Описание презентации КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ по слайдам
Социальная структура (по данным переписи 1939 г.): колхозники (46, 2%) рабочие (32, 1%) 2, 2% крестьяне-единоличники 2, 2% кооперированные кустари некооперированные кустари - 0, 6% служащие и интеллигенция 14, 1% руководители партийных, государственных и прочих организаций - 2, 5%
Социальная сфера В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из деревни. В составе городского населения преобладала молодежь. Возросла численность промышленных рабочих (4 млн. в 1928 г. , 10 млн. к 1932 г.) С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта (заслон бесконтрольному притоку людей в город, ужесточение контроля над городским населением).
Распределительная система В конце 1920 -х гг. вновь ввели распределительную систему: Те, кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по «заборным книжкам» . Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше гос-ых. Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев. Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу. Социальная сфера
Была организована продажа за границу художественных ценностей. государственные займы. Социальная сфера Пополнение бюджета: Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли Крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм
Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства в моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм
Быт Появились новые слова: «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных прав), стахановец, шамать (есть), жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка. Быт сохранял дореволюционные патриархальные черты: по дворам ходили старьевщики, точильщики, разносчицы молока. в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми. нередко все члены семьи жили в одной комнате. значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник. Дворы оставались местом повседневного общения
Герои социалистического фронта: В 1932 г. появляется роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» . Павел Корчагин -новый человек, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда.
Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей» . В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Герои социалистического фронта: Фильм «Чапаев» создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б. А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г. В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы в певицу, а простого пастуха в дирижера джазового оркестра.
Выходят также фильмы: «Подруги» , «Цирк» «Светлый путь» , «Трактористы» , «Свинарка и пастух» . Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем. Герои социалистического фронта:
Примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики (пароход «Челюскин» , 1934 год во главе со Шмидтом). Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А. В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США на самолетах АНТ-25 РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Перелет через Сибирь женского экипажа В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, М. М. Расковой (сентябрь 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина») установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин. Герои социалистического фронта:
Самое главное было убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром» . Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930 -х гг. прекратились.
К нач. 1930 -х г. г. : необходимость руководства художественным процессом ВВ В партийных документах обосновывалась Новые принципы в культуре: 1. партийность литературы и др. форм творчества 2. верный художественный метод – социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Партийность литературы Социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Обязательное руководство в творческих поисках установками ВКП (б) и идеями марксизма Необходимость наполнения реалистических традиций новым социалистическим содержанием
М. Горький выступает на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934) Первый съезд советских писателей Решение: создание Союза писателей Следствие: создание аналогичных организаций художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей
Классикой нового метода признавались… «Лучший, талантливейший поэт эпохи» «Велик ий пролетарск ий писатель»
Не допускались к публикации… Обвинили во «вредительстве» и «формализме» детских писателей и иллюстраторов… Даниил Хармс, В. Введенский – писатели, В. Конашевич, В. Лебедев – детские художники Михаил Афанасьевич Булгаков. Анна Ахматова
«Искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение государственного строительства и воспитания нового человека…» Начало работы над романом – 1929 год. Последняя книга романа писалась в военные годы (к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.). Тема «Грозного» была предложена Эйзенштейну в январе 1941 года из Кремля.
Оперное и балетное искусство Большой театр в Москве, фото 1910 –е г. г. Театральная площадь, фото 1930 –е г. г. Мариинский театр. Ленинград. До 1930.
Оперное искусство А. В. Нежданова в роли Волховы. Обухова Н. «Русский романс» Иван Козловский Сергей Лемешев
Балетное искусство Галина Сергеевна Уланова в роли Маши, 1934 г. Абдерахман – Алексей Ермолаев Балет «Раймонда» Наталья Михайловна Дудинская в партии Жизели Вахтанг Чабукиани в партии Фрондосо («Лауренсия « А. А. Крейна)
Клубная деятельность – массовая форма пропаганды официальной идеологии Фотографии Армавира — Клуб совторгслужащих. Профинтерн. 1930 -е гг. Газета «Правда» , 1930 -е г. г.
В пионерском лагере, 1930 -е г. г. 1922 г. , 19. 05 – рождение пионерии 1923 г. – образование октябрьских групп при пионерских отрядах. 1925 г. , 6. 03 — первый номер газеты “ Пионерская правда ”. 1925 г. , 16. 06 – создан Всесоюзный пионерлагерь “ Артек”Московский городской дворец пионеров, 1937 1918 г. , октябрь – создание комсомола 1930 -е годы, Артек 1938 г. – реконструкция “Артека”
«Колхозница на велосипеде» , 1935 «На женском собрании» , 1937 Живопись. Александр Дейнека
Живопись. Юрий Пименов «Новая Москва» , 1937 г.
