского трафаретного граффити, которое считается визитной карточкой Бэнкси. Дель Ная самостоятельно оформлял все обложки для альбомов Massive Attack, и при взгляде на пластинку Heligoland (2010) действительно кажется, что это работа его предполагаемого альтер-эго.
Если Дель Ная и Бэнкси - это не один человек, то, по крайней мере, тесно связанные друг с другом люди. Участник Massive Attack признавался, что художник - его "приятель", который приходил послушать "пару концертов". Дель Ная присутствовал в документальном фильме Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", а тот написал предисловие для книги музыканта "3D и искусство Massive Attack". Их связывают общие друзья, такие как музыкальный продюсер Джефф Бэрроу из Portishead, написавший саундтрек для "Выхода…". Музыка Massive Attack также сопровождала открытие отеля, который Бэнкси построил на границе Израиля и Палестинской автономии.
В 2017 году секрет Дель Ная окончательно раскрыл его друг, британский диджей Goldie. "Возьмите граффити-шрифт, напишите на футболке "Бэнкси" - и все, можно продавать. При всем уважении к Роберту, я думаю, он замечательный художник, он изменил мир искусства", - сказал музыкант в одном из интервью. Впоследствии он обратил все в шутку, но не стал опровергать своих слов. Наиболее пытливые же конспирологи заметили, что имя "Роберт" было произнесено им нечетко и прозвучало почти как "Роб". А это значит, что под маской Бэнкси может скрываться как Роберт Дель Ная, так и Робин Каннингем. Или же никто из них.
От крыс к "Оскару"
Бэнкси занялся граффити в 14 лет. В конце 1990-х он размалевывал стены родного Бристоля в составе группировки DryBreadZ Crew. Со временем его задумки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от стражей порядка, он решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так зародился неповторимый стиль Бэнкси, для которого характерны минималистичные монохромные рисунки (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета), и неизменно - на остросоциальную тематику.
Визитной карточкой художника стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя он выбрал неслучайно: слово "rat" (крыса) является анаграммой слова "art" ("искусство"). Правда, в своей книге Wall and Piece Бэнкси признался, что этот факт он осознал уже спустя годы после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.
С годами Бэнкси значительно расширил географию своего творчества и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира. Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.
Бэнкси не ограничивается аэрографией - он также занимается перформансами и масштабными инсталляциями. В 2015 году художник открыл парк "Дисмаленд" (от английского dismal, что означает "угрюмый", этакий анти-Диснейленд). Четырьмя годами ранее он получил номинацию на премию "Оскар" за его документалку "Выход через сувенирную лавку", которая рассказывает не столько о Бэнкси, сколько о творческом пути художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). После выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино "пасхальные яйца", которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили теории, что "в миру" Бэнкси работает мясником, а также - что под этим псевдонимом орудует не художник, а художница.
Артур Громов
О нем знают все, но его не знает никто. Бэнкси (Banksy) - псевдоним художника новой волны уличного искусства и режиссера родом из Англии. Достоверной информации о том, кто он такой нет. Есть только догадки: одни говорят, что им удалось запечатлеть граффитиста на фото, другие подозревают, что это Роберт Дель Ная - один из основателей музыкальной группы «Massive Attack», известный также своими граффити работами. А может это группа художников?
Обостренное чувство справедливости
Работы Бэнкси вскрывают и высмеивают пороки современного общества. Он обнажает самые острые социальные «язвы»: нечестную политику, потребительство, вооруженные конфликты и столкновения.
Нет ничего более опасного, чем кто-то, кто хочет сделать этот мир лучше
В конце 2015 года Бэнкси побывал в лагере беженцев «Джунгли», расположенном во французском городе Кале, откуда беженцы стремятся перебраться в Великобританию. На стены здания Бэнкси «нанёс» создателя Apple Стива Джобса. Серая невзрачная водолазка, огромный мусорный мешок за спиной и старенькая модель знаменитого компьютера в правой руке. Какое отношение создатель гигантской корпорации имеет к проблеме миграции в Европе? Не каждый знает, что биологический отец Стива Джобса перебрался в США из Сирии во второй половине 20 века.
