Рис. 29. Образцы архитектурных пространств Первые известные поселения городского типа нам кажутся странными, они не похожи даже на деревню - там нет улиц. Один из таких посёлков в Турции (VII-VI вв. до н. э.) состоял из прижавшихся стеной к стене каменных хижин. Там не было ни улиц, ни площадей, это было единое компактное жилище. В то же время «идеально» спланированным городом можно назвать мобильные становья кочевников Центральной Азии. Их юрты образовывали курень (т. е. круг, кольцо) и располагались по концентричным кольцам вокруг большой юрты - «дворца» предводителя. Причём строго с севера на юг и с запада на восток этот круг пересекался двумя «проспектами», сходившимися у центральной юрты. В Европе пространственную организацию города составляли улицы и площади. Вековой градостроительный опыт показал, что при всём многообразии условий формирования городов планировка их не так уж разнообразна. Можно назвать три типа планировки: прямоугольная, или регулярная; радиальнокольцевая; нерегулярная, или свободная. Прямоугольная (регулярная) планировка была характерна для очень многих древних городов Индии, Египта, Двуречья, Китая. Существовала, как и в нынешних городах, иерархия улиц: главные магистральные и внутрирайонные узкие, пешеходные. В середине города была довольно большая площадь с центральным зданием или без него. Регулярная планировка отличала города в Древней Греции и Древнем Риме. В Греции города были самостоятельными экономикополитическими единицами, и там сложилась универсальная городская структура. Ядром города было святилище с главными храмами - акрополь, который стоял в середине города на холме, у подножия холма располагались жилые кварталы (нижний город) с торговой площадью - агорой и общественными зданиями. В силу сложившегося жизненного уклада в основу средневекового города в абсолютном большинстве случаев была положена радиальнокольцевая планировка, очевидно, дававшая большую защищённость. Часто город обносился крепостной стеной. Свободные земли внутри городских укреплений быстро застраивались, город становился компактным. Улицы были искривлёнными, но общая лучевая схема оставалась. В дальнейшие исторические эпохи повсеместно в городах происходило наслоение и смешение планировочных принципов, что вело к появлению нерегулярной, т. е.
свободной, планировки. Одним из ярких примеров свободной планировки можно считать проект генерального плана «Большой Хельсинки» архитектора Э. Сааринена, который предложил федерацию полуавтономных районов, разделённых километровыми зелёными массивами. В основе такого планирования, вопервых, здоровая, органичная экология жизни, а вовторых, организация трудоустройства по месту жительства. Многие замечательные градостроительные предложения остались архитектурными и философскими мечтами. Таковы, например, проекты «Идеальный город Амауротум» английского писателя Томаса Мора, «Город солнца» итальянского философа и поэта Т. Кампанеллы, идеальное поселениекоммуна английского социалистаутописта Р. Оуэна или радиальноконцентрический город Шо французского архитектора К. Леду (отдельным сооружениям этого проекта 1733 г. мог бы позавидовать любой архитекторавангардист XX в.). Такого рода проекты создаются и сегодня. Проекты городов выполняются на компьютере и на экране смотрятся как бы уже осуществлёнными. Придумана, например, компьютерная версия новой столицы России, протянувшейся от Санкт Петербурга до Владивостока. Ширина этой линейной структуры - 10-15 км, а состоит она из нескольких слоёв. В центре - основные транспортные артерии, промышленность, дальше - зона активного освоения природы и жизни человека, потом поля, угодья и зона нетронутой природы. Предполагается, что такая линейная структура расселения сосредоточит в себе ресурсы разобщённых населённых пунктов, которые возникли в силу различных исторических обстоятельств и в разное время, но в условиях современной урбанизации обречены на вымирание. П е р в о е з а д а н и е, которое предлагается учащимся, - создать свой план города, используя один из градообразующих принципов. Задание в общемто несложное, но следует напомнить ребятам об оформлении самого проекта. Выполнять план нужно на плотной бумаге, лучше в технике аппликации из цветной бумаги. При этом вовсе не обязательно растительные массивы изображать зелёной бумагой, а улицы, проспекты и площади - серой. Нужно приучить ребят к иносказательным, условным цветам. Можно также сделать план на чёрном фоне белой гуашью или белой гелевой ручкой. В качестве дополнительного задания можно предложить по фотографии пейзажа (желательно с водоёмом) сделать картуплан местности и на ней спланировать, например, санаторий или туристический комплекс со вспомогательными службами (нечто похожее на посёлок). Можно даже чёрным