Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество - это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
При всем многообразии в подходах к интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным . В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система , элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят следующие сферы:
1.экономическая - материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
2.политическая - деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
3.духовная - образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
4.социальная - взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.
Все сферы жизнедеятельности общества действуют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
рассмотрим отличительные признаки общества:
1.социальность (от лат. socialis - совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей;
2.способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;
3.территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы - белорусов, украинцев, русских);
4.существование в социальном пространстве и социальном времени;
5.высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей;
1.наличие специальных органов для осуществления саморегуляции - социальных институтов;
2.существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения;
3.наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:
Социальные институты;
Социальные общности;
Социальные группы, классы, слои;
Человеческие индивиды.
Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития , который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития , вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса) .
Понятие «общество» рассматривается в двух основных аспектах. Первый предполагает его философское объяснение. В этом аспекте общество называют обособившейся от природы частью материального мира, которая представляет форму исторического развития и жизнедеятельности людей.
В истории, культурологии и социологии обычно рассматривается общество как система, конкретный социальный организм (американское, английское, итальянское и т.д.) или определённый этап истории человечества (родовое, капиталистическое и т.д.).
Возникновение общества разными философами и учеными исторически трактовалось по-разному. Сегодня признается, что социум детерминируется и на уровне социальных общностей, и на уровне индивидов. Именно это и делает возможным говорить о как система", со своими подсистемами и составными, структурными элементами.
Основной элемент любого общества - личность (социально развитый человек). Подсистемы его жизни - это общественная, экономическая, политическая, социальная и духовная сферы, которые тесно переплетены между собой и находятся во взаимодействии. Общество как система может существовать как раз благодаря этому взаимодействию.
Помимо крупных подсистем в социуме выделяются и более мелкие звенья, например, различные общности. К ним можно отнести классы, этнические общности, семьи, социальные группы, различные коллективы и т.д., взаимодействие которых принято называть
Группы с устойчивыми отношениями между ними складываются в общественную структуру. У их членов есть общие признаки. Это могут быть родственные отношения, общее происхождение, этнические признаки, общие мировоззренческие (религиозные) установки, и другие. диктует человеку нормы поведения, прививает ценностные ориентации, воспитывает уровень соответствующих притязаний.
Система общества поддерживается с помощью - устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них - государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства - один из участников и налогоплательщик.
В ходе исторического развития общества происходят изменения в его структуре, принципах, на которых оно основано. Одни типы групп теряют значение, другие появляются. В результате поддерживается постоянная социальная целостность.
Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума - его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения.
Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям.
Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования.
Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.
Тестовые задания по обществознанию к разделу «Человек и общество» для 10кл.
1.Вариант.
1.К числу подсистем общества как системы относятся:
А.экономика
Б.профсоюз
В.класс предпринимателей
Г.церковь
2.Из перечисленного к важнейшим институтам общества не относятся:
А.природная среда обитания
Б.мораль
В.экономика
Г.семья
3.К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относятся:
А.социология
Б.география
В.философия
Г.генетика
4.К критериям истинности относятся:
А.длительность существования суждения
Б.количество людей, придерживающихся данного суждения
В.возможность подтверждения суждения на практике
Г.непротиворечивость суждения всем предшествующим
5.Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется:
А.познание
Б.истиной
В.опытом
Г.представлением
6.К особенностям научного познания относятся:
А.стремление к объективности и доказательности
Б.непрерывность познавательного процесса
В.направленность познания на сферу практической деятельности людей
Г.опора на здравый смысл
7.К чувственному познанию мира относятся:
А.абстрогирование
Б.восприятие
В.обобщение
Г.сравнение
8.Общей чертой общества и природы не является:
А.наличие признаков системы
Б.процесс постоянных изменений
В.действия в роли творца культуры
Г.цикличность как основа существования
9.Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира:
А.деятельность
Б.диалектика
В.деяние
Г.отношение
10.Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:
А.проявление активности
Б.целеполагание
В.приспособлению окружающего мира
Г.взаимодействие с природой
11Способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение, называется:
А.сознанием
Б.познанием
В.отражением
Г.ощущением
12.Подтвержденный практикой результат познавательной деятельности называется:
А.знанием
Б.ощущением
В.понятием
Г.суждением
13.Самопознание характеризуется способностью:
А.Поставить себя на место другого
Б.отнестись к себе объективно
В.понимать близких
Г.проявлять любопытство
14.Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнение, называется:
А.моралью
Б.правом
В.культом
Г.догмой
15.К исторически сложившимся этническим общностям относятся:
А.классы
Б.государства
В.народности
Г.маргиналы
2.Вариант.
