Святая мученица Агафия была дочерью именитых и богатых родителей-христиан из города Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии. С детства она стремилась возвысить свою редкую красоту с помощью самого ценного украшения - истинной веры и святых добродетелей, полностью посвятив себя Господу.
Во время гонения при императоре Декии (249-251) военачальник и градоправитель Катаны - Квинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафии, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. По его приказу она, всего лишь пятнадцати лет от роду, была схвачена, привезена в Катану, где предстала перед его судом.
Соблазненный красотой и богатством Агафии, Квинтиан захотел на ней жениться и, чтобы убедить девушку, повелел поместить ее в доме одной богатой женщины, по имени Афродисии. У ней было пять юных дочерей, которым Квинтиан велел при помощи своих ласкательных речей и различных удовольствий совратить ум Агафии к плотской любви, и убедить ее принести жертвы богам.
Они то хваля и превознося ее и высказывая многие обещания, то посредством угроз старались склонить Агафию к исполнению воли Квинтиана, но не имели никакого успеха: ни словом, ни делом не могли они отвратить ее от Божественной любви к любви мирской. Они украшали ее дорогими одеждами, предлагали подарки и различные дорогие кушанья и угощения, устраивали представления в лицах и пляски, при игре музыкантов, и творили перед ее глазами всякие бесчинства и смехотворные вещи. Но Агафия, не желая даже глядеть на всё сие, говорила: «Пусть будет вам известно, что ум и помышления мои утверждены на камне, и не могут быть отвращены от любви Христовой: ваши же льстивые слова подобны ветру, предоставление же мирских радостей - есть не более, как дождь; а угрозы ваши- это реки, которые хотя и прильют к моей храмине, но не возмогут сдвинуть ее, ибо она стоит на твердом основании, как бы на камне, Которое есть Христос Сын Бога Живаго».
Афродисия, видя твердость и непоколебимость сердца Агафии, пошла к военачальнику Кинтиану, и сказала ему: «Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу; я сама и дочери мои дни и ночи проводили только в том, что увещевали ее к единомыслию с нами - то ласками и просьбами, то угрозою: ожерелья и мониста редкие, дорогие одеяния, золото и драгоценные камни я полагала перед ее лицом, отдавала ей в подарок рабов и села свои, но она всё это презирает, как прах, попираемый ногами».
Тогда разгневанный Квинтиан велел привести Агафию в свою тайную палату; здесь, сидя на своем месте, он, исполненный нечистых помыслов, спросил девицу, какого она рода. Святая Агафия отвечала:
- Я - благородного происхождения и имею знатных и богатых родственников.
Квинтиан сказал ей:
- Если ты знатного рода, то зачем носишь бедную одежду, как какая-либо рабыня?
- Я - Христова раба, - отвечала святая, - и посему ношу образ рабыни.
Квинтиан же сказал:
- Как же ты называешь себя рабой, будучи свободною, как дочь благородных родителей?
- Благородство и свобода наша в том, - отвечала святая, - чтобы работать Христу.Военачальник спросил:
- Неужели мы, не работающие Христу вашему и отрицающиеся от Него, несвободны?
Агафия отвечала:
- Вы находитесь в таком плену и рабстве, что не только сделались рабами греху, но и поклонниками мерзких и бесчувственных идолов, почитая дерево и камень за бога.
- Если ты будешь произносить такие хулы, - сказал ей Квинтиан, - то будешь предана многим мучениям; но скажи мне, почему ты отрицаешься от наших богов?
- Потому я отрицаюсь от них, - отвечала Агафия, - что они не боги, а бесы, изображения которых вы делаете из меди и мрамора, покрывая золотом их лица.
Квинтиан сказал:
- Послушай доброго совета, девица, и принеси жертвы, чтобы не испытать тебе различные муки и не навести бесчестия и поношения своему благородному происхождению, после чего ты, хотя и против воли, должна же будешь поклониться богам, владыкам вселенной.
Святая Агафия отвечала:
- Пусть будет жена твоя подобна Афродите, богине твоей; а ты сам будь подобен Зевсу, богу твоему.
Когда святая произнесла это, Квинтиан велел ударить ее по лицу и сказал:
- Не оскорбляй военачальника.
Святая Агафия ответила:
- Где разум твой, военачальник? Я желаю тебе, чтобы ты был подобен богу твоему, а ты не желаешь быть ему подобным, и сам стыдишься своих богов: посему вместе со мною отрекись от них.
Военачальник сказал:
- Ты заслуживаешь многие муки, на которые я тебя тотчас и отдам, если ты не исполнишь, что тебе приказывают.
- Не боюсь я ничего, - отвечала девица; - если ты отдашь меня на съедение зверям, то звери, увидев меня и услышав имя Христово, укротятся; если в огонь меня бросишь, то Ангелы с неба будут меня охлаждать росою; если ты причинишь мне раны и мучения, я имею на помощь Духа истины, Который меня избавит от руки твоей.
После этого военачальник велел отвести Агафию в мрачную и смрадную темницу; святая же пошла туда, как на пир и веселие, вручая себя Господу своему. Утром Квинтиан, вызвав опять святую Агафию на суд, спросил ее, достаточно ли она подумала о своем здоровье. Святая Агафия отвечала:
- Здоровье мое - Христос.
Но начальник сказал:
- Отрекись от Христа, чтобы не погибнуть тебе в юности.
- Отрекись ты от своих богов, - отвечала святая, - которые суть не что иное, как камень и дерево, и приступи к истинному Богу, сотворившему тебя, дабы не подвергнуться тебе мукам вечным.
