Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» (при закладке «Неприступный») является вторым из построенных кораблей проекта 11540 «Ястреб» (по классификации NATO - фрегат), которые были построены на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде. Первым кораблем является сторожевой корабль .
Корабль предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», бортовой номер 727, был заложен 27 мая 1988 года под именем «Неприступный». Спущен на воду в июне 1990 года. С 30 августа 1995 года стал называться «Ярослав Мудрый». 19 июля 2009 года вошел в состав Балтийского флота. 24 июля 2009 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России.
Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 3590 тонн, полное 4350 тонн. Длина наибольшая 129,8 метра, ширина наибольшая 15,6 метра, осадка на миделе 4,8 метра. Скорость хода полная 30 узлов, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 3000 морских миль при 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 214 человек, в том числе 27 офицеров.
Двигатели: Двухвальная газотурбинная - 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ.
Мощность: 37000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20000 л. с. (форсажные ГТУ).
Вооружение:
Артиллерия: 1 АК-100.
Ракетное вооружение: 4x8 ПУ «Кинжал»; 2 ЗРАК «Кортик».
Противолодочное вооружение: 2x3 533-мм ТА; 1 х РБУ-6000; 2 х «Водопад-НК».
Авиационная группа: 1 вертолёт «Ка-27».
С 2016 года имеет бортовой номер 777.
С 07 декабря 2011 по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с .
25 апреля 2012 года корабль, с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны». 18 декабря в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», больших десантных кораблей и «Александр Шабалин», спасательного буксира СБ-921 и танкера «Лена» вышел из главной базы флота и взял курс на Средиземное море.
19 января 2013 года в под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации началось учение межфлотской группировки ВМФ России. 31 января в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», больших десантных кораблей «Калининград», «Александр Шабалин» завершил участие в учении в составе межфлотской группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море и вступил под управление командира отряда капитана 1 ранга Валерия Привалова. В мае сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова в Средиземном море. 05 июля в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» (командир корабля капитан 2 ранга Алексей Суглобов), танкера «Лена» и спасательного буксира «СБ-921» зашел в военную гавань города Балтийска после выполнения задач по предназначению в районах Атлантического океана, Северного и Средиземного морей.
09 августа 2014 года вышел из главной военно-морской базы БФ - города Балтийска. 28 августа завершил деловой заход в порт Ла-Валетта (Мальта). За время двухдневной стоянки в иностранном порту корабль пополнил запасы топлива, воды и продовольствия, а его экипаж получил возможность отдохнуть на берегу. 01 сентября в назначенной точке Средиземного моря встретился с танкером «Кола», который во время дальнего похода будет обеспечивать СКР топливом, водой и продовольствием. 03 сентября СКР «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» благополучно прошли в составе каравана судов через Суэцкий канал и вышли в акваторию Красного моря. 05 сентября СКР «Ярослав Мудрый» и танкера «Кола» вошли в акваторию Аденского залива, где «Ярослав Мудрый» будет выполнять задачи по обеспечению безопасности гражданского судоходства. 11 сентября совершил деловой заход в порт Салала (Султанат Оман) для пополнения запасов воды и продовольствия и отдыха моряков. С 13 сентября продолжил выполнять задачи по обеспечению безопасности гражданского судоходства в районе Красного моря и Аденского залива. 24 сентября совершил деловой заход в порт Салала (Оман) для пополнения запасов и отдыха экипажа, который продлится до 26 сентября. После завершения визита снова взял курс в Аденский залив. 08 октября (Оман) для пополнения запасов и отдыха экипажа. 10 октября (Оман) и взял курс в Аравийское море. 15 октября (Исламская республика Пакистан). 16 октября впервые в главную военно-морскую базу Пакистана порт Карачи. 17 октября на одном из этапов российско-пакистанского учения «Аравийский муссон-2014», которое продлится до 20 октября. 22 октября (Исламская Республика Пакистан) и взял курс в Тихий океан. 27 октября Коломбо и держит курс на Джакарту (Республика Индонезия). 05 ноября (Индонезия), который . На 10 ноября корабли Балтийского флота СКР «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» вышли в море и взяли курс к берегам Малайзии через пролив Каримата, соединяющий Южно-Китайское и Яванское моря. На 12 ноября , важнейшего морского торгового пути, соединяющего Индийский океан с Южно-Китайским, Яванским и Андаманским морями, и направился в малайзийский порт Пинанг. 14 ноября совершил деловой заход . 18 ноября . За время стоянки экипаж сторожевика пополнит запасы воды, топлива, продовольствия, а также проведет технический осмотр корабля. 24 ноября сторожевой корабль прибыл с визитом в порт Коломбо, Шри-Ланка. 27 ноября по приглашению заместителя Министра обороны Российской Федерации Анатолия Антонова представители руководства оборонных ведомств стран Южной и Юго-Восточной Азии Балтийского флота, который находится с деловым заходом в порту Коломбо. В этот же день к берегам Омана. 05 декабря в порт Салала (Оман). 08 декабря Салала. 18 декабря , чтобы выйти в акваторию Средиземного моря.
