ЗАДАНИЕ 10. ПРИСТАВКИ.
Буквы И/Ы после приставок.
После приставок, оканчивающихся на согласную , вместо буквы И пишется буква Ы.
подЫграть, разЫграть, сЫграть - Играть
отЫскать, подЫскать, разЫскать - Искать
безЫдейный - Идейный
безЫнициативный - Инициативный
безЫндукционный - Индукционный
подЫнтегральный - Интегральный
предЫстория - История
предЫюльский - Июльский
КОГДА ЭТО НЕ РАБОТАЕТ.
1. Исключение. В слове взИмать пишется буква И.
в однокоренных ПОСЛЕ ДРУГИХ ПРИСТАВОК пишется Ы согласно правилу: изЫмать
2. После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И.
межИнститутский, межИмпериалистический, сверхИзысканный, сверхИндустриализация, сверхИнтересный
3. После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- буква И сохраняется.
дезИнформация, контрИгра, постИмпрессионизм, субИнспектор, суперИнтендант, трансИорданский, панИсламизм
4. Сложносокращённые слова не подчиняются данному правилу. Буква И сохраняется.
медИнститут, педИнститут, спортИнвентарь, спорИгра, спецИнтернат
5. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ, ЧЕТЫРЁХ- тоже сохраняется И.
двухИмпульсный, трехИмпульсный, трёхИонный, четырехИгольный
Задание 1 #5328
1) вз..мать, пред..стория, меж..нститутский
2) небез..нтересный, с..грать, под..тожить
3) контр..гра, пед..нститут, сверх..нтересный
4) супер..гра, мед..нститут, вз..мать
5) дез..нформация, без..нициативный, под..грать
Предыстория. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Межинститутский. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.
2) Небезынтересный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Сыграть. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Подытожить. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
3) Контригра. После приставки КОНТР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Пединститут - сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Сверхинтересный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.
4) Суперигра. После приставки СУПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Мединститут - сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
5) Дезинформация. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Подыграть. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Ответ: 234
Задание 2 #5329
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пед..нститут, пред..дущий, без..нициативный
2) дез..нтеграция, небез..звестный, вз..грать
3) сверх..збыточный, пере..грать, пост..мперский
4) пере..начить, меж..здательский, вз..мать
5) с..мпровизировать, под..скать, из..мать
1) Пединститут. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Предыдущий. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Безынициативный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
2) Дезинтеграция. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Небезызвестный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Взыграть. После приставки ВЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
3) Сверхизбыточный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.
4) Переиначить. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Межиздательский. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.
Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.
5) Сымпровизировать. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Подыскать. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Изымать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Важно помнить: это слово не является исключением.
Ответ: 345
Задание 3 #5330
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..дейный, противо..зносный, с..здавна
2) вз..мать, сверх..збыточный, пост..ндустриальный,
3) под..грать, пере..грать, супер..нтендант
4) спорт..нвентарь, про..гнорировать, пере..здание
5) из..мать, без..сходность, за..ленный
1) Безыдейный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Противоизносный. После приставки ПРОТИВО- оставляем И, т.к. это приставка, оканчивающаяся на гласный.
Сыздавна. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
2) Взимать. Хотя приставка ВЗ- оканчивается на согласный, пишем И, поскольку это исключение. Следует запомнить.
Сверхизбыточный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.
Постиндустриальный. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 2.
3) Подыграть. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Переиграть. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Суперинтендант. После приставки СУПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
4) Спортинвентарь. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.
5) Изымать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Важно помнить: это слово не является исключением.
Безысходность. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Заиленный. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Ответ: 24
Задание 4 #5331
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) за..золировать, дез..нфекция, про..нспектировать
2) без..мянный, роз..ск, пере..збираться
3) без..сходность, спорт..нвентарь, по..здержаться
4) воз..меть, за..нтересовать, роз..грыш
5) спец..нтернат, воен..нженер, парт..мущество
1) Заизолировать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Дезинфекция. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Проинспектировать. После приставки ПРО- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
2) Безымянный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Розыск. После приставки РОЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Переизбираться. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
3) Безысходность. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Спортинвентарь. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Поиздержаться. После приставки ПО- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
4) Возыметь. После приставки ВОЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
5) Специнтернат. Военинженер. Партимущество. Это сложносокращённые слова, приставок в них нет. Корни, начинающиеся с И, остаются без изменений.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 5.
