«Ite, missa est». Католическая месса
Основным событием католической литургии является месса. Название происходит от латинского слова missa , что значит «отпуск», завершение службы. В конце мессы священник говорит: «Ite, missa est » – «Идите, месса окончена». Месса является главным богослужением Католической церкви. В основном она соответствует Божественной литургии Православной церкви.
Во время мессы читаются молитвы, звучат песнопения в сопровождении органа, однако ныне в мессу включаются элементы национальной и инструментальной музыки. Главное в мессе – обряд причащения, во время которого, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Месса совершается перед алтарем. Вначале служится так называемая литургия слова, первая часть мессы. Она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, не принявших еще крещения. В Ранней церкви, как и ныне, во время литургии слова читали Священное Писание и произносили проповедь, чтобы оглашенные получали знание основ христианской веры. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется «Глория» или произносятся два славословия, большое – «Слава в небесах Богу, а на земле – мир всем людям доброй воли» и малое – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы – литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Евхаристический канон заключается в принесении на алтарь Святых Даров (хлеба и вина) и молитве в воспоминание о спасительных страданиях, смерти и воскресении Христа.
До II Ватиканского собора богослужение могло совершаться только на латинском языке, отсюда и синоним католицизма – латинский обряд. Собор в конституции «О священной литургии» разрешил проводить службы на национальных языках с соблюдением всех канонических требований, причащаться мирянам не только хлебом, но и вином, использовать в мессе национальную музыку, а в обрядах – местные обычаи различных народов. По сравнению с православными католики меньше крестятся, для них характерны другие знаки благоговения и богопочитания. II Ватиканский собор рекомендовал «для содействия активному участию в богослужении» поощрять «возгласы и ответы народа, пение псалмов, антифоны, песнопения и также действия и движения рук и тела» («О священной литургии», № 30), в добавление к присущим для католиков коленопреклонению и воздеванию рук и глаз к небу. Эти внешние проявления богопочитания отличают католиков от православных.
Поскольку православное трехперстное сложение креста выражает догмат троичности лиц в Боге, православные крестятся тремя перстами. В отличие от православных католики осеняют себя крестным знамением пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.
Из книги Сатанинская библия автора ЛаВей Антон ШандорЧерная месса Ничто не аcсоциируется с сатанизмом сильнее, чем Черная Месса. Заявление о том, что самая богохульная из всех религиозных церемоний является ничем иным, как литературным вымыслом, требует, по крайней мере, объяснений, но ничего не может быть
Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт АлистерКатолическая Реформация Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин,
Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ7. Обряды сатанистских сект, черная месса Поклонение сатане, известное как сатанизм, проявляется в различной форме. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения – все это так или иначе связано с сатанизмом. В качестве
Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня10. Католическая христология Со времени Фомы Аквинского до середины двадцатого века христология Римско–католической Церкви принципиально была сосредоточена на онтологическом вопросе: кто такой Иисус? Сотериологический вопрос: кем Иисус является для нас, оставался на
Из книги Сущность Христианства автора Штайнер Рудольф Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса ТимофеевнаКатолическая церковь в СССР В СССР, несмотря на отделение западных областей, оставалось еще 1,5 миллиона католиков и две архидиоцезии – Могилевская и Тираспольская.Февральская революция 1917 г., а затем Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23
Из книги Католичество автора Карсавин Лев ПлатоновичII Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины „Единственная она, голубица моя,
Из книги Месса автора Люстиже Жан-МариВоскресная Месса Первое, о чём я предлагаю поразмышлять, - это воскресная Месса: мне бы хотелось помочь вам лучше её прочувствовать. Я не устаю твердить об этом снова и снова. Боюсь, в наши дни многие люди относятся к религии так же, как к универсамам, супермаркетам или
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрКАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. История К.б. ведет свое начало от *святоотеч. периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви, а к нему восходит и *православная библеистика, мы укажем лишь на этапы К.б. после раскола христ. мира в 1054 г.В средневековый период К.б.
Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин ВасильевичАЛЕКСЕЙ МАСАИНОВ. Лик зверя. Поэма. АЛЕКСАНДР ЛИ. Снежная месса. Стихи 1924–25. Книгоиздательство «Крылатых». Париж. 1924 год. Изд. «Пресса». Рига.Лирико–эпическая поэма Масаинова, бешеная, кровавая, кощунственная, технически далеко не беспомощна.Ее пятистопный ямб,
Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.Католическая реформация На кресте Господь Неба и земли, И мир зарождается В разгар войны. Св. Тереза В протестантизме нашли выражение не все из разнообразных и весьма мощных реформаторских течений, развивавшихся в Европе. Задолго до протеста Лютера многие призывали к
Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия АлексеевнаКатолическая ортодоксия Есть достаточно света для тех, кто хочет видеть, и есть достаточно тьмы для тех, кто настроен иначе. Достаточно сияния для озарения избранных, и достаточно мрака для их смирения. Достаточно тьмы для ослепления нечестивых, и достаточно света, чтобы
Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит ПорфирийЧерная месса Колдовские черные мессы были довольно распространенным занятием в средневековой Европе, они являлись зеркальным отражением официального церковного обряда, только с точки зрения черных сил. Молитвы читались католические, но наоборот, справа налево.За
Из книги автораКатолическая Пасха Пусть они к нам присоединяютсяПриближался богословский симпозиум католиков и православных, который проходил за рубежом. Его целью было обсуждение вопроса о совместном праздновании Пасхи. Накануне один духовный сын отца Порфирия, получая его
Месса - это многочастное музыкальное произведение для хора, солистови оркестра, представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку. Мессы, представляющие собой музыкально-художественную ценность, могут исполняться вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо - Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame ) - ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus.
Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчествоЖоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. Палестриной, Лассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV-XVI веках сложилась также органная месса , где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.
В XVII-XVIII веках было усилено концертное начало: расшириласьроль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинныеGloria и Credo делятся на несколько частей.
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпохуромантизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.
Основной структурой музыкальной мессы является ординарий - неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:
Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, традиционно она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй) , Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).
Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, - Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» - в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение - Тихая месса или Низкая месса .
Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных -Kyrie соль минор RV 587 , Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
В настоящее время музыковеды различают следующие типы месс:
- Месса на Cantus firmus
- Месса-пародия (на основе мотетов, шансон и мадригалов)
- Каноническая месса
- Заупокойная месса - Реквием
- Короткая месса
- Месса-парафраза
- Органная месса
- Месса-кантата
- Металлическая месса
Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужского состава исполнителей, высокие хоровые исольные партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами – контр тенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.
Основные хоровые составы:
- Мужской хор
- Хор мальчиков, юношей и мужчин
- Смешанный хор
- Детский хор
Дополняющие разновидности:
- А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения)
- Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение
- Два хора
- Вокальные и/или инструментальные солисты
Среди известных месс можно перечислить:
- Гийом де Машо - «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame», ок. 1350)
- Иоганн Себастьян Бах - Высокая месса си минор BWV 232 для солистов, хора и оркестра (1749) - выдающийся пример мессы-кантаты, где 6 частей ординария делятся на 24 части.
- Иоганн Себастьян Бах - «Немецкая органная месса» BWV 669-689
- Людвиг ван Бетховен - Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)
- Гектор Берлиоз - Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)
- Ференц Лист - Гранская месса для солистов, хора, оркестра и органа (1855)
- Франц Йозеф Гайдн написал 14 месс, из которых наиболее известные:
- Missa brevis (ок. 1750, Hob.XXII:1)
- Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae, «Большая органная месса» (1770, Hob.XXII:4) для хора, солистов, органа и оркестра
- Missa brevis Sancti Johannis de Deo, «Малая органная месса» (ок. 1778, Hob.XXII:7) для хора, солистов, органа и оркестра
- Missa Cellensis, «Мариацельская месса» (1782, Hob.XXII:8)
- Missa in Angustiis, «Нельсон-месса» (1798, Hob.XXII:11)
- Джакомо Пуччини - Месса для четырехголосного хора и оркестра (1880)
- Леош Яначек - Glagolská mše («Глаголическая месса» с текстом на церковнославянском языке, 1926)
- Ян Дисмас Зеленка - Missa Dei Patris ZWV 19 (Месса Бога-Отца ) для хора, солистов и оркестра
Лекция 2. Часть 2
франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass
Как музыкальный жанр - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноименного главного богослужения католической церкви (в православной церкви ему соответствуют обедня, литургия). M. как богослужение совершается на лат. языке. Символич. смысл М. связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Нек-рые разделы М. читаются или речитируются (молитвы), др. поются (священные песнопения, исполняемые соло и хором). Последние в свою очередь распадаются на 2 типа, составляя соответственно missa ordinarium (обычную мессу) и missa proprium (особую мессу). Missa proprium - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется. Missa ordinarium - это постоянно присутствующие в М. песнопения. Их всего пять (названия определяются начальными словами текста):
1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф)
и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен
грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий,
взявший на себя грехи мира).
