Тартуский окружной суд, рассмотрев жалобу двух родителей, чьи дети ходят в детский сад "Золотая рыбка" и жалобу директора этого дошкольного учреждения Татьяны Корелиной, постановил 3 июля применить первичную правовую защиту и до окончательного разбирательства в суде приостановил решение Нарвского городского собрания об объединении детских садов "Золотая рыбка" и "Пингвин".
В своем решении суд указал на то, что заявление родителей из детского сада "Золотая рыбка" имеет в административном суде перспективу, в то же время у директора детского сада имеется возможность представить свои обоснования противоправности сокращения другому суду - уездному, пишет "ERR.ee"
Суд считает, исходя из заявления родителей, что интересы детей могут пострадать. Однако указал на то, что заявители должны будут представить убедительные доказательства своей правоты.
По словам юриста Александра Гамазина, представляющего интересы заявителей в суде, он будет опираться на то, что после объединения детских садов один директор, один завуч и один завхоз не смогут в полной мере контролировать работу персонала достаточно хорошо, что скажется на работе дошкольных учреждений негативно. "Дети будут находиться в двух разных садах, директор или завхоз не смогут быть одновременно на двух объектах, чтобы проверять работу персонала, приготовление пищи, следить за гигиеной. Контроль ослабнет, поэтому опасения родителей вполне оправданы".
По словам Гамазина, в отношении директора детсада окружной суд принял формальное решение, опираясь на одно из разъяснений Государственного суда. Однако юрист обещает обосновать суду, что трудовые права коллектива детского сада, включая директора, нарушены именно из-за оспоренного решения Нарвского городского собрания, принявшего постановление об объединении детских садов.
Хотя суд не удовлетворил жалобу директора детского сада, по словам Гамазина, мера правовой защиты о приостановлении объединения детских садов распространяется на весь коллектив "Золотой рыбки", поэтому местные власти не могут уволить людей, пока не пройдет судебное разбирательство и не будет вынесено окончательное решение.
Представители ответчика - города Нарвы, указали суду на то, что права родителей не нарушены, они смогут войти в попечительский совет объединенного детского сада и контролировать его работу. Их дети нисколько не пострадают от объединения детских садов, поскольку их группы будут располагаться, в том числе, и в помещениях детского сада "Золотая рыбка".
Решение Тартуского окружного суда еще не вступило в силу, у сторон есть право его обжаловать в течение 15 дней.
Напомним, что 26 марта Нарвское городское собрание большинством голосов депутатов приняло решение об объединении детских садов "Золотая рыбка" и "Пингвин". 15 апреля в Йыхвиский судебный дом поступила жалоба от родителей воспитанников "Золотой рыбки". Истцы просили аннулировать решение №24 Нарвского городского собрания по части пунктов 3.1.2 и 3.1.3, где речь шла об объединении дошкольных учреждений и ходатайствовали о первичной правовой защите - то есть приостановке действия соответствующего решения. Суд первой инстанции не удовлетворил это ходатайство.
Артур Тооман, ERR
В чем плюсы и минусы объединения детских садов
Общественная палата Коломны (ОП) выступила против инициативы городской администрации объединять в одно учреждение по 4-5 детсадов. Идея появилась еще в начале прошлого года (Постановление руководителя администрации Валерия Шувалова № 103 от 18.02.2016 г. «О порядке проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации или изменении назначения муниципальной образовательной организации»), но ни члены ОП, ни совет депутатов, ни родители о ней ничего не знали.
По словам Михаила Архангельского, председателя комиссии ОП по здравоохранению, соцполитике и трудовым отношениям, рабочая группа ОП провела мониторинг, итогом которого стал круглый стол, где члены палаты и присутствовавшие депутаты были единодушны. «Мы обеспокоены тем, что на обсуждение общественности не было представлено обоснование проекта объединения. Каковы актуальность, экономическая и методическая целесообразность реорганизации, прогнозируемые результаты, возможные риски последствий, анализ результатов внедрения подобной схемы в других регионах? Ответов на эти вопросы мы не получили, поэтому считаем, что проект является преждевременным и требует, как минимум, доработки. В таком виде, как сейчас, реорганизация повлечет снижение безопасности наших детей и ухудшение качества их образования», - заявил он.