фломастером по фотографии набросать его силуэт. Одним из важнейших моментов в планировании города является реконструкция и сохранение исторического центра. Такие работы ведутся во всём мире. Помимо реставрационных и восстановительных работ, некоторые кварталы старых городов требуют переделки, которая не должна нарушить общего стиля строений. К сожалению, в отечественной градостроительной практике достаточно негативных примеров, когда современная стеклобетонная коробка, сомнительная по архитектурноэстетическим качествам, абсолютно подавляет старину. В последнее время в исторически сложившихся местах концентрации общественных зданий и предприятий торговли стали сооружаться так называемые торговые моллы. Они представляют собой пешеходные общественнокоммуникационные пространства, объединяющие торговые предприятия и прочие культурнобытовые учреждения в единое целое. Причём часто стали устраивать такие моллы, «накрывая» старинную улицу стеклянным сводом в целях энергосбережения и сохранения архитектурного наследия. Иногда, оставив в неприкосновенности исторические фасады, полностью меняют внутреннюю структуру и конструкции зданий, используя современные материалы и технологии. Или, так же целиком оставляя отреставрированный старинный фасад, делают за ним стеклянную сводчатую крышу, укрывающую и сам дом, и внутренний дворик, в котором может быть устроен, например, зимний сад или комплекс бутиков.
Урок искусства на тему: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
7класс. Дата: 08.02
Цель: Познакомить с понятием «город » ;«городская среда»; «квартал»; «микрорайон»; подвести к пониманию архитектуры как одному из видов искусства.
Задачи:
Знакомство обучающихся с архитектурой современного города;
Развитие искусствоведческих знаний;
Развитие творчества при создании эскизов и схем архитектурных построек;
Воспитание бережного отношения к произведениям архитектуры;
Совершенствование графических навыков.
Тип урока: комбинированный, урок формирования новых знаний
Оборудование:
Литературный ряд:
учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 - 8 класс.
Зрительный ряд:
Презентация к теме урока;
Словарь! Город, городская среда, градостроительство, структура, планировка, микрорайон, деловой центр, квартал.
Все новые термины заносятся в словарь по ходу урока.
Музыкальный ряд: по усмотрению учителя
ТСО: компьютер, проектор, экран
Для учащихся:
учебник; рабочая тетрадь;
альбомный лист, простой карандаш.
Организационный момент.
Формирование новых знаний.
Слайд 2. Вспомним из предыдущих уроков, что мы знаем о городе. (ответы учащихся)
Слайд 3 - 4. Тема Петербурга – одна из сквозных тем живописи и русской литературы 19 века. К ней обращались такие известные художники как С. Ляхович, Е. Дубицкий, Ренуар. Воспевали Петербург Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых». Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать…
«Серый город, каменные джунгли…» так о городе (мегаполисе) спустя более чем 100 лет напишет Павел Серый.
Так что же это – ГОРОД? Давайте разберем понятие «Город» и все, что связано с ним.
Слайд 4. Мир растет вместе с нами. Вначале это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными зданиями и новостройками, которые выросли на твоих глазах. Значит ли это, что развитие города можно сравнить с развитием человека? (вопрос учащимся) Почему?
У города тоже бывает детство, он раскидывается на холмах и постепенно становится зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными постройками.
Слайд 5
Город – это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм…
Город - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Слайд 6
Бывают города «младенцы» (как вы думаете, почему?) – на совершенно новом месте создаются новостройки, но так бывает редко.
Современный город представляет как одновременное существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно ушедших в прошлое и до самых современных, почти фантастических.
Развитие такого города требует большого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой материи.
Слайд 7
Застройка города ведется по определенному плану, и вот, для того, чтобы неповторимая красота веков не исчезла, появляется целая наука по теории и практике планировки и застройки городов, которая называется одним емким словом – градостроительство.
Градостроительство родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина - градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.
На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора.
Слайд8
Основными задачами градостроительства является:
создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
решение городских экологических проблем,
преодоление монотонности типовой застройки,
сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.