В нек-рых частях М. иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс 19 в. нередко обособляются разделы "Et incarnatus" ("И воплотился в человека, рождён от святого духа и девы Марии"), "Crucifixus" ("И был распят и погребён"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). Последняя часть М. "Agnus Dei" кончается словами "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). В старой М. (до 15 в.) была принята и 6-я часть: "Ite, missa est" ("Идите, служба окончена").
Песнопения missa proprium - это
1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в
то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв.
вступление, вход),
2) Graduate (Responsorium graduale, см. Градуал),
3) Alleluja (см. Аллилуйя), временами вместо этого
песнопения вводится Tractus (см. Трактус) или секвенция,
4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium, см.
Офферторий),
5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся
во время причастия (communio - букв. соучастие, общность). Они
имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.
Части missa ordinarium сложились позднее; по-видимому, ранее всего возникло Sanctus, затем Kyrie, Gloria, Agnus Dei, Credo.
Пение в M. было двух типов: псалмодическоо (в характере речитативного произношения текстов) и гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером. Общей муз. основой М. в ср. века служил григорианский хорал (см. Григорианское пение). В гимнич. разделы, однако, проникали и нар.-песенные интонации. Отношение церкви к этому было двойственным: с одной стороны, нар. музыка изгонялась как нечто суетное, отвлекавшее верующих от молитвы, с другой - она использовалась как средство привлечения паствы. Песенное начало более всего сказывалось в missa ordinarium, т.к. первоначально (до 9 в.) в её исполнении принимала участие община верующих. В Kyrie применялись мелодии троп, Gloria и Credo вначале были псалмодическими, со временем стали мелизматически-изукрашенными.
М. как циклич. муз. произв. включает в себя только 5 частей missa ordinarium, к-рые разрабатывались разл. композиторами в виде единых циклов.
Первоначально М. была одноголосной; в 14 в. появляются ранние многоголосные обработки сначала отд. частей, затем и всего цикла missa ordinarium. Первая дошедшая до нас месса, созданная одним автором, это четырёхголосная М. (1364) Г. де Машо. В ранних полифонич. М. обычно использовалась литургич. мелодия, служившая саntus firmus и чаще всего помещавшаяся в осн. голосе произведения - теноре (см. Тенор (1), отсюда назв. теноровая месса), но также и в дисканте, где она мелизматически разукрашивалась, и в др. голосах. Отд. части создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах (с применением литургич. мелодии или без неё). Нередко единый cantus firmus связывал все части М. С сер. 15 в. всё большее значение в М. приобретает имитация, так что интонации cantus firmus"а начинают пронизывать все голоса. В качестве cantus firmus со временем стали применять и светские мелодии, вплоть до постановления Тридентского собора (с 1550), запретившего подобную практику. Позднее возникает свободная полифонич. М. Порой в М. переносилась целиком музыка светских вок. произв., приспосабливавшаяся к канонич. тексту частей М. (т.н. пародийные мессы). Создавались и неполные мессы, состоявшие только из двух частей - Kyrie и Gloria, и получившие название коротких месс (лат. missa brevis), в отличие от к-рых полные стали именоваться торжественными М. Короткие М. в особенности характерны для протестантской церкви, к-рая не приняла "полной" католич. М. В эпоху Возрождения М. являлась наиболее крупным и монументальным жанром муз. иск-ва. Виднейшие композиторы разл. нац. школ - английской (Данстейбл), нидерландской (Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо), римской (Палестрина), венецианской (А. Вилларт, Дж. Габриели), испанской (Т. Л. де Виктория) - создавали в огромном количестве М. для хора a cappella, где средствами полифонии "строгого стиля" с использованием приёмов имитации выражали глубочайший мир человеческих переживаний - скорбно- лирических, экспрессивно-драматических, ликующе-восторженных, возвышенно-созер- цательных. Т.о., музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургич. текста.
