Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.
Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.
4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения
Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.
Учебные мастерские
Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.
В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.
Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.
Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.
Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.
Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.
Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.
Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.
Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.
Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.
Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.
паспорт мастерской
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
учебных мастерских технического труда
Концепция и функциональное назначение учебных мастерских, основные направления работы:
Мастерская – основная учебно-методическая и практическая база для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.
Мастерская – место адаптации ученика к условиям технологического обучения, раскрытия и развития его способностей и повышения уровня технологической культуры.
Мастерская – место воспитания функциональной технологической грамотности и компетентности, организации рациональной учебно-познавательной и поисково-проектной деятельности по предмету.
Мастерская – место для предпрофессиональной подготовке обучающихся по профилю предприятия ВОС
Мастерская – место профессиональной творческой самореализации учителя, методический центр по предмету «Технология».
Мастерская – место совместной деятельности и координации усилий педагогов, родителей и учеников в технологической подготовке и самообслуживании, информационного обслуживания родителей.
Мастерская – место хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.
Мастерская – место проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских.
Мастерская – вспомогательная база обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.
Мастерская – центр разработки здоровьесберегающих и безопасных технологий учебной и обучающей деятельности.
Техническое описание учебной мастерской:
Учебная мастерская представлена следующими учебными и подсобными помещениями, соответствующими нормам пожарной и электробезопасности и санитарно-гигиеническим требованиям:
1. Комбинированная мастерская по обработке конструкционных материалов, слесарных и столярных, электротехнических и ремонтных работ.
- Инструментальная кладовая – место хранения раздаточного оборудования и материалов, накопления дидактического материала и технологической учебно-методической литературы.
Площадь комбинированной мастерской 60 м 2 .
Площадь подсобного помещения 12 м 2 .
Комбинированная мастерская размещена на первом этаже и имеет свой выход в школьный двор.
Для выполнения своих основных функций и поддержания режима безопасности мастерская имеет:
Соответствующее программам и нормам оборудование: общеучебное и технологическое;
Соответствующее искусственное и естественное освещение;
Умывальник в помещении;
Электропитание на 380 и 220 вольт, соответствующее нормам электробезопасности;
Средства первичного пожаротушения и противопожарные сигнализации;
Экстренный выход на улицу, отдельные входы в каждое помещение;
Соответствующие функции экспозиции по технологии, ВТР и ТБ;
Сменные экспозиции и выставки работ обучающихся;
Средства электробезопасности и предупредительные знаки;
Места хранения оборудования и материалов;
Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
План развития кабинета:
- Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.
- Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов труда (прилагаются).
- Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.
- Возможность предоставления платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы мастерских и школы.
- Организация работы технических кружков на базе мастерских.
- Дальнейшее планирование развития в соответствии с планами развития образовательного учреждения.
ПЕРЕЧЕНЬ
документов учебных мастерских технического труда
№ п/п |
Наименование документов |
Периодичность |
Положение об учебных мастерских |
Ежегодно |
|
Анализ работы за предыдущий год |
Ежегодно |
|
План работы на текущий год |
Ежегодно |
|
Акт приемки к новому учебному году |
Ежегодно к |
|
Перспективный план развития |
Ежегодно |
|
Инвентарные ведомости основного и текущего оборудования |
По последней инвентаризации и поступлению |
|
Аттестационная карта |
Ежегодно |
|
Акты приемки нового оборудования |
По поступлению |
|
Инструкции по технике безопасности на каждый станок и вид оборудования, общие |
1 раз в 3 года |
|
Протоколы о замерах заземления и изоляции токоведущих проводов |
1 раз в 3 года |
|
Приказ о назначении заведующего мастерскими |
По назначению |
|
Приказ об открытии учебных мастерских |
По назначению |
|
Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности |
По ведению |
|
Должностные обязанности заведующего мастерской |
Постоянные |
|
Должностные обязанности учителя труда |
Постоянные |
|
Перечень медикаментов в медицинской аптечке |
По срокам годности |
|
Концепции развития кабинета |
||
Основные направления развития мастерской, цели и задачи |
||
Список потребностей в текущих расходных материалах |
На год по обучающимся |
|
Перечни дидактических материалов и литературы |
По пополнению |
Оборудование мастерской
Наименование оборудования |
инв. номер |
примечание |
||
Стол верстак универсальный Верстак столярный Токарно-винторезный станок Станок СТД по дереву Фрезерный станок Сверлильный станок Станок деревообрабатывающий СДН Точило ЭТШ-1 Набор слесарных инструментов Набор столярных инструментов Заклепочник Набор ключей Набор отверток ножницы по металу стеклорез магнитофон Стусло CROSS Лобзик мп-120 ДА-144 шуруповерт Мультитестер DT-830 Отвертка аккумуляторная Фрезер ФМ-32 Набор фрез Бормашина Оmax Степлер gross Сан220 сварочный Шиток сварочный Станок сверлильный корвет 46 Ушм 125-0,7w aeg шлифовальная машина |
ПЛАН
работы учебной мастерской на 2015-2016 учебный год
Цели работы:
1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.
2. Соблюдение режима безопасности на уроках технического труда и во внеурочное время.
3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.
4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.
5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.
Задачи учебного года и их исполнение:
Поставленные задачи |
исполнения |
||
Привести оборудование мастерской к нормам и требованиям учебных программ |
Произвести полный учет и оценку состояния наличного учебного оборудования. Составить списки несоответствия |
В течение года |
|
Обеспечить учебный процесс необходимыми расходными дидактическими и методическими материалами |
Произвести расчет потребностей в данных материалах в соответствии с учебными программами и учебным планом |
В течение года |
|
Организовать расширение и обновление материально-технической базы |
Сделать заявку в администрацию школы на необходимое оборудование и расходные материалы |
||
Оптимизировать процесс технического труда путем функционального разделения операций по обработке древесины и металла |
Спланировать действия по оборудованию отдельных зон в мастерских по обработке металла и обработке древесины |
К началу нов. уч. года |
|
Произвести косметический ремонт мастерских школы |
Косметический ремонт |
В течение лета |
|
Привести документацию мастерских в соответствие с нормами |
Выявление нормативной базы учебных мастерских |
До нач. уч. года |
|
Произвести необходимые работы по обеспечению электробезопасности |
В течение года |
||
Произвести необходимые работы по обеспечению пожарной безопасности |
В течение года |
||
Произвести необходимые работы по обеспечению санитарно-гигиенических норм |
В течение года |
||
Произвести аттестацию учебного кабинета по готовности к работе |
Внутришкольная аттестация |
К началу уч. года |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
развития учебной мастерской
- Произвести капитальный ремонт помещений учебной мастерской.