Ответ: 15
Задание 5 #5332
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) под..здержаться, гипер..нфляция, без..глый
2) дез..нсектор, про..гнорировать, под..ндекс
3) с..митировать, пере..здание, пост..мперский
4) за..ленный, за..нтересовать, сан..нспектор
5) без..скусный, пред..нфарктный, из..скать
1) Подыздержался. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Гиперинфляция. После приставки ГИПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Безыглый. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
2) Дезинсектор. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Проигнорировать. После приставки ПРО- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Подындекс. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
3) Сымитировать. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Переиздание. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Постимперский. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
4) Заиленный. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Заинтересовать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Санинспектор. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.
5) Безыскусный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Предынфарктный. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 5.
Ответ: 45
Задание 6 #5333
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) за..нтересовать, на..менование, об..ндеветь
2) пред..нфарктный, роз..грыш, без..ллюзорность
3) сельхоз..нвентарь, де..деологизация, пост..мпрессионизм
4) с..ск, раз..скание, тур..ндустрия
5) от..мённый, пре..нтересный, из..скать
1) Заинтересовать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Наименование. После приставки НА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Обындеветь. После приставки ОБ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
2) Предынфарктный. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Розыгрыш. После приставки РОЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Безыллюзорность. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 2.
3) Сельхозинвентарь. Это сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Деидеологизация. После приставки ДЕ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Постимпрессионизм. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.
4) Сыск. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, которая состоит только из одного согласного.
Разыскание. После приставки РАЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Туриндустрия. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
5) Отымённый. После приставки ОТ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Преинтересный. После приставки ПРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Изыскать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Ответ: 23
Задание 7 #5334
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пере..начить, спец..нтернат, за..звестковать
2) с..змальства, над..ндивидуальный, воен..нженер
3) вз..скующий, парт..мущество, за..ндевелый
4) от..мённый, из..сканный, роз..грыш
5) без..скусный, с..ск, сверх..нтуиция
1) Переиначить. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Специнтернат. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Заизвестковать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 1.
2) Сызмальства. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, которая состоит только из одного согласного.
Надындивидуальный. После приставки НАД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Военинженер. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
3) Взыскующий. После приставки ВЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Исключение - слово “взимать”.
Партимущество. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Заиндевелый. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
4) Отымённый. После приставки ОТ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Изысканный. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Розыгрыш. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 4.
5) Безыскусный, сыск. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Сверхинтуиция. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.
Ответ: 14
Готовясь к прохождению аттестационного тестирования по русскому языку, учащиеся старших классов непременно должны еще раз вспомнить основные правила, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок. Хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базовой школьной программы, многие выпускники сталкиваются с необходимостью повторения данного материала. При этом точное знание правил написания букв -и, -ы в корне после приставок позволит учащимся быстро выполнить предложенные задания и избежать распространенных ошибок в процессе сдачи ЕГЭ по русскому языку. Это, в свою очередь, является залогом получения конкурентных баллов по итогам написания аттестационных тестов.
Базовый материал, который требуется для повторного изучения
Чтобы точно знать, в каких случаях после приставок будет писаться буква -и, а в каких -ы, рекомендуем освежить в памяти основные правила.
Необходимо усвоить!
- Написание буквы -ы в соответствии с произношением вместо -и осуществляется после русских приставок, которые оканчиваются на согласную, за исключением меж- и сверх-. Например, искать-разыскать . В качестве исключения из этого правила стоит отметить слово взимать .
- Написание буквы и- необходимо осуществлять в следующих случаях:
- после иностранных приставок контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб-. Например, контригра ;
- после приставок сверх- и меж-. Например, межиздательский ;
- после приставок, которые оканчиваются на гласную, согласно произношению. Например, выиграть .