1.К основным признакам общества как системы относятся:
А.природные условия
Б.отсутствия изменений
В.общественные отношения
Г.этап исторического развития
2.К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:
А.анатомия
Б.философия
В.генетика
Г.математика
3.Понятие «общество» не включает в себя положения:
А.часть материального мира
Б.система
В формы объединения людей
Г.природная среда обитания
4.Закончить фразу:
«В философии достоверное, правильное знание называется… ».
5.Рациональное познание мира характеризует:
А.ощущение
Б.восприятие
В.представление
Г.суждение
6.Общей чертой общества и природы не является:
А.действия в роли творца культуры
Б.наличие признаков системы
В.сознательная и волевая деятельность
Г.возможность существовать независимо друг от друга.
7.Соотношение сфер общественной жизни характеризуется:
А.определяющей ролью социальной сферы
Б.господством экономической сферы
В. независимостью сфер общественной жизни
Г.сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.
8.Отношения природы и общества состоят в том, что:
А.общество и природа взаимосвязаны
Б.общество не зависит от природы
В.природа полностью зависит от общества
Г.общество не влияет на природу.
9.Закончить высказывание:
«В отличие от действий животного, проявление активности человека преобразует и подчиняет себе внешний мир и называется… ».
10.Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:
А.социология
Б.социальная психология
В.философская антропология
Г.экономика
11.Какой признак не отражает особенности «человеческой деятельности»:
А.целеполагание
Б.мотив
В.приспособление к окружающему миру
Г.преобразование окружающего мира
12Познание в отличие от труда:
А.предполагает наличие цели
Б.требует от субъекта специальной подготовки
В.направлено на непознанный предмет
Г.имеет полезный характер
13.Рациональное познание в отличие от чувственного предполагает:
А.ощущение
Б.восприятие
В.представление
Г.абстрагирование
14.Закончить высказывание «Совокупность этических ценностей, основанную на определенных нормах и заповедях, называют…».
15.Специфическим свойством религии как явления культуры является:
А.вера
Б.вера в сверхъестественное
В.связь с миром переживаний человека
Г.особое мироощущение
Ответы
1.Вариант 2.Вариант.
1-1 1-3
2-1 2-2
3-4 3-4
4-3 4-истина
5-2 5-4
6-1 6-2
7-2 7-4
8-2 8-1
9-1 9-деятельность
10-2 10-4
11-1 11-3
12-1 12-3
13-2 13-4
14-1 14-мораль
15-3 15-2
Тест2
Вариант 1
1.Впроцессе развития общество:
А.обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;
Б.обособилось от природы и стало независимо от него;
В.осталось частью природы;
Г.перестало оказывать влияние на нее;
2.Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:
А.скачкообразность перемен;
Б.революционный характер изменений;
В.постепенность процессов;
Г.необратимость процессов;
3.Человек от животного отличается тем, что он:
А.имеет природные инстинкты;
Б.обладает большим размером мозга;
В.не зависит от природных условий;
Г.обладает членораздельной речью;
4.Человека как личность характерезует:
А.особенности строения тела;
Б.общественная активность;
В.особенности темперамента;
Г.состояние здоровья;
5К формам чувственного познания относятся:
А.суждения;
Б.наблюдения;
В.ощущения;
Г.умозаключения;
6.Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:
А.кинорежиссера;
Б.политика;
В.ученого;
Г.преподавателя;
7.Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
А.уровень воспитания;
Б.вся преобразовательная деятельность человека;
В.производство и применение орудий труда;
Г.следование правилам этики;
8.Положение человека в обществе- это:
А.социальный статус;
Б.социальная роль;
В.социальная мобильность;
Г.социальная адоптация;
9.Откланяющееся поведение- это:
А.любые изменения в жизни человека;
Б.перемещение человека в пределах своей группы;
В.несоблюдение принятых норм поведения в общстве;
Г.изменение статуса человека;
10.Племена и народности – это:
А.этнические общности;
Б.исторические типы общества;
В.социальные страты;
Г.демографические группы;
11.К функциям политических партий в демократическом обществе относится:
А.участие в коммерческой деятельности;
Б.контроль личной жизни граждан;
В.создание вооруженных групп;
Г.участие в изберательной компании;
12.Русский фмлософ А. Ф. Лосев писал: «Чтобы наука была наукой, нужна только гипотеза, и больше ничего. Сущность чистой науки заключается только в том, чтобы поставить гипотезу и заменить ее другой, более совершенной, если на то есть основания.» Что такое гипотеза? Каковы проверки гипотезы?