Знак ОСОАВИАХИМа. Ворошиловский стрелок Осоавиахим — общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927- 48. Основными задачами являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма. Массовая мобилизация в ряды физкультурного и военно-спортивного движ ений Значок ГТО 2 ступени Соревнования на значок ГТО
Искусство и государственное строительство 1934 -1940 ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ Центральный театр Красной армии. План это огромное здание Театра Советской армии (ныне Театр Российской армии). Авторы проекта — архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев — придали монументальной постройке в плане форму пятиконечной звезды, являющейся главным символом Вооруженных сил СССР. Правда, с земли такой замысел зодчих практически «не читается». Современное здание, Москва
Искусство и государственное строительство В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1937. Нержавеющая сталь. Высота: около 25 м(высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот»
Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Свинарка и пастух», 1941 г. Семьдесят лет назад режиссер Иван Пырьев решил снимать фильм, которому, казалось бы, не суждено было появиться на экранах. Когда отсняли большую часть картины, началась Великая Отечественная война. Почти вся группа записалась в ополчение, однако по указу Сталина участников съемок вернули на площадку. Было решено: яркий, веселый фильм о высоких чувствах на фоне трудовых свершений – это то, что нужно сейчас народу.
Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Трактористы», 1939 г. 1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В вагоне-ресторане он с двумя друзьями-танкистами пьёт пиво и хвалит родную Украину. Клим показывает друзьям газету «Правда» с фотографией своей землячки Марьяны Бажан - бригадира женской тракторной бригады, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. «К ней поеду!» , - смеясь говорит Клим. Трактористы принимают нового бригадира. Вместо положенного по инструкции плуга шириной 240 см Клим цепляет к трактору плуг шириной 330 см. Мощный «Сталинец» справляется!
Кинематограф Режиссёр С. А. Гарасимов Кадры из фильма «Семеро смелых», 1936 г. О семи друзьях — молодых полярниках, уехавших на работу в далекие просторы Арктики, об их стойкости и смелости, проявленных в суровых условиях Заполярья. В заснеженную Арктику на зимовку прибывают шесть исследователей. Пароход уже ушёл и при распаковке груза зимовщики обнаруживают арктического «зайца» - Петра Молибогу (Пётр Алейников). Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги.
Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г. Кинематограф Режиссёр Н. И. Экк «Путёвка в жизнь» -драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне в первые годы советской власти. В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников - шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение - отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…
Один из первых советских звуковых фильмов. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г. В 1932 г. фильм заслужил награду I международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 -и стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 -ю странами. Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г.
Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них… Всее волод Эмие льевич Мейерхое льд - русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика» . Народный артист РСФСР (1923). 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде. Приговорён к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
«Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. Только слышно кремлёвского горца – Душегуба и мужикоборца» … (о. Мандельштам, ноябрь 1933) Одним из первых «самоубийственные стихи» прочёл шеф ОГПУ Г. Ягода и познакомил с ними Бухарина, горячего поклонника поэзии Мандельштама. Возможно, Бухарин, сам испытывавший неприязнь к Сталину, в душе позлорадствовал, но вслух он, конечно же, осудил автора. Поэта арестовали первый раз спустя шесть месяцев, в мае 1934 года. Анна Ахматова, которая была в тот день в гостях у Мандельштамов вспоминает: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо… Его увели в 7 часов утра, было совсем светло. Надя (жена поэта – Л. Б.) пошла к брату, я – к старым друзьям… Вернувшись домой вместе, убрали квартиру, сели завтракать. Опять стук, опять обыск» . Оесип Эмие льевич Мандельштае м - русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века В 1937 году срок ссылки закончился. Вторичный арест — в ночь с 1 на 2 мая 1938 года в профсоюзной здравнице Саматиха (Егорьевский район Московской области). После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно. Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них…
МОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1»
«Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие»
Подготовила: учитель истории
пгт. Томаровка - 2010
Тема: «Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие»
Цель урока: выявить объективную природу изменений в культурно-духовной сфере жизни советского общества в 1930-е гг.; показать место и роль культурной революции в модернизационных процессах предвоенного десятилетия.