Нас часто заставляют верить, что миграция истощает ресурсы страны, но Стив Джобс был сыном сирийского мигранта. Apple является самой прибыльной компанией в мире, она платит более 7 миллиардов долларов в год налогов – и она существует только потому, что когда-то молодого человека из Хомса пустили в страну
Общество
В первую очередь, Бэнкси - остросоциальный художник. В его работах высмеиваются пороки общества, причем он делает это в простой форме, доступной каждому. 21 век - время, где нет рамок и ограничений, зато есть множество соблазнов. Художник ничего не придумывает, а только отображает окружающую реальность.
Понимание искусства
А что вообще в современном мире можно назвать искусством?
Кому-то для восприятия искусства нужно громкое имя художника. Кто-то видит скрытый смысл в любом арт-объекте (или думает, что видит). Однозначного отношения к работам Бэнкси нет. Он насмехается над теми, кто видит настоящее искусство только оформленным в позолоченную рамку, освещенную множеством музейных фонариков. Однажды он организовал «тайную» продажу своих работ недалеко от Центрального парка в Нью-Йорке, где каждый мог купить предложенные картине всего за 60 $ за каждую. В результате за день художнику удалось продать восемь картин трем людям.
Banksy vs Robbo
Кто из поклонников уличного искусства не слышал о противостоянии Бэнкси и Короля Роббо? Это не просто конфликт двух художников. Поддержка государства и личность, неизвестная правительству, многочасовые старания почти в полной темноте против трафаретных рисунков, всеобщее признание и… что?
Уже в 16 лет о Роббо, подростке из лондонского муниципального района, говорила вся Великобритания. Этот парень смог разрисовать абсолютно все вагоны лондонского метро без чьей-либо помощи.
Бытует мнение, что противостояние наших героев началось со стычки в баре в начале нулевых. Бэнкси тогда не совсем корректно прокомментировал ажиотаж вокруг Роббо, за что получил сильную пощечину. Эта небольшая стычка положила начало, пожалуй, самому громкому противостоянию граффити и стрит-арта.
Власти Великобритании не считали, что граффити несут в себе культурную ценность. Райтеры преследовались по закону, производились аресты, а их работы регулярно отслеживались и закрашивались городскими службами. Еще в 1985 году Роббо оставил свой рисунок под мостом близ канала в Кэмдене. Подобраться туда было крайне сложно.
В граффити-тусовке Роббо считали королем. Огромных размеров портфолио, имевшееся у полицейских, могло отправить Роббо за решетку на приличный срок.
Работа около канала в Кэмдене с каждым годом теряла свой цвет, поверх нее наносились новые тэги, но ее очертания оставались узнаваемыми. Пока Бэнкси не нарушил главное правило уличных художников… В 2009 году он нанес на стену изображение мужчины, заклеивающего белыми обоями граффити Роббо.
Художники и неравнодушные к грубому нарушению объединились в team Robbo и всячески портили работы Бэнкси. Однако правительство считало его труд искусством, а потому поверх них устанавливали защитные стекла, дабы уберечь от повреждений. Это вызвало еще большее негодование уличных райтеров.
Почему это государство поддерживает Бэнкси и его стрит-арт, но не оставляет шансов граффити и притесняет их?
В апреле 2011 года Роббо организует свою первую персональную выставку в одной из лондонских галерей под названием «Team Robbo - The Sell Out Tour». Его работы пользуются успехом и активно продаются. Немного позднее он признаётся, что в этом отчасти ему помог конфликт с Бэнкси.
Однако через несколько недель Роббо находят на улице с черепно-мозговой травмой, после чего он впал в кому на долгие месяцы. В ноябре 2014 года Бэнкси возвращается к месту их противостояния и воссоздает очертания самой первой работы Роббо, добавляя к нему изображение свечки в виде баллончика с краской.
Выставки и отражение в культуре
В июле 2002 года в Лос-Анджелесе открылась первая персональная выставка Бэнкси - Экзистенсилизм, производное от «существование» (existence) и «трафарет» (stencil). В 2006 году Бэнкси организовал более масштабную выставку в том же городе - «Беарли Лигал».
Огромный ажиотаж вызвал живой слон, раскрашенный под красные обои с золотым орнаментом. Бэнкси хотел обратить внимание зрителя на проблему мировой бедности. За слона переживать не стоит. Его своевременно кормили и поили, использованная краска была нетоксична и не вызывала аллергии, каждую ночь его уводили на отдых и участвовал в выставке он всего три дня. Провокационное событие привлекло внимание звезд арт-индустрии. За три дня проведения выставку посетило более 35 тысяч человек.
