Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Психология музыкального творчества. В основном, это касается деятельности композиторов, которая связана с воображением, фантазией, в итоге – рождением новых произведений музыкального искусства. П.И.Чайковский об этом процессе, о вдохновении, которое появляется в этот момент, говорил: «…когда приходит вдохновение, становишься просто ненормальным. Одна мысль погоняет другую. Не успеваешь записывать ноты. Рождаются все новые и новые музыкальные образы, это необъяснимое чувство вдохновения». Помимо кропотливой нотной записи композитору необходимо верно представлять того исполнителя, который точно донесет его произведение до слушателя.
3 слайд
Описание слайда:
Психология музыкального исполнительства Музыкально-исполнительская деятельность – одна из основных в музыкальном искусстве. Когда мы слышим прекрасное исполнение, то испытываем чудесные чувства наслаждения, радости, вдохновения или как говорили древние греки, момент «катарсиса» - внутреннего и духовного очищения и обновления. Исполнитель является связующим звеном между композитором и слушателем. Различия в музыкально-исполнительском искусстве связаны как со спецификой инструмента, сольными и коллективными видами исполнительства, жанровыми и формообразующими особенностями музыкального произведения, так и в первую очередь творческой индивидуальностью, уровнем профессиональной подготовки и мастерства самого исполнителя. Важно для исполнителя тонкое понимание и ощущение психологии слушателя, верное чувство эстетических запросов и настроений аудитории, точная передача авторского замысла, подчинение аудитории своей воле, пробуждение в слушателе прекрасных эстетических чувств, творческого настроя.
4 слайд
Описание слайда:
Психология музыкального восприятия Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и исполнение музыки, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве. Так как без слушателя музыкальное искусство теряет всякий смысл и перестает существовать. Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства. Как говорится, слушают музыку все, а слышат и воспринимают ее немногие. Степень восприятия музыки при ее слушании адекватна, прямо пропорциональна уровню общей культуры и музыкальной подготовленности слушателя. Полнота и глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также и о мастерстве композитора и исполнителя. Таким образом можно сделать вывод, что слушание музыки неотделимо от воспитания, индивидуальных способностей и подготовленности слушателя.
5 слайд
Описание слайда:
Психология музыкального обучения, образования, воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии теснее связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей. Из истории мы знаем, что многие выдающиеся музыканты своими успехами обязаны в первую очередь своим учителям, давшим им в руки ключ для постижения глубин музыкального искусства. Психология музыкального обучения и воспитания изучается в двух основных направлениях: в русле специального музыкального образования и общего музыкального воспитания.
6 слайд
Описание слайда:
Психология музыкальной психотерапии Специальное использование музыки в оздоровительных целях изучает музыкальная психотерапия, которая предлагает для этого музыку для слушания и творчества. У нас эта область музыкальной психологии почти не исследована, ибо требует серьезных знаний как в области медицины, так и в области музыки. Однако, в трудах великого ученого средневековья Востока Ибн-Сины мы находим важные исследовательские шаги в этой области. Возможность музыки влиять на здоровье, эмоциональное состояние человека, катарси-ческий эффект глубокого музыкального переживания в процессе его восприятия и исполнения – благодатная почва для научных исследований и в медицине, и в музыке.
7 слайд
Описание слайда:
Особенности личности и деятельности музыканта Особенность личности мастеров искусства обычно связывается с пятью «т». Это – талант, творчество, трудолюбие, терпение, требовательность. Немаловажное значение в этом играет – музыкальная одаренность и всесторонний талант музыканта.
8 слайд
Описание слайда:
Внимание В музыкальном искусстве с внимание связаны все виды музыкальной деятельности. Существуют в основном два вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Но можно выделить ёще один особый вид – это послепроизвольное внимание, которое характеризуется длительной, сосредоточенностью. Это наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда. Внимание – это один из самых важнейших компонентов учебного процесса. Все великие музыканты обладали феноменальным вниманием. Так, например, Моцарт мог спокойно сочинять музыку, находясь в комнате в присутствии многих людей и посторонних звуков. Все музыканты отмечают, что ключом к формированию внимания является умение слышать себя со стороны. Поэтому слуховой контроль того, что музыкант играет, умение слышать себя со стороны – основа основ музыкального искусства.
9 слайд
Описание слайда:
Ощущения В соответствии с органами чувств - ощущения принято делить на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, мускульно-двигательные и органические. В музыкальном искусстве наибольшее значение имеют слуховые, тактильные /ощущения прикосновения/, двигательные и ритмические ощущения. Для вокалистов, духовиков и струнников большее значение имеют также вибрационные ощущения, дающие звуку характерную полноту и окраску тембра. К закономерностям ощущений можно отнести такие их свойства, как качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. На основе инерции слуховых ощущений у музыкантов развиваются внутренний слух и музыкально-слуховые представления. Наши анализаторы обладают способностью к адаптации, т.е. привыканию к воздействию раздражителя. Слушая долгое время громкую музыку, мы становимся малочувствительны к тонким градациям в изменении силы звучности на пиано или меццо-форте. Пробыв долгое время в тишине, мы даже звук средней силы воспринимаем как громкий. Шопен, например, никогда не играл громко. Но он достигал мощности звучания на рояле за счет того, что мастерски владел игрой на нюансе пиано, пианиссимо, меццо-форте.
