Выпуская современные светодиодные автомобильные лампы, производители учитывают, что многие автолюбители будут устанавливать их взамен штатных. Поэтому большинство светодиодов выпускаются со стандартными цоколями, что дает возможность спокойно, без каких-либо переделок просто заменить традиционную лампу на светодиодную. Главная проблема, возникающая при установке, в другом; какую лампу выбрать для различных систем освещения автомобиля?
Передние габаритные огни
Сегодня на выпускаемых авто производители в большинстве случаев устанавливают лампы без цоколя. Такой осветительный прибор имеет код W5W (цоколь маркируется, как Т10). Если же у вас установлена лампа с цоколем, то это будет тип T4W (марка цоколя BA9S), либо лампа H6W (здесь цоколь BAX9S имеет выступы, смещенные друг относительно друга на 120 градусов). Например, приборы типа T4W с цоколем BA9S являются штатными для российских авто ВАЗ « » (модели 2101-2106).
При установке габаритных ламп необходимо помнить об особенности расположения этих осветительных приборов: они располагаются рядом с мощным источником тепла, - ламп дальнего, света. Поэтому существует риск разрушения светодиодных кристаллов. Чтобы избежать подобной «неприятности», производители светодиодных ламп снабжают свою продукцию стабилизаторами тока. Они уменьшают подачу напряжения при повышении температуры. Обозначения ламп со стабилизатором:
- Т10-1WF, T10-5SF, T10-9SE: без цоколя;
- ВА9S-1WF: с цоколем.
Задние габариты, стоп-сигналы
Сегодня основная часть авто выпускаются с двухконтактными обычными лампами, где один контакт отвечает за габариты, другой за стопы. Маркировка подобной лампы Р21/5W, цоколь обозначается, как BAY15D, либо 1157. Светодиодные лампы с двумя контактами имеют нижеследующую маркировку:
- серия 5WF;
- SMD: такие приборы могут иметь от 15-ти до 27 светодиодов;
- SF: считается бюджетным вариантом, в котором используются SuperFlux (или «пиранья»).
Если в авто установлена лампа с одним контактом, то цоколь будет обозначаться 1156, либо BA15S. На ряде японских и американских авто могут ставиться лампы без цоколя. При этом одноконтактные маркируются, как W21W (цоколь серии 7440), двухконтактные как W21/5W (цоколь серии 7443).
Сигналы поворота
Здесь устанавливаются одноконтактные лампы мощностью в 21 Вт (Р21W) и цоколем ВА15S, либо 1156. Если оптика в авто прозрачная, то подойдут лампы, имеющие желтое стекло: PY21W с цоколем типа BAU15S, либо 1156. Для замены этих ламп на светодиодные, необходимо применять изделия серии SF, SMD, 5W. Здесь тоже есть свой нюанс; после установки светодиодные лампы начинают мигать гораздо чаще, поэтому придется заменить штатное реле поворотов на специальное, предназначенное . Впрочем, из положения можно выйти и по-другому; нужно параллельно светодиоду присоединить сопротивление, имитирующее штатную лампу, - тогда частота мигания нормализуется.
Постоянное увеличение стоимости энергоресурсов, необходимость их экономии, актуальность сохранности окружающей среды подтолкнули человечество к использованию светодиодов в качестве источников света. Легкие в монтаже, удобные в использовании, не оказывающие негативного влияния на человека и природу в целом, они постепенно вытесняют еще недавно популярные компактные энергосберегающие лампы.
Итак, чтобы понять преимущества светодиодных ламп, необходимо разобраться, из чего они состоят и какой у них принцип работы.
Устройство светодиодного светильника
Лампа состоит из набора светодиодов, которые соответствуют суммарной мощности лампы, управляющей схемы и корпуса с отражателем. Светодиодные лампы, предназначенные для бытового использования, оборудуются стандартным цоколем Е14 или Е27 для замены обычных ламп накаливания. Количество светодиодов может быть различно - от одного до нескольких десятков, включенных в одну цепочку и подключенных к управляющей схеме через блок питания.
Так как светодиод при своей работе выделяет значительное количество тепла, его обязательно нужно охлаждать. Прекрасно справляются с отводом тепла радиаторы, к которым прикрепляются светодиоды. Следует обратить внимание, что в точке соприкосновения светодиода и радиатора должна использоваться специальная термопаста, обеспечивающая хорошую теплопередачу. В противном случае, при постоянном перегреве светодиода, его срок службы значительно сокращается.