По сообщению от 29 января 2015 года и взял курс в назначенный район Средиземного моря. Во время захода в Тартус российские моряки пополнили необходимые корабельные запасы, часть экипажа, свободная от несения дежурства и вахты, побывала на берегу. По сообщению от 30 января по противодействию надводным и воздушным силам условного противника с выполнением комплекса артиллерийских стрельб. По сообщению от 03 февраля сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» Балтийского флота и взяли курс в порт Сеута, куда должны прибыть 10 февраля. 10 февраля , где пробудет до 12 февраля. 12 февраля сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» и вышли в Средиземное море. По сообщению от 16 февраля сторожевой корабль дальнего похода и взял курс к месту постоянного базирования. В настоящее время СКР проходит пролив Ла-Манш. где его фрегат Королевского флота Великобритании. По сообщению от 18 февраля СКР Эресунн, Каттегат и Скагеррак, соединяющих Северное море с Балтийским. 21 февраля корабль . Всего СКР «Ярослав Мудрый» находился в походе 197 суток, оставив за кормой 30442 тысячи морских миль за 2693 ходовых часа. За это время экипаж корабля совершил неофициальные визиты в порты 9 иностранных государств, среди которых - Испания, Мальта, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка, Кипр, Оман и Сирия. Корабль пронес Андреевский флаг через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, Северное, Средиземное, Красное, Аравийское, Яванское и Андаманское моря. Во время похода с экипажем были проведены учения и тренировки по противовоздушной и противолодочной обороне, обеспечению навигационной безопасности, организации связи и управления. Свою морскую выучку совершенствовали морские пехотинцы, находящиеся на борту корабля. В период похода они провели десятки занятий по огневой подготовке с выполнением практических стрельб из различных видов стрелкового оружия.
PATROL SHIP OF THE PROJECT 11540 «YASTREB»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11540 «ЯСТРЕБ»
Работы над проектом универсального сторожевого корабля (СКР) водоизмещением от 3 000 до 4 000 т начались в 1981 г. В соответствии с ТТЗ он должен был явиться развитием пр. 1135 и по своим боевым возможностям превосходить все фрегаты иностранной постройки того периода.
В 1981 году ВМФ разработал откорректированное тактико- техническое задание на проект 11540 (шифр «Ястреб»), главным конструктором нового корабля был назначен Н.А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ O.K. Коробков (ранее за проектом наблюдал В.Я. Корсуков).
Многоцелевой корабль пр.11540 «Неустрашимый» предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Технический проект разработан Зеленодольским ПКБ. Изначально предполагалось, что данные СКР будут строиться на семи судостроительных заводах и вся серия составит от 79 до 100 единиц. Однако в силу политических и финансовых проблем эту программу свернули и заложили лишь три корабля, из которых в строй ввели только один. Второй, СКР Ярослав Мудрый, находится в постройке (по состоянию на начало 2000 г. его готовность составляла 45%). Третий СКР Туман (зав. № 403) заложили в 1993 г. на стапеле ССЗ «Янтарь», но вскоре заказ аннулировали и корабль разобрали на металл.
Многоцелевой корабль пр.11540 «Неустрашимый» предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Ракетный сторожевой корабль (СКР) пр. 11540 «Ярослав Мудрый» – многоцелевой корабль, обеспечивающий оборону оперативного соединения кораблей от кораблей и подводных лодок противника. Его основные характеристики: водоизмещение – 4500 тонн, скорость – около 30 узлов, дальность хода – более 5000 миль.
Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Водонепроницаемыми переборками разбит на 12 отсеков. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. Создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового уничтожения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.
«Ярослав Мудрый», как и головной корабль серии «Неустрашимый», приводится в движение газотурбинной установкой. Но система газовыхлопа кормовых дизель-генераторов «Ярослава Мудрого» оборудована маслоуловителями, которые предотвращают загрязнение забортной воды, что отвечает современным экологическим требованиям.
В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. Она состоит из 2-х форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и 2-х маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага (ВФШ).
Мощность ГТУ 2×20000 л.с. (маршевая) и 2×37000 л.с. (форсажная); скорость полного (экономического) хода более 31 (18) узлов.
Вооружение корабля состоит из одной одноствольной стабилизированной 100-мм башенной автоматической артустановки АК-100 с длиной ствола 59 калибров, расположенной на баке. Боекомплект, состоит из 350 выстрелов, подача осуществляется элеваторами из подбашенного погреба. Установка имеет бронирование толщиной 5-мм.
Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом «Водопад-НК», производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас – 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°. Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны «Смерч-2″.
Комплекс противокорабельных ракет «Уран» включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР Х-35 и автоматизированную систему управления.
Комплекс ПВО «Кинжал» обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием.
Два ЗРАК «Кортик» компактно размещены в двух боевых модулях с 2 шестиствольными 30-мм автоматами с длинной ствола 54 калибра и с 2 блоками по 4 транспортно-пусковых контейнера для ЗУР 9М-311К, а так с системой управления и сопровождения, которые расположены на поворотной части каждого боевого модуля.
БИУС «Трон-Дипломат» – боевая информационно-управляющая система, предназначена для автоматизации процессов боевого управления оружием и радиоэлектронным вооружением корабля при ведении боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.
В ангаре расположен палубный вертолёт Ка-27, несущий противолодочные торпеды, ракеты и глубинные бомбы.
Пр.11541 «Корсар» – проект экспортного СКР с незначительными изменениями. Разработан в 1990-х гг. Зеленодольским ПКБ.
Головной фрегат «Неустрашимый» построен на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. (»Ярослав Мудрый», ранее «Неприступный») и 1993 г. (»Туман») еще два корабля. По состоянию на 1988 г. «Неустрашимый» стоил 80 млн. руб.
Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2011 год входят в состав Балтийского флота.
Второй в серии сторожевой корабль, «Ярослав Мудрый», ввиду корректировки проекта отличается от головного «Неустрашимого» наличием некоторых систем. В первую очередь – установкой противокорабельного комплекса «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК, предусмотренный техническим проектом, в реальности так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава». Также второй корабль получил более совершенные средства связи и систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.
СКР «Неустрашимый» пришел для капитального ремонта на завод в 2014 году. Дважды переносились договорные сроки ремонта – и по причине выявленного в ходе дефектации большого дополнительного объема работ, и из-за сложности с ремонтом форсажных двигателей украинского производства.
«Сейчас вопрос с двигателями решен, АО «Металлист-Самара» взяло на себя обязательства по выполнению ремонта двигателей, – сказал заместитель начальника Управления судоремонта, гарантийного и сервисного обслуживания (УСГСО) предприятия Андрей Чебровский. – Первый уже находится на испытательном стенде, а к середине февраля будет готов к первому этапу испытаний и второй. Поступят на наш завод они в апреле и в мае, один за другим».
В конце 2019 года сторожевой корабль (СКР) «Неустрашимый» проекта 11540 завершит длительное обновление и будет передан заказчику, сообщил Андрей Чебровский.
СЕРИЯ:
СКР «Неустрашимый» (заводской №401) – 1993 год
СКР «Ярослав Мудрый» (»Неприступный») (заводской № 402) – 2009 год
СКР «Туман» (заводской № 403) – заложен летом 1993 года и разрезан на начальной стадии постройки
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение:
- полное 4350 т,
- стандартное 3590 т;
Длина 129,8 м,
Ширина 15,6 м,
Осадка 8,35 м.
Мощность ГТУ 2×20 000 л.с. (маршевые) и 2×37 000 л.с. (форсажные);
Скорость:
- полного хода 29 уз.,
- экономическая 18 уз.;
Дальность плавания 2900 миль.
Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров.