Объединение детсадов - благо или зло? Ответ на вопрос вместе с экспертами «Эспрессо» искала Ольга Антропова.
Суть нововведения
В результате слияния: образуется одно юридическое лицо; формируется единый центр управления; присоединяемые детсады становятся структурными подразделениями головного учреждения; из штатного расписания исключаются дублирующиеся административные должности; дети остаются в своих садах.
Кого сократят. Делопроизводитель (его обязанности будут исполнять замы заведующей). Кастелянша (обязанности - на завхозов). Зам по безопасности (обязанности - на зама заведующей в головном учреждении). Методист (обязанности - на замов заведующей).
Примеры слияния. К детсаду № 14 «Дельфинята» планируется присоединить детсады № 11 комбинированного вида «Малинка» (в 2014 году он уже слился с детсадом № 9 «Ромашка»), № 24 «Белочка» и № 47 «Золотая рыбка». В Колычеве объединение ждет детсады № 17, 40, 5, 1. В Голутвине - № 12, 8, 37, 38, 46.
Только цифры
6900 детей от 1,5 до 7 лет посещает дошкольные образовательные учреждения Коломны.
35 детских садов в городе на данный момент. 15 из них попадают в первую партию объединяемых.
Плюсы и минусы реорганизации детсадов
Мнения экспертов
Елена Куманева, представитель Коломенской городской профсоюзной организации образования и науки:
Зам по безопасности будет сидеть в головном учреждении перед мониторами. А детсады, как мне пообещали представители управления образования, будут хорошо укомплектованы камерами видеонаблюдения, так что он будет отслеживать все в режиме онлайн.
Сейчас у заведующих детсадами не идет педстаж, хотя все они с педагогическим образованием и вышли из методистов. Их переводят на ставку методиста, так что у них поднимется зарплата (у методиста она больше) и пойдет педстаж. Я бы не сказала, что образование станет хуже - у нас будет пять методистов. Сокращенные методисты пойдут на повышение. Да, нагрузка увеличивается, но увеличится и зарплата.
Наталья Павлова, член комиссии ОП по образованию, воспитанию молодежи, спорту и туризму:
Методисты учатся постоянно, а заведующие уже потеряли квалификацию. Их надо переучивать - это совершенно другая работа. Кроме того, при объединении теряется индивидуальность садика, сплоченность коллектива.
Сергей Шуваликов, член комиссии ОП по здравоохранению, социальной политике и трудовым отношениям:
Хорошо, что заведующие будут получать большую зарплату. Но методисты уже сейчас перерабатывают - 10,5 часов. А их должностные обязанности? Все это ляжет дополнительным грузом на плечи заведующей.
Оксана Широких , доктор педагогических наук:
Реорганизация ущемляет права ребенка - в возможности физического контакта с работниками детсадов, которых становится меньше. Все делается для создания лучшей системы управления, но получается, что за счет ухудшения положения детей. В советское время дети были единственным привилегированным классом. Это надо сохранить.
С одной стороны, у нас есть программа губернатора: все дети должны быть охвачены дошкольным образованием, так как формирование личности начинается с дошкольного детства. С другой стороны, - жалобы работников: по 10-12 часов работать невозможно. Это сложная работа, нервная, напряженная (у кого есть дети, поймут, как трудно непрерывно с ними находиться). Можно убиться за зарплату в 100 тысяч, но толку для детей от этого никакого не будет, да и для воспитателя тоже. Я не вижу, в чем выгода такой реорганизации. А она должна быть четко видна.