- Провести водопровод и канализацию.
- Полное обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями.
- Обеспечить мастерскую современной оргтехникой и средствами ТСО.
- Предусмотреть предоставление платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы.
- Организовать работу технических кружков и элективных курсов на базе мастерской.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАСТЕРСКОЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессий, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 60 и внесенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1985 г. № 31/3-30, применяемый в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. № 15а на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России.
1.2. Заведующий учебным кабинетом назначается директором школы из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы.
1.3. Заведующий учебной мастерской подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебной работе.
1.4. В своей работе заведующий мастерской руководствуется правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.
2. Функции
Основными направлениями деятельности заведующего мастерской являются:
2.1. поддержание в надлежащем состоянии мастерской;
2.2. своевременность обновления и ремонта учебной мебели, оборудования и наглядных пособий;
3. Должностные обязанности
Заведующий мастерской выполняет следующие обязанности:
3.1. руководит работой лаборанта, закрепленного за мастерской;
3.2. контролирует целевое использование мастерской;
3.3. организует пополнение мастерской оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
3.4. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;
3.5. контролирует оснащение учебной мастерской противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
3.6.проводит или организует проведение другим педагогом инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
3.7. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
3.8 вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;
3.9. следит за экономным расходованием воды, электроэнергии;
3.10. обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране труда):
- осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий,;
- не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях, а обучающихся, воспитанников к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательного учреждения;
- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- проводит или организует проведение преподавателем инструктажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
- вносит предложение по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещенности, шум аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);
- подает в установленном порядке заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся;
- немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником или обучающимся;
- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.
4. Права
Заведующий учебной мастерской имеет право:
4.1. на обеспечение соответствующим оборудованием, инструментами, материалами, индивидуальными средствами защиты и спецодеждой по установленным нормам;
4.2. запрещать использование неисправных и опасных объектов эксплуатации (оборудования, машин, механизмов, приборов, конструкций и т.п.);
4.3. отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений администрации школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заведующий мастерской:
6.1. работает в течение учебного дня по мере необходимости, согласно плана работы и паспорта учебного кабинета;
6.2. проходит инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
С должностными обязанностями ознакомлен ___________ Федосеев А.В.
«____» ________________ 20____г.
План работы кабинета технологии (технического труда)
на 2015-2016 учебный год.
Цель: создание материально-технической и справочно-методической базы для:
Реализации требований образовательного стандарта по технологии;
Выполнения обучающимися практических и лабораторных работ;
Выполнения обучающимися творческих проектов.
Выполнение обучающимися производственных заданий по предпрофессиональной подготовке и производительному труду
Задачи на учебный год |
Сроки выполнения |
|
Разработка и выполнение обучающимися творческих проектов |
В течение уч. г. |
|
Подготовка к выставке технического творчества обучающихся |
В течение уч. г |
|
Заточка, правка и ремонт инструмента для кабинета технологии. Текущее обслуживание и ремонт оборудования. |
В течение уч. г |
|
Изготовление, сборка и ремонт школьной мебели, инвентаря, оборудования |
В течение уч. г |
|
Обновление материально-технической базы и создание наглядных пособий (стендов) по электротехнике, работе над проектами. |
В течение уч. г |
|
Сбор данных и материалов для методической работы по самообразованию |
В течение уч. г |
|
Анализ работы кабинета технологии. Планирование работы на следующий учебный год. |
Анализ работы кабинета за 2014-2015 учебный год
В работе с учащихся формировал трудовые умения и навыки, технические, технологические и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, расширял политехнический кругозор и развивал творческие способности каждого учащегося на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук, ознакомил с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями чтобы побудить к сознательному выбору одной из них, привить любовь к творчеству, научить строить свою жизнь интересной, обслуживать себя и свою семью в повседневной жизни.
Во внеурочное время проводил многоцелевой разнонаправленный технический кружок для 4-12 классов. Все занятия строю с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и имеющихся материалов. Здесь мы изучаем такие темы как электротехника, радиотехника, ручная и механизированная обработка древесины и металла, народные промыслы, резьба по дереву, выжигание, аппликация, художественная обработка природных материалов, изготовление изделий с применением токарной обработки материалов, моделирование и конструирование изделий из различных материалов, изготовление изделий хозяйственного назначения.
Проводил конкурс мастерства в рамках недели технологии, участвовали в межрайонной выставке поделок, 2 раза в год провели творческий отчет: «Выставку-продажу» изделий и поделок учащихся. Для достижения поставленных целей я стремлюсь разнообразно строить свою работу, проводя нестандартные формы уроков: уроки-эксперименты, посещение мастерских, цехов по обработке различных материалов на Валуйском предприятии «Металлоизделия», провожу показательные уроки творчества среди учащихся, занятия по взаимосвязи учащихся различных групп и возможностей. Для того чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями, я применяю специальные методы и приемы обучения, используя тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Некоторые инструменты, наглядные пособия мы делаем сами (например модели механических передач).
В этом году с помощью фонда «Поколение» в школьную мастерскую приобрели электрофицированые инструменты: электролобзик, фрезер, сварочный аппарат, дрель, шуруповерт. Поэтому на уроках теперь можем внедрять новые современные технологии обработки материалов. Так же в мастерской установлен проектор, с помощью которого теперь можно показывать наглядные пособия, чертежы, эскизы, рисунки, презентации на большом экране.
В своей работе использую опыт передовых тифлопедагогов, таких как М.И. Земцова, В.П. Ермаков, различные методические разработки реабилитационных центров г. Москвы, Свердловска, С.Петербурга. Например, при изучении обработки древесины использую методическое пособие незрячего автора Б. Таранова, разработанное в 1998 году в реабилитационной мастерской при Московском учебно-производительном предприятии №8. Большое значение в моей деятельности имеют работы таких организаций как Московский научно исследовательский институт дефектологии академии наук РФ, республиканский учебно – методический кабинет при министерстве просвещения РФ, Всероссийское общество слепых, Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АН РФ, С.Петербургского Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
В прошлом году я прошел курсы по изучению системно – деятельностностного подхода в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В связи с этим в этом учебном году я ставил в своей работе задачи по новому стандарту – не только дать объем знаний, а в единстве с усвоением обучающимися системы знаний сформировать у них умение учиться. Умение учиться я пытался формировать посредством освоения системы универсальных учебных действий которые являются определяющим критерием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, поскольку именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения
Некоторые темы из программ трудового обучения освещены не полностью из за нехватки оборудования и материалов, например темы по электротехнике из за отсутствия Эл. конструкторов. Темы по слесарной обработке материалов – слесарных инструментов. В этом году были мало отработаны навыки по работе с ручными инструментами и работе на эл. станках из-за малого количества часов и неимении материала для заготовок. Хотелось бы обновить станочное оборудование мастерской которое не менялось 25 лет, столярные верстаки приобрести, компьютер для внедрения новых технологий на уроках труда
Доработать тематические планы с учетом изменений в материальной базе мастерской.