Педагогические средства: рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися.
Вид деятельности учащихся : групповая; защита мультимедийных проектов по теме урока.
Уровень освоения материала учащимися:
Репродуктивный: - называть основные направления науки и культуры; - приводить примеры достижений российской науки и культуры изучаемого периода и их авторов.
Продуктивный: - определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров культурно-духовной деятельности.
Творческий: - участвовать в разработке и презентации проекта по теме.
План урока: 1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по изученному материалу. 2. Вступительное слово учителя по теме урока. 3. Защита проектов учащимися по теме урока: - общая характеристика развития культуры и искусства СССР в предвоенное десятилетие; - развитие литературы; - развитие живописи; - кино, радио и телевидение; - архитектура и городское строительство ; - развитие науки и техники. 4. Закрепление изученного на уроке материала. 5. Задание на дом. 6. Рефлексия
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по изученному материалу. Беседа с учащимися по вопросам п.19 учебника.
2. Вступительное слово учителя по теме урока.
К середине 1930-х годов в СССР сложилась политическая система, именуемая сталинизм, что и было закреплено в новой Конституции СССР, которая была принятая на VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г В 1939 г. на ХVIII съезде ВКП (б) было заявлено "о победе социализма в основном" и о "переходе к развернутому строительству коммунизма".
На рубеже х годов в стране начался новый этап модернизации, целью которой было обеспечить технологический прорыв во всех областях экономики в кратчайшие сроки. НЭП был свернут, утвердилась система жесткого административного управления всеми сферами жизни.
В обществе утверждались новые идеалы жизни и формирование «нового» человека, воспитанного в духе коммунистической идеологии- идеологии «страны победившего социализма».
Героями нового общества становятся летчики, полярники, пограничники, рабочие и колхозники.
Противоречивость эпохи наложила отпечаток и на социальную сферу: хотя большая часть народа жила в эти годы в условиях привычной бедности, сохранялось социальное неравенство, однако миллионы людей смогли получить образование, была ликвидирована безработица , наметился переход от аскетизма начала 1930-х годов к идеалам «советской зажиточной жизни».
Развитие советской культуры в предвоенное десятилетие имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов в различных областях.
3. Защита проектов учащимися по теме урока
4. Закрепление изученного на уроке материала – ответы на вопросы тестирования по изученному на уроке материалу.
5. Задание на дом.
6. Рефлексия
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Соглашение
Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":
Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;
Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);
Запрещается использовать чужие данные;
Запрещается использовать чужие e-mail адреса;
Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:
1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.
1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).
1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.
4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.
4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.
4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".
4.4. Угрозы в адрес участников форума.
4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.
4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.
4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.
4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.
5.1. Мат и ненормативная лексика.
5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).
5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.
5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.
5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.
5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).
5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.
5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.
5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.
5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.
6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.
6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.
6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.
6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.
6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.
6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.
7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума
7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.
7.4. Удаление учетной записи.
7.5. Блокировка IP.
8. Примечания
8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.
8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.
8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.
8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.
9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.
, наступ-ление фашизма , социальный эксперимент, предпри-нятый в СССР, рост национально-освободительного движения в странах третьего мира , формирование диктаторских режимов во многих государствах нало-жили отпечаток на развитие художественного твор-чества. Войны и преследования со стороны властей заставили сотни и тысячи писателей, скульпторов, артистов и учёных покинуть свои родные страны. Многие из них обосновались в США, Латинской Аме-рике, некоторые выбрали Советский Союз. Это вело к интернационализации искусства .
Период 1920-1930-х гг. стал временем складывания между-народного художественного пространства, взаимовлияние культур разных континентов становится реальным. При этом, конечно, в странах «третьего мира» в творчестве художников продолжали преобладать местные традиции. Антиколониальные и социальные мотивы также нашли своё отражение в искусстве зависимых и по-лусвободных стран.
