План – конспект урока
Составила учитель русского языка и литературы Мосалёва Антонина Васильевна
МАОУ «СОШ №7» г. Краснокаменска Забайкальского края
Класс: 8 В
Предмет: литература
Учебник: Литература: Учебник – хрестоматия в трёх частях./Под редакцией Беленького Г.И. – М.: Мнемозина, 2013.
Тема мероприятия:
Житийный жанр в русской литературе. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»Тип урока:
Урок изучения нового материала с учетом предварительного чтения «Жития протопопа Аввакума, им самим написанным», представление группами подготовленного материала с использованием дополнительной литературы по биографии протопопа Аввакума.Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, интернет.Цели:
приобретение учащимися интереса к личности протопопа Аввакума;
стимулирование процесса самопознания и самосовершенствования развивающейся личности подростка;
создание условий для развития нравственных качеств личности: честности, стойкости, терпения, доброты.
Задачи:
«погрузить» учащихся в мир эпохи 17 века;
организовать работу групп по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанным», в ходе которой учащиеся смогут сформировать представление о нравственных качествах этого человека;
Печальник земли русской и собиратель её единого духа.
В.Распутин.
этап: Организационный момент. Проверка домашнего задания:
О каких жанрах древнерусской литературы вы узнали, прочитав статью учебника?
С произведениями каких жанров мы уже работали, в чём их особенность?
Дома вы читали «Житие протопопа Аввакума». Расскажите, что вы узнали, прочитав произведение?
Какому жанру древнерусской литературе характерно содержание произведения?
этап: Мотивация к учебной деятельности:
Анализ эпиграфа к уроку – слова В.Распутина.
В конце урока мы вернёмся к высказывания великого писателя о протопопе Аввакуме и попробуем ответить на вопрос:
- Содержит ли высказывание В.Распутина сущность и значение личности протопопа Аввакума?
3 этап: Формулирование темы урока, постановка учебных задач .
4этап: Представление группами итогов работы:
1)Историки (истрическая справка)
Раскол в русской православной церкви в 17 веке:
Как писать имя сына Божия – Исус или Иисус;
Как креститься: двумя или тремя рерстами;
Как при некоторых обрядах обходить аналой: слева направо или справа налево и т.д.
В русских церквях утвердились некоторые обряды, которые отличались от православных греческих. С появлением на Руси книгопечатанья распространились «ошибки» и разночтения богослужебных текстов. Патриарх Никон решил привести церковные книги и обряды в соответствие с греческими. Многие духовные и светские люди воспротивились этому, т.к. привыкли к определённым книгам, молитвам. Протест против церковной реформы у многих людей сливался с протестом против тяжёлого социального положения. Никон не щадил своих идейных противников, чем провоцировал непримиримое отношение к себе.
2) Литературоведы
Словарная работа : Протопоп (протоиерей) – старший православный священник.
Автобиографическое произведение –
Первое автобиографическое произведение русской древности, в котором героем выступает сам автор. Это считалось греховной гордыней. Гордыня, непримиримость к врагам, на равных разговаривает с любым человеком, на какой бы ступеньке общественной лестницы тот ни стоял.
Как это характеризует Аввакума?
3) Библиографы
Аввакум родился в 1620 году (по другим данным – в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника. После смерти отца мать женила сына на дочери кузнеца. Читая книги, Аввакум приобрёл глубокие познания, ощутил в себе дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником. Через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце – Повольском. В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь. Аввакум сближается с этим кружком, выступает за возрождение активной пастырьской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергался нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов.
В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человеком этим был Никон, который в этом же году стал патриархом. А 1653 году Никон начал претворять в жизнь реформу, которая и привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.
В сентябре 1653 года Аввакума пытались «расстричь», т.е. лишить церковного сана, но посадили в тюрьму, а затем выслали в Тобольск со всей семьёй. Здесь он жил около двух лет, а потом в составе отряда землепроходца Афанасия Пашкова прошёл многолетний путь от Енисейска до Нерчинска. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью. В начале 60 – ых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Аввакум был вызван из Сибири в Москву, где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ. Протопоп убеждал царя отказаться от новшеств. Но в 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с емьёй в Пустозёрский острог, но с середины пути вернули в Москву на суд церковного собора.
Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят – передан анафеме. Всем им, кроме Аввакума. Вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума заступилась царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.
В Пустозёрске каждому из заключённых была приготовлена отдельная «земляная тюрьма», покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и «дровишки». Узники нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Несмотря на изувеченные руки многие рисали. Здесь Аввакум, лишённый возможности проповедовать, написал своё «Житие». Своих единомышленников он называл «верными», «горемыками миленькими», переживал за своих соратников.
Стрельцы. Охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли их письма и сочинения в Москву. Популярность Аввакума, мученика за старую веру, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.
4) Литературоведы
Протопоп Аввакум – глава раскольников. Отстаивавший свои убеждения. Погиб за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований», послния и челобитные. Житие было написано в 1672 – 1673 годах во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, постороенном на на основе собственной биографии.
Что поражает в названии произведения?