Доработать рабочие места по производственному обучению в мастерской школы, наладить снабжение этих мест сырьем.
Отремонтировать усовершенствовать оборудование и ручные инструменты мастерской, купить и высушить пиломатериалы, лак, гвозди, краски и т.д. для уроков и кружковой работы.
Тема по самообразованию: «Применение ИКТ на уроках технологии»
Вместе с учащимися участвуем в техническом оформлении всех общешкольных мероприятий, театрализованных представлений. Участвуем в работе по поддержанию порядка в классах и спальнях, территории школы - ремонтировали мебель спален и классов, оборудование учебной мастерской, изготовляли хозяйственный инвентарь, различные наглядные пособия.
Принимаю участие в заседаниях районных методических объединений учителей трудового обучения средних школ, но там обсуждаются работа зрячей школы.
Кабинет пополнился методическими пособиями для педагогов и обучающихся. В целях обеспечения наглядности процесса обучения и создания необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки обучающихся в кабинете действовали постоянно обновляемые стенды: «Техника безопасности», «Проектная деятельность».
Средняя успеваемость по предмету 100%. Качество знаний по предмету 88%.
Для реализации многих методических разработок не хватает средств, инструментов и расходных материалов. Поэтому я спланировал перспективный план оснащения мастерской и составил списки необходимого инструмента, материала и оборудования на 2015-2016 уч.год.
Задачи на новый 2015-20166учебный год:
Составить КТП занятий по технологии для 5-8 классов - обновление дидактического материала по темам: «Деревообработка», «Металлообработка», «Элементы информационных технологий», «Профессиональная ориентация»;
Приобретение учебно-методических материалов по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программы школы;
Сохранение материально-технической базы кабинета;
Приобретение расходных материалов (древесины и металла).
Проведение внеурочных мероприятий:
Школьные выставки продажи изделий обучающихся;
Предметная неделя по технологии;
Участие в конкурсах по предмету.
План-заказ
дооборудования и работы по оснащению учебной мастерской
на 2015-2016уч.год.
наименование |
Цена, руб |
Цена, руб |
||
Столярные верстаки |
||||
Набор столярных инструментов |
||||
Набор слесарных инструментов |
||||
Набор электромонтажных инструментов |
||||
станок заточной |
||||
Токарный станок по дереву |
||||
Циркулярно-фуговальный станок 1-2 квт |
||||
Шлифовальная машинка |
||||
Компьютер, сканер, принтер, проектор. |
Правила поведения в учебных мастерских
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
- являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
- иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
- в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
- не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
Слесарная мастерская (отделение). В слесарной мастерской учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы; здесь же они выполняют и электротехнические работы. В соответствии с этим слесарное отделение оснащается слесарными верстаками, металлорежущими станками и некоторым вспомогательным оборудованием.
На сегодняшний день весьма актуален вопрос о создании оборудования, которое регулировалось бы по высоте. Ведь на одном и том же рабочем месте приходится работать учащимся V-Х классов, которые значительно отличаются по своему росту. Между тем известно, например, что работающий может сохранить правильную позу в процессе слесарной работы, если тиски располагаются на такой высоте, что, поставив на них локоть, можно коснуться подбородка выпрямленными пальцами поднятой вверх руки.
В связи с этим сделан ряд предложений, позволяющих изменять по высоте рабочее место либо положение работающего относительно рабочего места.
При работе на станках это достигается за счет подставок, которые кладутся под ноги. Что же касается слесарных верстаков, то разработан ряд конструкций, позволяющих изменять их по высоте. Приведем пример одной из них.
Верстак состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твердых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1...2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения инструментов и приспособлений. Снизу к крышке крепят упор. Фиксаторы закрепляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой стороны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. Готовальню и пюпитр можно регулировать по высоте. При необходимости (при рубке металлов) к верстаку может крепиться защитная сетка. Верстак предназначен для выполнения учащимися слесарных и электротехнических работ. Для правки и разметки заготовки к крышке крепится с помощью винтов стальная плита.
Перед выполнением электротехнических работ тиски с верстака снимают и убирают в левый ящик. Верстак можно использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ (для этого тиски смещаются влево от середины крышки верстака). Кроме одноместных, в практике работы школ встречаются двух- и четырехместные верстаки.
Перечнем типового учебного оборудования школьных мастерских предусматриваются следующие металлорежущие станки: токарный типа ТВ-7 - 3 шт.; сверлильный типа 2М112 - 1 шт.; горизонтально-фрезерный типа НГФ-100 - 1 шт.; электроточило - 2 шт.
Конечно, не всегда представляется возможным приобрести именно указанные модели станков, поэтому следует руководствоваться тем, что наиболее удобными в работе с учащимися являются токарные станки с высотой центров 150...160 мм и расстоянием между центрами 600...800 мм; сверлильные станки желательно иметь с наибольшим диаметром сверления 12 мм.
В слесарном отделении устанавливают также вспомогательное оборудование: 1-2 разметочные плиты, плиту для правки заготовок, муфельную печь, испытательный стенд для электротехнических работ. Кроме этого, слесарное отделение дооборудуют для выполнения работ по термической обработке стали.
Оборудование в мастерских размещают с учетом определенных правил и нормативов. Задача при этом сводится к тому, чтобы обеспечить хорошее наблюдение учителя за работой учащихся, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Так, рекомендуется металлорежущие станки устанавливать ближе к рабочему месту учителя, чтобы в случае опасности он всегда мог оказаться рядом. Разметочные плиты следует располагать ближе к окну, чтобы их освещенность была достаточна, так как выполняемая на них работа требует значительного напряжения зрения.
Все рабочие места располагаются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между рядами слесарных верстаков, а также между металлорежущими станками необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.
Занимаясь в мастерских, учащиеся пользуются различными инструментами и инвентарем, которые можно разделить на две группы: индивидуального и общего пользования.
Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обеспечивается каждое рабочее место. На рабочем месте для выполнения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесарный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с шириной лезвия 10 мм; зубило с шириной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.
Рабочее место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов - резцы проходные, подрезные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента - линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для токарного станка-патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлильный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего пользования желательно иметь в 2-3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.
Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабочего места учителя, которое должно служить образцом для учащихся. Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500х1500х300 мм. На стене крепят классную доску, а под ней располагают чертежный инструмент. Шкаф предназначен для хранения таблиц и учебной технической документации. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выполнять трудовые приемы.
На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройством для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно подавать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий выключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся.
Типовыми проектами школьных учебных мастерских не предусмотрено отдельных помещений для проведения электромонтажных работ. С этой целью чаще всего дооборудуют и специальным образом оснащают слесарное отделение. Для этого на стенах укрепляют деревянные щиты для выполнения электротехнических работ, а вблизи них - штепсельные розетки. Необходимо иметь 10-15 таких щитов; иногда для выполнения работ их размещают на верстаках. Устанавливаются также стенды и столы с оборудованием, необходимым для изучения электрических машин. Испытывать собранные электрические цени, подключенные к источнику тока, учащиеся могут только под руководством учителя на специально оборудованном для этого испытательном стенде.
Для выполнения электротехнических работ на каждом рабочем месте необходимо иметь специальные комплекты, включающие в себя плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, 5-10 отверток, ножи монтерские.
Необходимый для каждой практической работы комплект электроарматуры и материалов лучше всего хранить в отдельных коробках размером 200х120х600 мм. Такой комплект должен быть заготовлен из расчета на каждое рабочее место. На коробке можно написать номер рабочего места и название практической работы. Для проверки электрических цепей необходимо иметь омметр (удобно типа М-57) или авометр (один из таких приборов должен быть в комплекте оборудования рабочего места учителя), контрольную лампу и индикатор напряжения. При подборе инструмента для электромонтажных работ необходимо иметь в виду следующее; отвертки, как правило, должны быть с пластмассовыми изолирующими ручками, а на рукоятки пассатижей, плоскогубцев, круглогубцев, кусачек, ножей должны быть надеты чехлы из изолирующих материалов. Молотки, дрели, шлямбуры и натяжные шнуры используются в работах реже, поэтому их можно считать инструментами общего пользования и иметь по 2-3 экземпляра, выдавая учащимся в случае надобности. Опыт показывает, что удобными для учащихся являются молотки массой 200 г и ручные дрели с набором сверл диаметром 2, 3, 5, 7 мм.
Для повышения эффективности обучения приемам выполнения электромонтажных работ необходимо применять средства наглядности. Ими могут быть таблицы типографского или ручного изготовления, щиты и стенды с образцами электротехнических материалов и арматуры, изображением схем, устройства электроарматуры и электроприборов. Приведем примерный перечень оборудования стендов: образцы проводов и шнуров; образцы изолирующих материалов; плакаты, отражающие технологию соединения, ответвления, оконцовывания проводов, зарядки штепсельной вилки, штепсельной розетки, патрона и выключателя; образцы предохранителей и плакаты с изображением их зарядки; электрический звонок и электромагнит.
Для демонстраций на занятиях, посвященных электротехническим работам, учитель использует некоторые приборы из кабинета физики или электротехники: набор по трехфазному току, действующие модели и разрезы машин постоянного и переменного тока, магнитный пускатель, тепловые реле, амперметры и вольтметры.
На уроках по техническому труду в V-Х классах широко применяются различные приспособления, предназначенные в первую очередь для улучшения качества изделий, повышения уровня культуры труда, формирования правильного представления об основах современного производства.
Опыт работы школ показывает, что учителя трудового обучения уделяют большое внимание оснащению учебного процесса различными приспособлениями для гибки, резания, клепки, штамповки металлов, заточки инструмента и др. Журналы «Тэхналагічная адукацыя» и «Школа и производство» систематически помещают на своих страницах лучшие приспособления.
Применение приспособлений с точки зрения учебно-воспитательных задач становится особенно эффективным, если к проектированию и изготовлению их привлекаются учащиеся.
В соответствии с перечнем типовых учебно-наглядных пособий слесарная мастерская должна быть обеспечена учебными таблицами («Техника безопасности», «Типовые детали, узлы и соединения», «Таблицы по техническому труду для V-Х классов», «Электротехнические работы», «Техническое конструирование», «Металлорежушие станки», «Электротехника на уроках труда») и диафильмами («Что нужно знать школьнику о металлах и сплавах», «Техника безопасности при обработке металлов в школьных мастерских», «Механизмы передачи и преобразования движения», «Обработка металлов резанием», «Что надо знать школьнику об использовании электричества в быту», «Монтаж электропроводки».
Столярная мастерская (отделение). При оборудовании столярной мастерской решаются в основном те же вопросы, что и при оборудовании слесарной мастерской. Здесь также приходится обеспечивать возможность регулирования верстаков по высоте. Высота верстака должна быть такой, чтобы ладонь учащегося, стоящего прямо, прижималась к поверхности крышки. Как видно, высота верстака находится в прямой зависимости от роста учащегося.
В столярной мастерской устанавливают токарные станки по дереву с высотой центров 150...200 мм и расстоянием между центрами 500 мм (3 шт.), комбинированный настольный станок (фуговальный и дисковая пила) с диском диаметром 200 мм и длиной ножей 1500 мм, а также точило с механическим приводом.
Перечнем типовых учебно-наглядных пособий предусматривается следующий инструмент и инвентарь индивидуального пользования: слесарная линейка длиной 500 мм; столярный угольник; столярный рейсмус; рубанки простые одинарные с механической подачей ножа, ширина ножей 40 и 45 мм; шерхебель с механической подачей ножа; полуфуганок с механической подачей ножа, ширина ножа 40 мм; ножовка мелкозубая для смешанного пиления, длина полотна 200...250 мм; ножовка для продольного пиления, длина полотна 300 мм; стамеска плоская 10 мм и 20 мм; долото 6 мм и 10 мм; рашпиль полукруглого сечения длиной 250…300 мм; напильник плоский драчевый 250...300 мм; лобзик с регулируемым натягом пилки; молоток столярный массой 250 г; киянка; клещи 150 мм; отвертки 5 и 10 мм; шило.
Этим же перечнем определен инструмент и инвентарь общего пользования: электроклееварка 127/220 В вместимостью 1...2 л; буравы 5...20 мм (комплект); долота столярные 4, 8, 12, 16 мм (комплект); ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; пила выкружная; разводка для пил универсальная; рубанок с двойным ножом; сверла перовые 12...30 мм; стамески плоские 4, 6, 8, 12, 15 мм; фальцгобель; цикля; цинубель.