Анатолий Талицких, депутат совета депутатов Коломны:
Как можно объединить компенсирующий садик № 40 - по зрению - с обычными? Реорганизация должна нести лучшее детям. Мы же не видим детей, только деньги, деньги… Да, мы должны учиться жить в условиях кризиса. Но это не те деньги, не там ищем.
Максим Баканов, председатель комиссии ОП по образованию, науке, воспитанию молодежи, спорту, туризму:
Мы изучили должностные инструкции замов по безопасности - на них возлагается огромная работа, от охраны труда до работы в режиме ЧС. Поэтому мы считаем, что сокращение этой должности приведет к снижению уровня безопасности детей и сотрудников детсадов.
Рабочая группа ОП не получила ответов на ряд вопросов, в частности есть ли положительный опыт объединения детсадов в России. Найденная нами информация показывает, что эта реорганизация приводит к отрицательному эффекту.
Александр Филатов, начальник 5-го межрайонного отдела ФСБ:
Школы и детсады - самые уязвимые объекты. Мониторы и заборы - это здорово, но человеческий фактор - главный. И не надо забывать, что безопасность не бывает дешевой.
Наталья Крылова, старший инспектор по делам несовершеннолетних МУ МВД России «Коломенское»:
Мы взаимодействуем с замами по безопасности и по вопросам противодействия терроризму, и по более приземленным: бродячие собаки на территории, проникновение асоциальных элементов. Чем помогут мониторы, если необходимо будет мгновенно отреагировать на нештатную ситуацию? «Замбезы» находятся в авангарде, на первых рубежах защиты детей. Убирать их нецелесообразно.
Глас народа
Наталья, работник детского сада:
После того как дополнительную нагрузку получили воспитатели, картина наблюдается такая: к концу рабочего дня с ними сложно общаться. А к концу рабочей недели они просто маловменяемы. Теперь то же ждет работников администрации, на которых навалят дополнительные обязанности. И не только обязанности - кучу бумаг! У нас делопроизводитель сейчас не справляется с объемом работ, домой берет. А что будет, когда эту должность упразднят? И учтите, что все эти люди будут общаться с детьми. Что это будет за общение? Какие-нибудь деньги этого стоят?
Ирина, работник детсада, мама:
В итоге этих реформ мы потеряем систему бесплатного дошкольного образования и получим платные образовательные услуги. Я работаю в детском саду 16 лет, всякое повидала, но такого еще не было. Нельзя экономить на детях! Такой ценой мне не нужны деньги.
Елена, мама четверых малышей:
Я возмущена! Во что педагогический процесс превратится? Заведующая - она прежде всего администратор, менеджер, а на нее и образовательный процесс хотят повесить. У нас вот в саду 15 групп по 23 человека в среднем. А бумаг сколько! У нас делопроизводитель зашивается. А кастелянши чем не угодили? То они костюмы на утренники шили, а теперь с родителей собирать будут? И замы по безопасности… Все идет к тому, что скоро, как в школах, за счет родителей будут нанимать охрану. Одному человеку ни морально, ни физически такого не выдержать.
С другой стороны
Начальник управления образования Коломны Татьяна Старателева и замруководителя администрации города Наталья Маркелова на приглашение посетить круглый стол ОП и разъяснить, для чего нужна реорганизация и что от нее ждать хорошего, не откликнулись. К сожалению, не ответили они и на запрос «Эспрессо». Единственное, что редакция может привести на момент выхода номера в качестве аргумента со стороны администрации, - это выдержка из отчета Татьяны Старателевой за 2015 год (
Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений - образовательные центры.
Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.
Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.
Несмотря на то, что цель такого процесса - повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.
Преимущества объединения
Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый. Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества.
В Москве (а возможно по всей стране, я точно не знаю), проходит самый странный из возможных экспериментов. Называется это объединение школ и детских садов в нечто единое. Вроде как это называют теперь образовательными центрами. Надо сказать, что не просто школу объединяют с детским садом, но и школы лепят друг к другу тоже, т.е. были две школы, а теперь их называют одной школой.