Слайд9
В градостроительстве все подчинено структуре (внести новое определение в словарь).Структура (строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.
Слайд10
На предыдущих уроках мы говорили, что в создании городской среды немаловажную роль играют дороги.Дороги – каркас городского пространства, а улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое.
Слайд11
Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в городе вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это изменило облик города, его планировку и структуру.
Слайд12
Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города стали расширятся за счет окраин.
В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы – жилые.
Слайд13
И если посмотреть на город сверху, то он предстанет в виде пятен различных очертаний. Это результат городской планировки. Существует три основных типа планировки.
Предлагаем работу по учебнику- стр. 112 5-6 абзац.
Рассмотрим эти типы.
После окончания работы в учебнике, предлагаем блиц – опрос по 3 фотографиям представленных на слайде городов отгадать, какие типы планировки представлены под номерами 1 – 3.
Слайд14
Ракурс в историю: II тыс. до н. э применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы.
Слайд15
Идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.
Планы идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда являются фракталами (ссылку на книгу о фрактальной архитектуре вы найдете ниже).
Кроме того, идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические музыкальные партитуры. И там, и здесь - фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома. Можно представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха, с неба... Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине фантастическим!
Слайд16
Проект идеального города
Сфорцинда
Анто́нио Филаре́те,
1400
-
1469
, итальянский архитектор
Пальманова - итальянская коммуна в провинции Удине.
Слайд17
В любом городе практически всегда можно выделить – Центр или деловой район. Центр города(или деловой район) – особое место, имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу. Центр города – есть «сердце его» Корбюзье.
Слайд18
Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части – кварталы и микрорайоны.
Кварталы – это территории, застроенные зданиями и отделенные друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми, жилыми, банковскими и т.д.
А несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны – самостоятельные, но более мелкие, части города, в которых существует все необходимое для повседневной жизни людей.
Но горожане не замыкаются в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь району, кварталу или микрорайону.
Слайд19
Спланировать город – труднейшая задача для архитектора, но человеческой мысли нет предела, и вам предлагается посмотреть несколько видов великолепнейших городов, где современность и здания старинной архитектуры застыли в неповторимых ансамблях.
Слайд20
Итоговые вопросы
Город - это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм. Современный город предстает как одновременное существование прошлого и настоящего.
Развитие такого города требует высокого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой ткани. Не каждая новостройка лучше старины, какой бы дряхлой она ни казалась. Нельзя строить, не осознав неповторимость бесценной красоты веков!
В создании городской среды дороги не менее важны, чем здания. Они, как скелет, каркас городского пространства, тело которого составляют дома, как бы крепящиеся на этом каркасе. Улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое.
Если взглянуть на город сверху, он предстанет нам в виде пятен различных очертаний. Но все композиционное многообразие этих пятен - городской планировки - можно свести к трем основным типам: регулярной, или прямоугольной; радиально-кольцевой; нерегулярной, или свободной.
Рассмотрите план-схемы разных городов:
Создание структуры города - важнейшая архитектурная задача. ее конечная цель - создать условия для гармоничной жизни горожан, их труда, быта и отдыха. Разрабатывая планировку города, зодчие пришли к выводу, что город должен состоять из отдельных частей - зон, предназначенных для работы, жилья, отдыха и движения.
Конечно, спланировать город - труднейшая задача даже для прхитекторов. Но представить себе на плане облик небольшого городского пространства - микрорайона - вы можете, чтобы яснее осознать, как вам удобнее и интереснее жить в городе.
Нарисовать план-схему МИКРОРАЙОНА города.
Урок искусства на тему: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
8 класс.
Цель: Познакомить с понятием «город » ;«городская среда»; «квартал»; «микрорайон»; подвести к пониманию архитектуры как одному из видов искусства.
Задачи:
- Знакомство обучающихся с архитектурой современного города;
- Развитие искусствоведческих знаний;
- Развитие творчества при создании эскизов и схем архитектурных построек;
- Воспитание бережного отношения к произведениям архитектуры;
- Совершенствование графических навыков.
Тип урока: комбинированный, урок формирования новых знаний
Оборудование:
- Литературный ряд:
- учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 - 8 класс.
- Зрительный ряд:
- Презентация к теме урока;
- Словарь! Город, городская среда, градостроительство, структура, планировка, микрорайон, деловой центр, квартал.