Несмотря на то, что о личности скандального стрит-арт художника так и нет подтвержденной информации, его работы продолжают вызывать яркую реакцию общества и привлекать внимание неравнодушных к мировым проблемам.
К новостям, начинающимся со слов «Британские ученые...», принято относиться с долей скепсиса, но на этот раз им, кажется, действительно удалось сделать открытие. Специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета вычислили Бэнкси — самого популярного уличного художника в мире. В этом им помог метод географического профилирования — системный анализ мест, где граффитист создавал свои работы.
Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами: метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.
Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси — это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором СМИ писали еще шесть лет назад. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.
опыт может в дальнейшем быть применен для анализа «незначительных преступлений, связанных с терроризмом», каковыми, по их мнению, являются граффити.
Предполагается, что географическое профилирование может способствовать предотвращению и более серьезных преступлений, в том числе и террористической направленности.
Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х годов и довольно долгое время действовал как обычный райтер (уличный художник), но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было дано начало неповторимому стилю Бэнкси — монохромным рисункам (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) на остросоциальную тематику. Своеобразной визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что
этого зверя художник выбрал неслучайно — слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»).
Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт «дошел» до него спустя годы, после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.
Начав свою творческую деятельность в английском городе Бристоль, Бэнкси в последние годы значительно расширил географию и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира.
Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах
(в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.
Граффити «Рабский труд» Бэнкси, вырезанное из стены и проданное на частном аукционе
В последнее время Бэнкси не ограничивается граффити и также занимается перформансами и масштабными инсталляциями — в прошлом году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», этакий анти-Диснейленд). Кроме того, в 2011 году Бэнкси получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий не столько о Бэнкси, сколько о восхождении художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). К слову, после выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили слухи, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под псевдонимом Бэнкси работает целая группа художников.
«Криминальное чтиво». © Бэнкси
Бэнкси (Banksy) уже давно является самым известным уличным художником в мире - с этим трудно поспорить. Его работы постоянно появляются на улицах и в галереях разных стран, и при этом ему до сих пор удается сохранять анонимность. Тайна личности Бэнкси еще больше подогревает интерес как к самому художнику, так и к его творчеству. В 2008-м году журналистка Клаудиа Джозеф (Claudia Joseph) опубликовала в английской газете The Mail On Sunday под заголовком: «Граффити-художник Бэнкси разоблачен: это - бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса». Мы предлагаем вашему вниманию перевод этого интересного и весьма основательного журналистского расследования.
«Метатель цветов». © Бэнкси
Наверное, он является самым известным из ныне живущих художников. Кто-то считает его гением, кто-то - вандалом. Он всегда противоречив, и в равной степени вызывает восхищение и гнев. С тех пор, как Бэнкси прославился своими «партизанскими» рисунками, созданными при помощи трафаретов, в общественных местах: на стенах в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на Западном берегу реки Иордан, - его работы продаются за сотни тысяч фунтов. Среди его коллекционеров - десятки звезд: Брэд Питт, Анджелина Джоли и Кристина Агилера.
Он также прославился смелыми выходками, которые попадали в заголовки газет: так, он оставил в калифорнийском Диснейленде надувную куклу, одетую как заключенный Гуантанамо , и повесил в Лувре репродукцию Моны Лизы со «смайлом» вместо лица. Но, пожалуй, самой большой провокацией, которая постоянно будоражит умы общественности, является то, что личность Бэнкси всегда была загадкой, ревностно охраняемым секретом, известным лишь нескольким проверенным друзьям.
Личность Бэнкси обросла мифами. Будто бы его настоящее имя Робин Бэнкс (Robin Banks). Что он раньше якобы был мясником. Что его родители не знают, чем занимается их сын, и думают, что он - очень успешный художник и декоратор. Также существует гипотеза, что Бэнкси - это на самом деле коллектив художников, а человека с таким именем не существует. Личность Бэнкси вызывает такое любопытство, что, когда он выбрасывает коробку из-под пиццы в мусорный бак в Лос-Анджелесе, она появляется на сайте eBay: человек, выставивший ее на аукцион, считает, что на оставшихся в коробке анчоусах могут быть следы ДНК художника.