На рубеже 17 в., с развитием проф. светской музыки М. уступила ведущее положение опере. Однако она продолжала существовать наряду с оперой. Величайший оперный драматург 17 в. К. Монтеверди писал и мессы. На М. стали оказывать влияние оперный и концертный стили - последний в связи с развитием разл. жанров инстр. музыки (соната, концерт, сюита). Всё большее значение в М. приобретает сольное начало (сольные вок. партии), многохорность, помимо певческих голосов привлекается инстр. сопровождение (орк., орган). Наряду с полифонич. частями появляются и выдержанные в гомофонно-гармонич. складе (в особенности сольные арии). Такого рода М., несмотря на литургич. текст, больше соответствует обстановке конц. зала, чем церкви. Многие композиторы 18 в. в разл. странах обращались к жанру М. Возникали новые разновидности жанра, напр. коронационная М. Особый вид представляет заупокойная, траурная М. - реквием.
Одним из величайших созданий в жанре торжественной М. является месса h-moll И. С. Баха (1733) - произв. глубокого философско-этич. содержания и непревзойдённого полифонич. мастерства. Кроме того, Баху принадлежат 4 коротких мессы, 4 отдельных части Sanctus и обработка мессы Палестрины. В творчестве композиторов венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр М. играл заметную роль. Как монументальные произведения, насыщенные глубоким содержанием, выделяются месса c-moll (1782, K.-V. 427) Моцарта и "Missa solemnis" D-dur (1823) Бетховена (помимо др. произведений этих же композиторов в жанре М., как, напр., "Коронационной мессы", K.-V. 317, Моцарта, ранней C-dur"-ной мессы Бетховена). Грандиозная "Missa solemnis" (Торжественная M.) Бетховена близка по замыслу его же 9-й симфонии (оба произведения создавались почти одновременно). Л. Керубини создал 11 М. Эпоха романтизма также породила целый ряд М. - разл. характера и направления. Романтич. мессы Ф. Шуберта, из к-рых наиболее значительны две последние - As-dui и Es-dur, - наряду с использованием традиций венской классич. школы отражают влияние его же вок. лирики. Так М. все больше и больше выходит из литургич. богослужебных рамок. Ф. Лист в двух своих мессах - "Гранской" (1855) и "Венгерской коронационной" (1867), развивая традиции раннего романтизма, одновременно использовал характерные особенности нар. венг. музыки. В мессах А. Брукнера традиции старой классики (Палестрина, Бах) сочетаются с романтич. красочностью гармонии и оркестра. Славянские композиторы также приняли участие в создании М. Один из ярких примеров - "Глаголическая месса" Яначека (1926). В числе др. композиторов 20 в., писавших М., - И. Ф. Стравинский (Месса для смешанного хора и дух. инструментов, 1948), Ф. Пуленк (месса G - 1937) и др.
Песнопения missa proprium, связанные с разл. воскресными и праздничными днями церк. года, не образуют единого цикла. Поэтому они в меньшей мере привлекали композиторов, особенно в последние века. Высшее достижение в этом жанре - "Choralis Constantinus" X. Изака (с 1508).
Литература: Преображенский А. В., Реформа богослужебного пения в католической церкви, "РМГ", 1897, No 10-11; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, M., 1910, Фишман H. Л., "Торжественная месса" Бетховена, в изд. Л. Бетховен Торжественная месса, M., 1970.
Профессиональная музыка эпохи Возрождения была преимущественно хоровой, её жанры делились на духовные (месса и мотет) и светские (мадригал и полифоническая песня). В соборах звучали мессы, во дворцах и палаццо, в аристократических салонах и домах зажиточных горожан - светская музыка. Но все хоровые жанры эпохи Возрождения стилистически достаточно однородны: стилевое единство определяется господством сквозного полифонического (имитационного) развития и использованием техники сложного контрапункта.