На фото представлено несколько видов радиаторов для светодиодов.
Схема светодиодного светильника
Обычная схема управления светодиодами в светильнике выглядит так:
На входе устанавливаются гасящий резистор и емкость - они исполняют роль понижающего блока питания. Далее, так как светодиоды питаются только постоянным током, устанавливается диодный мост, преобразующий переменное напряжение в постоянное. В представленной схеме все светодиоды соединены последовательно, но это не единственный способ их соединения. Такие «лампочки» можно соединить параллельно друг ко другу или смешанным способом, как показано ниже.
Параллельное соединение светодиодов. Обязательно последовательно к каждой лампе должен присоединяться токоограничивающий резистор для предохранения светодиода от пробоя.
Смешанное соединение светодиодов. В данном случае каждая группа из последовательно соединенных ламп соединена параллельно по отношению друг ко другу.
Недостатком последовательного соединения является то, что в случае выхода из строя одного элемента цепи, вся сборка не сможет работать, так как в цепи образовался обрыв. Если светодиод не просто перегорит, а произойдет его пробой, то в таком случае цепь не прервется, но так как напряжение питания осталось неизменным, а количество потребителей уменьшилось, они все начнут работать с перегрузкой и, в конце концов, перегорят. Это касается и схем смешанного соединения. Наиболее надежная в этом случае параллельная схема подключения светодиодного светильника, даже если выйдет из строя половина ламп, он сможет продолжать выполнять свои функции, пусть и не в полную силу. Но такие схемы наиболее дорогие, поэтому используются достаточно редко.
Как собрать светодиодный светильник?
Благодаря современным технологиям и разнообразию светодиодов, которые продаются в электротехнических магазинах и строительных супермаркетах, собрать светильник из светодиодов не представляет большого труда. Для начала нужно определиться, какой вид освещения предпочтителен для выбранного помещения. Например, если это коридор в прихожей, то нет необходимости устанавливать точечные светильники, а будет более эстетично использовать светодиодную ленту, которую вполне можно смонтировать самостоятельно, приклеив ее по периметру потолка.
Продается она полностью готовой к монтажу, с одной стороны ее конец закрыт заглушкой, предохраняющую контакты от окисления, а другая имеет выводные провода, которые присоединяются к блоку питания с соблюдением полярности. В зависимости длины ленты и, соответственно, ее мощности, необходимо подобрать блок питания (LED-драйвер), который бы смог питать всю цепочку без перегрузки. В одном метре такой ленты может быть размещено до 60 светодиодов. Как правило, выбирают блок питания, который имеет мощность на 10-15% выше номинальной нагрузки. Такие устройства крайне не рекомендуется закрывать в небольших нишах с ограниченной вентиляцией, так как LED-драйверы могут при своей работе выделять значительное количество тепла. Как вариант - использовать блоки питания с принудительной вентиляцией.
Если для прихожей вполне пойдет светодиодная лента, то для зала или спальни она окажется слишком неэффективной в качестве основного освещения. Ее в больших комнатах применяют как подсветку, а основные светильники располагают на потолке или стенах для максимального комфорта. При планировании светодиодного освещения нужно учитывать площадь комнаты, высоту потолков в ней, оттенки поверхности стен и, соответственно, мощность ламп. Когда весь комплект оборудования будет закуплен, приступают к сборке светильников.
Для этого на радиаторе с нанесенной термопастой закрепляется светодиод. В случае, если площадь радиатора позволяет отводить тепло от нескольких ламп, допускается закрепление номинального количества светодиодов на нем. Как выбираются светильники светодиодные, статьи в интернете достаточно подробно описывают этот процесс. Главное, на что нужно обращать внимание - это их мощность и размеры. Так, одними из самых популярных считаются светодиоды SMD. Они имеют маркировку smd3528/1210, smd5050/5060 и smd5070 (наиболее мощные). Цифры в маркировке светодиодов означают их размер. Например, smd5050 имеет размер 5х5 мм, а smd5070 - 5х7 мм. Благодаря малым размерам подобные светодиоды применяются практически везде: в светодиодных лентах и светильниках, в линейках и в прочих осветительных приборах.
Светодиодные светильники разделяются на виды:
- линейные,
- потолочные,
- настенные,
- промышленные,
- прожекторы,
- подводного исполнения (для бассейнов и фонтанов),
- светодиодные контроллеры (для реализации цветодинамики, например, на дискотеках или концертных выступлениях).