© Бэнкси
Он - Алый Первоцвет (The Scarlet Pimpernel - герой одноименного романа Эммы Орицы о британском шпионе-аристократе, который действовал на территории Франции в эпоху Террора - прим. ред. ) современного искусства, который так искусно заметает следы, что даже его агент утверждает, что не уверен в том, кто он. Действительно, установить личность неуловимого Бэнкси оказалось так же непросто, как и предсказать место, в котором появится его следующая работа. Но сейчас, после изматывающего расследования, которое длилось год и в ходе которого мы пообщались с десятком друзей, бывших коллег, врагов, соседей и с членами семьи Бэнкси, газета The Mail On Sunday вплотную подошла к разгадке личности Бэнкси. Человек, которого мы считаем Бэнкси, вовсе не хулиган из микрорайона в центе города, а, возможно вполне предсказуемо, бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса.
Наши поиски начались с фотографии, которая была сделана на Ямайке: на ней запечатлен улыбающийся человек в синей рубашке и джинсах, у ног которого стоит баллончик с краской. Снимок был сделан четыре года назад (в 2004-м году - прим. ред. ), и считается, что на нем изображен Бэнкси за работой. Когда фотография попала в печать, она оказалась первой трещиной в броне анонимности, которой художник окружил себя с тех пор, как его работы начали привлекать внимание людей из мира искусства. Естественно, Бэнкси заявил, что на фотографии изображен не он. Кстати, Бэнкси и все его окружение постоянно все отрицают.
«Смейтесь, но когда-нибудь мы будем у власти». © Бэнкси
© Бэнкси
Вооружившись этим снимком, мы отправились в Бристоль, который, как давно известно, является родным городом художника, и встретились с человеком, который утверждал, что лично встречался с Бэнкси. Конечно, многие утверждают, что лично встречались с Бэнкси, но когда ты начинаешь задавать вопросы, оказывается, что они «знают кого-то, кто знаком с Бэнкси», и след теряется. Однако этот человек рассказал, что не только был знаком с неуловимым художником, но и открыл нам его имя. История стала захватывающей, так как имя не было обычной вариацией на тему «Бэнкса». Он утверждает, что человека, изображенного на фотографии, раньше звали Робин Ганнингхэм (Robin Gunningham): не нужно богатого воображения, чтобы догадаться, как из этого имени получился псевдоним «Бэнкси» (Ben - сокращенный вариант имени Robin - прим. ред. ).
Из данных, находящихся в открытом доступе, нам удалось почерпнуть кое-что еще. Отец Робина, Питер Гордон Ганнингхэм (Peter Gordon Gunningham, 1942), - пенсионер, бывший руководитель отдела контрактов, живет в районе Уайтхолл в Бристоле. Мать - Памела Энн Доукин-Джоунс (Pamela Ann Dawkin-Jones, 1941) - работала секретарем и никогда не была за пределами бристольского района Клифтон . Сейчас она работает в доме престарелых. Пара поженилась 25 апреля 1970 года в методистской церкви Кингсвуд Уэсли (Kingswood Wesley Methodist Church). 8 февраля 1972 года в Бристольском родильном доме у них родилась дочь Сара. К этому времени Питера повысили, и семья купила свой первый дом - квартиру в двухквартирном доме в Бристоле.
© Бэнкси
Дом, в котором в детстве жил Робин Ганнингхэм
28 июля 1973 года в том же роддоме появился на свет Робин. По свидетельствам соседей, в раннем возрасте мальчик перенес операцию, так как родился с расщепленным нёбом. Когда Робину исполнилось десять, семья переехала в дом побольше на той же улице: именно там прошли школьные годы Робина и началось его увлечение граффити. Сосед, Энтони Хэллетт (Anthony Hallett), помнит, как пара, только поженившись, приехала на эту улицу и прожила на ней до 1998-го года. После этого они развелись. Когда мы показали г-ну Хэллетту фотографию с Ямайки, он сказал, что человек на снимке - Робин Ганнингхэм.
В 1984-м году, в возрасте одиннадцати лет, Робин носил черный пиджак, серые брюки и галстук в полоску и ходил в известную Бристольскую кафедральную школу (Bristol Cathedral School), обучение в которой сейчас стоит 9 240 фунтов в год, а среди бывших учеников - модель Софи Эндертон (Sophie Anderton). Трудно представить себе Бэнкси, который всегда выступает против власти, учеником государственной школы, бродящим по зданию бывшего монастыря XVII века, с его внутренним двором, галереями и богослужениями в древнем соборе. Тем не менее, когда мы нашли школьную фотографию 1989-го года, оказалось, что Робин Ганнингхэм заметно похож на человека, изображенного на снимке с Ямайки. К тому же люди, которые учились вместе с Робином, вспоминают, что он был очень одаренным художником. Скотт Нёрс (Scott Nurse) - страховой агент, учившийся в одном классе с Робином, сказал: «Он был одним из трех ребят в нашей параллели, невероятно одаренных в плане искусства. Он рисовал много иллюстраций. Я совсем не удивлюсь, если он и есть Бэнкси. Еще он был в команде по регби и, кажется, играл в хоккей».