В столярной мастерской необходимо иметь вспомогательное оборудование - кисти для клея, кисти для окраски разные, стеклорез.
В процессе обработки древесины могут быть широко использованы приспособления. На практике положительно зарекомендовали себя приспособления для разметки, строгания, пиления, разметки шипов и др. Многие из них являются универсальными, т. е. после переналадки могут быть использованы для обработки деталей различных размеров и конфигураций. Столярная мастерская оснащается диафильмами: «Что нужно знать школьнику о древесине», «Техника безопасности при обработке древесины в школьных мастерских», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских».
Одна из предпосылок правильной организации учебного процесса в школьных мастерских - планирование потребности в материалах, оборудовании, инструментах. Лишь зная наперед, какие именно объекты придется изготавливать, можно распределить их по классам и по времени. Учителю труда нельзя допускать случаев, когда заказы на изготовление тех или иных изделий поступают неожиданно и не остается времени для согласования содержания трудовой деятельности учащихся с учебной программой. Чтобы этого не произошло, учитель труда составляет заранее план работы по ремонту оборудования и оснащению мастерских приспособлениями, собирает заявки от заведующих учебными кабинетами и заведующего хозяйственной частью школы, заказы предприятий, а затем вместе с директором или завучем школы составляет план работы школьных мастерских.
На основании плана работы мастерских составляют календарно-тематические планы работы с учащимися отдельных классов, т. е. для каждого класса выбирают такие объекты работы, которые отвечают учебной программе.
Всю работу, которая проводится в мастерских, необходимо учитывать. Необходимо также учитывать и все материальные ценности. Для этого заводят две книги. В одной ведут учет оборудования, инструмента, приспособлений, материала и др., в другой - готовой продукции. Книги нужны для финансовой проверки. В связи с этим в них указывают, когда поступили материалы, инструменты, в каком количестве и кому переданы. Если инструмент выходит из строя, об этом записывают в книгу и периодически (обычно раз в четверть) составляют вместе с бухгалтерией акты на списание. В книге учета готовой продукции отмечают, кому и сколько передано изделий.
Учебные мастерские должны систематически пополняться всем-необходимым. В настоящее время нет официально утвержденных нормативов на сроки службы инструментов и станков в школьных мастерских. Поэтому приходится исходить из фактического состояния оборудования: заменять его в том случае, когда оно перестает обеспечивать свойственную ему точность обработки.
Пополнять мастерские всем необходимым можно по нескольким каналам: через органы народного образования, магазины и с помощью базовых предприятий.
В магазинах учителя имеют возможность приобрести режущий и измерительный инструмент за счет средств, которые ежегодно выделяются школам.
Существенным источником снабжения школьных мастерских являются базовые предприятия. Постановлениями правительства предприятиям разрешено безвозмездно передавать школам оборудование, инструмент и материалы. Можно было бы привести много примеров, когда, выполняя эти постановления, промышленные и сельскохозяйственные предприятия оказывают школам значительную помощь. Такая помощь нужна особенно потому, что школы в централизованном порядке не снабжаются материалами (металлами, древесиной). А материалов нужно много. Так, по некоторым подсчетам, для двухкомплектной восьмилетней школы необходимо, например, примерно 7 м 3 пиломатериалов и 400 кг металлических материалов в год. Школы, в свою очередь, по договоренности с предприятиями организуют выпуск силами учащихся общественно полезной продукции.
Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских
Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют о том, что физический труд, который по своему характеру отвечает возрастным возможностям организма и выполняется в оптимальных гигиенических условиях, содействует развитию как отдельных органов ребенка и подростка, так и всего организма.
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают двигательные навыки и умения; у них создаются новые условно рефлекторные связи. Под влиянием физического труда совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ.
Специальные исследования показали, что у лиц, которые занимаются физическим трудом, обмен веществ происходит интенсивнее, чем у тех, кто занимается преимущественно умственным трудом. Установлено также, что для нормального функционирования организма затраты энергии на мышечную работу должны составлять в сутки не менее чем 5,04...5,46 МДж у взрослых и 3,36...4,2 МДж у учащихся. Меньшие затраты на мышечную работу отрицательно сказываются на росте и развитии детей и подростков.
Трудовое обучение имеет большое значение как средство переключения учащихся с одного вида деятельности на другой, что в соответствии с учением И. М. Сеченова наиболее содействует поддержанию трудоспособности. Это положение убедительно иллюстрируется исследованиями. В обычные учебные дни у большинства учащихся трудоспособность по сравнению с исходными показателями (до начала занятий) повышается к концу первого урока, потом она несколько колеблется на этом уровне на протяжении второго урока и затем заметно снижается: для четвероклассников - после третьего урока, для более старших ребят (V-Х классы) -после четвертого урока. Дальнейшие учебные занятия проходят при прогрессивном снижении производительности умственного труда учащихся.
Переключение учащихся с изучения общеобразовательных предметов на трудовое обучение содействует поддержанию их трудоспособности на высоком уровне. Например, в VI классе наименьшее снижение трудоспособности наблюдается в тех случаях, когда уроки труда проводятся на третьем часу занятий, а наибольшее - на первом. В дни, когда учащиеся работают, например, в столярных мастерских, в конце учебной смены у них трудоспособность заметно выше, чем в другие дни.
Однако влияние трудового обучения на физическое развитие учащихся оказывается положительным лишь в том случае, если соблюдаются гигиенические нормы. Следовательно, режим работы должен быть таким, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению, когда функциональные сдвиги различных систем организма выходят за пределы физиологических возможностей.
В связи с этим возникает вопрос о продолжительности трудовых операций и перерывов на отдых. Хронометражные наблюдения показали, что при выполнении однообразной работы, особенно тогда, когда она связана со значительной физической нагрузкой, возрастают простои учащихся. Так, если в среднем на уроках труда простои занимают 17% рабочего времени, то тогда, когда преобладают опиливание и зачистка деталей, они составляют 25...30%, особенно возрастая к концу второго часа занятия.
Вообще характерно, что при выполнении однообразных операций по обработке материалов, связанных со значительными затратами энергии, полезное время работы закономерно снижается от начала к концу рабочего дня, а количество произвольных перерывов увеличивается. Если же работа характеризуется сменой операций, то полезное время работы не уменьшается на протяжении всего периода работы. Наибольший эффект как с точки зрения производительности, так и с точки зрения физиолого-гигиенической обеспечивается соединением либо чередованием двух-трех операций, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин; после чего делают перерыв на 3-5 мин для инструктажа, самоконтроля и др.