10 слайд
Описание слайда:
Слуховые ощущения Главными в музыкальном искусстве являются слуховые ощущения. Музыкальный слух – это способность человека полноценно воспринимать музыку. Музыкальный слух чувствителен к восприятию высоты, громкости, тембра и длительности звука. Музыкальный слух имеет следующие разновидности: абсолютный слух, относительный и внутренний. Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Однако не все великие музыканты обладали им. Например, Вагнер, Шуман, Мейербер, Чайковский, Григ и др. такового не имели, однако они успешно использовали хорошо развитый относительный слух. Среди музыкантов, про которых точно известно, что они имели абсолютный слух, это – Моцарт, Лист, Скрябин. Относительный или интервальный слух - это способность узнавать, определять, исполнять звуковысотные отношения между звуками в мелодии, интервалах, аккордах. При относительном слухе человеку для того, чтобы определить или исполнить какую-либо ноту или аккорд надо иметь четкое представление хотя бы об одном звуке и от него уже строить, находить другую. Про хороший относительный слух иногда говорят, что это – псевдо-абсолютный, слух – человек помнит самый низкий или самый высокий звук своего голоса или звук камертона и, исходя из ориентировки на него, определяет все другие им слышимые. Внутренний слух – это способность мысленно представлять /по нотам или по памяти/ музыку со всеми ее компонентами. Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, которая выражается в эмоциональной отзывчивости на музыку и ее переживания. Музыкальный слух в своих различных проявлениях развивается в процессе музыкальной деятельности. Исключение составляет абсолютный слух, который, по-видимому, не может быть приобретен специальными упражнениями:
11 слайд
Описание слайда:
Природа музыкального слуха Мелодический слух. Именно благодаря мелодическому слуху мы узнаем мелодию, будь она сыграна на рояле, трубе или дутаре. Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух. Мелодический слух легко и естественно развивается у вокалистов, струнников, духовиков. Полифонический слух. Воспитание этого вида слуха связано с умением слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов. Развитый полифонический слух помогает музыканту в коллективном исполнительстве слышать остальные партии. Гармонический слух ориентированный на созвучия Темброво-динамический слух. Тембр – это окраска звуков. Динамика – это сила звука. Динамика звука, т.е. сила его звучания, напрямую связана с тембром. Красочность исполнения достигается за счет умения обращаться с тембровыми возможностями инструмента, а они, в конце концов, зависят от мельчайших динамических градаций, подвластных музыканту-исполнителю.Тембровый слух лучше развит у оркестрантов, которые постоянно слышат звучания различных инструментов.
12 слайд
Описание слайда:
Особенности музыкального восприятия Почему музыку слушают все, а слышат немногие? Существуют различия у слушателя в восприятии музыки. С одной стороны – неприятие, непонимание музыки, а с другой стороны – глубина и тонкость музыкального восприятия Эти различия в музыкальном восприятии имеют ряд объективных и субъективных причин, связанных с особенностями жизни, быта, воспитания, развитости музыкальных способностей, музыкального слуха, готовности и желанием понять музыкальное искусство.
13 слайд
Описание слайда:
Память Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта. Следует иметь ввиду и такое свойство памяти как забывание. Память можно подразделить на три вида: 1) в соответствии с деятельностью – это двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая, 2) по характеру – это непроизвольная и произвольная, 3) по времени – это кратковременная, долговременная и оперативная. Важное значение имеет тренировка памяти. Особенно в музыкальном искусстве, когда приходиться запоминать много разных и больших по объему музыкальных произведений. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения и сохранение его в памяти на длительный срок. Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти основную музыкальную литературу. Можно выделить следующие виды музыкальной памяти. Это – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.
14 слайд
Описание слайда:
Мышление Музыкальное мышление возникает на основе музыкальных ощущений, музыкального восприятия и оперирует звуковыми, музыкальными, художественными образами. Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек. Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического. К материальному относят – нотный текст, акустические параметры, мелодию, гармонию, метроритм, динамику, тембр, регистр, фактуру; к духовному – настроения, ассоциации, выражение, волю, чувства; к логическому – форма, жанр, содержание. Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.
15 слайд
Описание слайда:
Воображение Воображение или фантазия – это элемент психической, творческой деятельности человека, воссоздающего новое. Способность к воображению, фантазии одна из самых удивительных психических, творческих, познавательных особенностей высших мыслительных процессов мозговой деятельности человека. В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей. Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п.
16 слайд
Описание слайда:
Эмоции и чувства в музыке Выражение эмоций и чувств средствами музыки имеет давнюю традицию Согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные эстетические свойства. Подобное стремится к подобному и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, какой музыка способствует его характеру или настроению в данный момент. Бах отмечал, что «музыкант может тронуть сердце слушателя, только если сам он преисполнен переживаниями. Он должен сам находиться в состоянии аффекта, который хочет передать слушателям…». «Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее…» «Музыка и поэзия в отдельности никогда не дадут такого эффекта, который достигается при их объединении».
