Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры.
В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из 4 подструктур, включающих несколько групп качеств в каждую, составляет многоуровневую иерархическую систему.
Самый высший уровень структуры – социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.
Тест для спортсменов (Методики психодиагностики в спорте. Карта личности спортсмена):
Стимульный материал.
Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена
Подструктура |
Группа качеств |
Отдельные качества, умения, навыки |
I. Социально-психологическая |
Отношение к себе |
Правдивость, честность |
Отношение к обществу |
Готовность прийти на помощь |
|
Отношение к труду |
Трудолюбие и интенсивность труда |
|
Интересы |
Интерес к спорту |
|
Способности |
Двигательные |
|
Интеллект |
Активность мышления |
|
II. Психологическая |
Психофизиологические качества |
Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость) |
Эмоциональная сфера |
Отсутствие повышенной нервозности |
|
Волевые качества |
Самообладание |
|
Состояние анализаторов и их взаимодействие |
Абсолютный порог |
|
Психомоторика |
Скорость простых сенсомоторных реакций |
|
III. Профессиональная (спортивного мастерства) |
Спортивный результат |
Наивысшее спортивное достижение |
Техническое мастерство |
Арсенал технических приемов |
|
Тактическое мастерство |
Умение строить программы действий |
|
Специальная физическая подготовленность |
Состояние специальных физических качеств |
|
Восстанавливаемость |
Способность восстанавливаться во время соревнований |
|
IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей) |
Анатомо-морфологические |
Росто-весовой показатель |
Физические качества |
Выносливость: |
|
Сила возбудительных процессов |
||
Компоненты оценки здоровья |
Острые и хронические заболевания |
|
Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы) |
Аэробная работоспособность (PWC-170) |
Ключи. Интерпретация.
В связи с тем, что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.
В остальных подструктурах (психологической, профессиональной, медико-биологической) шкалы таблицы позволяют подойти к оценкам качеств более дифференцированно. Предлагаемые оценочные шкалы не исключают, а, наоборот, предполагают творческий подход к оценке конкретных спортсменов или лиц, готовящихся ими стать, и обязательную ее коррекцию применительно к тому или иному виду спорта или периоду спортивной деятельности и т.п.
Тесты по психологии личности
Толчком к активности в любой деятельности могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Это контуры двух важных типов мотивации - мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А вот мотивация боязни неудачи менее продуктивна. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».
Наталья Говорова
Время на чтение: 4 минуты
А А
Термин «спортивная подготовка» предполагает грамотное использование всех знаний, условий и методов для направленного воздействия на развитие спортсмена. Тестами называют неспецифические упражнения с численным результатом, полученным в ходе измерений. Они нужны для понимания своего текущего состояния здоровья и определения готовности к физическим нагрузкам. Итак, определяем уровень спортивной подготовки.
Тест на выносливость (приседания)
Стопы поставить шире плеч и, выровняв спину, сделать вдох и присесть. Вверх поднимаемся на выдохе. Без остановок и отдыха делаем столько приседаний, насколько хватает сил. Далее записываем результат и сверяем с таблицей:
- Менее 17 раз – самый низкий уровень.
- 28-35 раз – средний уровень.
- Более 41 раза – высокий уровень.
Тест на выносливость/силу мышц плечевого пояса
Мужчины отжимаются с носков, прекрасные дамы – с колен. Важный момент – пресс нужно держать в напряжении, в лопатках и пояснице не проваливаться, корпус держать в ровном положении (бедра с корпусом должны быть на одной линии). При отжимании опускаемся таким образом, чтобы голова находилась в 5 см от пола. Считаем результаты:
- Менее 5 отжиманий – слабый уровень.
- 14-23 отжимания – средний уровень.
- Более 23 отжиманий – высокий уровень.
Индекс Руфье
Определяем реакцию сердечнососудистой системы. Измеряем свой пульс за 15 секунд (1Р). Далее приседаем 30 раз в течение 45 секунд (средний темп). Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала за 15 секунд (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).