Тогда разгневанный мучитель велел повесить Агафию нагою на дереве и бить. Когда святую били, мучитель сказал ей:
- Перемени свои мысли и поклонись богам, чтобы остаться тебе живой.
Она же отвечала:
- Сими муками я приобретаю себе блаженство, и радуюсь среди них так же, как радуется тот, кто приобрел великие сокровища: сии временные муки мне полезны. Как не собирают пшеницу в житницы, не очистив ее от плевел, так невозможно для души моей войти в рай, если сначала тело не будет истерзано муками.
Квинтиан велел слугам сильнее мучить Агафию, потом приказал железными клещами рвать ее сосцы и отрезать их. Когда это исполняли, мученица сказала военачальнику:
- Безбожный и бесчеловечный мучитель! не стыдишься ты у женщины отрезать сосцы, которыми ты сам питался у своей матери; но я имею другие сосцы в душе моей, которых ты не можешь коснуться, ибо они от юности посвящены Богу.
После сего святая была брошена в темницу. В полночь явился ей святый Апостол Петр, в образе благолепного старца, неся в руках своих многие врачевания для нее; ему предшествовал прекрасный юноша с горящею свечою; святая подумала, что это пришел какой-либо врач. Апостол сказал ей:
- Нечестивый мучитель, хотя и истерзал тебя ранами, но не имел никакого успеха; напротив, ты победила его своим мужеством; он велел сосцы твои не только истерзать, но и отрезать: за сие душа его будет мучиться вечно. В то время, когда ты терпела муки, я стоял и смотрел, и размыслил, что можно исцелить твои сосцы, для чего и пришел сюда.
Святая мученица Агафия отвечала:
- Я никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела; думаю, что и теперь не следует нарушать сего доброго обычая, от юности усвоенного.
- Ведь и я христианин, - сказал старец, - и пришел, надеясь исцелить тебя; посему не стыдись меня.
Святая же отвечала:
- Ты мужчина, а я девица, как же я могу без стыда обнажить перед тобою свое тело; я лучше буду терпеть боль от своих ран, нежели пожелаю обнажиться пред глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, что ты пришел сюда с намерением исцелить мои язвы; но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего.
Старец сказал ей:
- Почему же ты не желаешь, чтобы я уврачевал тебя?
Святая отвечала:
- Я имею Господа моего Иисуса Христа, Который одним мановением все исцеляет и одним словом восстановляет падших; Он, если пожелает, может исцелить меня, недостойную рабу Свою.
Апостол был обрадован такою великою верою святой мученицы и, с улыбкою, сказал ей:
- Он послал меня к тебе, девица, ибо я Его Апостол: посмотри - ты исцелилась.
Сказав сие, он сделался невидим. Тогда святая мученица Агафия, узнав, кто был являвшийся ей, возблагодарила Бога, говоря:
- Благодарю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, что воспомянул меня, и послал Апостола Своего исцелить меня.
Посмотрев на тело свое, она увидела сосцы свои целыми и раны исцелевшими; и всю ночь необычайный свет наполнял темницу, освещая ее.
Испуганные сим, воины разбежались и оставили темницу незапертою. Другие узники, бывшие там, видя сие говорили святой:
- Вот двери открыты, и никто их не стережет: выходи и беги.
- Я не хочу лишиться венца мученического, - отвечала Агафия, - и навлечь беду на стражей; имея помощником Господа моего Иисуса Христа, Сына Бога Живого, исцелившего меня, останусь здесь до конца, исповедуя Его.
По истечении четырех дней, на пятый, мучитель опять воссел на судище и, вызвав к себе святую Агафию, сказал ей:
- До каких пор ты будешь противиться царскому повелению? Принеси жертвы богам, иначе будешь предана самой лютой смерти.
Святая отвечала:
- Суетны слова твои и несправедливо повеление царя твоего, которое оскверняет и самый воздух; скажи мне, окаянный и безумный, кто ищет помощи от дерева и бесчувственного камня? Я же Тому приношу жертву хвалы, Кто исцелил сосцы мои и уврачевал тело мое.
Мучитель велел открыть ее сосцы и, видя их целыми и невредимыми, как они были прежде, спросил:
- Кто исцелил тебя?
Мученица отвечала:
- Иисус Христос, Сын Бога Живого.
Квинтиан воскликнул:
- Ты опять называешь Христа, о Котором я даже слышать не хочу!
Он велел насыпать на земле разожженные в огне острые черепицы, и посыпать их горячими углями, и на них бросить святую нагою, жечь и мучить.
Когда сие исполняли, вдруг началось землетрясение не только близ того места, но и во всем городе; расселась земля и поглотила друга Квинтианова Вултея и приятеля его Феофила, по совету которых Квинтиан производил такое мучительство.
Все граждане, испуганные землетрясением, прибежали в преторию к Квинтиану, крича на него, чтобы он перестал мучить невинную девицу, ради которой произошло землетрясение. Квинтиан, испугавшись землетрясения и народного возмущения, велел отвести святую в темницу.
Мученица, придя в темницу, воздела руки свои к небу и сказала:
- Благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня пострадать за имя Твое святое и, истребив во мне желание к временной жизни, подал мне терпение. Услышь, Господи, меня в сей час и благоволи, дабы я оставила сей мир и перешла бы к богатой и великой Твоей милости. Помолившись так, она предала дух свой в руки Божии.
