Почти в каждом стихотворении Марины присутствует образ лирического героя. Раскрывая этот образ, читатель открывает для себя лирическое «я» самой поэтессы и уже способен заглянуть в духовный мир Марины как личности и оценить все многообразие ее переживаний и силу эмоционального напряжения с того самого момента, когда лирическому герою открывается какая-то истина, овладевающая всем его сознанием, когда он постигает то или иное событие. Само такое напряжение не может длиться долго, и поэтому одним из основных законов лирических произведений Марины является их краткость и лаконичность. Мастерство Цветаевой состоит в том, что ее лирический герой в достаточно узких рамках стихотворения может передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный, действительный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающий отношение и понимание данного явления или переживания с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу.
Для того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического героя в цветаевских произведениях, необходимо, конечно, охарактеризовать их смысл и содержание, определить мотивы и настроения, лежащие в основе ее лирики; выявить их потоки и тем самым проследить за эволюцией лирического героя, идущей параллельно с эволюцией Цветаевой-художницы от раннего романтизма до глубоко реалистических идей в ее лирике.
Впервые лирический герой (или, лучше сказать, героиня) появилась у Цветаевой в ее ранних произведениях. Несуществующая подруга, которая проводит с Мариной все свое время, предстает перед нами как наивная маленькая девочка-шалунья, представляющая себя доброй феей:
Мы обе - феи, добрые соседки, Владенья наши делит темный лес, Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки Белеет облако в выси небес.
Так как Цветаева чувствует себя полной хозяйкой придуманного ею мира, то она одаривает и свою героиню всеми благами жизни:
Владенья наши царственно богаты, Их красоты не рассказать стиху: В них ручейки, деревья, скалы...
Способность Марины к наслаждению проявляется и у ее подруги. Она открыто поет: «нам хорошо!», кроме них двоих им никто больше не нужен, так как люди их не понимают и «двух диких девочек лишь видят в нас». Но Цветаева с присущей ей искренностью прощает взрослых, которые окружают двух маленьких фей, ведь «что ясно нам - для них совсем туманно». Марина считает себя выше других в духовном плане, она лишь улыбается в ответ на упреки, говоря: «Как и на все - на фею нужен глаз». Но во всем присутствует рассудительность Цветаевой, как ни печально расставаться со счастливым перевоплощением феи, но ничто ни вечно на земле, и Марина заунывно произносит:
Но день прошел, и снова феи дети, Которых ждут, и шаг которых тих. копирование запрещено © 2005
Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент - вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой: то, что помогло сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самой поэтессы. Уже в стихотворениях, которые были написаны позднее, появляется образ лирического героя. После пребывания в Берлине Цветаева посвятила этому времени целый цикл, в котором присутствует образ героя. Она успела написать больше двадцати стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, выраженных изощренно-за-шифрованно:
Когда же, Господин, На жизнь мою сойдет Спокойствие седин, Спокойствие высот...
В стихотворениях периода с 1920 по 1923 г. лирический герой предстает перед читателями уже не как «придуманный друг по жизни», а как осмысленный, вполне созревший для решения серьезных проблем в своей жизни:
Так, в скудном труженичестве дней. Так, в трудной судорожности к ней, Забудешь дружественный хорей Подруги мужественной своей.
Лирический герой особенно близок к лирическому «я» Марины, выражая субъективные переживания поэтессы в интимной лирике: дружеской и любовной. Цветаева пыталась компенсировать отсутствие связей социальных связями личного, интимного характера. Гармония в чувствах лирического героя создается благодаря ее общению с друзьями, с любимым. Отсюда проверка героя как личности, создание своеобразного культа в любви и дружбе, являющегося источником поэтического вдохновения Цветаевой:
Чем окончился этот случай, Не узнать ни любви, ни дружбе. С каждым днем отвечаешь глуше, С каждым днем пропадаешь глубже.
Образ лирического героя у Марины всегда бывает глубже и шире, чем только выражение личности поэтессы. Поэтому такие, казалось бы, субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений (особенно это относится к любовной лирике), находят отклик в сердцах всех людей, и цветаевские произведения лирического характера носят общечеловеческий смысл; своей гуманностью и человечностью становятся близкими и понятными каждому.
Водопадами занавес, как пеной - Хвоей - пламени - проснулся. Нету тайны у занавеса - от сцены. (Сцена - ты, занавес - я).