Логику детского сада, который присоединяют к школе я понять еще могу - вот выдают малышей, у которых теперь одна дорога - только в ближайшую школу. А рядом еще поставить фабрику, военкомат и дом престарелых, чтобы круг жизни был сразу очерчен.
Но я вообще не понимаю логику присоединения одной школы к другой. Вот есть же физически два разных здания. Физически есть два разных директора. Есть дети, которым ближе идти в одну школу или во вторую. Есть дети, кому по атмосфере нравится одна школа или вторая.
А потом кто-то сверху решает - нет, не хотим, чтоб у вас даже такой выбор был. Теперь два этих здания мы будем называть одной школой, у них будет один директор и одна атмосфера. выбора у вас, жители, будет теперь в два раза меньше. Ах нет, в четыре раза меньше, ведь атмосферу школы мы перенесем еще на два детсада, прикрепленных к школам.
Некоторое время ко мне обратились с довольно простой и наверное по меркам глобальных событий в стране обычной историей. Есть в Москве учитель. Ее зовут Солдатова Елена Зиновьевна. Учитель начальных классов высшей категории, 14 разряд ЕТС, грамоты от управления, грамота министерства, награждена медалью, ветеран труда, общий пед стаж 38 лет, стаж в школе 20 лет. Что важно - у ее детей отличные показатели по учебе.
И наверное и до сих пор бы Елена Зиновьевна учила московских детишек, если бы ее школа не влипла в объединение. Школу 711 (в которой она работала) присоединили к школе 1726. А теперь на секунду отвлечемся от этой ситуации и попробуем представить чисто по человечески такое вот объединение.
Вы директор школы, к которой присоединили другую. У вас есть коллектив ваш, который вы знаете давно и с которым сработались. И есть коллектив, который вам достался от второй школы. Если вдруг дойдет дело до увольнений, сокращений - кого вы будете сокращать в первую очередь?
Думаю, вы уже поняли, о чем эта история. Елена Зиновьевна внезапно узнает, что у нее больше нет класса, его "не набрали". Да и вторая учительница начальных классов из этой же школы получает класс видимо лишь потому, что учительница из школы, к которой их присоединили, уходит в декрет.
Солдатовой предлагают группу продленного дня, а чуть позже - бумагу о сокращении.
Был и еще ряд неприятных моментов в этой истории, но я не хочу о них писать, т.к. я думаю и так понятно, насколько напряженно и каким образом могут обставлять подобные решения. Важный факт - наша героиня не из робких. Всегда умела постоять за себя и даже вышла в свое время принципиально из формальной профсоюзной организации своей школы. В независимый профсоюз учителей пока, к сожалению, не вступила - ищет контакты, ей нужна сейчас помощь.
Вся история с не набранными классами возможна лишь в ситуации, когда директор не работает над тем, чтобы их набрать. Будь школа автономна - конечно бы классы были набраны. Но гиганту, который получился - зачем так уж сильно напрягаться?
Что ясно мне?
1. Что учитель в Москве вообще не защищен. У него могут быть лучшие показатели, о нем могут быть лучшие отзывы учителей и родителей, но его могут уволить просто так и защитить учителя сегодня некому. В школах должны появиться независимые профсоюзы.
2. Что искусственное "объединение" и укрупнение школ и детсадов, школ и школ лишает их самостоятельности, собственного лица, индивидуальности. В таких объединениях яркие личности оказываются за бортом, а лояльные и серые получают зеленый свет.
3. В результате дети теряют лучших директоров школ, лучших учителей, и вероятность найти хорошую школу резко снижается.
Солдатова Елена Зиновьевна пытается оспорить решение о сокращении. Обратилась в прокуратуру, в трудовую инспекцию, она ищет контакты независимых учительских профсоюзов. Может быть кто-то из общественных деятелей, из СМИ сможет ей помочь - будет здорово. Контакты готов предоставить. Надо помочь хорошему учителю.