Узнав о сем, граждане поспешили прийти, и взяв ее святое тело, несли с честью для погребения. Внезапно подошел к телу святой мученицы прекрасный юноша, который не был никому знаком в городе; с ним было сто прекрасных отроков. Проводив к месту погребения тело святой мученицы, он вложил в гроб ее каменную дощечку, на которой была надпись:
- Непорочный ум, добровольная жертва Богу, и отечеству избавление.
Положив дощечку с таким надписанием при главе святой мученицы, юноша тот сделался тотчас невидим; и все поняли, что это был Ангел Божий.
После сего воевода Квинтиан, взяв своих воинов, пошел в город Панорм, чтобы взять богатство святой мученицы Агафии и присвоить себе все ее имение. На пути ему пришлось переправляться через одну глубокую реку. Он взошел вместе с конями на паром и поплыл чрез реку. Кони внезапно взбесились на него, причем один изгрыз зубами ему лицо и всё обезобразил, а другой стал бить его ногами, и бил до тех пор, нока не сбросил его в реку, в которой он и утонул, окончив злою смертью свою злую жизнь. Долго искали его тело, но не нашли: оно погибло вместе с душою.
После сего ни один из царских правителей не дерзал причинять обид родственникам святой Агафии. Слава же о ней распространялась всюду, и над ее мощами была построена церковь; одежда, в какой ходила святая, была положена на ее гробе для напоминания о ее смирении.
Спустя год после кончины святой мученицы Агафии, гора Этна , около города Катаны, начала извергать огненную лаву, которая текла из отверстия на горе, как громадная река, с сильным шумом, низвергая сверху, как воск растопленные камни. Жители Катаны были в великом страхе, боясь за погибель своего города.
Тогда не только христиане, но и неверные - все собрались к церкви святой мученицы Агафии, взяли ее одежду, встали против огня, устремлявшегося к городу, и сею одеждою, как бы щитом, защищались от губительного и грозного пламени. Огонь, как бы устыдясь одежды святой мученицы, внезапно погас. При виде сего чуда жители, сильно радуясь, восхваляли Бога, и величали святую мученицу Агафию.
Чудо сие произошло в пятый день февраля - ровно через год после мученической кончины святой, пострадавшей за Христа Господа своего, Которому слава во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Агафия, / зовет велиим гласом: /
Тебе, Женише мой, люблю, / и, Тебе ищущи, страдальчествую, /
и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, /
и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, /
и умираю за Тя, да и живу с Тобою, /
но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. /
Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Главный кафедральный собор Катании, Домский собор (il Duomo) - собор Святой Агаты. После извержения Этны в 1669 году, а затем землетрясения в 1693 году он, как и основные постройки города был разрушен. В начале XVIII века он был реконструирован с использованием материала от разрушенных античных построек города.
Выполненный в стиле сицилийского барокко фасад собора - архитектурный шедевр, который создал сицилийский архитектор Джованни Баттиста Ваккарини - Giovanni Battista Vaccarini (1702—1768). Для главного фасада Ваккарини были использованы древнеримские колонны.
Святая мученица Агафия пострадала 5 (18) февраля в 251 году. В 1040 г. её мощи были перенесены в Константинополь, но в 1126 г. возвращены в Катану. Празднование дня памяти святой Агафии, защитницы от огненных стихий, покровительницы всей Сицилии и Мальты в самой Катании происходит наиболее торжественно и пышно.
Начало праздничных торжеств начинается с 3 февраля (по Григорианскому календарю). Процессия начинается с парада одиннадцати cannalore (огромные подсвечники с сюжетами из жизни святой), за которыми следуют духовенство, чиновники города и верующие. Вся процессия сопровождается огромным количеством огня от зажженных свечей.
4 февраля - рано утром в 03.30 начинается праздничная Месса в кафедральном соборе. По окончании богослужения мощи святой Агафии выносятся из хранилища, которое находится в правой апсиде собора, за огромной кованной дверью, и переносятся в центральный алтарь храма.
Затем в 06.00 утра вторая Месса, по окончании которой, выносятся мощи святой из собора и полагаются на серебрянную карету со статуей мученицы. Этот крестный ход продолжается целый день и последующую ночь, обходя почти весь город с салютами у церквей и восклицаниями горожан.
Крестный ход с мощами святой Агафии утром 5-го февраля возвращается в Кафедральный собор города Катании.
Затем 5 февраля в 18.00 служится центральная Месса в Кафедральном соборе, на которой присутствует весь епископат Сицилии, духовенство, чиновники города Катании и многочисленные верующие (в эти дни полумиллионный город наполняется миллионным числом почитателей святой Агафии).
По окончании богослужения мощи святой второй раз выносятся с Кафедрального собора и уже обносятся только лишь по центральной части города. Примерно к 22.00 процессия приходит на Пьяццу Дуомо, где горожан ожидает грандиозный салют.
Затем реликвии святой заносятся в центральный алтарь Кафедрального собора города Катании, где они находятся еще 5 дней и затем снова прячутся в правом пределе за кованной дверью кафедрального собора.
Праздничные торжества в Катании в честь святой мученицы Агафии (Агаты).