17 слайд
Описание слайда:
Способности Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности – это не знания, умения и навыки, а динамика их приобретения. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности – это возможность, которая проявляется в деятельности. Нельзя, например, говорить о музыкальных способностях человека, если его не пытались обучать музыке, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, природных задатков, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Ещё в народе о таланте говорят, что это «Божья искра». В свою очередь наличие природных задатков, способностей, таланта в сочетании с необходимым жизненным, профессиональным опытом и большим трудом – формирует мастерство. Если высшее проявление способностей называются талантом, то высшее проявление таланта – гениальность. Гениальность – это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Немецкий философ Шопенгауэр говорил об этом так: «Стрелок, попадающий в цель, в которую никто не может попасть – талант, стрелок, попадающий в цель, которую никто не видит - гений».
18 слайд
Описание слайда:
Наследственные и социальные факторы Центральным в проблеме способностей является вопрос наследственности, врожденных задатков, одаренности и их прижизненное развитие. Еще Платон, например, полагал, что способности человека являются врожденными и все, что человек знает, является как бы воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. В книге Гальтона приводятся примеры некоторых семей, у которых способности к тому или иному виду творчества передавались по наследству. В частности, у предков Баха незаурядная музыкальная одаренность впервые была зафиксирована еще в 1550 г. и с наибольшей силой проявилась через пять поколений в гении И.С.Баха. В семействе Бахов было около 60 музыкантов; около 20 из них были признаны выдающимися. В семье Моцарта было пять музыкантов, в семье Гайдна – двое.
19 слайд
Описание слайда:
Основные музыкальные способности На основании анализа можно выделить три основные музыкальные способности: 1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. 2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. Она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. 3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности, который мы назвали музыкальностью, конечно, не исчерпывается тремя способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности. Раннее проявление музыкальных способностей, несомненно, один из показателей хорошей музыкальной одаренности, однако никак нельзя считать, что отсутствие ранних проявлений в какой-либо мере являться показателем слабости или тем более отсутствия музыкальных способностей
Предисловие
Глава 1. Личность
§ 1. Личность, индивидуальность. Художественно-творческая деятельность
§ 2. Профессионально-значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии
профессиональной компетентности
§ 3. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки,
методы общения
§ 5. Детерминанты и стимулы волевых проявлений личности
§ 6. Воля в контексте профессиональных требований музыкальной деятельности
§ 7. Волевые свойства личности. Воля и упрямство. Воспитание воли у учащихся-музыкантов
§ 9. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности.
Коррекция индивидуально-характерологического комплекса учащегося-музыканта в процессе
обучения
§ 10. От непосредственных эмоций и чувств - к богатому художественно-эстетическому опыту. От
эмоциональной "дремоты" - к многообразию и полноте чувственно-эстетических реакций
§ 11. Через обогащение, одухотворение эмоций и чувств - к внутренней, духовной зрелости
человека. Эволюция вкусов и художественно-эстетических запросов в русле возрастных
изменений личности
Глава 2. Музыкальное восприятие
§ 1. Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема
§ 2. Типы музыкального восприятия
§ 3. Формирование музыкального восприятия у младших школьников: методический аспект
§ 4. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия
§ 5. Осмысление звуковых формоструктур и уяснение интерпретаторских идей
§ 6. Психофизиологические особенности мозга человека (правое и левое полушария, их функции
в восприятии музыки)
§ 7. Восприятие композитора - особый тип музыкального восприятия
§ 8. Через сочинение музыки - к активизации музыкального восприятия
§ 9. Интонация как смысловая первооснова музыки. Базисные виды и формы музыкальных
высказываний, их эмоционально-психологический подтекст
§ 10. Интонационно-мелодический слух и его роль в углублении музыкального восприятия
§ 11. Музыкальное восприятие в индивидуально-психологическом и культурно-историческом
контексте. Метафорический скачок как форма бытования ассоциативных связей в музыке
§ 12. Ассоциативный метод в преподавании музыки. Роль ассоциаций в интенсификации
процессов восприятия музыки
Глава 3. Музыкальные способности
§ 1. Понятие "музыкальные способности". Музыкальность как совокупность музыкальных
способностей, их синтез
§ 2. Структура музыкальных способностей. Уровни способностей. Компенсации и замены в
комплексе музыкальных способностей
§ 3. Концепция человека в русле проблемы музыкальных способностей
§ 4. Чувство музыкального ритма и его формирование на ранних стадиях онтогенеза
§ 5. Формирование музыкально-ритмической способности у обучающихся в
музыкально-исполнительских классах профессиональных музыкальных учебных заведений
§ 6. Темпоритм, игра "рубато" и другие средства ритмической выразительности в музыке
file:///G|/...кая Д.К. и др. . Теория и практика.- М., 2003.- 368 с/B3281Content.html
Психология музыкальной деятельности |
|
§ 7. Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного |
|
возраста |
|