13.Экономика. «Богатство-не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.»
(Наполеон-1).
В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,привести необходимые аргументы в обосновании этой позиции.
2.Вариант.
1.Приррода:
А.является частью общества;
Б.определяет развитие общества;
В.оказывает влияние на общество;
Г.не зависит от общества;
2.Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти:
А.экономическая;
Б.политическая;
В.социальная;
Г.духовная;
3.И чеовеку, и животному свойственны потребности в:
А.социальной активности;
Б.целенаправленной деятельности;
В.заботе о потомстве;
Г.изменение среды обитания;
4.Результатом чувственного познания в отличии отрационального является:
А.обобщенное суждение о предмете;
Б.конкретный образ предмета;
В.объяснение причин изменения предмета;
Г.понятие о предмете;
5.Отклоняющееся поведение имее:
А.только позитивные последствия;
Б.только негативные последствия;
В.позитивные и неготивные последствия;
Гпоследствия,не влеяющие на развитие общества;
6.Исторические разновидности этноса – это:
А.государство;
Б.племена;
В.общины;
Г.классы;
7.Деятельность политических партий характеризуется:
А.защитой интересов определенных слоев населения;
Б.удовлетворением духовных потребностей населения;
В.сбором налогов;
Г.разваботкой фундоментальныхнаучных проблем;
8.Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:
А.духовной;
Б.потребительской;
В.ценностно-ориентированной;
Г.практической;
9К формам чувственного познания относятся:
А.суждение;
Б.наблюдение;
В.ощущение;
Г.умозаключение;
10.Формой вертикальной социальной мобильности является:
А.создание семьи;
Б.безупркчная производственная деятельность;
В.постоянное проживание в городе;
Г.повышение по службе;
11.К социальным нормам относятся:
А.нормы морали;
Б.технологические нормы;
В.медицинские нормы;
Г.спортивные нормативы;
12.Установите соответствие:
А.игра; А.освоение опыта предшествующихпоколений;
Б.труд; Б.преобразование окружающего мира;
В.учеба; В.преобразование информации в процессе взаимодействия;
Г.общение; Г.осуществление реального действия воображаемыми средствами;
13.Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественнойжизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
А.Философия. «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему.» (А. Франс).
Тест 2
Ответы.
1.Вариант. 2.Вариант.
1-А 1-В
2-В 2-Б
3-Г 3-В
4-Б 4-Б
5-В 5-В
6-А 6-Б
7-Б 7-А
8-А 8-Г
9-В 9-В
10-А 10-Г
11-Г 11-А
12.Гипотиза- этоеще не подтвержденное предположение,выдвинутое ученым для объяснения тех или иных явлений;
1.теоретическое построение и расчеты;
2наблюдение;
3.эксперемент;
4.моделирование;
12.Г Б А В.-2вариант.
Тест3.
1.Вариант.
1.Понятие «общество» не включает в себя положение:
А.часть материального мира;
Б.система;
В.формы объединения людей;
Г.природная среда обитания;
2.Понятие «общественный прогресс» определяется признаком:
А.неизменность общественной жизни;
Б.переход от высшего к низшему;
В.возврат к отжившим общественным отношенияи
Г.переход от низшего к высшему;
3.Закончить фразу:
«Вфилософии достоверне, правильное знание называется…»
Контрольная работа
Вариант 1.
1.Соотнесите события:
1700- 1721 г.г. 1.Семилетняя война
1757- 1762 г.г. 2. Русско- турецкая война
1768- 1774 г.г. 3.Восстание Пугачева
1773- 1775 г.г. 4.Северная война
2.Что означают слова: «коллегии», «наказ», «подушная подать», «тайная канцелярия», «уезд».
3.Какую роль в проведении реформы сыграла Северная война?
4.Можно ли рассматривать Кондиции 1730 года как попытку ограничения самодержавия?
Один из сподвижников Петра1 швейцарец на русской службе, командовал флотом в Азовских походах и возглавил Великое посольство.
6.Расположи в хронологическом порядке следующие события:
1. «Битва народов»
2.Битва под Аустерлицем
3.Взятие Плевны
4.Кавказская война
5.Оборона Севастополя
6.Отечественная война
7.Присоединеие Средней Азии
7.Объясни слова: «военное поселение», «мировой посредник», «отходники», «охранка», «цензор».
8.События 14 декабря 1825 года по-разному оцениваются историками. Что это было с вашей точки зрения: бунт, восстание, путч. Обоснуйте свою точку зрения.