Экзистенциа-лизм
Для общественной и философской мысли межвоен-ного периода характерной тенденцией стало сохране-ние и даже усиление внимания к человеку и его месту в непростой социальной действительности. В 1920- 1940-е гг. в Европе происходит расцвет экзистенциа-лизма — философии «существования» (от латинского слова «экзистенция»). Экзистенциалистами считают таких непохожих друг на друга по взглядам филосо-фов и писателей, как Хосе Ортега-и-Гассет (Испа-ния), Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер (Германия), Альбер Камю , Жан-Поль Сартр (Франция). Все они рассматривали человека как уникальное духовное существо, способное самостоятельно выбирать свою судьбу, а не слепо следовать божественному предназна-чению. Избрание судьбы предполагало свободу и от-ветственность личного выбора, и опасения по поводу результатов такого решения. Рождение экзистенциа-лизма отразило глубокие искания, в которых пребыва-ли представители духовной элиты западного общества . Материал с сайта
Вопрос 01. Охарактеризуйте духовный климат советского общества во второй половине 1920-1930-х гг. Что в духовном климате этого периода позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации, воспитывать людей, десятилетие спустя одержавших победу над фашизмом? Какие явления, на ваш взгляд, отражают негативные черты этого духовного климата?
Ответ. Искусство, как вся страна было мобилизовано для проведения индустриализации. Оно должно было создавать атмосферу готовности к трудовому подвигу и веры в светлое будущее. И такая атмосфера действительно царила и среди деятелей искусства. Но для достижения такой цели требовалось, чтобы все деятели искусства пропагандировали одно и то же. Началась борьба за единообразие взглядов. Деятели искусства были объединены в союзы по сфере творчества. Союзам давали партийные задания, в рамках союзов производились осуждения тех, кто отклонялся от официальной линии. И если до этого власть мало вмешивалась в споры между творцами, то теперь начали гонения и откровенные репрессии против тех, кто не исполнял предписания партии.
Вопрос 02. Какая роль в воспитании советской молодёжи принадлежала официальной идеологии и пропаганде?
Ответ. По задумке идеологии того времени воспитание молодёжи семьёй требовалось максимально ограничить, воспитывать подрастающее поколение должно было в первую очередь общество. И воспитание это, естественно, должно было быть идеологически правильным. Для этого были созданы соответствующие инструменты. По состоянию на январь 1936 года в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тыс. так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. В этих небольших по размерам помещениях проводились лекции и собрания по разъяснению внутренней и внешней политики партии, а также культурные и развлекательные мероприятия. В кружках художественной самодеятельности занималось более полумиллиона человек. Во всех этих учреждениях воспитание осуществлялось идеологически правильно. Именно там ковался новый советских человек, о феномене которого и во время Великой Отечественной войны, и в последствии столько написано и положительного, и отрицательного.
Вопрос 03. Какие художественные фильмы 1930-х гг. вам известны?
Ответ. «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев), «Путёвка в жизнь» (реж. Н.В. Экк), «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов), «Трактористы» (реж. И.А. Пырьев), «Светлый путь» (реж. Г.В. Александров), «Депутат Балтики» (реж. А.Г. Зархи и И.Е. Хейфиц), «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» (реж. Г.В. Александров).
Вопрос 04. Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?
Ответ. Гуманитарная мысль всегда так или иначе анализирует жизнь общества, определяет наилучшие для него пути развития. А именно в этой сфере партия больше всего не любила расхождений со своей официальной идеологией, так как эти расхождения быстрее всего могли привести к критике общественного строя.
Вопрос 05. Назовите характерные черты советской культуры 1920-1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на её развитие?
Ответ. Практически все основные черты культуры либо стали результатом прямого указания политического руководства, либо были следствие других его решений:
1) жёсткое насаждение единообразия мыслей;
2) объединение деятелей культуры в союзы, невозможность творить вне этих союзов;
3) выполнение деятелями культуры заданий политического руководства, прежде всего, прославления преобразований в стране;
4) уход многих талантливых писателей и поэтов в детскую литературу, где было меньше опасность подвергнуться репрессиям;
5) активное участие деятелей культуры в воспитание молодёжи в идеологически правильном русле.
Вопрос 06. Кто из деятелей русской культуры 1920-1930-х гг., на ваш взгляд, популярен и сегодня?
Ответ. До сих пор популярны отличные произведения детских поэтов и писателей того времени: К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Е.Л. Шварца. Это уникальный период, когда действительно талантливые люди выбирали детскую литературу, в которой сложнее было приписать им неправильные политические взгляды, творить для детей было безопаснее.
Вопрос 07. Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека», какими средствами оно осуществлялось?
Ответ. Это означало воспитание человека по-новому мыслящего, имеющего новую систему ценностей. Создавался такой человек и через работу СМИ (когда человеку каждый день говорят одно и то же, он начинает этому верить), и через воспитание молодёжи, и через «перевоспитание» в лагерях осуждённых, и через уничтожение тех, кого по мнению компетентных органов уже невозможно было перевоспитать.