Робин Ганнингхэм в школе, 1989 г.
Бристольский кафедральный собор и кафедральная школа
В одном из своих редких интервью, которые Бэнкси всегда дает анонимно, художник признался, что увлекся граффити еще в школе. В 1983-м году нью-йоркская хип-хоп группа Rock Steady Crew побывала в Европе с турне: они выступали на ежегодном британском гала-концерте Royal Variety Performance вместе с граффити-райтерами. Их выступление оказало неизгладимое впечатление на из будущей группы Massive Attack и на Ника Уокера (Nick Walker), который сейчас является широко известным художником и дизайнером, создавшим декорации для фильмов «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut - последний фильм Стэнли Кубрика, 1999 г. - прим. ред. ) и «Судья Дредд» (Judge Dredd - фантастический боевик режиссера Дэнни Кэннона, снятый в 1995-м году - прим. ред. ).
Говорят, что увлечение Бэнкси искусством испортило отношения с семьей. Вот, что рассказал бывший сосед, г-н Хэллетт: «Их семья всегда была очень приятной. Я не уверен, но, мне кажется, что Робин был граффити-художником. Он работал на других и месяцами не появлялся дома. Он вел бродячий образ жизни. Я не буду утверждать, что он сошел с рельсов, но отношения с семьей у него испортились. Скорее всего, это случилось из-за того, что он не оправдал их ожиданий. После того, как он ушел из дома, он просто исчез».
© Бэнкси
В 1985-м году в бристольской Arnolfini Gallery прошла выставка под названием «Граффити-искусство в Британии» (Graffiti Art In Britain): во время мероприятия райтеры рисовали прямо на стенах галереи и выступала хип-хоп группа The Wild Bunch, которая позднее стала известна как Massive Attack . В интервью, которое Бэнкси дал в 2006-м году журналу о поп-культуре Swindle , художник сказал: «Я - родом из небольшого городка на юге Англии. Когда мне было лет десять, парень по кличке постоянно рисовал на улице. Думаю, он побывал в Нью-Йорке и привез оттуда граффити. Я вырос, глядя на граффити на улицах Бристоля за долго до того, как увидел граффити в журналах или на компьютере. 3D бросил рисовать и создал группу Massive Attack: для него это, наверное, было хорошо, а вот для города это была потеря. В школе мы все обожали граффити. Мы рисовали в автобусе по дороге домой. Буквально все занимались граффити».
© Бэнкси
© Бэнкси
В шестнадцать лет Робин Ганнингхэм, сдав выпускные экзамены и получив аттестат, занялся уличным искусством. На следующий год в рамках операции «Андерсон» полицейские, работавшие под прикрытием, арестовали семьдесят два уличных художника по всей Британии и предъявили им обвинения в нанесении ущерба. В числе арестованных был Том Бингл (Tom Bingle), также известный как Инки (Inkie), - граффити-художник, который считается соратником Бэнкси и сейчас является главой дизайнерского отделения в компании Sega, занимающейся производством компьютерных игр. Бингла судили, но в итоге оправдали. Робина Ганнингхэма не арестовывали. Нет в записях и упоминаний о Бэнкси. Сам художник признался, что стал экспертом в деле уклонения от встреч с полицией.
© Бэнкси
В своей книге «Стена и кусок» (Wall And Piece) Бэнкси пишет: «Когда мне было восемнадцать, как-то ночью я пытался написать большими серебряными буквами на боку поезда: «Снова опоздали». Появилась транспортная полиция, и я разорвал в клочья всю одежду, убегая через колючие кусты. Мои товарищи добрались до машины и уехали, а я провел больше часа, лежа под самосвалом, из которого на меня лилось масло. Пока я там лежал и прислушивался к полицейским, то понял, что нужно сократить время рисования наполовину или завязывать. Я смотрел на надпись на дне топливного бака, нанесенную при помощи трафарета, и понял, что могу просто скопировать этот стиль и сделать буквы метр высотой. В конце концов я добрался до дома и забрался в постель. Я сказал своей девушке, что у меня было прозрение, а она сказала мне прекратить употреблять наркотики, потому что это "вредно для сердца".»