Аввакуму было 50 лет, когда он пишет «Житие». Он уже изведал пытки, потерю родных и близких. Это произведение – проповедь взглядов, проверенных временем, а с точки зрения художественной – разрушение средневекового канона жития.
этап: Аналитическая работа с текстом:
Задание: Рассказывая отрывки «Жития», сформулируйте главную мысль. Попробуйте определить, какие качества Аввакума проявились в эпизаде?
Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.
Каким представляется вам Аввакум по отрывкам «Жития»?
Искусствоведы
Какой предстаёт пред нами боярыня Морозова - духовная дочь Аввакума- на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»
Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой.
В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему?
Какие художественные приёмы использует автор?
Как речь героя характеризует его?
Исследователи
представляют составленную таблицу
канонические черты жития (традиции)
художественные открытия Аввакума (новаторство)
Житие – это биография святого
Житие составлялось после смерти
Повествование ведётся от 3 – го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией
Композиция жития строится по строгой схеме
Способ изображения героя – идеализация
Внутренний мир героя дан не в развитии, он избранник с момента рождения
Пространство и время – условны
В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности
Тон повествования торжественный, серьёзный
Язык жития книжный, с большим количеством церковнославянизмов
Текст Жития рассчитан на грамотного человека.
Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.
Аввакум не причислен к лику святых
Написано при жизни
Житие напоминает исповедь, проповедь, форма повествования от 1- лица придаёт тексту эмоциональность, силу.
Нет привычного финала.
Герой не идеальная личность, он «святой грешник»
Яркому изображению внутреннего мира героя служат внутренние монологи.
Пространство и время конкретны и реальны
Герой индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека страдалец, а земной бунтарь
Появляются комические нотки
Язык живой, разговорный, введение просторечий становится стилистическим приёмом
Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.
6 этап: Закрепление полученных знаний.
- Можно ли назвать Аввакума «фанатиком веры»? Чем можно оправдать его фанатизм?
Что нового внес Аввакум в жанр жития?
Обратимся к эпиграфу урока: Передаёт ли высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума?
Рефлексия Был ли интересен вам урок? Затронула ли вас жизнь Аввакума как человека?
Задания группам стр. 57 вопросы 1, 2
Анализ высказываний русских писателей о сочинениях Аввакума (стр.56 – 57 в 1 части учебника)
В нижнем течении реки Печеры, в 20 километрах от современного города Нарьян-Мар, когда-то был Пустозерский острог – первый русский город в Заполярье. Сейчас этот форпост освоения Россией Севера и Сибири прекратил свое существование.
Город был заброшен в 20-х годах прошлого столетия. Ни остатков крепости, ни жилых домов в здешних тундрах не сохранилось. Только высится странный памятник: из бревенчатого сруба поднимаются, подобно двуперстию, два деревянных обелиска, увенчанных навесом-голбцом. Это памятник «пустозерским страдальцам», сожженным по преданию на этом самом месте. Один из них – протопоп Аввакум Петров, одна из самых ярких личностей эпохи церковного раскола, священник, писатель, бунтарь и мученик. Какой же была судьба этого человека, приведшая его в дикий заполярный край, где он нашел свою смерть?
Приходской священник
Родился Аввакум Петров в 1620 году в семье приходского священника Петра Кондратьева в селе Григорове под Нижним Новгородом. Отец его, по собственному признанию Аввакума, был склонен к «питию хмельному», матушка, напротив, жизни была самой строгой и тому же учила сына. В 17 лет Аввакум по приказанию матери женился на Анастасии Марковне, дочке кузнеца. Она стала ему верной женой и помощницей на всю жизнь.
В 22 года Аввакум был рукоположен в диаконы, еще через два года – в священники. В молодости Аввакум Петров знался с многими книжными людьми того времени, в том числе и с Никоном, тем самым, который впоследствии станет инициатором церковных реформ, приведших к расколу.
Однако до поры до времени их пути разошлись. Никон уехал в Москву, где быстро вошел в кружок приближенных к молодому царю Алексею Михайловичу, Аввакум стал священником села Лопатицы. Сначала в Лопатицах, затем в Юрьевце-Повольском Аввакум проявил себя таким строгим и нетерпимым к человеческим слабостям попом, что неоднократно был бит собственной паствой. Он прогонял скоморохов, обличал грехи прихожан в храме и на улице, однажды отказался благословить боярского сына за то, что тот бреет бороду.
Противник Никона
Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. В сентябре 1653 года Аввакум, написавший к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стеснявшийся выступать против действий Никона публично, был брошен в подвал Андроникова монастыря, а затем сослан в Тобольск.
Ссыльный
Сибирская ссылка длилась 10 лет. За это время Аввакум и его семья прошли путь от относительно благополучной жизни в Тобольске до страшной Даурии – так называли в ту пору Забайкальские земли. Аввакум никак не желал смирять своего сурового, неуступчивого нрава, повсюду обличал грехи и неправду прихожан, в том числе и самых высокопоставленных, гневно клеймил нововведения Никона, которые достигали Сибири, и в результате оказывался все дальше и дальше от обжитых земель, обрекая себя и семью на более тяжелые условия жизни. В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. Про отношения с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Пашков не уступал Аввакуму в суровости и крутости характера, и, похоже, поставил целью сломать упрямого протопопа. Не тут-то было. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.