В столице не прекращаются скандалы вокруг объединения школ в «образовательные комплексы». Родители учащихся прогимназии № 1651 в московском районе Южное Тушино заявляют об угрозе ее закрытия, возникшей после объединения с еще двумя школами (№ 680 и № 106) и двумя детскими садами.
По их словам, когда в прошлом году решался вопрос об объединении, родителей заверили, что делается это для «улаживания финансовых вопросов», а для учеников реорганизация — не больше чем смена таблички.
Прогимназия № 1651 уже 20 лет обучает детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для малышей созданы максимально комфортные условия, обеспечивающие плавный переход от детского сада к начальной школе, рассказывают родители. Здесь сложился прекрасный педколлектив, выпускники поступают в лучшие средние школы Москвы, в том числе в расположенную в округе Курчатовскую школу.
«Никаких фальсификаций, как это рассказывают про другие школы, у нас при объединении не было, — рассказала одна из родительниц . — Нашему директору объяснили, что прогимназии, в которой всего 8 классов и 2 детсадовские группы, в новых условиях самой не выжить. Она поверила сама и смогла уговорить нас (а это стоило больших трудов) согласиться на объединение с двумя посредственными школами.
Но уже в сентябре, после того как документы о слиянии были подписаны, поступило указание — прогимназию расформировать. На первом же собрании директор объявила, что существующие классы будут распределены по другим школам, а новые набираться не будут».
По словам родителей, в особенно тяжелом положении оказались первоклассники — выпускники подготовительной группы прогимназии. Ни в одну приличную школу им уже было не попасть. Обращения родителей во все возможные инстанции вплоть до президента (письмо к Путину было спущено в городской департамент образования и впоследствии зачитано на собрании в школе) сыграли свою роль. Набор в первые классы был открыт, учеников пока оставили доучиваться в прежнем здании, однако не исключили, что заканчивать начальную школу они будут в других учебных заведениях.
«Теперь департамент нашел новую уловку: несоответствие санитарным нормам — правилам, — рассказала Петровская. — Прогимназия располагается в здании, предназначенном под детский сад, в ней нет отдельной столовой, а высота потолка в спортзале вместо положенных 6 метров только 4. И, хотя требования 6-метровых потолков относятся не к нашим малышам, а к старшеклассникам, этого вполне может хватить, чтобы отобрать у прогимназии здание».
Во вторник у здания прогимназии состоялась встреча родителей учащихся с лидером . По словам Митрохина, проходившая мимо директор объединенного комплекса (ранее руководившая школой № 680) подключилась к обсуждению и затем пригласила собравшихся войти в школу, хотя изначально она не соглашалась на проведение встречи в стенах школы. Выслушав претензии родителей, директор согласилась с их требованиями «совместно продумать внешнюю или внутреннюю реорганизацию помещений прогимназии, сделав их соответствующими СанПиНам», что позволило бы сохранить учреждение. Встреча, на которой будет обсуждаться возможная перепланировка или пристройка, позволяющая выделить отдельные помещения для столовой и спортзала, состоится в ближайшую субботу.
«В Москве 35 прогимназий, половина из них располагаются в зданиях детских садов, и ко многим уже сделаны пристройки, — рассказала Петровская. — Я сама конструктор, среди нас есть два архитектора, мы представляем, как это сделать. Но начали мы с того, что разослали письма в различные благотворительные фонды, а также состоятельным людям — Прохорову, Потанину, Дерипаске. Шансов попасть в программу «Столичное образование» с этой пристройкой у нас, конечно, нет».
Письма потенциальным благотворителям были разосланы только сегодня, поэтому ответов от них пока нет.