§ 8. Музыкальный слух в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Из истории |
|
§ 9. Причины и следствия снижения слуховой активности у учащихся-музыкантов |
|
§ 10. "Слушать себя" и "слышать себя" как явления, не совпадающие по своей сути, как разные |
|
качественные уровни в музыкально-исполнительской деятельности |
|
§11. Внутренний слух (внутреннеслуховые представления) и его роль в профессии |
|
музыканта-исполнителя |
|
§ 12. Истоки формирования и развития музыкальной памяти |
|
§ 13. Проблема памяти в работе с учащимися-музыкантами |
|
§ 14. Через понимание к запоминанию. Пути и способы оптимизации мнемических процессов в |
|
исполнительской деятельности учащихся-музыкантов |
|
§ 15. О художественно-творческом потенциале ребенка. "Явное" и "тайное" в детской |
|
одаренности |
|
§ 16. Художественно-творческие способности: создаются ли они в деятельности или выявляются |
|
Глава 4. Мышление |
|
§ 1. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Первые реакции ребенка на музыку |
|
§ 2. Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности. Освоение |
|
начальных элементов музыкального языка |
|
§ 3. Из прошлого проблемы музыкального мышления (XVIII - XX вв.). Взгляды, суждения, мнения |
|
§ 4. Отечественное музыкознание о мышлении и языке музыки |
|
§ 5. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления |
|
§ 6. Мышление - знания в действии |
|
§7. Интонация, формоструктура, образ |
|
§ 8. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления. Формирование |
|
профессиональных понятий в ходе занятий музыкально-исполнительской деятельностью |
|
§ 9. Пути интеллектуализации учебно-образовательного процесса. Словесный и |
|
наглядно-иллюстративный методы как основные "рычаги" в практической деятельности |
|
педагога-музыканта |
|
Глава 5. Музыкальное сознание общества и личности |
|
§ 1. Общеэстетическое и музыкально-эстетическое воспитание в России: история и |
|
современность |
|
§ 2. Типы и виды художественно-эстетического образования. Разность интенций и |
|
аксиологических ориентации |
|
§ 3. Истоки общественного музыкального сознания в России XVIII - XIX вв. |
|
отличительные особенности, свойства, черты |
|
§ 5. Образ как структурная единица музыкального сознания. Стимулирование музыкальной |
|
образности на занятиях с учащимися |
|
§ 6. Синтез искусств как методологический принцип формирования и развития музыкального |
|
сознания. Понятийно-логическое в структуре музыкального сознания |
|
§ 7. Сознательное и подсознательное в структуре индивидуального музыкального сознания |
|
§ 8. Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. |
|
Познавательно-аксиологическая функция музыки |
|
§ 9. Музыкальное сознание - составная часть художественно-эстетического сознания общества |
|
§ 10. Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека |
|
§ 11. Сознание "человека творящего" и его деятельность: виды и уровни взаимосвязей. |
Психология музыкальной деятельности |
|
"Художническое" и "художественное" как различные ипостаси единого целого |
|
§ 12. Художественное произведение: приоритеты этические или эстетические? Л.С. Выготский и |
|
его теория амбивалентности воздействия произведения искусства на человека |
|
§ 13. Музыкальное сознание в основных его аспектах: композиторском, исполнительском, |
|
слушательском |
|
Глава 6. Обучение музыке: психолого-педагогические аспекты |
|
§ 1. Из истории музыкального образования в России. Этапы и стадии национального музыкально- |
|
образовательного и музыкально-воспитательного процесса |
|
§ 2. Народная музыка в России: прошлое и настоящее |
|
§ 3. Методические ориентиры в работе учащихся с образцами этномузыкального искусства |
|
§ 4. Музыка в фольклорных клубах. Начальные этапы приобщения к народно-музыкальному |
|
искусству |
|
§ 5. Психологическая "составляющая" в целостной профессиональной подготовке |
|
педагога-музыканта. "Образование" и "образовывайте" будущего специалиста |
|
§ 6. Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика. О знаниях |
|
незавершенных, открытых, "разомкнутых" |
|
§ 7. Специалиста в процессе обучения музыке невозможно "сделать" - им можно только |
|
"сделаться" |
|
§ 8. Человек в современном социуме: психологическое обеспечение процессов жизненной и |
|
профессиональной адаптации |
|
§ 9. Уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости личности. |
|
Акмеологический подход |
|
§ 10. Личностно-профессиональное развитие как психологическая категория и как процесс |
|
§ 11. Самоопределение и самоутверждение личности в профессиональной деятельности |
|
§ 12. Типовые недочеты и "узкие места" в массовой практике преподавания музыки |
|
§ 13. Принципы развивающего обучения музыке |
|
§ 14. Развивающий потенциал чтения музыки с листа и эскизного разучивания музыкальных |
|
произведений |
|
§ 15. Формирование активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта |
|
file:///G|/...кая Д.К. и др. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.- М., 2003.- 368 с/B3281Content.html
Психология музыкальной деятельности
3 :: 4 :: 5 :: Содержание Можно с уверенностью утверждать, что все, о чем говорится на страницах настоящего учебного
пособия, может быть использовано в последующей профессиональной деятельности музыкантов - как педагогов, так и исполнителей.
В.Ф.Жданов
Книга... представляет ценность как для курсов музыкальной и общей психологии, читаемых в музыкальных учебных заведениях, так и для музыкантов-практиков и всех интересующихся вопросами музыкальной деятельности.
Е.В. Назайкинский
Материалы книги дают основание говорить, что ее авторы открывают пути к внедрению новых, современных психолого-педагогических подходов к обучению музыке.