Светильники могут оснащаться датчиками движения, чтобы значительно увеличивать ресурс работы светодиодов, которые включаются лишь в то время, когда необходимо. Подобное оборудование отлично работает в подъездах домов, длинных коридорах офисов и в других местах, где постоянное освещение не является необходимостью.
Существуют готовые светильники, которые оборудованы радиаторами, рассчитанными на установленные в него светодиоды. Если знаний для самостоятельной сборки недостаточно, то можно воспользоваться готовыми решениями и приобрести, например, светодиодный светильник для дома - собранные светодиоды на радиаторах. Их заключают в корпус, который может стать украшением любой квартиры.
Монтаж светодиодного светильника
Разнообразие светильников со светодиодами позволяет использовать их практически в любых местах, включая помещения с повышенной влажностью. Но светодиодные лампы при своей работе выделяют значительное количество тепла, поэтому следует исключить их установку на кухне над варочной плитой. От дополнительного нагрева и плохого отвода тепла светодиоды долго не прослужат и быстро выйдут из строя.
Отлично зарекомендовали себя светодиодные светильники в гостиных и спальных комнатах. Они великолепно и без особых проблем монтируются на любые поверхности. Вот так, например, происходит установка светодиодного светильника на натяжной потолок:
Руководствуясь данной несложной схемой, аналогичным образом устанавливаются такие светильники и на подвесные потолки из гипсокартона.
Но если в комнате, в которой планируется установить светодиодное освещение, потолки представляют собой монолитную бетонную плиту, тогда необходимо выбирать светильники накладного или подвесного типа.
В таком случае крепление светодиодного светильника или его подвесной конструкции происходит непосредственно на бетонную поверхность при помощи специальных отверстий в корпусе или других приспособлений.
Подключение светодиодного точечного светильника
Внимание! Все работы, связанные с подключением светильников к электросети, должны производиться с выключенным напряжением, во избежание поражения электрическим током!
Конечно же, чтобы подключить точечный светильник, необходимо проложить к месту его установки токоведущие провода. Если планируется установка подвесного или натяжного потолка, то в таком случае провод протягивается в гофрированный пластиковый рукав, который, в свою очередь, закрепляется скобами на потолке.
После прокладки всех проводов и установки LED-драйверов в удобном для их обслуживания месте с хорошей вентиляцией монтируется подвесной потолок. Далее аккуратно вырезаются в нем отверстия, соответствующие диаметру светильников и аккуратно выводятся провода, которые подключаются на клеммы светильника. После подключения лампы ее устанавливают в прорезанное отверстие, соблюдая осторожность, чтобы не сломать светильник или не повредить пленку натяжного потолка. Причем, если в комнате потолок натяжной, то обязательно на светильник устанавливаются термокольца, которые предотвращают перегрев пленки. А вот для гипсокартонных потолков эта процедура не обязательна.
Подключение производится согласно схеме:
Если сборка светильников и их подключение выполнено правильно, то при подаче напряжения на блоки питания лампы должны зажечься.
Как заменить точечную лампу в светильнике?
Конечно же, производители светодиодных ламп заявляют огромные сроки эксплуатации своей продукции, но при неправильном использовании светодиодов их срок жизни может значительно уменьшиться и они потребуют замены.
Чтобы заменить лампу точечного светильника, необходимо:
- отключить напряжение в комнате или в квартире;
- аккуратно извлечь стопорное кольцо, которое удерживает защитное стекло;
- бережно достать вышедшую из строя лампу и заменить ее на новую;
- установить на место стекло и зафиксировать ее стопорным кольцом.
Замену ламп следует производить в хлопчатобумажных перчатках, чтобы не повредить светодиод и не оставить на его поверхности жир, который находится на наших пальцах.
После выполнения данных операций можно подавать напряжение и радоваться результатам своей работы.
Цены на новостройки, квартиры в ипотеку для молодых семей. Вы можете выбрать планировку квартир по своему вкусу. Квартиры в балашихе отличный выбор.
Относительно головного освещения автомобиля ходит огромное количество легенд, связанных с тем, что лед лампы для авто - это более дешевый, а главное легальный аналог ксенону. С одной стороны, конечно же, светодиодное освещение набирает сегодня популярность и сейчас большинство автолюбителей предпочитают такие световые элементы галогенкам и совсем устаревшим лампам накаливания. С другой - лед лампочки не дают ожидаемого результата, плохо светят, лопаются и слепят встречных водителей. Чтобы докопаться до истины сначала обратимся к букве закона и определимся, разрешены ли светодиодные лампы ближнего света.