Все новые термины заносятся в словарь по ходу урока.
- Музыкальный ряд: по усмотрению учителя
- ТСО: компьютер, проектор, экран
- Для учащихся:
- учебник; рабочая тетрадь;
- альбомный лист, простой карандаш.
- Организационный момент.
- Формирование новых знаний.
Слайд 2. Вспомним из предыдущих уроков, что мы знаем о городе. (ответы учащихся)
- Слайд 3 - 4. Тема Петербурга – одна из сквозных тем живописи и русской литературы 19 века. К ней обращались такие известные художники как С. Ляхович, Е. Дубицкий, Ренуар. Воспевали Петербург Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых». Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать…
- «Серый город, каменные джунгли…» так о городе (мегаполисе) спустя более чем 100 лет напишет Павел Серый.
Так что же это – ГОРОД? Давайте разберем понятие «Город» и все, что связано с ним.
Слайд 4. Мир растет вместе с нами. Вначале это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными зданиями и новостройками, которые выросли на твоих глазах. Значит ли это, что развитие города можно сравнить с развитием человека? (вопрос учащимся) Почему?
У города тоже бывает детство, он раскидывается на холмах и постепенно становится зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными постройками.
Слайд 5
- Город – это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм…
- Город - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Слайд 6
Бывают города «младенцы» (как вы думаете, почему?) – на совершенно новом месте создаются новостройки, но так бывает редко.
- Современный город представляет как одновременное существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно ушедших в прошлое и до самых современных, почти фантастических.
Развитие такого города требует большого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой материи.
Слайд 7
Застройка города ведется по определенному плану, и вот, для того, чтобы неповторимая красота веков не исчезла, появляется целая наука по теории и практике планировки и застройки городов, которая называется одним емким словом – градостроительство.
Градостроительство родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина - градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.
На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора.
Слайд8
Основными задачами градостроительства является:
- создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
- решение городских экологических проблем,
- преодоление монотонности типовой застройки,
- сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
- бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.
Слайд9
- В градостроительстве все подчинено структуре (внести новое определение в словарь). Структура (строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.
Слайд10
- На предыдущих уроках мы говорили, что в создании городской среды немаловажную роль играют дороги. Дороги – каркас городского пространства, а улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое.
Слайд11
Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в городе вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это изменило облик города, его планировку и структуру.
Слайд12
Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города стали расширятся за счет окраин.
В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы – жилые.
Слайд13
И если посмотреть на город сверху, то он предстанет в виде пятен различных очертаний. Это результат городской планировки. Существует три основных типа планировки.
Предлагаем работу по учебнику- стр. 112 5-6 абзац.
Рассмотрим эти типы.
После окончания работы в учебнике, предлагаем блиц – опрос по 3 фотографиям представленных на слайде городов отгадать, какие типы планировки представлены под номерами 1 – 3.
Слайд14
Ракурс в историю:
II тыс. до н. э применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы.Слайд15
Идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.
Планы идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда являются фракталами (ссылку на книгу о фрактальной архитектуре вы найдете ниже).
Кроме того, идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические музыкальные партитуры. И там, и здесь - фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома. Можно представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха, с неба... Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине фантастическим!
Слайд16
Проект идеального города
СфорциндаАнто́нио Филаре́те, 1400 - 1469 , итальянский архитектор
Пальманова - итальянская коммуна в провинции Удине.
Слайд17
- В любом городе практически всегда можно выделить – Центр или деловой район. Центр города(или деловой район) – особое место, имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу. Центр города – есть «сердце его» Корбюзье.
Слайд18
Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части – кварталы и микрорайоны.
Кварталы – это территории, застроенные зданиями и отделенные друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми, жилыми, банковскими и т.д.
А несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны – самостоятельные, но более мелкие, части города, в которых существует все необходимое для повседневной жизни людей.
Но горожане не замыкаются в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь району, кварталу или микрорайону.
Слайд19
Спланировать город – труднейшая задача для архитектора, но человеческой мысли нет предела, и вам предлагается посмотреть несколько видов великолепнейших городов, где современность и здания старинной архитектуры застыли в неповторимых ансамблях.
Слайд20
Итоговые вопросы