Н.С. Лейтес
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психологическая подготовка играет важную роль в процессе профессионального становления музыканта, кем бы он ни был по своей "узкой" специальности - педагогом, исполнителем, музыковедом-исследователем и т.д. В целостной структуре музыкального образования психологическая составляющая оказывает воздействие на цели и задачи учебно-образовательного процесса: формирование общих и специальных способностей, развитие художественно-образного мышления, выработку технических умений и навыков и т.д.
Всем этим (и многим другим) вопросам и посвящена книга.
Курс психологии читается практически во всех российских музыкальных учебных заведениях высшего и среднего звена. Бесспорно, знание так называемой общей психологии необходимо для специалистов не только с высшим образованием, но и со средним. Хотя можно было бы заметить в данной связи, что, когда курс общей психологии становится уж слишком "общим", когда он преподносится учащимся-музыкантам абстрактно, вне видимой связи и реального соотнесения с их профессией, это не вызывает по-настоящему заинтересованного отношения к предмету. Молодые люди естественным образом тянутся к тому, что сопрягается, прямо или косвенно, с их жизнедеятельностью, будущей практикой.
Напрямую с практической деятельностью учащихся-музыкантов связан курс музыкальной
психологии1 . В нем все или почти все имеет отношение к тому, с чем придется столкнуться в дальнейшем выпускнику музыкального учебного заведения.
В русле названного курса, его содержания, тематики, общей направленности и создавалось настоящее учебное пособие. Оно призвано помочь студентам войти в мир сложных и многообразных музыкально-психологических проблем и научить самостоятельно ориентироваться в нем. Ориентироваться самостоятельно - такая постановка вопроса имеет в данном случае первостепенное значение. Авторы пособия надеются на то, что оно будет использоваться не только в системе образования, но и за ее пределами - в рамках самообразования.
В книге обобщаются взгляды и научные позиции многих видных представителей общей и специальной психологии. Сегодня доминирует точка зрения, согласно которой музыкальная
психология ведет свое начало от Г. Гельмгольца2 , его "Учения о слуховых ощущениях как физиологической основе теории музыки" (1863). Большой вклад в эту область - если иметь в виду зарубежных специалистов - был внесен Г. Риманом, Э. Куртом, А. Веллеком, Г. Ревешем, К. Сишором,
Психология музыкальной деятельности
К. Мартинсеном, Л. Маккиннон, Т. Маттеем, В.Бардасом и др. Обратим внимание: среди
перечисленных имен встречаются как имена психологов, интересовавшихся музыкой, так и музыкантов, интересовавшихся психологией, - и те и другие шли как бы навстречу друг другу.
Больших успехов в музыкальной психологии достигли российские ученые, чьи исследования датированы XX столетием. Труды Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Л.А. Мазеля, Г.М. Когана, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, М.Г. Арановского получили широкое и заслуженное признание среди специалистов. Отдельные аспекты музыкально-психологической проблематики успешно разрабатывались В.Ю. Григорьевым, О.Ф. Шульпяковым, Л.Е. Гаккелем, В.Г. Ражниковым, А. В. Малинковской и др. Находили своего читателя и труды Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Г.В. Иванченко, Г.С. Тарасова, М.Е. Фейгина, Т.А. Колышевой, А.В. Тороповой, А.И. Щербаковой и др. Что касается авторов, чьи материалы представлены в настоящем учебном пособии, то имена большинства из них говорят сами за себя. Работы этих авторов хорошо известны и в нашей стране, и за ее пределами.
Бесспорно, можно сказать, что психологию художественно-творческой деятельности, основные ее постулаты и закономерности музыкант-профессионал знать должен. Род его деятельности в данном случае значения не имеет. Нельзя, например, быть хорошим преподавателем, не обладая достаточно высокой психолого-педагогической компетентностью. Исполнителю психологические "рычаги" могут помочь обрести оптимальное творческое самочувствие в процессе занятий и публичных выступлений,
в частности облегчить решение проблем, связанных со сценическим стрессом. Впрочем, приобщение
к музыкально-психологическим проблемам не только нужно для дела, но и интересно. Если музыкант - неважно, занимается он композиторской или исполнительской деятельностью, разрабатывает вопросы теории или преподает - не интересуется психологическими аспектами своей деятельности, он скорее всего занимается не своим делом.
Современная наука утверждает, что человек в процессе деятельности, включая и творческую практику, использует около четверти, в лучшем случае - треть своих способностей, интеллектуального потенциала, креативных возможностей. Будучи осведомленным, хотя бы в общих чертах, об "устройстве" и принципах работы "психологических механизмов", управляющих творческой деятельностью, владея соответствующими регулятивами, можно повысить продуктивность этой деятельности. Игнорировать это обстоятельство было бы ошибкой.
Разумеется, никакие самые обширные познания в области психологии сами по себе таланта не создадут, но они помогут эффективно использовать его потенциальные ресурсы. Надо ли напоминать, что нет ничего более практичного, нежели хорошая теория?
Знакомясь с настоящим учебным пособием, внимательный читатель обнаружит, что его авторы иной раз расходятся в мнениях по тем или иным вопросам. В этом нет ничего предосудительного: в науке несовпадения во взглядах, оценках, позициях совершенно закономерны. Молодой специалист должен научиться выбирать. Курс психологии музыкальной деятельности предоставляет для этого отличные возможности.