Можно ли по закону устанавливать светодиодные лампы ближнего света
Для начала стоит заглянуть в ГОСТ Р 51709-2001 и найти там пункт 4.3.1 где говорится о том, что при эксплуатации АТС количество и цвет внешних световых приборов должны отвечать требованиям ГОСТ 8769. Далее, в этом же пункте приводится перечень фар:
- C – фары для ламп накаливания;
- D – для газоразрядных элементов;
- H – для галогенок и накаливания.
Автомобильные диодные лампы при этом не упоминаются. Из чего можно сделать закономерный вывод, что сотрудник ГАИ может смело сослаться на этот пункт и предъявить водителю обвинения. Это означает что если на блок-фаре указана та или иная буква, то такие элементы туда и должны быть установлены.
Полезно! Если посмотреть пункт 3.4 главы 3 «Перечня неисправностей» вы найдете информацию о том, что к неисправности относятся отсутствующие рассеиватели света, а также лампы, которые не соответствуют типу светового прибора.
Единственный случай, когда по закону допускается использование светодиодной оптики - если она была установлена на заводе изготовителя головного освещения автомобиля. Причем светодиодный «узел» представляет собой не привычную лампу с цоколем H1, H4 или H7, а матрицу на специальной подложке. Матрица в этом случае - это источник света, который перераспределяется под действием отражателей и линз.
Конечно, сегодня на рынке можно встретить светодиодные лампы ближнего света для автомобиля в цоколе H1, H4 и H7, но это продукция китайских кооперативов.
Полезно! Если зайти на официальные сайты лучших на сегодня производителей ламп для автомобиля: Philips, Osram, то вы заметите что в перечне изделий для головного света нет светодиодных элементов.
Продолжая рассуждать, стоит ли устанавливать диодные лампы 12 вольт для авто, наглядно разберем факты и цифры.
Почему светодиодные лампы не подходят для ближнего света
Для примера возьмем хороший светодиод 3W со световым потоком порядка 210-240 Л (Люмен). Учитывая ток в 700 мА охлаждение для этого элемента должно составить 70-80 градусов рабочей температуры кристалла. Исходя из этого, делаем вывод, что в месте соприкосновения светодиода и радиатора температура не может быть выше 50-60 градусов при температуре воздуха не ниже +20 градусов.
Дальше вычисляем площадь радиатора, которая нам потребуется для одного светодиода и получаем приблизительно 15-20 см 2 для алюминиевого радиатора и 20-25 см 2 для силуминового. Если корпус с радиатором закрыт внутри и естественная конвекция воздуха отсутствует, то площадь придется увеличить на 15-20%.
Полезно! Световой поток галогенок (для сравнения) составляет 1500-1650 Л, приходящихся на одну фару, а если речь идет о заводском ксеноне, то это значение возрастает до 2 300 Л.
Соответственно чтобы использовать автомобильные лед лампы и они были сравнимы с галогенками, вам понадобится по 8 светодиодов для каждой фары. Для того чтобы охладить такое количество световых элементов понадобится приблизительно 160 см 2 .
Идем дальше, ведь остаются еще линзы и пучок света, которые будет проблематично сфокусировать. Это происходит из-за того, что рефлекторы фар совершенно не приспособлены для диодов. Однако кое-как настроить их все же можно.
На десерт остаются линзы, то есть вторичная оптика, которая тоже требует пространства. В конечном счете, чтобы установить двухконтактные светодиодные лампы для авто или одноконтактные элементы вам потребует поломать голову как впихнуть в фару довольно габаритную конструкцию.
Как видите, использование диодных ламп для ближнего света - это не самая лучшая идея. Однако, есть умельцы, которые утверждают, что сэкономить можно, сделав осветительные элементы самостоятельно.
Есть ли смысл делать самому
В первую очередь стоит сказать что несмотря на то, что форумы пестрят различными ноу-хау от «бывалых», похвастаться такой самодельной конструкцией, которая бы отработала год в условиях холодной зимы и жаркого лета, некому. Но даже если и нашлись уникумы, которые смогли произвести все расчеты правильно и учесть все нюансы эксплуатации диодных ламп в головном свете, то сколько за это придется заплатить? Давайте считать:
- Радиатор обойдется как минимум в 2 000 рублей, скорее всего к нему потребуется вентилятор, который стоит чуть дороже, от 2 500 рублей.