Лирический герой доносит до нас всю глубину размышлений и переживаний поэтессы-художницы, и тем самым приоткрывает ее собственный духовный мир. Поэтому, какие бы возвышенные чувства ни владели лирическим героем, какие бы философские мысли ни озаряли его ум - всегда можно найти их реальную, жизненную человеческую основу:
Пришел: укрепись
В неверье - как негр в тюрьме
Всю рану - по кисть!
Бог ради таких
Следуя за героем в мир стихотворений Цветаевой, мы узнаем поэтессу в стихотворных образах, учимся сравнивать ее и ее героев, познаем жизнь такой личности, какой была яркая и дикая Марина
В стихотворении Цветаевой раскрывается глубокий внутренний мир лирической героини.
Во-первых, она сравнивает себя с «бренной пеной морской». Лирическая героиня, как пена, жива и энергична. Встречаясь с преградой, она на время утихает, но потом с новыми силами восстаёт перед трудностями и стойко преодолевает их.
Во-вторых, лирическая героиня полна жизнелюбия, энтузиазма и оптимизма. Размышляя о предназначении поэта, она искренне верит, что сможет затронуть сердце каждого человека и повлиять на него. Лирическая героиня не считает свою участь суровой: напротив, она с радостью и любовью проходит свой путь.
Таким образом, лирическая героиня стихотворения Цветаевой – сильная, непоколебимая и верная своему делу личность, встречающая любые испытания с улыбкой на лице.
___________________________________________
Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов.
Например, в стихотворении А.С.
Пушкина «Узник». Лирические герои обоих стихотворений отождествляют себя с природными образами, наиболее точно олицетворяющими их личностные качества. Однако лирический герой «Узника», в отличие от произведения Цветаевой, находится «в темнице сырой» и поэтому ограничен в своей физической свободе.
Также данная тема звучит в стихотворении Лермонтова «Парус». Внутренний мир лирического героя, как и в произведении Цветаевой, передаётся через сравнивание его с другим образом. Однако если стихотворение Цветаевой проникнуто радостью и оптимизмом, то в лермонтовском «Парусе» преобладают чувства потерянности и одиночества. (Увы! Он счастия не ищет // И не от счастия бежит!)
Таким образом, во многих произведениях русских поэтов встречается тема внутренней свободы, но каждый автор изображает её по-своему.
Обновлено: 2018-03-25
Внимание!
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Лирический герой в творчестве Цветаевой
Позднее в поэзии Цветаевой появится геpой, котоpый пpойдет сквозь годы ее твоpчества, изменяясь во втоpостепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лиpическая геpоиня наделяется чеpтами кpоткой богомольной женщины.
Россия как национальная стихия раскрывается в лирике Цветаевой в различных ракурсах и аспектах – исторических и бытовых, но над всеми образными ее воплощениями стоит как бы единый знак: Россия – выражение духа бунтарства, непокорности, своевольства.
Следок твой непытан,
Вихор твой - колтун.
Скрипят под копытом
Разрыв да плакун.
Нетоптаный путь,
Непутевый огонь. –
Ох, Родина-Русь,
Неподкованный конь!
В центре этого многокрасочного и многозвучного поэтического мира стоит столь же резко выявленный в своих национальных чертах образ лирической героини – женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», носительницы «страстной судьбы», которой «все нипочем». Образ этот служит как бы стержнем, вокруг которого формируются и развертываются драматизированные лирические сюжеты Цветаевой. Героиня надевает разные лучины и примеряет разные костюмы. Она и московская стрельчиха, и неукротимая боярыня Морозова, и надменная панна Марина, и таборная цыганка, и тишайшая «бездомная черница», ворожея-чернокнижница, а чаще всего – бедовая осторожная красавица, «кабацкая царица»:
Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла – нипочем!
Алых губ своих отказом не тружу.
Прокаженный подойди – не откажу!
Лирические стихотворения были редкими гостями в тетрадях Цветаевой, но все же, вызванные внутренней необходимостью, появлялись там. Так, была создана своеобразная ода неразлучному верному другу поэта – письменному столу – цикл «Стол», без которого не обходится не один цветаевский сборник.
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам…
………………………………
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что ствол
Отдав мне, чтоб стать – столом,
Остался – живым стволом!…
В «Стихах сироте» Цветаева с величайшей страстностью выразила мысль о том, что человека держит на земле его необходимость другому. «Что для ока – радуга, Злаку – чернозем, Человеку – надоба Человека – в нем». Эта «надоба», по Цветаевой, - любовь. – Так возвращалась она к своей заветной теме…
Список литературы
Марина Цветаева. Избранное. М., «Просвещение», 1989г., с. 26.
Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М., издательство «Правда», 1991г., с. 319.