Сам индекс Руфье определяется следующей формулой:
ИР = (4*(1Р+2Р+3Р)-200)-200/10.
Считаем результат:
- Индекс менее 0 – отлично.
- 0-3 – выше среднего.
- 3-6 – удовлетворительно.
- 6-10 – ниже среднего.
- Выше 10 – неудовлетворительно.
Говоря кратко, отличным считается результат, при котором сумма сердечных ударов – менее 50 за все три 15-секундных промежутка.
Реакция вегетативной нервной системы на физическую нагрузку – ортостатическая проба
Тест проводят следующим образом:
Утром (до зарядки) или же через 15 минут (до еды), проведенных в спокойном состоянии и горизонтальном положении, измеряем пульс в горизонтальном положении. Пульс считаем в течение 1 минуты. После чего встаем и отдыхаем в вертикальном положении. Снова считаем пульс в течение 1 минуты в вертикальном положении. Разница в полученных величинах говорит о реакции сердца на физическую нагрузку при условии смены положения тела, благодаря чему можно судить о тренированности организма и «рабочем» состоянии регуляторных механизмов.
Результаты:
- Разница в 0-10 ударов – хороший результат.
- Разница в 13-18 ударов – показатель здорового нетренированного человека. Оценка — удовлетворительно.
- Разница в 18-25 ударов – неудовлетворительно. Отсутствие физической тренированности.
- Выше 25 ударов – признак переутомления или какого-либо заболевания.
Если обычная для вас, средняя разница в ударах – 8-10, значит организм способен быстро восстанавливаться. При возросшей разнице, например, до 20 ударов, стоит задуматься – где вы перегружаете организм.
Оцениваем энергетический потенциал организма — индекс Робинсона
Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.
Как проводят тест?
Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).
Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой:
ИР = Х1*Х2/100.
Оцениваем результаты:
- ИР равен 69 и ниже — оценка «отлично». Рабочие резервы сердечносудистой системы в отличной форме.
- ИР равен 70-84 – хорошо. Рабочие резервы сердца в норме.
- ИР равен 85-94 – средний результат. Свидетельствует о вероятной недостаточности резервных возможностей сердца.
- ИР равен 95-110 – оценка «плохо». Результат сигнализирует о нарушениях в работе сердца.
- ИР выше 111 – очень плохо. Нарушена регуляция работы сердца.
Уверенность в себе.
Уверенность в себе преобладает у спортсменов высокого класса, что логично, потому как их имя знакомо не только тренерам и знакомым, но и прессе и незнакомым людям. Они завоевали статус в обществе, имеют престиж среди других спортсменов.
Как правило, спортсмены увереннее в себе, чем неспортсмены, но существуют спортсмены, которые пришли в спорт, чтобы побороть в себе чувство неуверености. Кроме того, есть группа спортсменов, которая стремится скрыть свою неуверенность за счет общительности и стремлениию к тренировкам.
Тренер обязан знать, кто из его спортсменов более уверен в себе, а кто менее. Так как с каждым требуется свой подход в тренировочном и соревновательном процессе. Неуверенному в себе требуется большая эмоциональная включенность тренера, требуется больше похвалы от тренера и напарников по команде или соперников. Также значительно повышается уверенность, если тренр в прессе похвалил неуверенного в себе спортсмена. Также тренеру стоит давать адекватную реакцию на выступление неуверенного спортсмена вызванного на соревнование неожиданно: не стоит ругать его за неудачное выступление, стоит с ним понять его ошибки именно во время соревнования.
Неуверенность в себе берет корни из детского воспитания, поэтому общение с психологом и психологические тесты помогают выявить уровень уверенности в себе спортсмена.
Терпимость к боли.
Исследования показывают, что существует несколько типов спортсменов, различающихся по характеристики их переносимости к боли. Большая часть спортсменов боль способна переносить боль чем неспортсмены.