Статья подготовлена по материалам сайтов:
http://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib193/
http://www.pravoslavie.ru/put/59535.htm
https://mospat.ru/calendar/svyat1/feb05-agafiya.html
http://kinkong.ru/neobychnoe/1997-izverzhenie-vulkana-etna.html
http://www.arrivo.ru/italiya/festival-svyatoiy-agaty.html
http://www.ortodossiainsicilia.it/index.php?limitstart=25
http://geoblogger.livejournal.com/803424.html
http://www.liveinternet.ru/users/katish_09/post135917243
Читает иеромонах Клеопа (Данелян)
Святая Агафия, одна из славнейших мучениц Запада, была родом из знатной и богатой семьи города Катании на Сицилии . С детства она стремилась возвысить свою редкую красоту с помощью самого ценного украшения – истинной веры и святых добродетелей, полностью посвятив себя Господу. Во время гонений Деция, в 251 году, она, всего лишь пятнадцати лет от роду, была схвачена по приказу префекта Квинтиана и предстала перед его судом. Соблазненный красотой и богатством Агафии, он захотел на ней жениться и, чтобы убедить девушку, препоручил ее женщине дурного поведения Афродисии. Та целый месяц заставляла ее уступить, но безрезультатно. Стоя на неколебимой скале веры, дева не соблазнялась никакими обещаниями мирских радостей и удовольствий.
Поскольку Афродисия признала свое поражение, уверяя, что проще изменить природу железа или камня, чем сломить решительность Агафии, префект вызвал христианку к себе и спросил о ее происхождении. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агафия, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой». Когда ее принуждали поклониться языческим богам, она посмеялась над ними. Поэтому Квинтиан приказал бить ее по лицу и бросить в темницу в ожидании дальнейших пыток.
На следующий день во время второго допроса на требование совершить языческое жертвоприношение, чтобы сохранить себе жизнь, святая ответила, что единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого. Ее растянули на дыбе и стали бичевать. В то время как ее тело раздирали раскаленными крюками и прижигали факелами раны, она восклицала: «Ниспосланные Тобой муки – для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями». Взбешенный тиран приказал отрезать ей сосцы и бросить в застенок без всякой помощи. Но среди ночи Агафии явился окруженный сиянием апостол Петр с ее Ангелом Хранителем и совершенно исцелил от всех ран.
Через четыре дня Квинтиан приказал вновь привести к нему Агафию и, ничуть не удивившись чудесному выздоровлению девы, приказал катать обнаженную мученицу по острым черепкам и горящим углям, раскиданным на земле. Вдруг землетрясение постигло всю область, и часть дворца разрушилась. Жители Катании в ужасе бросились в преторий и стали угрожать префекту, что сожгут его вместе с остатками дворца, если он не отпустит святую мученицу – виновницу возмездия Божия. Пытку остановили, и Агафию вновь отправили в темницу. Она помолилась Господу, давшему ей силы перенести мучения, и попросила увидеть славу Его Лика, а затем предала Ему душу.
Узнав об этом, жители города поспешили к тюрьме, неся миро и благовония, и устроили похороны. В тот момент, когда они клали тело мученицы Агафии в порфирную гробницу, появился Ангел Хранитель святой в виде прекрасного юноши в сопровождении сотни детей в белой одежде. Он положил на могилу мраморную плиту с надписью: «Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины». Затем он исчез.
А нечестивый Квинтиан решил завладеть богатствами Агафии, но по дороге кони сбросили его, и он исчез в водах реки. На следующий год в день смерти святой мученицы вулкан Этна начал извергаться, и поток лавы грозил превратить в пепел Катанию. Тогда и язычники бросились вместе с христианами к могиле мученицы. Взяв лежавшее на могиле покрывало, они заградились им, словно щитом, от огненной реки, которая тут же остановилась. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии горячо молятся как защитнице города Катании. Почитание ее широко распространено на Западе и на Востоке.
Сия мученица почитается в нашем простом народе заступницею от вреда огненного.
Она жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благо-честии. Наступило гонение Декия. Св. Агафия стала готовиться к муче-нической кончине. Правитель области Квинтиан, увлеченный красотою юной христианки, решил отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в дом одной язычницы-вдовы, проводившей бес-путную жизнь. Однако жизнь в языческом доме, среди веселья и роско-ши не расположила к себе св. Агафию. Не помогли также и увещевания языческой вдовы. Видя это, правитель задумал прибегнуть к более решительным мерам. Он стал допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. Святая ответствовала:
Ваши идолы не боги, а бесчувственные чурбаны, и сами вы рабы этих чурбанов.
Раздраженный Квинтиан подверг св. Агафию жестоким мучениям и затем заключил в темницу. Видя, однако, ее непреклонность, он велел рвать клещами ее грудь.
Бесчувственный мучитель! - воскликнула Агафия. - Ты не сты-дишься отрезывать у женщины сосцы, которыми ты сам питался у своей матери…
Когда потом Агафию бросили в темницу, то ей явился апостол Петр и исцелил ее раны. Необычайный свет при этом озарил темницу; воины, испуганные этим, разбежались. Святая Агафия, однако, этим не воспо-льзовалась, покорно ожидая мученического венца.
На пятый день ее позвали опять к мучителю. Когда же она снова исповедала Христа, то мучитель велел насыпать на земле горячих углей и раскаленных черепиц и затем на их груду бросить нагую Агафию. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, а также возмущением граждан, правитель отправил Агафию опять в темницу, где святая и скончалась, пламенно помолившись Богу и возблагодарив Его за ту силу и терпение, с какою она переносила мучения.
На ее гробнице впоследствии была построена церковь стараниями ее почитателей -христиан.
Гнев Божий скоро поразил нечестивого мучителя Квинтиана. Когда он отправился на родину св. Агафии, в г. Палермо, чтобы взять себе ее имущество, то при одной переправе он упал в воду и утонул. Однажды на о. Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители острова взяли одежду с гробницы св. Агафии и держали ее против огня; извержение прекратилось. Это и послужило основанием для веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня.