ВООРУЖЕНИЕ:
4×8 ПУЗРК “Кинжал” (32 ЗУР),
6×1 ПУ ПЛРК “Водопад” (6 ракето-торпёд),
2 ЗРАК “Кортик” (32 ЗУР “Игла-М” и 3000 выстрелов),
1 х 100-мм АУ АК-100
2×6 30-мм АУ АК-630,
1×12 РБУ-6000,
Вертолет Ка-27
БИУС «Трон» и «Дипломат»
РЛС управления огнем «Лев» (МР-214)
РЛС обнаружения ВЦ «Фрегат МА» (МР-750)
комплекс РЭБ«Вымпел-Р2»
пассивные системы РЭП (количество ПУ х направляющих) ПК-2 (2×2- 140-мм), ПК-10 (4 х10 – 122-мм), «Смелый» ГАС с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-1»
Сторожевые корабли проекта 11540 - тип российских сторожевых кораблей. По западной классификации относятся к классу фрегатов. Шифр "Ястреб". Это многоцелевые корабли, обеспечивающие противовоздушную оборону оперативного соединения кораблей от судов и подводных лодок противника. Сторожевой корабль этого класса был разработан и построен на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Первым в серии стал СКР "Неустрашимый", который был спущен на воду в 1993 году. Два других заложены - "Ярослав Мудрый" (в некоторых сообщениях он несет имя "Неприступный") заложен в 1991 и "Туман" заложен летом 1993. Данный корабль является дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавших себя сторожевых кораблей проекта 1135, 24 из которых были построены в период с 1969 по 1993 года. СКР проекта 11540 является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов.
Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом "Водопад-НК", производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас - 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°.
Комплекс противокорабельных ракет "Уран" включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР К-35 и автоматизированную систему управления. Ракета K-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели. Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м выше уровня моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 метров в секунду снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км. Полетный вес - 603 кг.
Комплекс ПВО "Клинок" обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Комплекс состоит из автоматизированной системой управления стрельбой и подпалубную пусковую установку с четырьмя барабанами, каждый с восемью ракетами 9M330 (32 ракеты). Ракета является морской версией ракеты СА-15.
Для получения данных для стрельбы комплекс имеет в составе РЛС обнаружения и интерфейс с корабельной системой боевого управления. В РЛС применена антенна с фазированной решеткой и электронным управлением. Дальность - от 12 до 15 км и высота цели - от 10 до 6000 метров. Ракета снабжена 15 кг боеголовкой, может поражать 4 цели одновременно на скорости до 700 метров в секунду и скорострельности 3 ракеты в секунду.
Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО "Каштан" - разработан Тульским Конструкторским бюро. Система обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда. Система выполнена модульной конструкцией. Один командный модуль и два модуля - комбинированная ракетно-артиллерийская установка с боезапасом в 64 ракеты и 600 выстрелов, расположенные с каждой стороны купола спутниковой связи. Командный модуль обеспечивает полностью автономное обнаружение целей, выдачу данных по целям и целераспределение пусковым установкам. Комбинированная ракетно-артиллерийская установка автоматически получает целеуказание, сопровождает цель, вычисляет параметры цели и применяет оружие. Ракеты класса "Земля-воздух" запускаются из контейнера (пусковой установки), артиллерийская установка представляет собой спаренный 30 мм зенитный автомат. Система обеспечивает радиолокационный и лазерный (для ракет) режимы сопровождения целей. Дальность стрельбы - от 1,5 до 8 км и артиллерийской установкой - 0,5-1,5 км для высот от 5 до 4000 метров. Скорость цели до 600 м/с. Скорострельность артиллерийской установки до 1000 выстрелов в минуту.
Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны "Смерч-2". Неподвижная пусковая установка РБУ-6000 установлена на верхней палубе за четырьмя крышками ПУ комплекса "Клинок". Пусковая установка из двенадцати радиально размещенных труб, данные для стрельбы поступают от системы управления огнем "Буря". Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой. Ракеты загружаются автоматически через элеватор. Когда последняя трубка загружена, пусковая установка автоматически переключается на стрельбовой режим. Использовав все ракеты, пусковая установка автоматически возвращается в позицию загрузки. Максимальная дальность стрельбы - 6000 метров и максимальная глубина цели - 500 метров. Вес ракеты - 110 кг и вес боевой части - 25 кг.