Спортсмены во время спортиной деятельности способны развить терпимость к боли путем снижения интенсивности входного стимула (т.е. организму не поступает сигнал о боли) и волего блокирования визуальных, кинестетических и болевых импульсов (т.е. спортсмен как бы не видит, не ощущает и не чувствует боли).
Два основных типа спортсменов: скрывающие боль и склонные к травмам. Последний тип спортсменов признан самым трудным по иследованиям клинических психологов. Они могут преувеличивать серьезность своего здоровья или симулировать, чтобы оправдать поражение. Первый тип встречается чаще, такие спортсменны склонны к скрыванию травм, даже серьезных.
Тренеру следует быть внимательным к своим спортсменам и знать своих спортсменов, чтобы предупредить серьезную травму спортсмена либо тревожность по поводу состояния своего здоровья и симулирование травмы. Как правило, излишнее сокрытие и излишние преувеличение недомоганий свидетельствуют о психологических проблемах спортсмена. Таким образом, тренеру следует работать совместно с психологом с такими спортсменами.
Тревожность.
Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности.
Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я в кратце расскажу.
По тестам
MMPI и проективному «дом-дерево-человек» можно установить уровень тревожности. Исследования показывают, что в целом спортсмены имеют более низкий уровень тревожности. Не стоит полагать, что полное отсутствие тревожности яляется отличном результатом. Это также не хорошо как и высокий ровень тревожности. Таким образом, можно говорить об оптимальном уровне тревожности, когда сохраняется адекватное чувство страха в опасных для жизни собственного Я ситуациях.
Теоретически высокий уровень тревожности должен мешать спортсмену при стрессовых ситуациях спортивной деятельности. Однако, на практике бывает иначе. Случается, что спортсмены высокого класса испытывают высокий уровень тревоги перед важными стартами и во время их.
Тренеру необходимо, если спортсмен обладает низким уровнем тревожности, довести до автоматизма его действия во время тренировочного процесса. Кроме того, можно устроить несколько встреч с психологом, где будет проведена работа по научению психорегуляции во время старта.
Помимо этог, существуют спортсмены, которые сознательно или бессознательно выбирают опасные виды спорта, чтобы пережить чувство опасности. Таким образом, они могут за счет низкого уровня тревожности повышать уверенность в себе.
Твердость характера.
Твердость характера многими исследователями, тренерами и спортсменами признается идеальной личностной характеристикой для спорта. Высокая твердость характера включает в себя эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, адекватность в оценке себя и окружающих, независимость в мыслях и действиях.
Замечено, что спортсмен высокого класса обладает высокой твердостью характера, помимо отличных физических данных. Иногда спортсмены, имеющие низкой твердостью характера, так называемой мягкостью характера, могуд добиваться успешного результата в соревнованиях, но для этого им требуется большие энергозатраты как физические так и эмоциональные.
Эта характеристика личности спортсмена определяется по 16-ти факторному тесту Кэттелла. Обладая знанием такой характеристике, тренеру легче выстраивать взаимоотношение спортсмена с ним и командой, а также строить тренировочную и соревновательную деятельность.
Кроме того, спортсмен может придти с мягким характером, желая повысить его твердость.
Агрессивность.
В спорте агрессивность является важной составляющей залога успеха. Согласно исследованиям, спортсмена от неспортсмена отличает высокий уровень агрессивности. Спортсмен должен уметь проявлять агрессивность в рамках правил спортивной деятельности. Таким образом, управление своей агрессией является значимой задачей. Уровень агрессивности изменчив на протяжении спортивной деятельности, даже так, он меняется до спорта, во время занятий спортом и после спорта.