И еще одно заметит внимательный читатель. У большинства авторов книги своя манера мышления, свой литературный "почерк". Редактор не посчитал возможным затушевывать, нейтрализовать эти особенности, приводя тем самым все материалы к некоему "общему знаменателю". В конце концов "стиль - это человек".
1 Строго говоря, само название курса - "Музыкальная психология" - не вполне корректно. Правильнее было бы говорить: "Психология музыкальной деятельности". Однако широкое, можно сказать, традиционное использование этого словосочетания в массовом обиходе (выходят даже учебники с
file:///G|/...ская Д.К. и др. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.- М., 2003.- 368 с/B3281Part1-3.html
Психология музыкальной деятельности
таким названием) в известной мере оправдывает его употребление.
2 См.: Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. - С. 13.
3 :: 4 :: 5 :: Содержание
Лекция 2.1. Музыкальная деятельность: виды, структура, механизмы
План
1. Общие положения о художественной (музыкальной) деятельности
2. Виды музыкальной деятельности
3. Структура музыкальной деятельности
4. Механизмы управления музыкальной деятельностью
5. Музыкант и его деятельность
6. Индивидуально-психологические различия в музыкальном искусстве
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.
Существуют многообразные классификации форм деятельности, выделяют духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную, направленную на получение уже известного результата известными же средствами, и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств (ФЭС, С. 151).
Д.Б, Кабалевский считал, что воспитать композитора, исполнителя, музыковеда так, чтобы его деятельность отвечала высоким идеалам, нелегко. Подлинный музыкант должен быть и первоклассным артистом, творцом, мыслителем, и мудрым учителем-воспитателем, и активным созидателем новой жизни. В этом сплетении высоких требований сходятся единые принципы, которые лежат в основы всей системы музыкального образования в государстве и относятся в равной мере и к композиторам, и к исполнителям, и к музыковедам, и к музыкантам-педагогам всех профилей. Специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать сверх того, что ему положено создавать «по инструкции». Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Искусство всецело связано с человеком: искусство создается человеком, искусство создается о человеке, искусство создается для человека. Искусство – важная и серьезная форма общественной деятельности человека, очень глубоко связанная со всеми сторонами жизни общества, в котором живет и творит художник.
Виды музыкальной деятельности. Основными видами музыкальной деятельности являются сочинительство (композиторская деятельность), исполнительство (интерпретаторская деятельность), слушание (восприятие музыки). Помимо этих видов, музыкальная деятельность включает: музыковедческую (теоретическую), музыкально-этнографическую, музыкально-критическую, музыкально-издательскую, музыкально-редакционную и другие, каждая из них имеет свою специфику и особенности.
Музыкант и его деятельность. Основные вопросы, касающиеся этой проблемы: Что представляет собой личность музыканта? Каковы его отличительные черты? Какие качества надо в себе развивать, чтобы стать хорошим музыкантом и педагогом?
Все великие музыканты говорят, что это та личность, которая дарит людям красоту, надежду, возвышает и облагораживает душу, делает их чище, и прекрасней. В первую очередь, эта личность должна обладать музыкальностью. О музыкальности психолог и музыкант Б.М.Теплов говорил, что это способность чувствовать эмоциональную выразительность музыки /форму, жанр, мелодию, ритм, лад, тембр, динамику и др./.
Особенности личности и деятельности музыканта. Особенность личности мастеров искусства обычно связывается с пятью «т». Это – талант, творчество, трудолюбие, терпение, требовательность . Немаловажное значение в этом играет – музыкальная одаренность и всесторонний талант музыканта. Так, например, юный Моцарт, прослушав в Ватикане всего два раза сложное хоровое произведение / «Мизерере» итальянского композитора Григорио Аллегри, через два дня вручил написанную по памяти рукопись партитуры Папе Римскому.
Знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини почти весь свой репертуар дирижировал наизусть. При этом он помнил произведения, выученные им десятки лет назад. Ференц Лист мог выучить сложное произведение по пути на концерт, сидя в карете и внимательно изучая это произведение глазами. Все эти примеры связаны с такой психологической особенностью личности, как музыкальная память.
Личность большого музыканта всегда разносторонняя . Этому служит пример ученых-энциклопедистов Среднего Востока, одинаково разбиравшихся и в науке, и в искусстве. Так, например, в музыкальном искусстве Фараби был и теоретиком и блестящим исполнителем на музыкальных инструментах. Своей игрой он мог заставлять людей плакать, смеяться и даже погружать их в крепкий сон.
О разносторонности личности музыканта немецкий дирижер Бруно Вальтер говорил: «Только музыкант – это всегда лишь полумузыкант».
О трудолюбии музыканта П.И.Чайковский говорил: «Нужны, прежде всего труд, труд и труд… Я каждое утро сажусь и работаю до тех пор, пока что-нибудь не выходит».
Знаменитый пианист и педагог М.Клементи занимался по восемь, а иногда по двенадцать и даже четырнадцать часов в день.
С.В.Рахманинов в зрелом возрасте очень жалел, что в молодости, когда у него было здоровье, «он отличался исключительной ленью», а теперь, когда здоровье стало слабеть, он только и думал, что о работе.
О главной цели личности музыканта Ф.Лист говорил своим ученикам: «Если ты хочешь быть значительным музыкантом, то ты должен постараться стать значительным человеком».