- 2 стабилизатора - это еще 400 рублей.
- 2 драйвера (можно ШИМ) - 500 рублей.
- По 8 светодиодов на каждую фару - как минимум 1 600 рублей.
- На оптику для диодов уйдет еще 500 рублей.
Итого, 7 500 рублей на довольно сомнительный проект. И это еще без учета переработки фары, которая обязательно потребуется под самодельную конструкцию. Кроме этого, даже если вы решите все проблемы связанные с тем как уместить оптику, открытым останется вопрос фокусировки пучка света и системы охлаждения.
В заключении
Большинство недобросовестных производителей обязательно расскажут вам, какие светодиодные лампы лучше для авто, но если бы они действительно существовали для ближнего света, то наверняка они бы уже давно были в продаже у таких «монстров» как Philips. Светодиодное освещение бесспорно отличается огромным количеством преимуществ и вытесняет все остальные лампы, но для ближнего света фар оно совершенно не подходит. А лед лампочки с немыслимым световым потоком - это не что иное, как элементарный рекламный ход.
Если старый советский светильник с люминесцентными лампами дневного света типа ЛБ-40, ЛБ-80 вышел из строя, или вам надоело менять в нем стартера, утилизировать сами лампы (а просто так выкидывать их в мусорку уже давно нельзя), то его с легкостью можно переделать в светодиодный.
Самое главное, что у люминесцентных и светодиодных ламп одинаковые цоколи – G13. Никакая модернизация корпуса в отличие от других видов штырьковых контактов не потребуется.
- G- означает, что в качестве контактов используются штырьки
- 13 – это расстояние в миллиметрах между этими штырями
![](https://i0.wp.com/svetosmotr.ru/wp-content/uploads/2017/10/69.jpg)
Преимущества переделки
При этом вы получите:
- большую освещенность
- меньшие потери (почти половина полезной энергии в люминесцентных светильниках может теряться в дросселе)
- отсутствие вибрации и противного звука дребезжания от балластного дросселя
Правда, в более современных моделях, уже используется электронный балласт. В них повысился КПД (90% и более), исчез шум, но расход энергии и световой поток остались на прежнем уровне.
Например, новые модели таких ЛПО и ЛВО часто используются для потолков Armstrong. Вот примерное сравнение их эффективности:
Еще одно преимущество светодиодных – есть модели рассчитанные на напряжение питания от 85В до 265В. Для люминесцентного нужно 220В или близко к этому.
Для таких Led, даже если напряжение в сети у вас слабое или завышенное, они будут запускаться и светить без нареканий.
Светильники с электромагнитным ПРА
На что нужно обратить внимание при переделке простых люминесцентных светильников в светодиодные? Прежде всего на его конструкцию.
Если у вас простой светильник старого советского образца со стартерами и обыкновенным (не электронным ПРА) дросселем, то фактически и модернизировать ничего не надо.
Просто вытаскиваете стартер, подбираете под габаритный размер новую светодиодную лампу, вставляете ее в корпус и наслаждаетесь более ярким и экономным освещением.
![](https://i1.wp.com/svetosmotr.ru/wp-content/uploads/2017/10/33.jpg)
Если стартер из схемы не убрать, то при замене лампы ЛБ на светодиодную, можно создать короткое замыкание.
Дроссель же демонтировать не обязательно. У светодиодной, потребляемый ток будет в пределах 0.12А-0.16А, а у балласта рабочий ток в таких старых светильниках 0.37А-0.43А, в зависимости от мощности. Фактически он будет выполнять роль обыкновенной перемычки.
После всей переделки светильник у вас остается тот же самый. На потолке не нужно менять крепление, а сгоревшие лампы не придется более утилизировать и искать специальные контейнеры для них.
Для таких ламп не нужны отдельные драйвера и блоки питания, так как они уже идут встроенными внутри корпуса.
Главное, запомнить основную особенность – у светодиодных, два штырьковых контакта на цоколе, жестко соединены между собой.
![](https://i2.wp.com/svetosmotr.ru/wp-content/uploads/2017/10/61.jpg)
А у люминесцентной они соединены нитью накала. Когда она раскаляется, происходит зажигание паров ртути.
В моделях с электронным ПРА нить накала не используется и промежуток между контактами пробивается импульсом высокого напряжения.