Используя данные психологической диагностики, тренер может понять уровень агрессивности спортсмена и быть готовым к проявлениям агрессивности со строны спортсмена в разных моментах спортивной деятельности. Стоит отметить, что визуальное понимание уровня агрессивности не всегда совпадает с данными тестов. Такая нестыковка связана, в первую очередь, с индивидуальной историей жизни спортсмена. Не стоит забывать, что психологическая диагностика дает поверхностное понимание агрессивности у спортсмена, поэтому тренеру следует общаться со спортсменом, чтобы составить более точную картину о том, как поощралась агрессивность в семье спортсмена, т.к. от этого будет зависить реакция спортсмена на поощрение агрессии тренером. В связи с полученными данными тренер может корректировать уровень агрессивности, привлекая к общению психолога. Если выясняется, что агрессивность родителями не поощралась или сам спортсмен по каким-то мотивам не проявляет требуемой агрессивности во время соревнований, а чувствует вину, что тормозит его развитие в спортивной деятельности. В таком случае тренеру следует обсудить со спортсменом какие мотивы не позволяют выступать на должном уровне. Ошибкой тренера будет, если он проявит агрессию на своего подопечного.
Тренер обучает спортсмена умению контролировать свой уровень агрессивности во время спортивной деятельности с помощью конструктивного поощрения/наказания агрессивного поведения. Тренер может поблагодарить за проявленную агрессивность во время соревнований, потому что она помогла выйти спортсмену на новый уровень, например, спортсмен выиграл свой первый бой с помощью ноккаута, т.к. во время боя проявил чрезмерную агрессивность, но в рамках правил. Но тренер может выразить недовольство проявленной агрессией, если спортсмен действовал вне рамках правил. В обоих случаях тренер проводит разъяснительную беседу со спортсменом.
Нередко, агрессия спортсменом направляется на объект, который не имеет отношения к агрессивности. В таком случае, следует выяснить на кого или на что именно направлена агрессивная энергия спортсмена и выразить агрессию по адресу. Такие действия помогут избежать в дальнейшем острого конфликта с адресатом, тем самым помогут совершенствоваться спортсмену, а не замереть на одном месте.
По завершению карьеры тренер должен будет подготовить спортсмена к другой жизни, в соответствии с этим, тренеру необходимо будет рассказать куда можно направить чрезмерную агрессию, если спортсмену во время занятий спортом требовался высокий уровень агрессивности. В некоторых случаях, полезно привлечь психолога.
Строгая зависимость между видами спорта и спортсменом не обнаружена. Некоторые спортсмены с заведомо низкой агрессивностью могут идти в те виды спорта, где требуется чрезмерный уровень агрессии, потому что желают быть более агрессивными. Так же может и наоборот, спортсмены с высоким уровнем агрессии могут идти в те виды спорта, где требуется низкий уровень.
Спортсменов высокого класса выделяет грамотное умение пользоваться своей агрессивностью, т.е. в каких-то ситуациях они могут показать низкий уровень агрессии, а в каких-то — высокий. При этом спортсмен сохраняет хорошие отношения с тренером, с соперниками и коллегами по команде, не смотря на вспышки чрезмерной агрессии или на возникающие конфликтные ситуации.
Таким образом, профессионального спортсмена высокого класса характерезует умение управлять своей агрессивностью, которое входит в задачи тренера.
______________________________________________________________________________________________
Экстраверсия.
Экстраверсия — легкость в общении, уверенность в незнакомых ситуациях, относительно высокая самооценка, стремление к межличностному общению. Интроверсия — затрудненность в общении, стремление к уединению и самообщению, уклонение от общения в незнакомых ситуациях.
Исследования показывают, что среди спортсменов высокого класса экстравертов больше, чем среди остальных спортсменов. Но однозначно сказать, что спортсмен, достигший высоких результатов, всегда является экстравертом нельзя. Интроверты встречаются в таких видах спорта как: теннис, автоспорт, велоспорт и парашютизм. Кроме того, к интроверсии склонны марафонцы ис стайеры, пловцы, альпинисты.
Помимо этого, исследования показывают, что спортсмены более склонны к экстраверсии, чем неспортсмены, а также среди спортсменов-мужчин экстравертов больше, чем спортсменов-женщин.