Мне хотелось бы поговорить о моей любимой поэтессе XX века Марине Цветаевой. Весь ее нелегкий творческий путь окружен легендами и предстает перед нами как необычайная история жизни. Когда я в первый раз познакомилась с некоторыми стихотворениями Марины Цветаевой, меня поразила та глубокая искренность и необычайно трепетная нежность, которыми они проникнуты. Почти в каждом стихотворении Марины присутствует образ лирического героя. Воспринимая этот образ, читатель открывает для себя лирическое «я» самой поэтессы и уже способен заглянуть в духовный мир Марины как личности и оценить все многообразие ее переживаний и силу эмоционального напряжения с того самого момента, когда лирическому герою открывается какая-то истина, овладевающая всем его сознанием, когда он постигает то или иное событие. Само такое напряжение не может длиться долго, и поэтому одним из основных законов лирических произведений Марины является их максимальная лаконичность. Мастерство Цветаевой состоит в том, что ее лирический герой в достаточно узких рамках стихотворения может передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающий понимание данного явления или переживания с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу.
Для того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического героя в цветаевских произведениях, необходимо, конечно, охарактеризовать их смысл и содержание, определить мотивы и настроения, лежащие в основе ее лирики; выявить их потоки и тем самым проспедить за эволюцией лирического героя, идущей параллельно с эволюцией Цветаевой-художницей от раннего романтизма до глубоко реалистических идей в ее лирике.
Впервые лирический герой (или лучше сказать - героиня) появилась у Цветаевой в ее ранних произведениях. Несуществующая подруга, которая проводит с Мариной все свое время, предстает перед нами как наивная маленькая девочка-шалунья, представпяющая себя доброй феей:
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес,
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облако в выси небес.
Так как Цветаева чувствует себя полной хозяйкой придуманного ею мира, то она одаривает и свою героиню всеми благами жизни:
Владенья наши царственно богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, скалы...
Способность Марины к наслаждению проявляется и у ее подруги. Она открыто поет: «нам хорошо!», что кроме их двоих им никто больше не нужен, так как люди их не понимают и «двух диких девочек лишь видят в нас». Но Цветаева с присущей ей искренностью прощает взрослых, которые окружают двух маленьких фей, ведь «что ясно нам - для них совсем туманно». Но во всем присутствует рассудительность Цветаевой; как ни печально расставаться со счастливым перевоплощением феи, но ничто не вечно на земле, и Марина произносит:
Но день прошел, снова феи дети,
Которых ждут, и шаг которых тих.
Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент - вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой: то, что помогло сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самой поэтессы. Уже в стихотворениях, которые были написаны позднее, появляется образ лирического героя. После пребывания в Берлине Цветаева посвятила этому времени целый цикл, в котором присутствует образ героя. Она успела написать больше двадцати стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, выраженных изощренно-зашифрованно:
Когда же, Господин,
На жизнь мою сойдет
Спокойствие седин,
Спокойствие высот...
В стихотворениях периода с 1920 по 1923 год лирический герой предстает перед читателями уже не как «придуманный друг по жизни», а как осмысленный, вполне созревший для решения серьезных проблем в своей жизни:
Как, в скудном крупинистве дней,
Как, в трудной судорожности к ней,
Забудешь дружественный хорей
Подруги мужественной своей.
Лирический герой особенно близок к лирическому «я» Марины, выражая субъективные переживания поэтессы в интимной лирике: дружеской и любовной. Цветаева пыталась компенсировать отсутствие связей социальных связями личного, интимного характера. Гармония в чувствах лирического героя создается благодаря ее общению с друзьями, с любимым. Отсюда проверка героя как личности в дружбе и любви, создание своеобразного культа в любви и дружбе, являющегося источником поэтического вдохновения Цветаевой:
Чем окончился этот случай,
Не узнать ни любви, ни дружбе.
С каждым днем отвечаешь глуше,
С каждым днем пропадаешь глубже.
Образ лирического героя у Марины всегда бывает глубже и шире, чем только выражение личности поэтессы. Поэтому такие, казалось бы, субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений (особенно это относится к любовной лирике), находят отклик в сердцах всех людей, цветаевские произведения лирического характера носят общечеловеческий смысл, своей гуманностью и человечностью становятся близкими и понятными каждому.
Водопадами занавес, как пеной -
Хвоей пламени - проснулся.
Нету тайны у занавеса - от сцены.
(Сцена - ты, занавес - я).