Жизнь этой мученицы научает нас терпеливо переносить все страдания и невзгоды жизни, не падать духом, не унывать, а надеяться на помощь Божию; она научает нас веровать, что страдания посылаются Богом для нашего же спасения.
Сия му-че-ни-ца по-чи-та-ет-ся в на-шем про-стом на-ро-де за-ступ-ни-цею от вре-да ог-нен-но-го. Она жи-ла в Си-ци-лии при без-бож-ном го-ни-те-ле хри-сти-ан Де-кии и про-ис-хо-ди-ла от знат-ных ро-ди-те-лей, вос-пи-тав-ших ее в ис-тин-ном бла-го-че-стии. На-сту-пи-ло го-не-ние Де-кия. Св. Ага-фия ста-ла го-то-вить-ся к му-че-ни-че-ской кон-чине. Пра-ви-тель об-ла-сти Квин-ти-ан, увле-чен-ный кра-со-тою юной хри-сти-ан-ки, ре-шил от-влечь ее от хри-сти-ан-ской ве-ры и с этой це-лью по-ме-стил ее в дом од-ной языч-ни-цы-вдо-вы, про-во-див-шей бес-пут-ную жизнь. Од-на-ко жизнь в язы-че-ском до-ме, сре-ди ве-се-лья и рос-ко-ши не рас-по-ло-жи-ла к се-бе св. Ага-фию. Не по-мог-ли так-же и уве-ще-ва-ния язы-че-ской вдо-вы. Ви-дя это, пра-ви-тель за-ду-мал при-бег-нуть к бо-лее ре-ши-тель-ным ме-рам. Он стал до-пра-ши-вать Ага-фию, по-че-му она не кла-ня-ет-ся идо-лам. Свя-тая от-вет-ство-ва-ла:
Ва-ши идо-лы не бо-ги, а бес-чув-ствен-ные чур-ба-ны, и са-ми вы ра-бы этих чур-ба-нов.
Раз-дра-жен-ный Квин-ти-ан под-верг св. Ага-фию же-сто-ким му-че-ни-ям и за-тем за-клю-чил в тем-ни-цу. Ви-дя, од-на-ко, ее непре-клон-ность, он ве-лел рвать кле-ща-ми ее грудь.
Бес-чув-ствен-ный му-чи-тель! - вос-клик-ну-ла Ага-фия. - Ты не сты-дишь-ся отре-зы-вать у жен-щи-ны сос-цы, ко-то-ры-ми ты сам пи-тал-ся у сво-ей ма-те-ри...
Ко-гда по-том Ага-фию бро-си-ли в тем-ни-цу, то ей явил-ся апо-стол Петр и ис-це-лил ее ра-ны. Необы-чай-ный свет при этом оза-рил тем-ни-цу; во-и-ны, ис-пу-ган-ные этим, раз-бе-жа-лись. Свя-тая Ага-фия, од-на-ко, этим не вос-поль-зо-ва-лась, по-кор-но ожи-дая му-че-ни-че-ско-го вен-ца.
На пя-тый день ее по-зва-ли опять к му-чи-те-лю. Ко-гда же она сно-ва ис-по-ве-да-ла Хри-ста, то му-чи-тель ве-лел на-сы-пать на зем-ле го-ря-чих уг-лей и рас-ка-лен-ных че-ре-пиц и за-тем на их гру-ду бро-сить на-гую Ага-фию. Вдруг раз-да-лись уда-ры зем-ле-тря-се-ния. Ис-пу-ган-ный этим, а так-же воз-му-ще-ни-ем граж-дан, пра-ви-тель от-пра-вил Ага-фию опять в тем-ни-цу, где свя-тая и скон-ча-лась, пла-мен-но по-мо-лив-шись Бо-гу и воз-бла-го-да-рив Его за ту си-лу и тер-пе-ние, с ка-кою она пе-ре-но-си-ла му-че-ния.
На ее гроб-ни-це впо-след-ствии бы-ла по-стро-е-на цер-ковь ста-ра-ни-я-ми ее по-чи-та-те-лей-хри-сти-ан.
Гнев Бо-жий ско-ро по-ра-зил нече-сти-во-го му-чи-те-ля Квин-ти-а-на. Ко-гда он от-пра-вил-ся на ро-ди-ну св. Ага-фии, в г. Па-лер-мо, чтобы взять се-бе ее иму-ще-ство, то при од-ной пе-ре-пра-ве он упал в во-ду и уто-нул. Од-на-жды на о. Си-ци-лии на-ча-лось из-вер-же-ние вул-ка-на Эт-ны. Жи-те-ли ост-ро-ва взя-ли одеж-ду с гроб-ни-цы св. Ага-фии и дер-жа-ли ее про-тив ог-ня; из-вер-же-ние пре-кра-ти-лось. Это и по-слу-жи-ло ос-но-ва-ни-ем для ве-ры в по-мощь св. Ага-фии про-тив бед-ствий от ог-ня.
Жизнь этой му-че-ни-цы на-уча-ет нас тер-пе-ли-во пе-ре-но-сить все стра-да-ния и невзго-ды жиз-ни, не па-дать ду-хом, не уны-вать, а на-де-ять-ся на по-мощь Бо-жию; она на-уча-ет нас ве-ро-вать, что стра-да-ния по-сы-ла-ют-ся Бо-гом для на-ше-го же спа-се-ния.
См. так-же: "" в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.