Возможности создания оптимальных гигиенических условий для работы учащихся зависят в значительной мере от внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.).
Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16...18°С, в столярной мастерской - 15...17°С.
Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, приготовление клея, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зависимости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м 3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м 3).
Большое значение для работы имеет нормальное освещение. Лучше всего работать при естественном освещении; однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное освещение. При этом исходят из нормативов, разработанных врачами-гигиенистами: освещенность рабочего места должна быть в пределах 100...200 лк. Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся: по консультации с врачом учитель должен ставить на лучше освещенные места учащихся, имеющих плохое зрение.
На трудоспособность учащихся влияет производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Данные исследований показывают, что выполнение ряда операций (рубка металлов на плите, распиливание досок дисковой пилой и др.) сопровождается шумом, который выходит за пределы допустимого. Поэтому нужно устранять все лишние шумы, в частности те, которые связаны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.
Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособность учащихся, нельзя не вспомнить о цветовом оформлении школьных мастерских. Многими исследованиями установлено, что правильным подбором цветов для оформления помещений и оборудования можно содействовать созданию бодрого настроения. В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.
Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских.
В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы, площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25--40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.
Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в швейной мастерской -- 4 м 2 .
Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.
В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.
Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.
Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные -- для потолков и полов, масляные -- для панелей и стен).
Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.
В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.
Мастерские обеспечиваются доброкачественной(отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.
Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.
Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.
Требования к освещению, отоплению и вентиляции
Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.
Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской.
Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.
Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти -- по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год.
Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам.
Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от здания, но не ближе 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.
Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо.
Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.
Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.
Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением.
Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.
Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.
Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:
а) центральное водяное с металлическими радиаторами;
б) лучистое с бетонными панелями;
в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°С без рециркуляции.
В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом -- важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.
Пожарная безопасность
Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.
Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.
Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.
Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.
Использованный обтирочный материал, обрезки, мусор должны убираться после каждого занятия.
Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.
Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций.
Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.
Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры.
Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.
Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.
Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.
Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях
Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:
Состояние воздушно-газовой среды мастерских;
Освещенность рабочей зоны и всего помещения;
Уровень производственного шума;
Режим работы во время занятий;
Эргономические факторы при организации работы в мастерских
Учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.
Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских должна быть 16--18 °С, влажность 40 -- 60%, а воздухообмен обеспечивать 20 м 3 /ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250 м 3 /ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!
Освещенность рабочей зоны и всего помещения для мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью -- по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.
Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы учащихся. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающего оборудования. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.
Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем мастер в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.
Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.
Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные" тона, будут создавать для работающих учащихся эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.
Лекция 1.
Рабочее место учителя.
его
Стол демонстрационный
Первая группа
вторая группа - мебель для сидения.
Третья группа - Четвертая группа - прочая мебель.
специальное оборудование
Основное оборудование
Верстак столярный.
Такой верстак должен быть рассчитан на работу одного ученика. Зажимные устройства должны быть прочными и надежно закреплять деревянные заготовки и детали для пиления и строгания во всех необходимых положениях. На верстаках (при отсутствии кабинета) должны предусматриваться приспособления для выполнения записей и графических работ, хранения технологических документов, размещения инструментов, приспособлений, крючок для ранца, сумки или портфеля.
Верстаки могут иметь металлические и деревянные детали, однако все рабочие поверхности должны быть деревянными во избежание порчи инструмента при выполнении работ. Желательно, чтобы верстак был разборным, что ускоряет его монтаж и демонтаж при необходимой перепланировке мастерской. Металлические основания верстаков окрашиваются масляными или нитрокрасками, деревянные основания покрываются бесцветным лаком или олифой в 4 - 5 слоев.
Верстак слесарный
Данный верстак предназначен для обработки металлов и пластмасс. При отсутствии кабинета для проведения теоретических занятий и лабораторно-практических и учебно-практических работ на слесарном верстаке могут выполняться электромонтажные работы, а также разбираться и собираться моде-ми, узлы механизмов и машин.
По конструкции верстаки слесарные могут быть одноместными, двухмерными и многоместными. Основание верстака делается сварное из труб или стального профиля, возможно изготовление основания и из деревянного бруса. Крышка верстака - деревянная, она покрывается не колющимся пластиком шли линолеумом и окантовывается стальным уголком.
Как показывает практика, в целях экономии места в мастерской возможно уменьшение размеров крышки верстака по длине до 800 мм при номинальной ширине 500 мм. Для работы учащихся площади такой рабочей поверхности вполне достаточно, если на верстак установить тиски средних размеров. При этом достаточно свободно на ней размещается инструмент, заготовки и технологическая документация.
Если программой обучения предусматривается рубка металла, то на верстак за рабочей зоной учащегося устанавливается экран с вертикальной предохранительной сеткой, имеющей мелкие ячейки (не более чем 3x3 мм). Ее высота для стандартного верстака должна составлять 1000 мм, для верстака уменьшенной конструкции безопасная работа обеспечивается сеткой высотой SOO мм (высота тисков при этом должна быть не более 150 мм). Длина сетки равна длине верстака. Экран с сеткой должен быть съемным и устанавливаться только для выполнения работ по рубке металлов.
В практике работы учителей вместо большого экрана с сеткой используются небольшие экраны, которые устанавливаются непосредственно рядом с тисками. Такой экран изготовляется из фанеры, и его внутренняя сторона покрывается поролоном или губчатой резиной. Он хорошо предохраняет от разлетающихся осколков при выполнении рубки металла.
Основание верстака должно позволять делать регулировку высоты крышки относительно пола. Устройство регулировки должно быть таковым, чтобы ту работу могли выполнять сами учащиеся. В основании отводится место для лотка с инструментами и портфеля учащегося. Практика показала нецелесообразность монтажа в верстаке выдвижных инструментальных ящиков. Ими неудобно пользоваться во время работы, и в них скапливается мусор, который:но удалять при уборке рабочего места.
На крышку слесарного верстака крепятся слесарные тиски. Для условий общеобразовательного учреждения удобны стальные параллельные тиски с шириной губок 90 -100 мм. Тиски и предохранительную сетку желательно окрасить в желтый цвет, основание - в салатовый. Если линолеум или пластик на крышке имеют неудачный с педагогических позиций цвет, то поверхность можно окрасить зеленой краской.