Расстрига
Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Вначале царь и его приближенные приняли его ласково, тем более что Никон в ту пору был в опале. Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум является принципиальным противником всей церковной реформы и отвергает возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений. Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.
Аввакум был расстрижен, наказан кнутом и сослан в Пустозерск. За него заступались многие бояре, просила даже царица, но тщетно.
Мученик
В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола - Лазарь, Епифаний и Никифор. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности, в котором Аввакум Петров предвосхитил проблематику и многие приемы более поздней русской литературы. Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум и трое его сподвижников были сожжены в срубе.
Старообрядческая церковь почитает протопопа Аввакума как священномученика и исповедника.
Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. На русской земле авторитет этого человека в XVII веке был огромен. Считался он праведным гонимым мучеником и одним из основных оппонентов патриарха Никона. Суровость его характера и высочайшая принципиальность вызывали уважение не только у сторонников, но и у врагов. Логическим концом стала мученическая смерть. Кончина этого человека окончательно расколола русскую православную церковь. Никониане сожгли Аввакума, а вместе с ним "сгорели и все мосты". Точек соприкосновения между старообрядцами и никонианами не осталось.
Противостояние старообрядцев никонианству
Краткая биография
Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его был приходской священник Пётр. Мать звали Марией. Когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. В 17 лет юноша женился на 14-летней девушке Анастасии. За год до замужества она осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была истовой помощницей во всех его делах.
В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства). Через 2 года ему дали 2-ю степень священства, и он стал попом в селе Лопатицы Нижегородской губернии. Уже в эти годы будущий великий мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый характер. Он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же самого от своей паствы.
Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты. Священник воспылал к ней страстью. Но чтобы подавить в себе порочное чувство, зажёг 3 свечи и положил на огонь ладонь правой руки. Так он и стоял, пока сильная боль не подавила грешное желание.
За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное - протоиерей). А в 1648 году случился конфликт с воеводой Шереметевым. Тот плыл по Волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного отпрыска. Аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой человек слишком блудлив, и отказался его благословлять. Разгневанный боярин приказал бросить священника в воду. Тот бы неминуемо утонул, но подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.
Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве. Здесь к нему очень хорошо относился патриарх Иосиф. Но он скончался в 1652 году, а его место занял патриарх Никон, который также поначалу благоволил к принципиальному священнику.
Церковная реформа и борьба с никонианством
Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила крест на традициях "древлего благочестия". За основу был взят греческий обряд, который во многом не совпадал с великоросским. Всё это вызвало резкую критику со стороны Аввакума, Ивана Неронова, а также многих других выдающихся церковнослужителей. Все они отошли от патриарха Никона. В ответ на это тот организовал их преследование.
В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. Однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в Тобольск.
Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную агитацию против новой церковной реформы. Тогда его сослали в Забайкалье к Нерчинскому воеводе Афанасию Пашкову. Это был человек патологической жестокости. Именно его и поставили надзирать за ссыльным протопопом. Казалось бы, с воеводой следует вести себя чрезвычайно осторожно и не перечить ему. Но, как говорится, нашла коса на камень.
Священник начал жёстко критиковать Пашкова, считая всю его деятельность неправильной. Естественно, это не понравилось безраздельному хозяину Забайкалья. Он велел привести к себе дерзкого еретика и жестоко избил его. Затем приказал выпороть кнутом и посадить в острог вблизи Падунского порога на реке Ангаре. Там в холоде и голоде просидел непокорный вольнодумец целую зиму, но не склонил голову перед воеводой и не попросил у него прощение.
Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в полк, который шёл непроторенными землями на восток. Люди преодолевали бурные реки, продирались сквозь тайгу и при этом терпели многие лишения. В течение 6 лет сам священник, а также его жена и дети пребывали в суровых сибирских землях. Побывали они на Байкале, Амуре, Шилке. Часто не доедали, болели.
Сожжение старообрядцев
Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной царской милости стала опала патриарха Никона. Обратный путь шёл через всю Россию и был долгим. Во всех городах протопоп Аввакум нещадно критиковал никонианство. Но в первопрестольной мученика встретили почтительно и с уважением. От государя последовало предложение стать его духовником. Однако гордый вольнодумец отказался.
Он написал автобиографическую книгу под названием "Житие протопопа Аввакума". При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству поучениями. Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий священник является не врагом Никона, а категорически выступает против реформирования церкви. Он продолжал креститься 2-мя перстами, хотя все признали троеперстие. Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь. Греческий же обряд толковал иначе эти исконные русские православные традиции.
Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень, а в 1666 году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном. Все надеялись, что вольнодумец одумается и признает церковную реформу, но тот остался при своём мнении. Тогда церковный суд лишил его степени священства, что вызвало недовольство у многих людей, в том числе и у матушки царицы. Подобное действие формально означало отлучение от церкви. Поэтому Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное руководство.