Система AK-100 с боезапасом в 350 снарядов, установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Артиллерийская установка AK- 100-MР-145 разработана Конструкторским бюро "Аметист" в Москве, конструкторским бюро "Арсенал" и Промышленной ассоциацией в Санкт-Петербурге. Система включает в себя также вычислительный комплекс с радиолокационным и телевизионным каналом обнаружения и слежения. Артиллерийская установка оборудована оптическим прицелом "Конденсор". Управление стрельбой может быть в автоматическом - от комплекса управления стрельбой, в полуавтоматическом - от оптического прицела "Конденсор" и в ручном режиме, причем подача боеприпасов в ручном режиме обеспечивается через элеваторы и автоматические механизмы подачи. Артиллерийская установка обслуживается командой из 5 или 6 человек. Скорострельность 30 - 50 выстрелов в минуту, дальность 20 километров.
Корабль оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для обеспечения защиты против оружия с тепловыми головками самонаведения. Производит стрельбу 120мм снарядами тепловых помех. Подрыв снарядов может быть в автоматическом или одиночно в ручном режиме. Также корабль оснащен двумя 16-трубными установками ПК-16 для постановки помех оружию с радиолокационными и оптическими системами самонаведения. Производит стрельбу снарядами калибра 82 мм одиночно в ручном режиме. В автоматическом режиме может производить стрельбу одиночно с интервалом от 20 до 100 секунд. Дальность стрельбы от 200 до 1800 метров.
Вертолетная площадка занимает всю ширину кормовой части корабля. В ангаре размещен палубный вертолет Ка-27. Боевой вертолет Ka-27, один из семейства противолодочный вертолетов фирмы Камова, по классификации НАТО - "Helix". Вертолет может действовать в плохих условиях погоды и состоянии моря вплоть до 5 баллов и на расстояниях до 200 км от судна. Вертолет обеспечен РЛС для обнаружения и сопровождения надводных целей, гидролокационную систему для обнаружения и сопровождения подводных целей, систему постановки акустических буев. Системы оружия включают противолодочные торпеды, противолодочные ракеты, глубинные бомбы и донные мины.
Характеристики:
- Водоизмещение: 3590 тонн (стандартное), 4350 тонн (полное);
- Длина: 129,8 м (наибольшая), 117,2 м (по КВЛ);
- Ширина: 15,6 м (наибольшая), 14,2 м (по КВЛ);
- Осадка: 8,35 м (по бульбу), 4,8 м (на миделе);
- Двигатели: 2 × маршевый ГТА М-70, 2 × форсажный ГТА М-90;
- Мощность: 2 × 10000 л.с. (маршевый), 2 × 18500 л.с. (форсажный);
- Движитель: 2 × ВФШ;
- Скорость хода: 30 узлов (полная);
- Дальность плавания: 3000 миль ходом 18 узлов, 3500 миль ходом 16 узлов;
- Автономность плавания: 30 суток;
- Экипаж: 214 человек (27 офицеров);
- Навигационное вооружение: НРЛС МР-212 «Вайгач», НК «Бейсур»;
- Радиолокационное вооружение: РЛС типа «Фрегат», РЛС ЗРК МР-352 «Позитив», РЛС УО МР-145 СУО «Лев»;
- Радиоэлектронное вооружение: КС Р-782 «Буран», ГАК МГК-365 «Звезда-М1», Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25, 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16, 8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10, БИУС «Трон-11540», СУО АУ «Лев-145», СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»;
- Артиллерия: 1 × АК-100;
- Зенитная артиллерия: 2 × ЗРАК «Кортик»;
- Ракетное вооружение: 2 × ПУ ПКРК «Уран», 4 × ПУ ЗРК «Кинжал»;
- Противолодочное вооружение: 1 × РБУ-6000, 2 × РПК-6М «Водопад-НК»;
- Минно-торпедное вооружение: 2 × трехтрубных 533-мм ТА;
- Авиационная группа: 1 вертолет Ка-27.