Самые распространенные размеры таких трубок:
- 300мм (используется в настольных светильниках)
- 900мм и 1200мм
Чем больше их длина, тем ярче свечение.
Переделка светильника с электронным ПРА
Если же у вас модель более современная, без стартера, с электронным дросселем ЭПРА (электронный пускорегулирующий аппарат), то здесь придется немного повозиться с изменением схемы.
Что находится внутри светильника до переделки:
- дроссель
- провода
- контактные колодки-патроны по бокам корпуса
Дроссель это то, что нужно будет выкинуть в первую очередь. Без него вся конструкция существенно потеряет в весе. Откручиваете крепежные винты или высверливаете заклепки в зависимости от крепежа.
Затем отсоединяете питающие провода. Для этого может понадобиться отвертка с узким жалом.
Можно данные проводки и просто перекусить пассатижами.
Схема подключения двух ламп отличается, на светодиодной все выполнено гораздо проще:
Главная задача которую нужно решить – это подать 220В на разные концы лампы. То есть, фазу на один вывод (например правый), а ноль на другой (левый).
Ранее говорилось, что у светодиодной лампы оба штырьковых контакта внутри цоколя, соединены между собой перемычкой. Поэтому здесь нельзя как в люминесцентной, подать между ними 220В.
Чтобы убедиться в этом, воспользуйтесь мультиметром. Установите его в режим измерения сопротивления, и касаясь измерительными щупами двух выводов произведите замер.
На табло должны высветиться такие же значения, как и при замыкании щупов между собой, т.е. нулевые или близкие к нему (с учетом сопротивления самих щупов).
У лампы дневного света, между двумя выводами с каждой стороны, есть сопротивление нити накала, которая после подачи напряжения 220V через нее, разогревается и ”запускает” лампу.
- без демонтажа патронов
- с демонтажем и установкой перемычек через их контакты
Без демонтажа
Самый простой способ это без демонтажа, но придется докупить пару зажимов Wago.
Выкусываете вообще все провода подходящие к патрону на расстоянии 10-15мм или более. Далее заводите их в один и тот же зажим Ваго.
Тоже самое проделываете с другой стороной светильника. Если у клеммника wago недостаточно контактов, придется использовать 2 шт.
После этого, все что остается – подать в зажим на одну сторону фазу, а на другую ноль.
Нет Ваго, просто скручиваете провода под колпачок СИЗ. При таком методе, вам не нужно разбираться с существующей схемой, с перемычками, лезть в контакты патронов и т.п.
С демонтажем патронов и установкой перемычек
Другой метод более скрупулезный, зато не требует никаких лишних затрат.
Снимаете боковые крышки со светильника. Делать это нужно осторожно, т.к. в современных изделиях защелки сделаны из хрупкой и ломкой пластмассы.
После чего, можно демонтировать контактные патроны. Внутри них расположены два контакта, которые изолированы друг от друга.
Такие патроны могут быть нескольких разновидностей:
Все они одинаково подходят для ламп с цоколем G13. Внутри них могут быть пружинки.
В первую очередь они нужны не для лучшего контакта, а для того, чтобы лампа не выпадала из него. Плюс за счет пружин, идет некоторая компенсация размера длины. Так как с точность до миллиметра, изготовить одинаковыми лампы не всегда получается.
К каждому патрону подходят два провода питания. Чаще всего, они крепятся путем защелкивания в специальных без винтовых контактах.
Проворачиваете их по часовой и против часовой стрелки, и приложив усилие вытаскиваете наружу один из них.
Как уже говорилось выше, контакты внутри разъема изолированы друг от друга. И демонтируя один из проводков, вы фактически оставляете не удел одно контактное гнездо.
Весь ток теперь будет течь через другой контакт. Конечно, все будет работать и на одном, но если вы делаете светильник для себя, имеет смысл немного усовершенствовать конструкцию, поставив перемычку.
Благодаря ей, вам не придется ловить контакт, проворачивая светодиодную лампу по сторонам. Двойной разъем обеспечит надежное соединение.
Перемычку можно сделать из лишних проводов питания самой лампы, которые у вас обязательно останутся в результате переделки.
Тестером проверяете, что после монтажа перемычки, между ранее изолированными разъемами есть цепь. То же самое проделываете со вторым втычным контактом на другой стороне светильника.
Главное проследить, чтобы оставшийся провод питания был уже не фазным, а нулевым. Остальное выкусываете.
Люминесцентные светильники на две, четыре и более ламп
Если светильник у вас двухламповый, лучше всего к каждому разъему подавать напряжение отдельными проводниками.