После этого сторонника старой веры сослали в Пафнутьево-Боровский монастырь, находящийся в Калужской губернии. Там держали его в тёмной келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в нижнем течении реки Печоры. А вот казнить вольнодумца в то время не решились, хотя многие его соратники расстались с жизнью, не пожелав отказаться от старой веры.
Конец жизненного пути
Пустозёрск находился на "краю земли", но это не пугало богомольцев. Шли они туда нескончаемым потоком, чтобы пообщаться с мятежным протопопом. Обратно уходили, спрятав в своих посохах послания пастве, обличавшие никонианство. Призывали те послания к защите "древлего благочестия".
В то же время следует заметить, что раскольники не ограничивались проповедью великоросского обряда. Многие из них призывали к самосожжению как единственному способу спасения души. Принято считать, что инициатором самосожжения первым выступил именно Аввакум. Но это не так. Он рассматривал самосожжение лишь как одно из средств борьбы с никонианами. Причём человек должен был пойти на такой шаг абсолютно добровольно и без принуждения.
Сама же идея самосожжения вышла из теории самоуморения старца Капитона, деятельность которого приходилась на 30-е годы XVII века. Учение Капитона - это жизнеотрицающая ересь, так как самоубийство объявлялось благостью. Подобное воззрение не имело ничего общего с подлинным христианством.
Памятник протопопу Аввакуму
В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл Федор Алексеевич . Это был тихий и впечатлительный человек. Он уделял огромное внимание вопросам благочестия. Этим решил воспользоваться мятежный старообрядец, здоровье которого на далёком севере было уже изрядно подорвано.
Он написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду Алексея Михайловича. Попал тот в адово пекло за то, что отринулся от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом лишённый степени священства вольнодумец хотел отвратить нового царя от греческого обряда.
Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. Он посчитал письмо "великой хулой на царский дом". После этого события стали разворачиваться трагически. Протопоп Аввакум был обвинён во всех смертных грехах и в 1682 году сожжён в срубе вместе со своими ближайшими сподвижниками. Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру. В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово уже в конце XX века был установлен памятник.
Древнерусская литература
Аввакум Петров
Биография
Аввакум Петров (протопоп Аввакум), писатель, один из основателей русского старообрядчества, родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет. Мать оказала большое влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. - в священники. Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647 г. он с женой и сыном ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия», центральной фигурой которого был духовник царя Алексея Михайловича С. Вонифатьевич, с целью борьбы с недостатками и пороками духовенства. Членом «Кружка» был архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон. Затем Аввакум познакомился и с царем, а когда Никон стал патриархом 1652 г., Аввакум был назначен протопопом. Он ратовал за строгость нравов, за уплату налоги в патриаршую казну мирянами, и духовенством, за что был избит толпой и бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе, что неподалеку от Красной площади. В том же 1652 г. выступил против реформы Церкви, проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в Тобольск.
Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере восстановил против себя и прихожан, и местное начальство и по доносу был сослан в Якутск, откуда началось его беспрерывное странствие по острогам Сибири. Был не раз нещадно бит кнутом, содержался зимой в неотапливаемых подвалах и башнях. После 10 лет скитаний вернулся в Москву. В 1666 г. решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию, а в 1667 г. с тремя единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную тюрьму». Но и там выказывал непризнание новой, никонианской Церкви, отстаивал «древлее византийское благочестие». В тюрьме написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и «Книгу бесед», распространились по России рукописными копиями его сторонников.
В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников Лазарь, Епифаний и Федор (расстриги) решением очередного Церковного собора 1681-1682 гг., были заживо сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 г.
Аввакум Петрович (Протопоп Аввакум) родился 25 ноября 1620 года в нижегородских пределах в селе Григоровка за Кудмою рекою. Родом из бедной семьи приходского священника, Аввакум довольно рано приобретает известность у населения как изгнанник бесов. По наставлению матери, Аввакум в семнадцать лет женится на четырнадцатилетней обедневшей дочери кузнеца - Анастасии Марковне, которая позже ему стала верным другом во всех трудностях и помощницей в спасении.
В 1642 года Аввакум становится диаконом, а через два года был рукоположен в попы. В это время в характере Аввакума проявляется строгость к себе и ригоризм, который категорически не приемлет любые компромиссы и не учитывает другие принципы, хоть как-то отличные от исходного.
После того, как Аввакум два раза спасался бегством из Лопатин, он был назначен протопопом в Юрьевец-Подольский, из которого в 1651 году ему также пришлось спасаться бегством в Москву.
В столице Аввакум занимает, вероятно первое место среди приверженцев старины и становится первой жертвой преследования, которому подверглись противники патриарха Никона.
В сентябре 1653 года по приказу Никона Аввакума хотят расстричь, но царь заступается за мученика и Аввакума Петровича ссылают в Тобольск.
Своими проповедями за чистоту нравов и за непоколебимую приверженность старой веры, Аввакум настраивает против себя прихожан и начальство и его ссылают в Якутск, откуда начинается его тяжелое путешествие по суровой Сибири.