Книга Бэнкси Wall And Piece
По мере того, как продвигалось расследование, наши расспросы раз за разом выявляли факты, которые совпадали с тем, что уже было известно о Бэнкси. В 1998-м году Робин Ганнингхэм жил в Бристоле, в районе Истон, вместе с Люком Иганом (Luke Egan), который выставлял свои работы вместе с Бэнкси в Santa"s Ghetto - художественном магазине, который открылся в лондонском Вест-Энде в 2001-м год, под Рождество. Несмотря на это, когда мы обратились к Игану, он сначала отрицал, что снимал квартиру вместе с Бэнкси или с Робином Ганнингхэмом. При этом было известно, что он участвовал в выставке с Бэнкси, а в избирательном списке было написано, что он жил вместе с Робином Ганнингхэмом. В результате Иган сказал: «Я снимал квартиру вместе с парнем, которого звали Робин Ганнингхэм. Но...» - «Вы хотите сказать, что он не был Бэнкси?» - «Тогда не был. Я жил с ним очень давно. В любом случае, не думаю, что Бэнкси тогда вообще существовал.»
Считается, что Иган и Ганнингхэм выехали из квартиры, когда владелец решил продать дом. Камилла Стэйси (Camilla Stacey), куратор бристольской Here Gallery, купившая дом в 2000-м году, утверждает, что Бэнкси и Робин Ганнингхэм - это один и тот же человек. Она знает, что в этом доме жил Бэнкси, потому что там остались его работы, при этом к ней приходили письма, адресованные Робину Ганнингхэму. «Я купила дом, в котором раньше жил Бэнкси, - рассказывает она. - Он снимал комнату, но, мне кажется, были какие-то неприятности с другими жильцами, и владелец решил продать его. Когда я въехала в дом, все было исписано граффити и вроде того. Я все выбросила. В то время Бэнкси был просто очередным парнем, рисующим на улицах Бристоля. Еще один художник, занимающийся граффити в Бристоле. Иногда, когда я думаю об этом, не могу заснуть». Действительно, кто бы не пожалел о том, что выбросил работы, которые сегодня, скорее всего, стоили бы десятки тысяч?
Работа, созданная на Walls On Fire в Бристоле, 1998 г.
В 1998-м году Бэнкси и Инки вместе с другими художниками организовали проект Walls On Fire: они расписали ограждение длиной 365 метров в бристольсокм порту. В неофициальной биографии Бэнкси под названием «Бристоль Бэнкси: родимый дом» (Banksy"s Bristol: Home Sweet Home), которую написал местный писатель Стив Райтс (Steve Wright), приведены слова Инки: «Я помогал Бэнкси в организации мероприятия, но потом отошел в тень и напился, если я ничего не путаю».
«Мягкий, мягкий Запад». © Бэнкси
В 1999-м году Бэнкси нарисовал в Бристоле, на улице Стоукс Крофт в Истоне, на стене напротив магазина Subway Records, работу под названием «Мягкий, мягкий Запад» (Mild Mild West - очевидно, обыгрывается устойчивое словосочетание Wild Wild West - "дикий, дикий Запад" - прим. ред. ), на которой изображен плюшевый мишка с «коктейлем Молотова» в руке. Джим Пэйн (Jim Paine), основатель Subway Records, держал лестницу. «Я познакомился с Бэнкси за некоторое время до этого, в середине - конце 1990-х - он тогда снимал комнату в Истоне, через пару улиц от меня», - рассказывает он в книге Райтса.
«Целое государство под видеонаблюдением». © Бэнкси
«Покупай, пока не свалишься». © Бэнкси
Прожив некоторое время в Лондоне, в феврале 2000-го года Бэнкси вернулся в Бристоль, на свою первую выставку. Она проходила в ресторане Severnshed - бывшем эллинге, который спроектировал Брюнель (Isambard Kingdom Brunel - известный британский инженер, живший в XIX веке, одна из крупных фигур в истории Промышленной революции - прим. ред. ). Все работы продались в день открытия выставки. «Он впервые в жизни создавал работы на холстах, - рассказал нам на прошлой неделе куратор Роберт Бирс (Robert Birse). - Он понятия не имел, как натянуть холст или подготовить работу к выставке, но он четко знал, что он хочет сделать. Я даже не знаю его имени. У него - набор псевдонимов, которыми он пользуется с людьми, с которыми он работает, но тогда он допускал к работе только своих старых товарищей. Я думаю, что заплатил ему наличными [за проданные на выставке работы]. Я мог выписать чек без имени или заплатить наличными».