Таблица 4 Краткие сравнительные тактико-технические элементы новейших фрегатов постройки 1990-х годов* |
||||||||||
Тип (проект), название головного |
||||||||||
«Ястреб» пр.11540 |
«Norfolk» (тип 23) |
«Branden- burg» |
«La Fayette» |
«Karel Doorman» (тип «М») |
. (тип 100) |
«Barba- ross» |
«Люйху» (тип 052) |
. (KDX2000) |
«Гидра» (MEKO 360) |
. (MEKO 200 ANZ) |
ФЛАГ |
||||||||||
Россия |
Велико- британия |
Германия |
Франция |
Нидер- ланды |
Испания |
Турция |
Китай |
Южная Корея |
Греция |
Австра- лия, Н. Зеландия |
Водоизмещение полное, тонн |
||||||||||
4200 |
4200 |
4500 |
3350 |
3320 |
4400 |
3500 |
4200 |
3900 |
3350 |
3495 |
Тип главной энергетической установки |
||||||||||
ГГТУ |
ДГТЭУ |
ДГТУ |
ДУ |
ДГТУ |
ДГТУ |
ДГТУ |
ДГТУ |
ДГТУ |
ДГТУ |
ДГТУ |
Скорость полная, узлов |
||||||||||
27…28 |
||||||||||
Дальность, миль (при ходе, уз.) |
||||||||||
3800 (18) |
8000 (15) |
4000 (18) |
7000 (15) |
4000 (19) |
4500 (18) |
4000 (18) |
5000 (16) |
4000 (18) |
6000 (18) |
|
Экипаж, чел. |
||||||||||
Вооружение: противокорабельное ракетное (тип, боекомплект) |
||||||||||
«Оникс» |
«Harpoon» |
«Harpoon» |
«Exocet» |
«Harpoon» |
«Harpoon» |
«Harpoon» |
«Иньцзи81» |
«Harpoon» |
«Harpoon» |
|
зенитное ракетное (тип, боекомплект) |
||||||||||
«Кинжал» «Кортик» 4х4 (64) |
«Seawolf» VLS |
«Sea Sparrow» |
«ASTER15» |
«Sea Sparrow» |
«Sea Sparrow» |
«Sea Sparrow» |
«Crotale» 8 (32) |
«Sea Sparrow» |
«Sea Sparrow» |
«Sea Sparrow» |
артиллерийское (количество установок (стволов), калибр, мм) |
||||||||||
1 – 130 4х6 – 30 |
1 – 114,5 2х7 – 30 |
1 – 76 |
1 – 100 2х2 – 20 |
1 – 76 1х7 – 30 2х1 – 20 |
1 – 127 1х12 – 20 |
1 – 127 3х4 – 25 |
1 – 100 4х2 – 37 |
1 – 127 2х7 – 30 |
1 – 127 2х6 – 20 |
1 х 127 1х6 х 20 |
противолодочное (количество ТА Х число труб – калибр, мм) |
||||||||||
6х1 – 533 1 РБУ |
2х2 – 324 |
2х2 – 324 |
2х2 – 324 |
2х2 – 324 |
2х3 – 324 |
2х3 – 324 |
2х3 – 324 |
2х3 – 324 |
2х3 – 324 |
|
авиационное (тип вертолета, количество) |
||||||||||
Ка-27 |
«Lynx» |
«Lynx» |
«Lynx» |
«Lynx» |
«Sea Hawk» |
AB-212 |
«Чжи 9С» |
«Sea Sprite» |
«Sea Hawk» |
|
* – представленные в таблице №3 США, Италия, Канада в таблице №4 отстутствуют, поскольку в планах военного кораблестроения строительство новых фрегатов в этих странах пока не предусматривается. В Японии строятся фрегаты нового типа, традиционно классифицируемые как эсминцы, практически не отличающиеся от кораблей типа «Хацуюки»–«Асагири» (за исключением того, что ЗУР и ПЛУР размещены в VLS) |
Завершая рассмотрение зенитных потенциалов, следует обратить внимание на стоящий особо ЗРК коллективной (зональной) обороны «Tartor D/Standard MR» на американском фрегате. На зарубежных фрегатах других типов ЗРК такого класса, как правило, не устанавливаются, хотя некоторые единичные серийные фрегаты – например, голландские типа «Jacob van Heemskerk» или французские типа «Cassard» – строились в варианте ПВО с упомянутым американским ЗРК. Опыт Фолклендского конфликта показал недостаточную эффективность ЗРК коллективной обороны и, наоборот, более высокие, нежели предполагалось, боевые возможности ЗРК самообороны: подавляющее большинство сбитых зенитными ракетами аргентинских самолетов приходилось не на ЗРК дальнего (75 км) действия «Sea Dart», а на ЗРК самообороны «Seawolf», причем последний довольно успешно решал также задачи коллективной обороны, то есть прикрывал не только свой корабль, но и соседей. По этой причине мы считаем, что размещение на фрегатах дальнобойных ЗРК, естественно, влекущее за собой «зажим» других элементов (на «Jacob van Неemskerk», например, из-за этого пришлось отказаться от основного артвооружения, а на «Cassard» – пожертвовать одним из вертолетов), наверное, не оправдано. Хотя такие примеры демонстрируют и то, что фрегаты в принципе пригодны для вооружения комплексами, создававшимися под корабли более крупных классов.