При монтаже простой перемычки между двух и более патронов, конструкция будет иметь существенный недостаток.
Вторая лампа будет светиться, только при условии, что первая установлена на свое место. Уберете ее, и тут же погаснет и другая.
Питающие проводники должны сходиться на клеммную колодку, где поочередно у вас будет подключены:
Популярность светодиодных ламп постоянно растёт. Сфера их применения очень разнообразна: они используются в домашнем освещении, в декоративных элементах и автомобильных фарах. Однако владельцев личного транспорта волнует вопрос, можно ли поменять штатные «ксенонки» или «галогенки» на светодиоды и законно ли это вообще.
Монтаж LED-ламп в заводские фары нарушает законодательство РФ: статью 12.5 части 3 КоАП РФ, в которой говорится, что световые приборы на передней части автомобиля не допускаются к эксплуатации, если не соответствуют Основным положениям.
Данное положение (пункт 3.4) говорит о том, что запрещено ездить на автомобиле, если тип установленных ламп не соответствует виду самого светового прибора. За нарушение этого закона владелец рискует лишиться прав на целый год. К тому же у него изымут все нелегальные приборы и приспособления.
Разрешена ли установка светодиодных фар?
Как следует из российского законодательства, устанавливать светодиодные лампы можно только в фары определённого типа. В техническом регламенте нашей страны описаны несколько видов световых передних приборов освещения:
- Фары ксеноновые.
- «Галоген».
- Лампы накаливания.
- Противотуманные фары.
Каждому типу соответствует определённая маркировка.
Маркировка фар для LED-ламп
Маркировка фар регулируется техническим регламентом таможенного союза, в котором приводятся следующие определения.
- Ламы накаливания. R – обозначает ближний свет, C – дальний, CR – фары, которые работают и в том, и в другом режиме (часто применяют в эконом-классе).
- Противотуманные фары. Обозначаются как F3 или В
- Галогеновые лампы. HR – маркировка ламп ближнего света, HC – дальнего, HCR – одновременного режима.
- Ксеноновые фары. DR – знак ближнего света, DC – дальнего, DCR обозначает работу в обоих вариантах.
В регламентах нет ни слова о типе светового прибора, который подходит для светодиодного освещения. Однако на практике все сотрудники ГИБДД и дорожные инстанции говорят, что подходящим типом фар для LED-ламп являются галогеновые. Почему именно так – до конца не ясно.
Иными словами, устанавливать светодиодные приборы можно только в те фары, которые имеют маркировку галогеновых ламп – HR, HC и HCR. Именно в таком случае ваши действия будут считаться правомерными.
Дополнительные требования установки
Помимо того, что светодиодные лампы можно устанавливать только на фары с нужной маркировкой, к ним предписывают и другие требования, которые установлены тем же техническим регламентом.
Первое требование – правильный угол наклона фар. Его следует отрегулировать так, чтобы он не слепил других участников дорожного движения. Второе предписание – фары должны быть оборудованы устройством для их очистки. Данные правила также относятся ко всем источникам света, чей световой поток превышает 2000 люмен.
Какие предусмотрены наказания?
Использование светодиодного освещения в неподходящих для этого фарах влечёт за собой серьёзное наказание. В теории, за подобное своеволие водителя должны оштрафовать на 500 рублей, но в реальности лишают водительской «корочки» на целых 365 дней.
Причина лишения прав
Сотрудники дорожной инспекции могут лишить водителя прав, ссылаясь на статью 12.5 КоАП. В третьей его части говорится о допустимых режимах работы фар и их цветов. Так, огни должны иметь только белый, жёлтый или оранжевый оттенок. За светодиоды синего, фиолетового или тем более красного цвета вас могут законно лишить водительских прав. Однако даже за правильное освещение владельца транспорта могут подвергнуть наказанию, поскольку законодательство крайне неоднозначно формулирует положения, связанные с применением LED-ламп.
Другое дело, если водитель самовольно поставит светодиодные огни в неподходящий для этого вид фар. Такое изменение транспортного средства влечёт за собой суровое наказание – лишение прав на год.
О законном наказании
Если досконально разобраться в вопросе, то никакого штрафа или другой меры быть не должно, поскольку о светодиодах не говорится ни в одном правовом акте. Максимальным наказанием за использование «диодиков» может быть разве что штраф в полтысячи рублей.