В начале 2000-х Бэнкси переехал в Лондон - и снова это совпадает со временем переезда Робина Ганнингхэма. Робин жил в восточной части Лондона, в Хакни (Hackney), на Кингслэнд-роуд. Он снимал квартиру вместе с Джейми Истменом (Jamie Eastman), который работал в бристольской звукозаписывающей компании Hombre. Бэнкси нарисовал несколько обложек для альбомов, выпущенных этой компанией.
Обложка 1998 г. © Бэнкси
Обложка 2000 г. © Бэнкси
В 2001-м году у Бэнкси состоялась первая неофициальная выставка в Лондоне, во время которой он нарисовал аэрозолем двенадцать работ на отмытых стенах туннеля на улице Ривингтон в районе Шордич в Хакни (Rivington, Shoreditch). Однако всемирную известность ему принесла выставка Turf War (англ. "война за территорию", "борьба за власть") , которая состоялась в июле 2003-го года в складском помещении, расположенном буквально в метрах от квартиры, которую снимал Робин Ганнингхэм. На выставке экспонировались живые свиньи и коровы, на одной которых было изображено множество голов Энди Уорхолла . Английская королева была изображена в виде обезьяны. Защитница прав животных в знак протеста приковала себя к ограждению, однако Королевское общество по борьбе с жестоким обращением с животными разрешило провести выставку. В том же году Бэнкси, притворившись пенсионером, пришел в галерею Тейт Модерн картина Эдуарда Мане «Пародия на картину Э. Мане «Завтрак на траве». © Бэнкси
Мать Робина, Памела, живет в аккуратном одноэтажном доме в деревне рядом с Бристолем. Объяснив, что мы журналисты, мы спросили, есть ли у нее сын по имени Робин. Она отреагировала очень странно. Мы показали ей фотографию с Ямайки. Было видно, что она ошарашена, при этом она сказала, что не узнает человека с фотографии, который кстати на нее очень похож. Мы спросили, может ли она помочь нам с ним связаться. Она ответила: «Боюсь, я не знаю, как с ним связаться». Значит у нее все-таки есть сын по имени Робин? «Нет, нету. У меня вообще нет сына». Мы спросили, есть ли у нее дети. «Да, есть дочь». Но сына, который ходил в Бристольскую кафедральную школу, у нее нет? «Нет». Она стала отрицать, что она - Памела Ганнингхэм, настаивая, что в избирательных списках произошла ошибка.
Работы, созданные для альбома Think Tank группы Blur.
© Бэнкси«Девочка-космонавт и птичка»
Разговор с Питером Ганнингхэмом, который сейчас живет в пригороде Кингсдауна в Бристоле, нас также очень озадачил. Мы показали фотографию Бэнкси / Робина Ганнингхэма. Г-н Ганнингхэм сказал, что не узнает человека на снимке. Мы сказали, что думаем, что его сын - это Бэнкси. Он ответил: «Нет. Боюсь, я действительно не могу вам ничем помочь». Г-н Ганнингхэи продолжал вежливо отрицать, что его сын - Бэнкси, при этом он казался не очень серьезным. Он отказался что-либо говорить о Робине. Все это было очень странно. Если бы они никогда не слышали про Бэнкси или про Робина Ганнингхэма, они бы были в недоумении. Но здесь что-то было не так. Тогда мы связались с человеком, отвечающим за связи Бэнкси с общественностью, и он в лучших традициях Бэнкси не подтвердил, но и не опроверг нашу историю и пообещал с нами связаться. Когда материал ушел в печать, мы все еще ждали его ответа.
Бэнкси как-то сказал журналу Swindle : «Мне неинтересно раскрывать свою личность. Мне кажется, и так уже достаточно самонадеянных придурков, которые пытаются загородить тебя своими уродливыми лицами». Учитывая, что Бэнкси удачно заметает следы уже очень давно, конечно, возможно, что след, по которому мы шли, был ложным, что это был хорошо продуманный обман. Но если это так, то это - самая продуманная схема ухищрений, которую когда-либо выдумывали. И если это так, что где же тогда Робин Ганнингхэм?