Регулировка уровня верстаков в соответствии с физическими параметрами учащихся может осуществляться с помощью специального механизма. Его можно сделать самостоятельно, и учитель может сам разработать свою оригинальную конструкцию. Однако проще сделать верстаки на максимально необходимую высоту, а для учащихся при необходимости устанавливать подиумы. Возможен и другой вариант, при котором регулировку высоты осуществляют с помощью подставок под ножки верстака.
Клиноременная передача
На валу электродвигателя жестко закреплен двухступенчатый шкив, который при помощи клинового ремня передает вращение двухступенчатому шкиву, закрепленному на шпинделе станка.
Клиноременная передача закрыта металлическим ограждением открывающаяся крышка которого сблокирована через конечный выключатель с электродвигателем так, что при ее открывании происходит отключение электродвигателя, станок останавливается. Крышка ограждения запирается при помощи винта.
Ограждение зоны резания станка
Ограждение зоны резания станка служит для защиты работающего от отлетающей стружки и снижения концентрации образующейся пыли в зоне дыхания работающего до установленных санитарных норм. Оно состоит из металлического кожуха и защитных экранов, которые подвижно крепятся к верхней части ограждения и могут быть откинуты по мере необходимости. Мягкий экран через эластичные петли натягивается на крючки кожуха.
В кожухе имеется щель для подсоединения станка к пылеотсасывающей установке.
Приспособления для крепления деталей
Корпус с центром - вилкой навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления заготовки совместно с задней бабкой.
Патрон навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления коротких заготовок при обработке их с торца. Заготовка забивается в патрон деревянным молотком.
Планшайба представляет собой диск, в центре которого выступает бобышка, имеющая внутреннюю резьбу для навертывания на шпиндель. На плоскости диска на некотором расстоянии от центра просверлено восемь отверстий. Через них в заготовку ввертывают шурупы, крепящие ее к планшайбе. Планшайбу применяют, когда нужно обточить деталь большого диаметра без зажима ее центр от задней бабки. F ежущие инструменты
Рейер полукруглый (желобчатый) резец по форме похожий на обыкновенную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внешней стороны с фаской под углом 25-30°. К станку прилагаются два рейера: для первоначальной грубой обточки заготовки шириной 25 мм и для более мелкой.
Электрооборудование
К электрооборудованию станка относятся: трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 1,1 кВт, переключатель кулачковый универсальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонтированы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного освещения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электроаппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.
Защитные устройства
Зона обработки ограждена защитным экраном, установленным на суппорте станка.
Принцип действия. При включении машины терочный диск начинает вращаться.- Поступающие сверху клубни по- I падают на поверхность вращающегося терочного/диска и | также начинают вращаться. При этом клубни трутся об абразивную поверхность терочного диска и стенок камеры. Под действием силы трения кожура с клубней снимается, а поступающая из г разбрызгивателя вода смывает мезгу на дно 12 камеры, откуда она через резиновый сливной патрубок 4 попадает в камеру отходов. Вода через перфорированное дно сборника мезги сливается в канализацию через патрубок 1, а мезга остается в сборнике. В дальнейшем мезгу используют для переработки на крахмал или на корм.свиней.
Для выгрузки очищенных, овощей, не выключая двигателя, открывают дверцу разгрузочного.лотка л под действием центробежной силы клубни выпадают в подставленную тару. Производительность машины - 125 кг/Ч;
Лекция 1.
Технический труд является составной частью содержания образовательной области «Технология предпринимательства» в школе. Его основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.
На занятиях «технологии предпринимательства» учащихся учатся творчески мыслить, искать нестандартные решения, выбирать оптимальные средства при выполнении различных работ. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность по современным быстро развивающимся условиям.
Для решения актуальных способов управления учебным процессом «технологии предпринимательства» нужна соответствующая материальная база; инструменты, оборудование, учебные пособия и т.д.
Учащихся знакомятся со свойствами и назначением материалов.
При изучении свойств металлов учащихся получают сведения о свойствах их сплавов, назначении и области применения этих сплавов, знакомятся с технологиями резания, сварки, пайки, плавления, термической обработки.
Школьники получают представления о назначении и свойствах пластических масс, их видах, методах обработки и соединения при изготовлении деталей и изделий.
Технические средства при осуществлении технологических процессов обработки конструкционных материалов являются второй составляющей содержания обучения на занятиях по технологии предпринимательства. Учащихся знакомятся с конструкцией станков, механизмов, электрических установок и т.д. они учатся управлять ими.
Оборудование учебных мастерских.
Оборудование кабинетов, лабораторий и мастерских осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования РФ примерных перечней средств обучения. Комплектация может проводиться по функциональным признакам, отражающим предназначение различных видов оборудования. Основное оборудование и инвентарь индивидуального пользовании: рабочее место учащегося, необходимая оснастка, инструментарий, средства обеспечения безопасности выполнения работ. Конкретные типы оборудования и их количество подбираются в соответствии с современным уровнем оснащения предприятий, материальными возможностями общеобразовательного учреждения, наличием спонсорской поддержки или шефской помощи. Желательно, чтобы весь комплект оборудования представлял собой определенную систему, элементы которой содержательно и методически были согласованы.
Все оборудование должно удовлетворять педагогическим, санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям, гарантировать безопасность выполнения учащимися учебно-практических работ.
См. портал Ucheba.com: -www.posobie.ru,
Www.uroki.ru, www.metodiki.ru/
Рабочее место учителя.
Оно располагается в самом доступном для обозрения учащихся месте. Желательно рабочее место учителя расположить на подиуме высотой 250-300 мм. Здесь устанавливается рабочий стол или верстак, демонстрационный стол и размещается оборудование с соответствующим набором инструментов и приспособлений. Рабочее место учителя должно быть специально выделено и иметь оборудование для объяснения технологических и технических сведений, демонстрации учебно-наглядных пособий, приемов работы с ручными инструментами. Количество и перечень учебного оборудования рабочего места учителя зависят от назначения мастерской и от площади помещения.
Однако обязательно на каждом рабочем месте учителя в мастерской должны быть установлены: верстак для демонстрации приемов работы с ручными инструментами, классная доска, демонстрационный стол с пультом управления: электроснабжением.
Верстак на рабочем месте учителя должен по конструкции полностью соответствовать верстакам учащихся. Это позволяет учащимся в начальный период обучения более точно подражать учителю в выполнении приемов работы и быстрее овладевать умениями.
Желательно устанавливать верстак учителя на поворотной платформе, позволяющей разворачивать его на любой угол. Тем самым учитель сможет в нужном ракурсе демонстрировать учащимся рабочие позы и приемы труда.