Проскитавшись десять лет, Аввакум Петрович возвращается в Москву где его на четырнадцать лет сажают в тюрьму, после чего сжигают в срубе в Пустозерске.
За свою жизнь Протопоп Аввакум Петрович создал сорок три сочинения, в том числе такие известные, как «Книга толкований», «Книга обличений», «Книга бесед» и «Житие». У старообрядцев Аввакум считается исповедником и священно-мучеником.
Мазитова Ирина, Смирнова Наталья ГБОУ СОШ №879.
Материалы исследовательской работы, которые можно использовать на уроках литературы, истории и МХК
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» (А.С.Пушкин)
Образ протопопа Аввакума в Житии и в современной отечественной литературе (по произведениям Ю.Нагибина и В.Пикуля).
Мазитова Ирина, Смирнова Наталья
ГБОУ СОШ №879.
Руководитель: Михайловская Елена Владимировна.
Введение.
…. «Любая историческая эпоха неразрывно связана с личностями, ее творившими, с их достоинствами и недостатками, героическими и позорными проявлениями их характеров, иллюстрировавшими не только личности своих героев, но и всю эпоху, к которой относились».
… «Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на неё – не бойся! До пещи той страх. А егда в неё вошел, тогда и забыл вся…» «Из темной глуби XVII столетия, словно из пропасти, нам уже давно светят, притягательно и загадочно, пронзительные глаза Протопопа Аввакума – писателя, которого мы высоко чтим». Но почему?
Протопоп Аввакум Петров был самым крупным идеологом того религиозно-общественного движения, которое вошло в историю под неточным названием «раскола». В то же время это был писатель, обладавший выдающимся литературным талантом.
Валентин Пикуль справедливо заметил: «Не будь Аввакума – наша литература не имела бы, кажется, прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Реализм, убивающий врага наповал, был порожден Аввакумом».
Когда торжествуют книги, торжествует и автор. Но с Аввакумом дело обстоит не так просто. Все признают за ним выдающийся писательский дар: «В омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные “житие” и “послания” бунтаря, неистового протопопа Аввакума».
Все признают, что он был народный заступник, бесстрашно ратоборствовавший с церковными и светскими властями, с самим царем: «Яко лев рычи, живучи, обличая их многообразную прелесть». Все согласны в том, что Аввакум никогда не кривил душой, что он не согнулся под крестом своей «правды»: «Ей, хвалимся и радуемся в скорбех своих, мучими от вас, никониян, в темницам, и во оковах, и в смертях многажды от вашева жалованья. Двадесять два лета плаваю и так и сяк, иногда наг, иногда гладен, иногда убит, иногда на дожде, иногда на мразе, иногда на чепи, иногда в железах, иногда в темнице, кроме повседневных нападений и разлучений жены и детей».
Однако расхожему мнению и поверхностному взгляду претит некая тень раскола на мученическом венце Аввакума. Он - вождь и символ старообрядческого движения и старообрядческого протеста. Из этого заключают, что он фанатик и обскурант, враждебный новизне как таковой. Выражают сомнение в его интеллекте - сомнение, восходящее к Симеону Полоцкому. По словам Аввакума, их очный спор этот присяжный западник и блестящий латинист завершил таким отзывом об оппоненте: «Острота, острота телеснаго ума, да лихо упрямство! А се не умеет науки». Мнение Симеона Полоцкого стало хрестоматийным. Это взгляд свысока: да, Аввакум - самородок, стихийный талант, такой же, как Алексей Кольцов и Сергей Есенин; но Аввакуму не хватало правильного образования (конечно, в европоцентристском смысле слова). Поэтому его философия - «обрядоверие», слепая, невежественная приверженность средневековой традиции - даже не духу ее, а букве. И все же Аввакума оставляют в пределах средневековой культуры. Между тем и в его мировоззрении, и в творческой практике отчетливо проступают новаторские черты. Об этом размышляют в своих произведениях русские писатели ХХ века Валентин Пикуль и Юрий Нагибин. Их произведения, посвященные «неистовому протопопу» и стали предметом нашего анализа.
Но сначала поговорим о том, кто такой протопоп Аввакум, как сложилась его жизнь и судьба, как относились к нему его современники и потомки.
Очерк жизни.
Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, Аввакум приобрёл известность довольно рано как сторонник православия , занимавшийся также изгнанием бесов .
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Поволожского в Москву . Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю , участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе» . Когда Иосиф скончался в году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком . Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние "харатейные" книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона . Уже в сентябре г. его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять "новые книги", однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск , затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове , посланном для завоевания « даурской земли », доходил до Нерчинска , Шилки и Амура , терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе и в Аввакум был возвращён в Москву . Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума - сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре, убедились, что Аввакум Петрович не личный враг Никона, а принципиальный противник Реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум Петрович последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев , введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-х конечный крест , исправление символа веры, Трёхперстное сложение , отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.
В г. Аввакум Петрович был сослан в Мезень , где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа », «протосингелом российской церкви». В г. Аввакум был вновь привезён в Москву , где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев .
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума Петровича, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума Петровича царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума Петровича уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре , но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум Петрович же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (г.). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск .
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу , в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха , решило участь и его, и его товарищей, и все они были сожжены в срубе в городе Пустозёрск .
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик . В 1916г. старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.
5 июня г. в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.
Каковы же взгляды протопопа Аввакума?
Вероучительные взгляды Аввакума достаточно традиционны, его любимая область богословия - нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством .
Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему - и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая иноку спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию - хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум - не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, были гораздо тяжелей.
Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума
В системе общественно-религиозных взглядов протопопа Аввакума, одного из крупных представителей русской демократической литературы второй половины XVII в., значительное место занимает идея равенства всех людей.
В научной литературе последнего времени, посвященной Аввакуму, убеждения его характеризуются как крайне консервативные, считается, что «Аввакум всецело был выразителем отжившей традиции». В ряде же исторических исследований о движении старообрядчества XVII в. идеология этого движения (в том числе и взгляды Аввакума) признается реакционной, «потому что она не обостряла классового сознания трудящихся масс, а, наоборот, затемняла его и уводила в область религии».
Изучение только одного момента миропонимания Аввакума - его учения о равенстве - убеждает в сложности и противоречивости его взглядов, позволяет установить демократические моменты в мировоззрении этого яркого и самобытного писателя, «бунтаря-протопопа», по выражению А. М. Горького.
Обратимся к высказываниям Аввакума о равенстве и прежде всего к вопросу о том, какова была его аргументация.
Все люди - «рабы божии», считал он.
«Не разсуждай о величестве сана своего, яко болярошна, - отрицайся мысли сея и оплюй ея ... мы вси есмы раби небеснаго царя», - строго выговаривал Аввакум одной из своих верных учениц боярского происхождения - Анисье. С такими словами Аввакум обращался не только к своим последователям, но и к царским воеводам и даже к самому царю. «Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть божий», - дерзко, но «истинно» утверждал Аввакум в челобитной к Алексею Михайловичу.
Все люди одинаково грешны, «шелудивы все». «Я оглашенной, ты оглашенная, - друг на друга не дивим, оба мы равны», - заключает Аввакум свои наставления старице Елене.
Для Аввакума все православные - братия «по духу». Он велел помнить своей пастве, что «един-де дух святый действуяй во всех, и в первых и в последних», он «назнаменует милосердие свое ко всем равно». Все - «богатии и убозии, мали и велици, смиренныя и нищия, сирыя и вдовицы» - для Аввакума «братия и чада моя о господе».
Эти рассуждения Аввакума находятся в рамках чисто христианской аргументации равенства «перед богом всех людей как грешников и ... детей божиих». Но Аввакум не ограничился лишь признанием равенства всех людей перед богом. Мысль его шла дальше: люди равны по самой своей природе.
Эти взгляды нашли отражение в главном произведении всей жизни протопопа - Житии.
Житие многими своими элементами представляет собой яркое выражение эволюции русской средневековой религиозно-дидактической эпической литературы в жанр нравоучительного бытового романа. Характерными признаками Жития как произведения нового, нарождающегося жанра нам представляются следующие его особенности: развернутость повествования, многофигурность, полнота жизнеописания главного героя, индивидуализация образа, стремление к изображению разносторонности характера, внимание к острым, драматическим моментам частной жизни, обусловленным социальными обстоятельствами, многоэпизодность и в то же время однолинейная, цепочная композиция с довольно свободным соединением различных эпизодов. Многими своими особенностями Житие не столько связано с традиционными жанрами древней русской письменности, сколько предвещает появление более развитых форм новой русской литературы, что, как нам кажется, выдвигает перед исследователем задачу не ретроспективного изучения Жития, а осмысления его места в перспективе последующего развития русского литературного процесса. Не случайно именно Житие Аввакума привлекло такое пристальное внимание выдающихся русских прозаиков - Льва Толстого, Тургенева, Лескова, Мельникова-Печерского, Мамина-Сибиряка, М. Горького, А. Н. Толстого, Леонида Леонова. Из произведений о протопопе Аввакуме, созданных во второй половине ХХ, наиболее интересными нам показались рассказ Ю.Нагибина «Огненный протопоп» и историческая миниатюра В.Пикуля «Аввакум в пещи огненной».
Юрий Нагибин «Огненный протопоп».
Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 в Москве. Авторская известность пришла к Нагибину в начале 1950-х. В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале, писатель освещает свое видение этой темы в цикле «Вечные спутники».
Как признавался сам писатель, полное знание материала не приближало, а отталкивало его от намеченной задачи. Творческий полет возникал, лишь когда память отряхивала груз сковывающих воображение фактов. Среди исторических лиц, ставших героями цикла, протопоп Аввакум занимает особое место как символ несгибаемой веры, преданности идеалам, последовательности, самоотречения и любви к людям, а также непримиримости к стяжателям, деспотам, лживым и коварным.
В рассказе описывается последний день земного существования протопопа Аввакума, который в этот день вспоминает всю свою жизнь. И рядом с ним соратники протопопа – люди, которые ни на что не променяют свою веру и никогда не откажутся от нее. Даже после пыток они продолжали молиться.