В царствование злочестивого Декия 1 , в то время, когда правителем Сицилии 2 был поставленный им Кинтиан, разослано было по всем странам безбожное повеление предавать всех христиан избиению. В то время в городе Панорме 3 жила девица, по имени Агафия, дочь благородных и богатых родителей, воспитанная в христианском благочестии. Услыхав о безбожном повелении гонителей относительно избиения христиан, Агафия воспылала ревностью о Христе Господе своем, Которому уневестилась чистотою девства своего. Она оставила любовь к отечеству своему и, считая за ничто достоинство своего высокого рода и презирая богатство, оставшееся ей после родителей, и всю славу мира сего, начала готовиться к страданию за Христа.
Игемон Кинтиан, слыша о красоте, благородстве и богатстве сей святой девицы, воспылал к ней нечистой страстью и помышлял увидать ее и склонить к своей преступной похоти, и вместе овладеть ее имением. Узнав, что она верует во Христа, он тотчас послал воинов из города Катаны 4 в Панорм, привести святую на суд, как христианку. Посланные, придя к святой Агафии, хотели ее взять, и обещали с честью доставить ее к своему военачальнику, если она даст слово поклониться их богам. Попросив их немного подождать, Агафия вошла в горницу внутри дома и, затворившись в ней, воздела руки к небу и начала молиться, говоря:
Господи Иисусе Христе! Ты знаешь сердце мое и расположение души моей, любовь и веру в Тебя! Будь мне вождем и помощником против врага, которого я о Тебе, Боге моем, попрала уже и умертвила. И ныне, Владыко, молю Тебя, не попусти всескверному и всезлобному человеку, слуге демонов, осквернить тело мое, в котором я доныне прожила чисто и честно; поспеши и ускори победить диавола и слугу его Кинтиана, чтобы он не сказал: "Где ее Бог?" (ср. Пс.78:10) Прими, как жертву и приношение, слёзы мои в воню благоухания, ибо Ты один Бог и Тебе подобает слава во веки. Аминь.
Помолившись так, она пошла из города с воинами, в сопровождении некоторых граждан, соседей и знакомых; шла она с полною готовностью мужественно постоять за Господа своего, как стена несокрушимая; и размышляла в себе: "Вот я сначала имела брань с диаволом, стараясь соблюсти в чистоте свое девство, и победить свои плотские страсти, которые и победила с помощью благодати Христа моего, и попрала врага, воюющего чрез страсти и похоти против людей; теперь я иду на вторую брань, в которой я должна положить душу свою за Христа. Но, диавол, ты не порадуешься чрез меня, но более посрамишься сам: ибо я надеюсь на Христа Бога моего, что Он с высоты будет смотреть на подвиг мой со множеством святых Ангелов Своих, и поможет мне немощной".
Размышляя так в себе, она горячими слезами омывала лице свое. Когда она продолжала путь, развязался ремень у сандалия ее; чтобы завязать его, она поставила ногу на камень и осмотрелась кругом, и она уже не увидела никого из провожавших ее соседей: все, оставив ее, возвратились назад. Посему она еще более прослезилась, и обратилась с молитвою к Богу, говоря:
Всемогущий Господь, ради моих граждан, не поверивших мне, что я хочу пострадать за Твое святое имя, покажи какое-либо чудо на сем месте!
И вот тотчас выросла дикая бесплодная маслина, изображавшая собою дикие умы граждан Панорма.
Когда святая Агафия прибыла в город Катану, военачальник повелел поместить ее в доме одной богатой женщины, по имени Афродисии. У ней было пять юных дочерей, которым он велел при помощи своих ласкательных речей и различных удовольствий совратить ум Агафии к плотской любви, и убедить ее принести жертвы богам. Они то хваля и превознося ее и высказывая многие обещания, то посредством угроз старались склонить Агафию к исполнению воли Кинтиана, но не имели никакого успеха: ни словом, ни делом не могли они отвратить ее от Божественной любви к любви мирской. Они украшали ее дорогими одеждами, предлагали подарки и различные дорогие кушанья и угощения, устраивали представления в лицах и пляски, при игре музыкантов, и творили перед ее глазами всякие бесчинства и смехотворные вещи. Но она, не желая даже глядеть на всё сие, говорила:
Пусть будет вам известно, что ум и помышления мои утверждены на камне, и не могут быть отвращены от любви Христовой: ваши же льстивые слова подобны ветру, предоставление же мирских радостей - есть не более, как дождь; а угрозы ваши- это реки, которые хотя и прильют к моей храмине, но не возмогут сдвинуть ее, ибо она стоит на твердом основании, как бы на камне, Которое есть Христос Сын Бога Живаго.
Говоря так, она струями слёз обливала свою грудь: ибо как олень ищет источников воды (ср. Пс.41:2), так она стремилась к страданию за Господа своего.
Афродисия, видя твердость и непоколебимость сердца Агафии, пошла к военачальнику Кинтиану, и сказала ему:
Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу; я сама и дочери мои дни и ночи проводили только в том, что увещевали ее к единомыслию с нами - то ласками и просьбами, то угрозою: ожерелья и мониста редкие, дорогие одеяния, золото и драгоценные камни я полагала перед ее лицом, отдавала ей в подарок рабов и села свои, но она всё это презирает, как прах, попираемый ногами.
Тогда разгневанный военачальник Кинтиан велел привести Агафию в свою тайную палату; здесь, сидя на своем месте, он, исполненный нечистых помыслов, спросил девицу, какого она рода. Святая Агафия отвечала:
Я - благородного происхождения и имею знатных и богатых родственников.
Кинтиан сказал ей:
Если ты знатного рода, то зачем носишь бедную одежду, как какая-либо рабыня?