«Классика-XXI»,2008. - 352 с.
ISBN: 978-5-89817-227-5
В книге отражены материалы курса музыкальной психологии для студентов музыкальных ВУЗов, прочитанного автором, доктором психологических наук Л. Л. Бочкаревым, в консерваториях России, стран СНГ, за рубежом (в Болгарии, Германии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии и др.).
Для психологов, культурологов, искусствоведов, музыкантов, актеров, педагогов и студентов соответствующих специальностей, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами искусства.ОглавлениеПредисловиеВведение
Культурологический ракурс анализа проблематики
История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подходаПсихологические особенности музыкальной деятельности
Проблема деятельности в российской психологической науке
Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Виды деятельности
Художественная деятельность
Музыкальная деятельностьМузыкально-слуховая деятельность
Восприятие музыки как процесс
Ощущение музыкального звука
Восприятие мелодии и гармонии
Восприятие времени в музыке
Психологические свойства восприятия музыки
Избирательность и предметность
Целостность
Константность
Адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка
Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Роль эмоциональной экспрессии
Предкоммуникативная установка
Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей
Ассоциации и коннотации
Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Психологические механизмы музыкального переживанияКомпозиторское творчество
Социальная обусловленность композиторского творчества
Стадиальность творческого процесса композитора
Мышление и воображение в композиторском творчестве
Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Воображение
Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Эмпатия
Творческое вдохновениеМузыкально-исполнительская деятельность
Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Роль мотивации в исполнительской деятельности
Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Стадия рождения прообраза
Стадия исполнения замысла
Эмпатия и образное перевоплощение
Внемузыкальные ассоциации
Предкониертый период
Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Общение с публикой
Социально-психологические особенности музыкального соревнования (по материалам исследований на международном конкурсе им. П. И. Чайковского)
Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Направленность личности и ее влияние на психические состояния
Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Роль типологических особенностей нервной системы
Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Дифференциально-психологическая диагностика
Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. ЧайковскогоПсихологические основы музыкального обучения
Личностные детерминанты учения
Установка
Мотивация
Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
Сложность учебного материала
Значимость
Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Психологическая характеристика методов обученияЗаключение
Литература
The Psychology of Musical
Предметный указатель
Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии
Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон создал учение о различном воздействии разных ладов на психику и поступки человека. Так, он считал, что фригийский лад способствует укреплению человека как воина, а дорийский благоприятствует мудрым действиям в мирное время.
Это учение развил Аристотель, подробно описавший, как под воздействием музыкальных ладов меняется поведение. Дорийский лад, по его утверждению, оказывает уравновешивающее воздействие, фригийский – возбуждающее, лидийский – жалобное и размягчающее. Аристотелю принадлежит также учение о катарсисе, согласно которому душа зрителя и слушателя в процессе восприятия древнегреческой трагедии освобождается от болезненных аффектов. Такое понимание механизмов психического воздействия искусства сыграло важную роль в дальнейших исследованиях музыкантов и психологов.
Еще один великий древнегреческий мыслитель – Пифагор – создал учение об эвритмии. Оно основано на наблюдении о том, что как музыка, так и вся жизнь человека, его мысли, поступки и речи, пронизаны ритмом, основываются на нем. Нахождение верного ритма ведет к гармонии, которая также понимается как гармония человеческих взаимоотношений.
На этой основе Пифагором были установлены ритмы, с помощью которых можно было оказывать благотворное влияние на души молодых людей.
Большое значение воздействию музыки на психику человека придавалось в древневосточных цивилизациях – Древней Индии и Древнем Китае. Музыка являлась прямым продолжением древнекитайских философско-религиозных учений. Особенно широко использовались возможности влияния мажорной и минорной пентатоники с их внутренней детерминированностью на людей, которые под воздействием музыки в этих ладах становились более управляемыми и организованными.
В Древней Индии музыку широко использовали в качестве лечебного средства. Считалось, что произношение и пропевание определенных звуков ведет к выздоровлению от ряда болезней благодаря особым вибрациям, которые возникают в организме.
В средние века музыкальная психология развивалась в синкретическом единстве с музыкальной эстетикой и теорией музыки. В трудах Амвросия, Августина, Боэция, Кассиодора, Царлино, Гвидо Аретинского и др. рассматривались вопросы не только многоголосия, метра, ритма, видов музицирования и т. п. , но и внутреннего воздействия музыки на человека.
Как научная дисциплина музыкальная психология стала оформляться только в середине XIX столетия. Этот процесс был связан с рядом открытий в физике, изучавшей свойства звука, и в частности, с определением немецкими учеными Э. Вебером и Г. Фехнером взаимосвязи между силой звукового раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения. В 1859 г. появилась работа немецкого естествоиспытателя Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», которую считают положившей начало собственно музыкальной психологии. В этой работе проанализированы физические свойства звуков и особенности их переработки в слуховом органе, и на этой основе разработана резонансная теория слуха. Отличительным свойством исследований Гельмгольца, обусловившим их особую ценность, явилось единство трех подходов: физического, физиологического и музыкально-теоретического, что позволило дальнейшим исследованиям в области музыкальной психологии опираться на естественнонаучную основу. Этим не замедлили воспользоваться музыканты, и уже в 1873 г. появилась работа Г. Римана «Музыкальная психология», приводящая имеющуюся музыкально-теоретическую базу в соответствие с открытиями Гельмгольца.