Противники протопопа показаны безжалостными и суровыми. Главными противниками были Никон и царь Алексей. Никон – «властолюбивый, хитрющий, мозговитый толстогуб», который сам над властью подняться возжелал. «Повел православную церковь под греко-римское ярмо, безжалостно расправляясь с супротивниками». Царь Алексей, прозванный Тишайшим, крови больше самого Грозного пролил. «Любил он в тайности чувств своих Аввакума, хотел мира с ним». Вот только признался в этом только царице.
Аввакум на их фоне выглядит благородным и честным человеком, который не боится смерти и готов выстоять любые муки. Написать свое житие Аввакума сподвигнул его соратник и ближайший друг – старец Епифаний. «Это должен быть сказ о бурях житейских, о виденном и претерпленном, а не поучение, не проповедь, не наставительное, утешительное, челобитное или обличительное послание». Епифаний требовал от Аввакума полной обстоятельности: где родился, от каких родителей, когда женился. Аввакум описал все свои радости и мучения, которых у него в жизни было очень много.
Сюжетно «Житие протопопа Аввакума» и рассказ Нагибина похожи. Но автор - наш современник - останавливает внимание на тех эпизодах биографии, которые наиболее ярко показывают личность героя, его мировоззрение и черты характера. В отличие от автора Жития, «всезнающий автор» рассказывает о события многотрудной жизни протопопа не последовательно, а вплетает их в рассказ о предсмертных часах Аввакума, когда, как правило, вспоминается самое важное, дорогое. Еще раз мы убеждаемся в цельности, порядочности, гуманности, удивительной стойкости протопопа, вере, от которой он не хочет и не может отречься даже перед лицом страшных мучений.
Историческая миниатюра Валентина Пикуля «Аввакум в пещи огненной» .
… Сам В. Пикуль сравнивал свои зарисовки с портретами-миниатюрами, лежащими в музейных витринах. Так же, как и рассказы, эти портреты характеризовали не только личности своих героев, но и всю эпоху, к которой относились. И, конечно же, любая историческая эпоха неразрывно связана с личностями, ее творившими, с их достоинствами и недостатками, героическими и позорными проявлениями их характеров.
В начале миниатюре Пикуль говорит о том, что не будь Аввакума – наша литература не имела бы прочного фундамента, на котором она уже три столетия держится. Заслуга Аввакума так же состоит в том, сообщает нам автор, что именно Аввакум первый на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Точный и беспощадный реализм, убивающий врага наповал, был порожден «Житием протопопа Аввакума». О «Житие Аввакума» Пикуль пишет так: « Это чудовищный вулкан – это русское Везувие, извергающее в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности!» Автор с уверенность говорит о том, что нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума!
Черты характера Аввакума мы можем увидеть в сцене со скоморохами, она также присутствует в «Житие». Поп не пускает скоморохов в село, при этом сказав им: «Неистовство ваше бессовское еси, оставьте пляски антихристовы..» Завязалась драка. Люто и толково бился поп. Аввакум – силищи немеренной. Неспокойный был поп, ни с кем не ладил, но к службе церковной был рачителен.
Царь Алексей Михайлович к Аввакуму благоволил. В патриархи Руси избрали властолюбивого Никона. Церковные дела он на новый лад переиначивал. Патриарх Никон был земляком Аввакума.
Между Никоном и «Тишайшим» были дружеские отношения, постепенно они крепли. Наиболее ярко сыновнее отношение проявилось в том, что Алексей Михайлович разрешил Никону именоваться "Великим Государем". После неудачного шведского похода, который царь предпринял по благословению Патриарха, Алексей Михайлович совсем охладел к своему прежнему любимцу. Вскоре между царем и Патриархом произошел первый серьезный конфликт. Вскоре от былой дружбы царя и Патриарха ничего не осталось. Никон воспринимал охлаждение к себе со стороны Тишайшего очень болезненно и нервно. И хотя о смещении Никона с Патриаршества не было и речи, он воспринимал происходящее как катастрофу. Царь Алексей не стремился устранять Никона с Первосвятительской кафедры, но хотел лишь перестроить свои отношения с ним, вернув их на тот уровень, который существовал прежде, при Патриархе Иосифе. Но сам Никон считал свою карьеру законченной, так как основывал ее всецело на благоволении государя. Кроме того, рушилась главная мечта его жизни – возвышение Патриаршей власти над царской. Того, что эти теократические притязания были совершенно чужды православной традиции, Никон, кажется, так и не понял, даже когда царь отвернулся от него. Патриарх впал в отчаяние, но так и не признал, что крушение, в конечном счете, потерпел не он сам, а его теократическая идея, в оформлении которой его собственные амбиции играли роль генератора.
Историческая миниатюра Пикуля «Аввакум в пещи огненной» - это жизнь Аввакума, описанная автором в кратком содержании. Особенность миниатюры, написанной Пикулем, такова: поверхностно описывая всю жизнь Аввакума, автор выбирает наиболее важные эпизоды из его жития, сохраняя основные моменты. Читая о жизни Аввакума в тексте, написанном Пикулем, мы понимаем, что Аввакуму было очень тяжело, но он всегда делал так, как считал нужным. Даже эта небольшая историческая миниатюра о герое показывает, какие муки испытал Аввакум.
«Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума» - с уверенностью пишет Пикуль. Произведения Аввакума, и особенно его «Житие», отходят от старого, традиционного творчества Средневековья и целиком принадлежат личностному творчеству Нового времени, несмотря на то, что отдельные традиционные элементы в них все же наличествуют. Аввакум пользуется традиционными элементами, но не по традиционному назначению, он огрубляет их насмешкой, иронией, соединяет с грубыми просторечными выражениями, как бы играя, придает им другой смысл или переводит в резко натуралистический план. Поэтому произведения Аввакума поражают какой-то особенной свободой самовыражения, непосредственностью, необычайной искренностью. Сидя в земляной тюрьме, в ужасных условиях и ожидая смерти, он как бы освобождался от всяческой земной суеты, от заботы о внешней форме своих произведений, от различных литературных «приличий» и стремился как можно быстрей приблизиться к цели своих писаний. Для него полностью отсутствует литературная обрядность, занимавшая такое большое место в традиционном средневековом искусстве. Ценность чувства, непосредственности, внутренней, душевной жизни человека была провозглашена Аввакумом с исключительной страстностью. Сочувствие или гнев, брань или ласка - все спешит излиться из-под его пера. «Ударить душу» перед богом - вот единственное, к чему он стремится. Ни композиционной стройности, ни тени «извития словес» в изображении человека, ни привычного в древнерусской учительной литературе «красноглаголания» - в «Житии» Аввакума нет ничего, что стесняло бы его непомерно горячее чувство во всем, что касается человека и его внутренней жизни.
Ни один из писателей русского Средневековья не писал столько о своих чувствах, как Аввакум. Он тужит, печалится, плачет, боится, жалеет, дивится и т. д. Он стремится вызвать к себе сочувствие читателей, жалуется на свои слабости, в том числе и самые будничные. Нельзя думать, что это оправдание человека касается только самого Аввакума. Даже враги, даже его личные мучители изображаются им с симпатией к их человеческим страданиям. Сочувствие к своим мучителям было совершенно несовместимо со средневековыми приемами изображения человека в XI-XVI вв. Это сочувствие стало возможно благодаря проникновению писателя в психологию изображаемых лиц. Каждый человек для Аввакума не абстрактный персонаж, а живой, близко ему знакомый. Аввакум хорошо знает тех, о ком он пишет. Они окружены вполне конкретным бытом. Он знает, что его мучители только выполняют свою стрелецкую службу, а втайне, может быть, тяготятся своими обязанностями, и поэтому не сердится на них. Во всем этом Аввакум неподражаем.
Тогда никто не мог выражать свои чувства, Аввакум же нашел новый путь в литературе, стал первым публицистом. Он сделал много для литературы, для развития жанра публицистика. Все страдания Аввакума Пикуль отразил в исторической миниатюре. Он сам рассказал о них, а цитаты, лирические отступления просто все подтверждают.
Пикуль начинает повествования с цитаты из Толстого: «Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное «Житие» неистового протопопа Аввакума. Речь его - вся на жесте, а канон разрушен вдребезги!» Пикуль не зря взял эту цитату, так как в нее вложен огромный смысл, авторское восхищение Аввакумом. Аввакум внес в литературу много нового. Он писал по – своему, не так как все, и речь его была неподражаема. Житие Аввакума разошлось по всему миру, и все восхищались его речью, ее своеобразием.
По ходу текста автор так же использует цитаты. Вводит уточнения. Пикуль использует другие цитаты, для того чтобы придать тексту максимум окраса, показать, что им восхищался не только Толстой. Аввакум неподражаем. Тогда никто не мог выражать свои чувства так открыто и ярко, он создал новый путь в литературе, стал первым публицистом. Он сделал много для литературы, для развития жанра публицистики, для того чтобы «потомки православных» знали «земли родной минувшую судьбу».
… Сложеньем двуперстным
Поднялся мой крест,
Горя в Пустозерске,
Блистая окрест.
… Сквозь голод и холод,
Сквозь горе и страх
Я к Богу, как голубь,
Поднялся с костра.
Тебе обещаю,
Далекая Русь,
Врагам не прощая,
Я с неба вернусь.
Пускай я осмеян
И предан костру,
Пусть прах мой развеян
На горном ветру.
Нет участи слаще,
Желанней конца,
Чем пепел, стучащий
В людские сердца.
В. Шаламов
Список использованной литературы.
1. В. Е. Гусев «О жанре жития протопопа Аввакума», «протопоп аввакум – выдающийся русский писатель 17 века».
2. В.Б. Тихонова «Учение протопопа Аввакума и «внешняя мудрость»
3. Г.В.Чудинова «Художественный образ священномученика в “Житие протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе».
4. Степанов С.А. «Неистовый Аввакум».
5. Ю. Нагибин «Огненный протопоп»
6. В.Пикуль «Аввакум в пещи огненной».