Однако того или иного наказания вряд ли удастся избежать. Поэтому правильно будет обратиться в ГИБДД, чтобы там оформить установку светодиодного освещения.
Проверка правильности монтажа ламп
Такую проверку может осуществлять только сотрудник ГИБДД. Это связано с тем, что установку светодиодов можно отнести к изменению конструкции автотранспортного средства, вопросами которого и занимается данная инспекция. Сотрудник проверит правильность всех ваших документов и самого монтажа и, если всё в порядке, выдаст необходимое свидетельство.
Законная смена фар
Чтобы на полных правах использовать светодиодное освещение, для него нужно подобрать соответствующий тип фар. Переоборудование световых приборов можно произвести в специальном сервисе. Это обеспечит LED-лампам наиболее яркий пучок света, который поможет чётко видеть все объекты на дороге. Монтаж нового типа фар производится во многих организациях в любом городе, поэтому с этим пунктом проблем возникнуть не должно.
Замена фар – это внесение изменений в конструкцию автомобиля, и поэтому она требует соответствующего свидетельства. Порядок его получения таков:
- Обратиться в испытательный центр. Чтобы туда попасть, придётся заполнить заявление. Там проверят безопасность вашего ТС.
- После пройти техосмотр и взять диагностическую карту.
- Прийти в ГИБДД с пакетом документов (паспорт машины, заявление, карта технического осмотра).
- Получить нужное свидетельство и в течение 10 перерегистрировать автомобиль.
Прохождение всех этапов даст владельцу транспорта гарантию того, что его не привлекут к ответственности за неправомерные действия.
Светодиодные лампы: их достоинства и особенности
Тенденция к монтажу в фары лампочек-светодиодов понятна, ведь они обладают рядом достоинств, которые выделяют их на фоне ксенона и галогена.
- Большой срок службы – до 40 лет. Этот показатель зависит от качества товара – на рынке часто встречаются китайские подделки.
- Низкая чувствительность к низким и высоким температурам.
- Стойкость к ударам и тряске.
- Высокая световая отдача – до 60 лм/Вт. (у обычной фары, для сравнения, в 2-3 раза ниже).
- Многообразие конструкций.
С ростом технологий изменяется и LED, в который добавляются всё более интересные функции.
Светодиоды активно внедряются в автомобилестроение. Элитные марки машин выходят с заводского конвейера уже со встроенным LED-освещением. Фары в таком транспорте – настоящий инженерный шедевр, поскольку настроить свет с диодов правильным образом – задача не из простых. Однако это не означает, что такие фары недоступны простому населению. Есть компании, которые успешно освоили их производство и наладили массовый выпуск. Уже существуют комплекты оптики для отечественных авто: «Лады», «Нивы» и других. Правда, цены на качественную продукцию могут быть приличными.
Эксплуатирование светодиодов в качестве головного света имеет ряд нюансов. Для хорошей работы им требуются мощный импульсный блок питания и специальная система охлаждения. Все эти приспособления делают фары громоздкими и дорогими. Стоимость их порой в полной комплектации достигает 40 тыс. рублей.
Ещё одна важная особенность LED’а в том, что при неправильной настройке оптики они будут крайне плохо работать, особенно это касается дальнего света. Налаживание системы фокусировки и рассеивания поможет добиться хорошего освещения.
Светодиоды также используются в качестве дополнительных фар, которые обычно устанавливаются на бампер или крышу автомобиля. Такое освещение часто применяется при езде по сельской местности, где нет фонарей и требуется более мощный свет. Светодиодные лампы в этом случае будут идеальным решением: они тратят мало энергии, не требуют сложного подключения.
При приобретении LED-ламп остерегайтесь некачественной продукции, которой кишит рынок, а также уловок продавцов. Например, на упаковке стоит этикетка, на которой указана мощность в 50 Вт, однако на деле мощность каждой отдельной фары будет только 25 Вт. Такое сложение, встречающее, как правило, на китайском секторе торговли, часто вводит покупателя в заблуждение. Помимо этого, обратите внимание на материал приборов: лучше, чтобы корпус был изготовлен из алюминия или подобных металлов.
Заключение
Светодиоды могут стать отличной заменой штатному освещению автомобиля. Обладая всеми теми достоинствами, которые были перечислены, они составляют высокую конкуренцию «ксенону» и «галогену». Однако чтобы новая покупка не обернулась печальным наказанием, необходимо пройти все описанные этапы, ведь спорить с законодательством ни к чему.