Я - Христова раба, - отвечала святая, - и посему ношу образ рабыни.
Кинтиан же сказал:
Как же ты называешь себя рабой, будучи свободною, как дочь благородных родителей?
Благородство и свобода наша в том, - отвечала святая, - чтобы работать Христу.
Военачальник спросил:
Неужели мы, не работающие Христу вашему и отрицающиеся от Него, несвободны?
Агафия отвечала:
Вы находитесь в таком плену и рабстве, что не только сделались рабами греху, но и поклонниками мерзких и бесчувственных идолов, почитая дерево и камень за бога.
Если ты будешь произносить такие хулы, - сказал ей Кинтиан, - то будешь предана многим мучениям; но скажи мне, почему ты отрицаешься от наших богов?
Потому я отрицаюсь от них, - отвечала Агафия, - что они не боги, а бесы, изображения которых вы делаете из меди и мрамора, покрывая золотом их лица.
Кинтиан сказал:
Послушай доброго совета, девица, и принеси жертвы, чтобы не испытать тебе различные муки и не навести бесчестия и поношения своему благородному происхождению, после чего ты, хотя и против воли, должна же будешь поклониться богам, владыкам вселенной.
Святая Агафия отвечала:
Пусть будет жена твоя подобна Афродите 5 , богине твоей; а ты сам будь подобен Зевсу 6 , богу твоему.
Когда святая произнесла это, Кинтиан велел ударить ее по лицу и сказал:
Не оскорбляй военачальника". Святая Агафия ответила:
Где разум твой, военачальник? Я желаю тебе, чтобы ты был подобен богу твоему, а ты не желаешь быть ему подобным, и сам стыдишься своих богов: посему вместе со мною отрекись от них".
Военачальник сказал:
Ты заслуживаешь многие муки, на которые я тебя тотчас и отдам, если ты не исполнишь, что тебе приказывают.
Не боюсь я ничего, - отвечала девица; - если ты отдашь меня на съедение зверям, то звери, увидев меня и услышав имя Христово, укротятся; если в огонь меня бросишь, то Ангелы с неба будут меня охлаждать росою; если ты причинишь мне раны и мучения, я имею на помощь Духа истины, Который меня избавит от руки твоей.
После этого военачальник велел отвести Агафию в мрачную и смрадную темницу; святая же пошла туда, как на пир и веселие, вручая себя Господу своему. Утром Кинтиан, вызвав опять святую Агафию на суд, спросил ее, достаточно ли она подумала о своем здоровье. Святая Агафия отвечала:
Здоровье мое - Христос.
Но начальник сказал:
Отрекись от Христа, чтобы не погибнуть тебе в юности.
Отрекись ты от своих богов, - отвечала святая, - которые суть не что иное, как камень и дерево, и приступи к истинному Богу, сотворившему тебя, дабы не подвергнуться тебе мукам вечным.
Тогда разгневанный мучитель велел повесить Агафию нагою на дереве и бить. Когда святую били, мучитель сказал ей:
Перемени свои мысли и поклонись богам, чтобы остаться тебе живой.
Она же отвечала:
Сими муками я приобретаю себе блаженство, и радуюсь среди них так же, как радуется тот, кто приобрел великие сокровища: сии временные муки мне полезны. Как не собирают пшеницу в житницы, не очистив ее от плевел, так невозможно для души моей войти в рай, если сначала тело не будет истерзано муками.
Военачальник велел слугам сильнее мучить Агафию, потом приказал железными клещами рвать ее сосцы и отрезать их. Когда это исполняли, мученица сказала военачальнику:
Безбожный и бесчеловечный мучитель! не стыдишься ты у женщины отрезать сосцы, которыми ты сам питался у своей матери; но я имею другие сосцы в душе моей, которых ты не можешь коснуться, ибо они от юности посвящены Богу.
После сего святая была брошена в темницу. В полночь явился ей святый Апостол Петр, в образе благолепного старца, неся в руках своих многие врачевания для нее; ему предшествовал прекрасный юноша с горящею свечою; святая подумала, что это пришел какой-либо врач. Апостол сказал ей:
Нечестивый мучитель, хотя и истерзал тебя ранами, но не имел никакого успеха; напротив, ты победила его своим мужеством; он велел сосцы твои не только истерзать, но и отрезать: за сие душа его будет мучиться вечно. В то время, когда ты терпела муки, я стоял и смотрел, и размыслил, что можно исцелить твои сосцы, для чего и пришел сюда.
Святая мученица Агафия отвечала:
Я никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела; думаю, что и теперь не следует нарушать сего доброго обычая, от юности усвоенного.
Ведь и я христианин, - сказал старец, - и пришел, надеясь исцелить тебя; посему не стыдись меня.
Святая же отвечала:
Ты мужчина, а я девица, как же я могу без стыда обнажить перед тобою свое тело; я лучше буду терпеть боль от своих ран, нежели пожелаю обнажиться пред глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, что ты пришел сюда с намерением исцелить мои язвы; но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего.
Старец сказал ей:
Почему же ты не желаешь, чтобы я уврачевал тебя?
Святая отвечала:
Я имею Господа моего Иисуса Христа, Который одним мановением все исцеляет и одним словом восстановляет падших; Он, если пожелает, может исцелить меня, недостойную рабу Свою.
Апостол был обрадован такою великою верою святой мученицы и, с улыбкою, сказал ей:
Он послал меня к тебе, девица, ибо я Его Апостол: посмотри - ты исцелилась.