9.Почему Александр 2 не ограничелся только отменой крепостного права, а провел еще и другие реформы?
Вариант 2.
1.Соотнесите события и даты:
1709г. 1.Присоединение части территории Польши
1714г. 2.Полтавское сражение
1762г. 3.Первая победа на море
1772г. 4. «Манифест о вольности дворянам»
2.Что означают данные слова и выражения: «кондиции», «рекрут», «политика протекционизма», «сенат», «ревизия».
3.Как были взаимосвязаны между собой реформы Петра1?
4.Павел 1 принял указы по ограничению власти помещиков над крестьянами, однако в истории за ним закрепилась репутация тирана. Почему?
5.Определите, о ком идет речь:
Фаворит Екатерины 2, один из организаторов дворцового переворота 1762 года, за завоевание Крыма и освоение Новоросси получил прозвище «Таврический».
6.Расположи в хронологическом порядке события:
1.Венский конгресс
2.Оборона Севастополя
3.Отмена крепостного права
4.Правление Павла 1
5.Сражение на реке Березине
6.Тильзитский мирный договор
7.Объясните значение слов: «реформа», «мюридизм», «интервенция», «конвенция», «совянофилы».
8.Декабристы называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?
9.Что такое «востсчный воп рос » и каким образом он затрагивал Российскую империю?
Анализ работы МО учителей истории, географии, биологии за 2007-2008 учебный год.
1.Тема над которой работает МО «Воспитание патриотических чувств посредством урока в условиях развивающего образования».
2.Над данной темой МО работает 6 лет.
3.Задачи: - воспитывать чуввство патриотизма посредством урока и внеклассных занятий в условиях развивающего образования;
Организовывать оптимальный учебно- воспитательный процесс на базе РО (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), вводить в содержание образования элементы технологии РО, способствующих развитию интеллектуальных, позновательных, исследовательских умений.
Отслеживать профессиональную компетентность педагогов с целью корректировки методической рабтоты;
Проводить диагностику и мониторинг с целью опредиления стартовога уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся детей, опредиления динамики по сравнению с предыдущими диагностическими исследованиями и планированием работы на следующий учебный год;
Создать целостную систему работы с высоко мотивированными учащимися;
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся детей через оптимизацию учебной, психологической, физической нагрузок.
4.5.Данные задачи выполнены частично т.к. их выполнение рассчитано на весь период обучения учащихся в школе, на постоянный профессиональный рост учителей.
6.В текущем учебном году проведено 4 заседания МО по темам:
Програмно-методическое обеспечение по предметам, тематическое планирование по предметам;
Подготовка и проведение школьных олимпиад по предметам, подготовка и проведение НОУ;
Проведение проверки знаний учащихся и корректировка методических подходов к обучению;
Подготовка к проведению экзаменов, анализ экзаменационного материала, итоги года.
7,8,9,10,Учителя МО работают по следующим темам:
Серикова Г.И.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока в условиях развивающего образования.»
Мелещенко М.И.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока.»
Мишина В.А.-«Оптимизация учебного прцесса.»
Рязанцева Р.А. «Нравственное воспитание учащихся посредством урока».
Петунин Р.В.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока в условиях развивающего обучения.»
Бердникова Н.Ф.-«Развитие интереса учащихся к предмету, на основе применения информационных технологий.»
Корбова Г.Е.-«Воспитание ответственного отношения к экологии окружающей среды посредством урока.»
11.12.На прфессиональном росте учителей сказались проведение тематических педагогических советов, семинаров МО.
Приняли участие в составлении статей к альманаху Министерства образования Омской области «Нравственное воспитание подрастающего поколения.»(Мелещенко М.И. Серикова Г.И.)
Приняли участие во Всеросийском конкурсе методических разработок внеклассных мероприятий «Растим патриотов России.» (Серикова Г.И. Мелещенко М.И.)
Провели тематические уроки по истории Отечества с участием ветерана Великой Отечественной Войны Пурышевым С.А.
(Серикова Г.И. Мелещенко М.И.,Петунин Р.В.)
Провели тематичкские уроки с участием ЛИР «Наследие».
13Для контроля за качеством работы проведены следующие мероприятия:
Взатмопосещение и анализ уроков;
Проведение и анализ контрольных работ;
Проверка рабочих тетрадей;
Систематическая работа со школьной документацией.
14.15. Для повышения мативации учащихся проводилась работа по подготовке детей к участию в районных, городских, областных мероприятиях. Ученики показали следующие результаты:
1-е место в окружной олимпиаде по обществознанию (Петунин Р.В.)