Крупный вклад в разработку основ музыкальной психологии в конце XIX в. внес немецкий ученый К. Штумпф, изучавший явления консонанса и диссонанса. Направление его исследований получило название «тонпсихология» (в соответствии с наименованием его труда) и определенным образом ограничивало область изучения. Объектом исследования тонпсихологии, как указывает Е. В. Назайкинский, являлись относительно простые элементы – единичные тоны и их сочетания, интервалы, аккорды, а также отдельные свойства и стороны звучания и особенности их слышания .
В том же направлении шли и последователи Штумпфа, в том числе Г. Ревеш и К. Сишор, проводившие исследования музыкального слуха. В их работах были сделаны важные наблюдения, характеризующие, по словам Е. В. Назайкинского, «микромир звуковых явлений и соответствующих им психических функций и форм отражения» [Там же].
Новый этап развития музыкальной психологии был связан с возникновением гештальтпсихологии, изучавшей психические явления на основе принципа целостности и опиравшейся на изучение механизмов восприятия, а не ощущений, как это было принято ранее. Теория восприятия музыки была впервые создана швейцарским ученым Э. Куртом. Его книга «Музыкальная психология» (более точный перевод – «Психология музыки») (1931) отличается анализом широкого круга музыкальных явлений в сочетании с изучением закономерностей целостного восприятия. Взгляды Э. Курта разделял А. Веллек, который считал музыкальную психологию центром систематического музыкознания.
Отечественная музыкальная психология заявила о себе в 1947 г. , когда вышел масштабный труд Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Интересный анализ психологических закономерностей, действующих в искусстве, предложен в книге Л. С. Выготского «Психология искусства». Важнейший вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной психологии внесли российские музыковеды Е. В. Назайкинский и В. В. Медушевский, которые на основе анализа закономерностей музыки как вида искусства и специфики музыкального языка установили содержательные особенности и структуру музыкального восприятия и музыкального мышления.
В конце ХХ столетия проблемы музыкальной психологии продолжают быть объектом исследований психологов и музыковедов, а также музыкантов-инструменталистов, дирижеров, специалистов в области общего и профессионального музыкального образования. Различные аспекты психологии музыкальной деятельности представлены в трудах Ю. Б. Алиева, М. Г. Арановского, Н. В. Ветлугиной, Л. Е. Гаккеля, А. Л. Готсдинера, В. Ю. Григорьева, Л. А. Мазеля, В. Г. Ражникова, В. И. Петрушина, Г. С. Тарасова, К. В. Тарасовой, А. В. Тороповой, Г. М. Цыпина, Л. Л. Бочкарева, М. С. Старчеус, Д. К. Кирнарской и других ученых.
В настоящее время идет процесс дифференциации психологии музыкальной деятельности и выделения в самостоятельные отрасли ее различных направлений.
Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.Общая характеристика подросткового возраста Подростковый возраст включает период развития детей от 11–12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V–VII классов).Подростковый возраст характеризуется важной перестройкой
Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила АлександровнаГлава 4 Виды музыкальной деятельности 1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах
Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович3.3. Общая теория психического развития в советской психологии Культурно-историческое учение о природе психического Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое
Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон создал учение о различном воздействии разных ладов на психику и
Из книги автора1.2. Основные направления современной музыкальной психологии В качестве основных направлений современной психологии музыкальной деятельности (музыкальной психологии) выделяют:1. Психологию музыкального творчества2. Психологию музыкально-исполнительской деятельности3.
Из книги автора2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; они
Из книги автора3.1. Общая характеристика музыкального восприятия Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных познавательных процессов ощущение,
Из книги автора4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности Музыкальное восприятие и музыкальное мышление как познавательные процессы имеют продолжение и развитие в процессе музыкального воображения. Это отражает общую логику выстраивания психических
Из книги автора5. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Все познавательные процессы имеют объективно-субъективный характер: с одной стороны, они направлены на определенный объект, с другой – воспринимает и мыслит человек, субъект. Поэтому в каждом из познавательных процессов
Из книги автора6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Воля как психологическая категория Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека,
Из книги автора6.2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами. В числе таковых психологи называют: инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку,
Из книги автора7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – это деятельность,
Из книги автора8. ЭМОЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Общая характеристика эмоций Эмоциями (лат. еmoveo – потрясаю, волную; фр. еmotion – волнение) называют реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер,
Из книги автора8.1. Общая характеристика эмоций Эмоциями (лат. еmoveo – потрясаю, волную; фр. еmotion – волнение) называют реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер, охватывают все виды чувствительности и
Из книги автора8.4. Диагностика эмоций в музыкальной деятельности Изучение и диагностика эмоций характеризуется рядом трудностей, которые вызваны следующими причинами. Во-первых, эмоциональные процессы сложно выделить из всего многообразия психических процессов, так как эмоции
Из книги автора10.2. Общая характеристика музыкотерапии Музыкотерапию изучают восстановительная медицина, психология, специальная и лечебная педагогика, музыкальная психология. Музыкотерапия обладает большими возможностями как метод лечения без различий возраста, пола, образования и