Сказав сие, он сделался невидим. Тогда святая мученица Агафия, узнав, кто был являвшийся ей, возблагодарила Бога, говоря:
Благодарю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, что воспомянул меня, и послал Апостола Своего исцелить меня.
Посмотрев на тело свое, она увидела сосцы свои целыми и раны исцелевшими; и всю ночь необычайный свет наполнял темницу, освещая ее; испуганные сим, воины разбежались и оставили темницу незапертою. Другие узники, бывшие там, видя сие говорили святой:
Вот двери открыты, и никто их не стережет: выходи и беги".
Я не хочу лишиться венца мученического, - отвечала Агафия, - и навлечь беду на стражей; имея помощником Господа моего Иисуса Христа, Сына Бога Живого, исцелившего меня, останусь здесь до конца, исповедуя Его.
По истечении четырех дней, на пятый, мучитель опять воссел на судище и, вызвав к себе святую Агафию, сказал ей:
До каких пор ты будешь противиться царскому повелению? Принеси жертвы богам, иначе будешь предана самой лютой смерти.
Святая отвечала:
Суетны слова твои и несправедливо повеление царя твоего, которое оскверняет и самый воздух; скажи мне, окаянный и безумный, кто ищет помощи от дерева и бесчувственного камня? Я же Тому приношу жертву хвалы, Кто исцелил сосцы мои и уврачевал тело мое.
Мучитель велел открыть ее сосцы и, видя их целыми и невредимыми, как они были прежде, спросил:
Кто исцелил тебя?
Мученица отвечала:
Иисус Христос, Сын Бога Живого.
Кинтиан воскликнул:
Ты опять называешь Христа, о Котором я даже слышать не хочу!
И велел насыпать на земле разожженные в огне острые черепицы, и посыпать их горячими углями, и на них бросить святую нагою, жечь и мучить. Когда сие исполняли, вдруг началось землетрясение не только близ того места, но и во всем городе; расселась земля и поглотила друга Кинтианова Вултея и приятеля его Феофила, по совету которых Кинтиан производил такое мучительство. Все граждане, испуганные землетрясением, прибежали в преторию к Кинтиану, крича на него, чтобы он перестал мучить невинную девицу, ради которой произошло землетрясение. Кинтиан, испугавшись землетрясения и народного возмущения, велел отвести святую в темницу. Мученица, придя в темницу, воздела руки свои к небу и сказала:
Благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня пострадать за имя Твое святое и, истребив во мне желание к временной жизни, подал мне терпение. Услышь, Господи, меня в сей час и благоволи, дабы я оставила сей мир и перешла бы к богатой и великой Твоей милости.
Помолившись так, она предала дух свой в руки Божии 7 . Узнав о сем, граждане поспешили придти, и взяв ее святое тело, несли с честью для погребения. Внезапно подошел к телу святой мученицы прекрасный юноша, который не был никому знаком в городе; с ним было сто прекрасных отроков. Проводив к месту погребения тело святой мученицы, он вложил в гроб ее каменную дощечку, на которой была надпись:
Непорочный ум, добровольная жертва Богу, и отечеству избавление.
Положив дощечку с таким надписанием при главе святой мученицы, юноша тот сделался тотчас невидим; и все поняли, что это был Ангел Божий.
После сего воевода Кинтиан, взяв своих воинов, пошел в город Панорм, чтобы взять богатство святой мученицы Агафии и присвоить себе все ее имение. На пути ему пришлось переправляться через одну глубокую реку. Он взошел вместе с конями на паром и поплыл чрез реку. Кони внезапно взбесились на него, причем один изгрыз зубами ему лицо и всё обезобразил, а другой стал бить его ногами, и бил до тех пор, нока не сбросил его в реку, в которой он и утонул, окончив злою смертью свою злую жизнь. Долго искали его тело, но не нашли: оно погибло вместе с душою. После сего ни один из царских правителей не дерзал причинять обид родственникам святой Агафии. Слава же о ней распространялась всюду, и над ее мощами была построена церковь; одежда, в какой ходила святая, была положена на ее гробе для напоминания о ее смирении 8 .
Спустя год после кончины святой мученицы Агафии, гора Этна 9 , около города Катаны, начала извергать огненную лаву, которая текла из отверстия на горе, как громадная река, с сильным шумом, низвергая сверху, как воск растопленные камни. Жители Катаны были в великом страхе, боясь за погибель своего города. Тогда не только христиане, но и неверные - все собрались к церкви святой мученицы Агафии, взяли ее одежду, встали против огня, устремлявшегося к городу, и сею одеждою, как бы щитом, защищались от губительного и грозного пламени. Огонь, как бы устыдясь одежды святой мученицы, возвратился назад и погас. При виде сего чуда, жители сильно радовались, восхваляли Бога, и величали святую мученицу Агафию. Чудо сие произошло в пятый день февраля, в который пострадала святая мученица за Христа Господа своего, Которому слава во веки. Аминь.
Кондак, глас 4:
Да украсится днесь церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы: радуйся вопиющи, катанская похвало.
________________________________________________________________________
2 Сицилия - один из больших островов Средиземного моря, около Аппенинского полуострова.
3 Панорм (ныне - Палермо) расположен на северном берегу острова Сицилии при заливе того же имени; это - весьма древний и значительный город, основан еще финикиянами.
4 Катана - древний город на восточном берегу Сицилии, - в настоящее время многолюдный, цветущий по своей образованности и торговле, с более чем 100-тысячным населением.
5 Афродита - греческая богиня любви и красоты. Празднества в честь ее сопровождались проявлениями крайней разнузданности и разврата.
Июнь