Но не все так однозначно. Среди спортсменов выокого класса наблюдается смена экстраверсии на интроверсию. Возможно, стремление к интроверсии выражено увеличением стрессовой нагрузки и чтобы снизить напряженноть ситуации, спортсмены предпочитают замкнутость.
Тренеру важно понимать что преобладает у спортсмена сейчас. С экстравертами тренер доолжен быть более общительным — давать всевозможную поддержку при повышенной тревожности спортсмена. Тренер может привлечь родных и друзей для оказания помощи спортсмену. С итровертами тренеру лучше использовать не прямую похвалу, а косвенное порицание, а также не привлекать к помощи родных и друзей. Спортсмену, скорее всего, понадобиться уединение и минимальное общение с тренером и с кем-либо еще.
Помимо этого, тренеру стоит соблюдать терпеливость, если тренер и спортсмен оказались с разной степенью экстраверсии. Спортсменыу и тренеру важно найти взаимопонимание.
Мотивация достижения.
Для понимания уровня мотивации достижения спортсмена требуются понимание: формирования системы ценностей спортсмена, способы воспитания, личного отношения к спортивной деятельности и физическим нагрузкам, в частности. Стремление к успеху формируется в личностных особенностях спортсмена, оно не зависит от внешних факторов. Кроме того для каждого спортсмена определение «успех» строго индивидуально. Для кого-то это может быть потребность показать себя, победить и избежать поражения, добиться престижа в отношении себя. Для другого это может быть потребность самосовершенствования, улучшить свой личный рекорд. Кроме того, к успеху могут относить потребности: в общении, власти или подчинения, в следовании норм, правил и требований, самопознания и познания других. Мотивацию достижения успеха можно разделить на две области: личностную и социальную. К личностной области можно отнести все навыки получаемые индивидуально — в борьбе с собой, к социальной — за счет соперничества с другими. Все эти данные получают благодаря систематическим встречам с психологом.
Спортсмен с высоким уровнем мотивации успеха всегда стремится к положительному исходу. Такой спортсмен выбирает средние и повышенной уровни слжности задачи в спортивной деятельности. Для него важно получить вознаграждение от тренера на счет его выбора задачи и успешного завершения. Помимо этого, после неудачи выбранной ими задачи они стремятся всеми силами достичь успеха — в этот момент очень важна поддержка из вне. Такие спортсмены заносят себе в актив успешное завершение задачи, они присваювают ее выполнение себе благодаря своим качествам.
Спортсмен с низким уровнем мотивации успеха, изначально недооценивая свои возможности, нацеливается на поражение. Он выбирает либо легкие задачи, либо сверхсложные. Тогда при поражении он ссылается на высокий уровень сложности, а при достижении успеха — на легкий. Такому спортсмену тренер должен оказать поддержку при успехе даже легкой задачи, тренер должен указать спортсмену на самостоятельность, на личностные качества спортсмена, которые ему помогли в достижении успеха.
В любом случае, тренер на начальном этапе обязан рассказать о плюсах победы, дать спортсмену возможность раскрыть свои таланты, т.е. не требовать сразу победы. Кроме того физические и эмоциональные нагрузки должны быть адекватными для каждого этапа развития спортсмена.
Еще один важный момент — это поддержание уровня мотивации успеха на протяжении всей спортивной деятельности. Тренеру следует понимать причины по котором уровень может снижаться или повышаться, чтобы грамотно корректировать рабочий процесс.
Тренеру важно уровновесить личностные и социальные потребности у спортсмена либо у команды. Тренеру следует набирать в команду спортсменов с разным уровнем стремления к достижению успеха, для того чтобы команда сыгралась. В случае индивидуального вида спорта, тренер сможет акцентировать какую-то из областей мотивации успеха спортсмена, но никогда не следует работать исключительно на одной областью — это может привести к конфликту между спортсменом и тренером, либо прессой, либо другими спортсменами и тренрами, либо с другим персоналом.
______________________________________________________________________________________________