1-е место в окружной олимпиаде по гражданскому праву - «Избирательное право гражданина». (Серикова Г.И.);
Лауреаты городского НОУ Мурашова Д., Гнедая С.(Мелещенко М.И.)
Лауреат областного НОУ Бабанова Л., работа опублекована в сборнике творческих работ учащихся (Мелещенко М.И.);
Победители Облостного творческого конкурса учащихся «Вахта памяти- 2008 г.» (Мелещенко М.И., Серикова Г.И.)
Приняли участие в Областном конкурсе по естествознанию «Через терни - к звездам»,учащиеся показали хорошие результаты,(Серикова Г.И., Мелещенко М.И., Мишина В.А., Бердникова НЮФ.).
Приняли участие в телекомуникационных проектах «Этикет от А до Я», «Наш город».
16.Научно – методическая база пополняется за счет собственных приобретений учителями методической литературы, учебных дисков.
17.МО принимает участие в смотре учебных кабинетов. Кабинеты находятся в хорошом состоянии.
18. 19.Для совершенствования профессионального мастерства проведена следующая работа:
Взаимопосещение уроков;
Участие в конкурсах;
Участие в подготовке и проведении тематических педсоветов.
20.Уровень подготовки учащихся за последние два года не снижается, что подтверждается результатами итоговой и промежуточной аттестации учащихсяю.
21.МО принимает участие в работе по оформлению документации, экзаменационных папок, комплектовании методическим материалоим кабинета.При подготовки учителей к аттестации текущей или промежуточной проводится обсуждение данных за определенный период времени.
Термин "общество" имеет несколько определений.
В широком смысле слова общество
- это формы организации и способы взаимодействия людей и социальных групп, которые обособились от природы, но тесно с ней связаны, и являются частью материального мира.Понятие общества
в узком смысле представляется в нескольких вариациях:1. Общество как совокупность людей, объединенная неким общим признаком, интересами (общество книголюбов).
2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).
3. Общество как отличительные особенности жизни конкретной страны (российское общество).
4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).
Признаки общества:
а) целостность - означает что общество состоит из взаимосвязанных компонентов (элементы общества);б) открытость - общество открыто для появления чего-либо нового;
в) устойчивость - общество стремиться к самосохранению
г) динамичность - общество находится в постоянном движении; статичность обществу не свойственно.
Функции общества:
→ репродуктивная - воспроизведение рода.→ производственная - производство материальных и духовных благ.
→ регламентирующая - установление правил поведения людей в обществе.
→ социализирующая - приобщение человека к достижениям цивилизации.
Общество и природа между собой тесно взаимосвязаны.
Весь материальный мир (планета Земля) состоит из двух частей: общество и природа.Их взаимодействие может носить как конструктивный, так и деконструктивный характер.
Пример конструктивного взаимодействия общества и природы: первые поселения вдоль рек, сельскохозяйственное производство.
Пример деконструктивного взаимодействия: осушение водоемов, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды.
Как общество может влиять на природу, так и природа может влиять на общество.
Пример влияния общества на природу→ изменения русла реки.
Пример влияния природы на общество→стихийное бедствие (ураган, землетрясение, цунами).
Культура - вся преобразовательная деятельность человека.
Под влиянием чего развивается общество:1. Идеалисты считают, что - общество изменяется под влиянием идей человека.
2. Материалисты считают, что - общество изменяется под влиянием желания человека жить в комфорте.
3. Натуралистический подход - общество изменяется под воздействием сил природы.
4. Большинство ученых сходятся во мнении, что - общество изменяется не под воздействием какого-то одного подхода, а под воздействием нескольких.
Общество это динамическая система.
Динамическая - потому, что находится в постоянном движении, статичность обществу не свойственно.Система - потому, что состоит из взаимосвязанных элементов, подсистем общества.
Сферы общества (подсистемы/элементы):
а) социум
б) политика
в) экономика
г) духовный мир
Общественный процесс - пространственно-временное понятие, включающее в себя жизненные вехи различных поколений людей.
Тенденции общественного процесса:- прогресс (движение от низших форм к сложным)
- регресс (наоборот, деградация).
Критерии общественного прогресса:
прогрессивное развитие производства
степень развитости науки
уровень жизни населения
уровень защиты чести и достоинства личности
уровень нравственности
Формы общественных изменений:
1. Эволюция
2. Революция
3. Реформа
4. Модернизация
Признаки общества как целостной динамично развивающейся системы?
Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества :
·целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);
·устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);
·динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);
·открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);
·саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);
·пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:
а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);
б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;
в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.
Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.