Лирический герой доносит до нас всю глубину размышлений и переживаний поэтессы-художницы и тем самым приоткрывает ее собственный духовный мир. Поэтому, какие бы возвышенные чувства ни владели лирическим героем, какие бы философские мысли ни озаряли его ум - всегда можно найти их реальную, жизненную человеческую основу:
Пришел: укрепись
В неверье - как негр в тюрьме,
Всю рану - по кисть!
Бог ради таких
Умер.
Следуя за героем в мир стихотворений Цветаевой, мы узнаем поэтессу в стихотворных образах, учимся сравнивать ее и ее героев, познаем жизнь такой личности, какой была яркая и дикая Марина.
Лирическая героиня Марины Цветаевой. Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»
Я ИДУ НА УРОК
Евгений ПРИЙМА,
средняя школа № 2,
г. Дорогобуж,
Смоленская обл.
Лирическая героиня Марины Цветаевой
Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»
Урок 1.
1. А.Ахматова и М.Цветаева.
Общее впечатление. Энергетика стиха.
Ученик.
Обе - “охвачены огнём страсти”.
Для обеих любовь - “только не эти оковы”, “любовная пытка”. Какой вам видится лирическая героиня этих поэтов?
Что для неё любовь? Какова она в любви?
Для обеих любовь - “поединок роковой”, но лирическая героиня:
Цветаева тоже по-своему “научила женщин говорить...”, выразила другую ипостась женской души.
2. Личность поэта.
В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляющие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: “Цельность её характера, цельность её человеческой личности была замешана на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения”.
Полностью читается главка «Как она писала?» Особо выделяем: “Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Остриём мысли и пера” “...добивалась точного единства смысла и звучания”; “...пробовала слова на звук”.
Чтение стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: «Имя твоё - птица в руке».
Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга «Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: “Одиночество, вернее сказать, отторжение всю жизнь висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим - самой себе за высшее благо”.
3. Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:
Лирический герой - ролевая маска (многие герои Вл. Высоцкого);
Лирический герой - двойник (нет абсолютного тождества, сходства - поэзия А.Ахматовой);
Лирический герой - абсолют “Я” поэта.
Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы? Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой - “абсолютное самовыражение”.
4. “Погружение” в стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...».
“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”
Первая строка - уже раскалена до предела, жжёт, обжигает. Поражает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:
“Я” объявляет войну против (“иду на Вы...”).
Сравните: у Ахматовой - такого начала нет, да и не может быть. У неё камерность, интимность.
А у Цветаевой?
Соперники - все (называем слова-доминанты: “земель”, “небес” - это уже не комната - это Вселенная).
Первая строка - заявка сделана; вызов брошен .
Каков же смысловой центр?
А теперь давайте попробуем проникнуть в цветаевское “все” (по первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:
I стр. Земли - Небеса - Пространство
II стр. “Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей…”
III стр. “Я тебя отвоюю у всех других…”
Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на “поединок роковой”. Одна против Всех (и Бог ей не судья).
Можно ли себе такое представить у Ахматовой? “Такого счёта” предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло - у “смиренницы”, у “монашенки”. А здесь - да.
Урок 2.
Урок-лаборатория, урок-мастерская. “Погружение” в слово Цветаевой.
Справка. Художественное слово многофункционально: слово - знак; слово - символ; слово - метафора; слово - жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное
лес - колыбель
лес - могила
мир - колыбель
мир - могила
золотые знамёна
ключи, псы
Каждое существительное - носитель какой-то конкретной сущностной реалии и одновременно - символ.
Давайте попробуем вместе определить содержание (смысловое) этих существительных:
(Вспоминаем «Олесю» А.И. Куприна: лес - колыбель Олеси - создал её, определил её сущность - свобода.)
Ученики подсказывают:
Катерина Островского - мечта о воле - Волга, простор;
пушкинский Узник - туда, где за тучей белеет гора...
Мцыри Лермонтова - свобода - природа.
А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят утешение, успокоение.
Объединим: лес - качал, убаюкивал, рассказывал.
Следовательно, лес - начало моё. Тогда понятен следующий образ: “лес-могила” - это конец мой.
Начало и конец - лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.
Ключи закину...
Псов прогоню...
(вспомните Катерину («Гроза») – ключ от калитки).
ключ - дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.
(А.Пушкин: “счастье только на обычных путях”)
псы - стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность (“лес и красные собаки” из сна Базарова).
Таким образом, “ключи”, “псы” - слова-представители определённых возможностей лирической героини в борьбе за него.
Следующая часть урока - самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их “расшифровки”.
I. знамёна, мечи;
II. последний спор;
III. крылья, эфир;
IV. мир-колыбель, мир-могила.