О взглядах, определивших артиллерийское вооружение СКР «Ястреб», говорилось выше. Здесь же следует лишь добавить, что на нем легко устанавливается (и это предусмотрено) новая одноорудийная 130-мм АУ (после принятия ее на вооружение) без переработки проекта корабля. В этом случае по артвооружению «Ястреб», находящийся сегодня на уровне или выше такового для большинства зарубежных аналогов, будет, безусловно, превосходить их по всем параметрам: дальнобойности, скорострельности, могуществу боеприпасов и т.д.
Сравнение противолодочного вооружения также иллюстрирует заметное преимущество нашего корабля даже в торпедном варианте зарядки его универсальных ракето-торпедных пусковых установок (УРТПУ). Отечественные 533-мм торпеды – бесспорно, более мощные, чем широко распространенные 324-мм зарубежные (Mk.44, Mk.46, Mk.50) – превосходят и 550-мм французские, и 533-мм итальянские по дальности хода, глубине поражения и по скорости. Важным обстоятельством является и то, что из УРТПУ можно применять не только противолодочные, но и противокорабельные торпеды. Этими возможностями обладают только французские и итальянские фрегаты, однако их противокорабельные торпеды также уступают отечественным. Зато ядерным снаряжением боевых частей торпед не оснащен ни один из зарубежных аналогов. Уникальная возможность применения ядерного оружия ставит «Ястреб» в исключительное положение и еще раз подтверждает тезис о его пригодности к любой модели войны – в том числе и ядерной, возможность которой (не путать с понятием «вероятность»), увы, сохраняется, и никто отменить ее пока не может.
В ракето-торпедном варианте зарядки УРТПУ противолодочными ракетами «Водопад-НК» наш СКР, безусловно, становится еще мощнее. Ни один из зарубежных кораблей, кроме японского «Хацуюки», оружием такого класса не располагает. Установленный на «японце» американский комплекс «ASROC» только по дальности в несколько раз проигрывает «Водопаду», не говоря уже о сравнении ТТХ применяемых в боевых частях торпед: они у нашей 400-мм торпеды несравненно выше, чем у 324-мм американо-японской. Внушительность противолодочного вооружения СКР «Ястреб» усиливает наличие отсутствующей на других сравниваемых кораблях РБУ, решающей задачи обороны корабля в мертвых зонах и активной защиты от торпед.
Авиационное вооружение нашего корабля – вертолет Ка-27 или Ка-29 – по своим летно-тактическим характеристикам (ЛТХ) и бортовому оружию сопоставим только с американским SH-60 «Sea Hawk», поскольку хорошие, но легкие машины «Lynx» или АВ-212 находятся в другом классе и сравнение их с тяжелыми вертолетами не корректно. Поэтому, превосходя по авиационному вооружению все зарубежные аналоги, «Ястреб» уступает только американскому фрегату «Oliver H.Perry» – уже хотя бы потому, что на «американце» их два против одного нашего. Однако наш вертолет серьезно превосходит базирующийся на канадском и японском кораблях лицензионный американский «Sea King».
Приведенное качественное – эвристическое, на первый взгляд – сравнение базируется на многократно выполнявшихся нашими специалистами количественных расчетах. За понятиями «хуже» и «лучше» стоят конкретные цифровые данные, опирающиеся на соответствующие модели и методики. Любопытно, что в плеяде представленных аналогов наиболее «бледно», по нашему мнению, выглядит американский фрегат «Oliver H. Perry». Вызывает удивление тот факт, что американцам удалось «всучить» этот проект доверчивым австралийцам и испанцам. Справедливости ради следует заметить, что фрегаты нового поколения ВМС этих стран заказали уже в Германии. Фрегаты типа МЕКО, видимо, имеют наивысший рейтинг за рубежом, хотя для своих ВМС немцы их не строят.