В мастерской целесообразна установка доски планшетного, альбомного или раздвижного типа, которая позволяет открывать нужное изображение, неиспользуемое, а также иметь части с чистыми полями для передачи текущей зрительной информации.
На доске или над доской должны быть установлены специальные зажимы для крепления таблиц и плакатов. Под доской может быть смонтирован пенал для хранения чертежных инструментов.
Демонстрационный стол необходим для хранения инструментов, наглядных пособий, литературы, технической и технологической документации, демонстрационных заготовок и полуфабрикатов, необходимых для проведения текущих занятий.
Желательно использовать стол специальной конструкции. На нем должен быть смонтирован пульт управления системой электроснабжения мастерской, включая рабочие места учащихся, установлена убирающаяся аудиовизуальная аппаратура. Стол должен быть оснащен подъемными пюпитрами для демонстрации объектов труда, макетов и моделей.
Учебные таблицы обычно хранятся во вспомогательном помещении. При его отсутствии под классной доской можно установить специальную планшетную тумбу. В зависимости от вида таблиц и плакатов в ней могут быть касеты для рулонов или планшетные ячейки. Размеры тумбы определяются количеством средств наглядности и возможностями помещения.
Доска классная. Состоит из двух частей размером 1500 х 1100 мм каждая. Над доской установлены светильники с галогенными лампами или лампами дневного света.
Экран. В пространстве за классной доской устанавливается экран. Он имеет те же размеры, что и фрагменты классной доски, 1500 х 1100 мм.
Стол демонстрационный изготавливается из древесностружечной или древесноволокнистой плиты, облицованной пластиком. В качестве напольной основы используется плинтус высотой 80 мм. Левая часть стола имеет размеры 1000 х 800 х 900 мм. Крышка левой части откидная, окантована дюралюминиевым уголком с полками размером 25 х 25 мм. В вертикальном положениикрышка удерживается замками. В этом положении она может служить стойкой для демонстрации таблиц, плакатов и рисунков на бумаге. Для этой цели на ней установлены металлические держатели.
Учебные таблицы для текущей работы хранятся под откидной крышкой.
В тумбе левой части стола смонтирована поворотная турель, разделенная на несколько секций. В ней размещаются натуральные образцы, необходимые для текущей демонстрации.
Средняя часть стола предназначена для ведения учителем текущих записей в своей рабочей документации. Размеры рабочей поверхности крышки 700 х 800 мм, высота от пола 750 мм. На крышке монтируется пульт дистанционного управления и, при необходимости, микрофон. На лицевой стороне в средней части стола устанавливаются динамики.
Правая часть стола по высоте также ниже левой и совпадает по уровню со средней частью. Ее размеры 500 х 800 х 750 мм. На ней устанавливаются аудиовизуальные технические средства подачи информации, усилитель и монтируется выдвижная кассетница. Характер размещаемых в столе учителя аудиовизуальных средств определяется материальными возможностями образовательного учреждения.
Мебель является неотъемлемой частью оборудования школьной мастерской. Она, как и все оборудование, должна быть приспособлена к условиям преподавания и учебно-практической деятельности учащихся. Конструкция мебели, ее качество и дизайн должны отвечать современным техническим и эстетическим требованиям.
Всю мебель условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - мебель с рабочими поверхностями,
вторая группа - мебель для сидения.
Третья группа - мебель для хранения средств обучения. Четвертая группа - прочая мебель.
Большую часть третьей группы мебели в мастерских представляют шкафыдляхранения инструментов и учебных пособий. Они могут быть соединены в единый блок с классной доской или устанавливаться отдельно в виде секции. лучше всего для мастерских использовать изготовленные по индивидуальному проекту шкафы с раздвижными дверцами. При такой конструкции экономится рабочее пространство мастерской, поскольку нет необходимости отводитъ зону для открывающихся створок.
Практика показывает, что лучше всего делать шкафы из панелей, облицованных пластиком. Шкафы разбиваются на секции и делятся полками по регулируемым уровням. Высота полок определяется размерами хранимого оборудования.
В шкафах хранятся заготовки, полуфабрикаты (незавершенные изделия учащихся), инструменты и другое учебное оборудование.
Инструменты в шкафах следует размещать на специальных укладках. Комплектование укладок инструментами осуществляется в соответствии с содержанием учебно-практических и лабораторно-практических работ учащихся или применительно к какой-то технологии.
В мастерской могут устанавливаться выставочные стеллажи. Они служат идя хранения законченных изделий учащихся. Изделия, представленные на стеллажах, могут служить для учащихся натуральным наглядным пособием.
В демонстрационных целях могут использоваться настенные витрины и экспозиционные щиты. В витринах, как правило, монтируются комплекты натуральных наглядных пособий (образцы материалов, узлов соединений деталей, технологические последовательности сборочных или монтажных работ и др.). Экспозиционные щиты служат для демонстрации литературы, фотографий, плоскостных образцов изделий и т. п. Они могут быть сплошными, решетчатыми, перфорированными с проволочными держателями. Щиты позволяют оперативно обновлять экспозицию.
Для малогабаритной учебной техники мастерская должна иметь подставки под оборудование. Как известно, ряд учебных станков, механизмов и приспособлений для технологии выпускается в настольном варианте (сверлильный, фрезерный станки, токарный станок по дереву, заточные станки, универсальный агрегат для обработки древесины и др.). Естественно, что для их установки нецелесообразно использовать канцелярские столы и необходимы соответствующие подставки в виде тумбочек. Их конструкция должна быть простой, прочной и обеспечивать удобство эксплуатации.
Подставка может быть деревянной или металлической. Поверхность крышки покрывают пластиком и окантовывают металлическим уголком. В подставке монтируют полки для хранения укладок с инструментами и подсобного оборудования. Окрашивать подставки лучше всего в светло-зеленые тона. Для мастерской желательно разработать типовую конструкцию подставок, но изготавливают их разных размеров с учетом габаритов и массы устанавливаемого оборудования.
Для проведения лабораторно-практических работ требуется специальное оборудование . Это различные измерительные приборы, наборы деталей типа «конструктор», образцы материалов, измерительный инструмент и др.
Основное оборудование для проведения лабораторно-практических работ приобретается через торговую сеть в заводском варианте изготовления. Часть необходимого инструментария и оснастки может быть изготовлена в учебных мастерских. Для этой работы учитель привлекает учащихся, ставя перед ними соответствующие проектные задания.