По мнению Митрохина, «неожиданно вспыхнувшая забота чиновников» о соблюдении СанПиНов — не более чем предлог для реорганизации прогимназии, которая «проводится исключительно в интересах бюрократии и не имеет никакого отношения к повышению качества учебного процесса». «На примере прогимназии № 1651 можно понять абсурдность школьной реформы, проводимой в Москве. Создание школьных холдингов разрушает педагогические коллективы, уничтожаются уникальные учебные учреждения, которые демонстрируют высокое качество образования и вызывают только положительные отзывы у родителей», — считает лидер «Яблока».
Директор школы отказалась сообщить свое мнение по поводу грозящей прогимназии ликвидации и мер по ее спасению. По словам Ильиной, она не будет обсуждать этот вопрос с прессой. «Это внутренние проблемы прогимназии, и я буду обсуждать их с родителями», — заявила она. Возможность присутствия журналиста «Газеты.Ru» на предстоящей в субботу встрече с родителями директор, по ее словам, «должна согласовать со своим руководством».
Между тем это «руководство» — окружное управление департамента образования — накануне удостоилось самых высоких похвал городского правительства. Как сообщил на заседании правительства во вторник руководитель департамента Исаак Калина, в Северо-Западном округе «больше всех воспользовались возможностями постановления № 86 от 22 мая 2011 года» («О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»). В СЗАО создано 66 образовательных комплекса, куда вошли 212 учреждений. В них обучаются без малого 76 тыс. детей.
«На территории округа созданы 26% всех образовательных комплексов города», — похвалил окружное управление образования руководитель департамента.
По его данным, в результате объединения школ на 37% сократился административно-управленческий аппарат, а зарплата учителей увеличилась на 41%. К результатам создания образовательных комплексов руководитель департамента отнес также повышение качества образования, «формирование единой культурно-образовательной среды микрорайона, консолидирующей его жителей», «расширение возможностей выбора образовательных услуг и программ» и даже «снижение уровня асоциальных проявлений» со стороны детей и подростков.
Кроме того, по данным департамента, итогом двух последних лет стал «рост уровня удовлетворенности населения оказываемыми образовательными услугами системой образования. (По результатам опроса родителей через систему электронных журналов, удовлетворенность выросла с 47% в 2010 году до 75% в апреле 2012 года.)
«Школа очень сильно изменилась за последние годы, и те люди, которые учились 30—40 лет назад, наверное, в какой-то мере испытывают ностальгию по той школе, в которой учились. И мы в хороших школах учились, но они сегодня не могут удовлетворять тем требованиям, которые мы сегодня предъявляем», — заявил Калина. Вызванное потребностями времени объединение школ необходимо не только для экономии средств, но и для создания нормальной образовательной среды: у учеников появляется больше возможностей выбора разных образовательных профилей и программ, считает Калина.
А по словам а Сергея Собянина, мнение родителей, чьи дети посещают московские школы, отличается от мнения не имеющих сегодня отношения к школе людей.
«Те, кто не сталкивается со школой, тоже высказывают свое мнение. И это мнение значительно хуже, потому что они не знают о тех переменах, которые происходят в школах, и, может быть, судят о том, как это было в то время, когда их дети ходили туда. Потому вообще информировать москвичей о тех переменах, которые происходят в образовании, нужно активнее. Потому что получается большая разница в отношении тех граждан, которые сейчас соприкасаются с системой образования, чьи дети ходят в школы сегодня, и в целом контингента, в целом населения», — заявил мэр.
Член координационного совета при президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» считает «недопустимым» объединение в многотысячные «холдинги» школ, тем более тех, что являются разными по своей сути. «Совершенно непонятно, на чем основано происходящее в Москве объединение школ, — говорит эксперт. — Оно не мотивировано интересами детей, мне кажется, что это делается исключительно с точки зрения экономии средств и не более того. Но это как раз тот случай, когда не надо экономить. Эта ситуация не обсуждалась со специалистами, с экспертами. У нас в последнее время принято не слушать возражений и ни с кем не советоваться, начальник принял решение — и на этом все».