Мы провели сравнение российского СКР пр.11540 с зарубежными аналогами – «ровесниками» (неважно, что годы их постройки по различным причинам не совпали). Рискнем теперь еще раз кратко сопоставить элементы «Ястреба» с элементами новейших фрегатов зарубежных ВМС, проектирование которых началось значительно позже создания нашего корабля.
Анализ последней таблицы показывает, что фрегаты нового поколения в качественном отношении несущественно отличаются от предшественников. Заметна тенденция к сдерживанию или уменьшению водоизмещения. Стандартным типом ГЭУ становиться дизель-газотурбинная установка, что в отдельных случаях позволяет увеличить дальность плавания. Особый интерес вызывает дизель-газотурбоэлектрическая ЭУ английского фрегата «типа 23», позволяющая резко улучшить этот элемент. Численность экипажей незначительно уменьшается.
Оружие (не вооружение, а именно оружие) почти не меняется. Отмечается лишь рост главного калибра АУ и почти массовый переход на фиксированные ПУ вертикального старта ЗУР, что в нашем флоте было осуществлено почти 20 лет назад.
Наряду с этим, конечно, происходят изменения в архитектуре, особенно связанные с технологией STEALTH (наиболее характерные примеры – «Norfolk» и «La Fayette»). Все более широко внедряется надводная конструктивная защита, в основном с применением бронепластиков типа Kevlar. Совершенствуется радиоэлектронное вооружение, особенно гидроакустическое: широкое распространение на кораблях получили инфразвуковые шумопеленгаторные ГАС с гибкими буксируемыми протяженными антеннами (кабельного типа). Следует заметить, что и на СКР пр.11540 предусматривалось размещение подобной ГАС типа «Кентавр СК», однако разработка последней была застопорена начавшимися еще в период «ускорения» развалом ВПК, и корабль пришлось вооружить обычной буксируемой станцией, входящей в состав комплекса «Звезда-M1».
На этом фоне СКР «Ястреб» сохраняет почти все свои достоинства и преимущества даже без обозначенного в таблице перевооружения (ПКР «Оникс», 130-мм АУ). Единственным, пожалуй, «досадным» элементом является дальность плавания – в современном сравнении уже существенно меньшая. Здесь нельзя не вспомнить требований специалистов ЦНИИ ВК, умевших заглянуть на 20 лет вперед.
Не знаем, насколько это удалось, но мы попытались доказать читателю, что главный герой этого повествования – сторожевой корабль типа «Ястреб» проекта 11540 , – созданный трудом и усилиями отечественных ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военных моряков, имеет все основания стать не рядовым кораблем Российского флота XXI века. Во всяком случае, мы в это верим.
От редакции «Отваги». Так как статья написана еще в 1996 году, то хотелось бы ее дополнить следующей информацией. Постройка сторожевых кораблей пр.11540 была организована на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Было заложено три корпуса: в марте 1987 г. «Неустрашимый», в мае 1988 г. – «Неприступный» и в марте 1990 г. – «Туман». К тому времени уже начался «парад суверенитетов», а в 1991 г. произошел распад СССР, нарушились налаженные связи в оборонной промышленности, назревал экономический кризис. Первый корабль был все же передан флоту в 1993 году. А вот постройку двух других пришлось приостановить при технической готовности соответственно 78% и 28%. Корпуса кораблей законсервировали и поставили на прикол у заводской стенки. Несмотря на попытки достроить один из кораблей по экспортному проекту 11541 «Корсар», интерес к нему потенциальные заказчики не проявили, а потому дело ограничилось лишь проектом и некоторыми подвижками в постройке. Только по прошествии нескольких лет, в 2003 году, было решено достраивать второй корпус по корректированному техпроекту для российского флота. Однако из-за низкого уровня финансирования корабль, получивший новое имя – «Ярослав Мудрый», ввели в строй только в мае 2009 года. Заказ на третий корпус по всей видимости был аннулирован.
Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» ввиду корректировки проекта отличается от головного пр.11540 наличием некоторых систем. В первую очередь он получил на вооружение противокорабельный комплекс «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава», более совершенные средства связи, систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.