Месса (позднелатинское - missa, итал. - messa, нем. - messe), центральное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии) и - одновременно - многочастное (циклическое) произведение культовой музыки для хора (иногда с солистами) a cappella (в более поздние эпохи - с оркестром). Месса исполнялась во время богослужения и сама представляла как бы «храм в
звуках». Величественна и грандиозна её многочастная конструкция, в качестве фундамента выступает cantus firmus - напев григорианского хорала. В XVI веке композиторы стали заменять григорианский хорал мелодиями популярных светских песен.
Канонический текст обычной мессы (Missa ordinarium) включает пять частей:
Kyrie eleison (Господи, помилуй) - слово мольбы о прощении;
Gloria (Слава в вышних Богу) - слово радости и ликования, божественного восторга;
Credo (Верую) - символизирует убежденность и твердость веры;
Sanctus, Benedictus (Свят, Благословен) - торжество света и благодати;
Angus Dei (Агнец Божий) - выражение молитвенной кротости и смирения.
Такую пятичастную мессу называют полной или торжественной (Missa sol-emnis). Существуют также другие типы мессы: краткая месса (Missa brevis) включает только две первые части Kyrie и Gloria, особая месса (Missa proprium) посвящалась определенным воскресным и праздничным дням, реквием (Requiem) - заупокойная месса и другие.
Как самостоятельный музыкальный жанр месса сложилась к XIV веку. Музыкальная основа средневековой мессы-одноголосный григорианский хорал, с XIV века-хоровое полифоническое многоголосие a cappella, в котором григорианский хорал использовался как cantus firmus («твердый напев»). Месса была ведущим жанром культовой музыки в эпоху Средневековья и Возрождения. До XIV века - это жанр анонимный. Первая авторская месса принадлежит Гийому деМашо(1364).
В музыке католических месс композиторы создавали контрастные настроения: молитвенно-сосредоточенные, смиренные или восторженно-ликующие, но всегда рожденные возвышенным религиозным строем чувств. Поэтому музыка месс передает гармоничное и умиротворенное состояние, воплощает идеальное, возвышенное настроение глубокой сосредоточенности, отрешенности от всего обыденного, земного.
В эпоху барокко - с XVII века - и классицизма (XVIII в.) мессы пишутся для хора с сопровождением оркестра (или органа), в склад музыки мес сы проникает гомофония. В мессы включаются наряду с хоровыми сольные и оркестровые номера - таковы «Высокая месса» си минор И.С. Баха, мессы и реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена.
С точки зрения музыкальных жанров это хоровое произведение из нескольких частей на строго определенные по церковному ритуалу богослужебные тексты, хотя в широком смысле оно представляет собой главную службу в римско-католической церкви, в которой большая часть текстов читается или речитируется нараспев.
Месса как духовно-музыкальный жанр появилась в средние века, когда сложилась система богослужений в католической церкви. (В православной церкви аналогом мессы является литургия или обедня.) Ранние мессы были одноголосными, их музыка создавалась на основе канонизированных мелодий григорианского хорала, хотя в нее активно проникали интонации народных песен.
Начиная с XIV века стали появляться многоголосные мессы, а в XV веке сложилась та структура мессы, которая принята и в настоящее время. В ней пять частей: 1. Kytie eleison (Господи, помилуй); 2. Gloria (Слава в вышних Богу); 3. Credo (Верую во единого Бога); 4. Sanctus (Свят Господь Бог Саваоф); Benedictus (Благословен грядущий во имя Бога); 5. Agnus Dei (Агнец Божий, взявший на себя грехи мира).
Крупнейшими мастерами мессы эпохи Возрождения были Дж. Палестрина, Жоскен Депре, О. Лассо, Г. Дюфаи, Дж. Габриели и многие другие композиторы. Жанр мессы был наиболее крупным, монументальным, серьезным.
С развитием оперы и оратории месса потеряла свое ведущее значение, однако в XVIII веке были созданы величайшие произведения в этом жанре: "Высокая месса" си минор И. С. Баха, "Торжественная" месса Л. Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Л. Керубини, А. Брукнера, И. Ф. Стравинского, Ф. Пуленка и др.
М. Г. Рыцарева
Произведения
- Месса си минор (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 00:11)