Важно! Это правило правописания букв -ы и -и после приставок неприменимо к сложносокращенным словам. Например, спортинвентарь .
Выбирайте образовательный сайт «Школково» для качественной подготовки к аттестационному тестированию по русскому языку!
Чтобы задания, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок, оканчивающихся на согласную, не вызывали особых затруднений при прохождении обязательного итогового испытания, занимайтесь на нашем онлайн-портале. Здесь вы найдете весь материал, который поможет полноценно подготовиться к экзамену. Информация представлена в максимально доступной форме.
Опытные педагоги «Школково» уверены, что, постепенно переходя от простого к более сложному, учащиеся старших классов смогут определить наиболее трудные для себя темы и таким образом улучшить базовые знания. Сначала выпускникам предлагается еще раз повторить основной теоретический материал ( , суффиксов и проч.). Сделав это, учащиеся могут ознакомиться с конкретными примерами и попрактиковаться в выполнении упражнений. Обширный банк заданий представлен в соответствующем разделе сайта «Школково». Перечень упражнений постоянно дополняется нашими педагогами.
Не стоит откладывать подготовку на потом, начинайте занятия своевременно! Посмотрите задания по теме «Правописание гласных -и, -ы после приставок», выберите вначале наиболее простые из них и попробуйте их выполнить. Если при этом вы не столкнулись с особыми сложностями, можете смело переходить к более серьезным упражнениям. А если определенные трудности все-таки появились, тогда рекомендуем вам добавлять в свое расписание регулярные занятия на нашем сайте.
Мы осуществляем подготовку учащихся в онлайн-формате. Это означает, что заниматься на образовательном портале «Школково» могут не только выпускники из Москвы, но и учащиеся, проживающие в других городах России.
Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.
Правило правописания "и", "ы" после приставок
Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.
Вам будет интересно:
В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".
Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".
После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".
Упражнения на закрепление правила
Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.
1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.
2. Жюри подытожило результаты соревнований.
3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.
4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.
5. Он разыграл неплохую комедию.
6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.
7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.
8. Он привык бывать в изысканном обществе.
9. Важно знать предыдущую тему.
Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":
- безымянный;
- безынтересный;
- безысходный;
- взимать;
- видоизменить;
- доиграться;
- контригра;
- небезызвестный;
- подытожить;
- разыграть;
- разыскивать;
- сверхинтересный;
- суперинтересный.
И, Ы после приставок - упражнения творческие
К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).
Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.
Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.
Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.
Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.
Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Эти упражнения помогут выработать навыки грамотного письма.
Правила, которые когда-то учили, забываются и грамотность школьников резко снижается, однако каждый может самостоятельно поправить положение. Предлагаю работу над первым правилом.
Желаю удачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Эти упражнения помогут выработать навыки грамотного письма.
Правила, которые когда-то учили, забываются и грамотность школьников резко снижается, однако каждый может самостоятельно поправить положение. Предлагаю работу над первым правилом.
ГЛАСНЫЕ Ы-И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК
Правописание гласных
ы - и после приставок в русском язы ке чаще всего соответствует произношению. В устной речи после твердых согласных на конце приставки корневой звук и изменя ет свое качество, переходит вы, например: разыскать (сравните: искать ). В соответствии с произношением в таких случаях пи шется ы (не и). Только после шипящих, а также буквы х по об щему правилу пишется и (не ы) вопреки произношению.Не являются фонетическими и написания слов с иноязыч ными приставками (
контр-, транс-, пан- , суб-).Упражнение 111. Прочитайте слова. При этом обращайте внимание на твердое произношение согласных в приставках. Сформулируйте правило пра вописания гласных ы - и после приставок, оканчивающихся на согласный
1. Безыдейный, безыскусственный, безынвентарный, безынициативный, небезынтересный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский, подытожить, подымать - поднимать, изыскать, сыграть, розыгрыш, бе зымянный, безысходный, изыскательский, предынфаркт ное (состояние).
2. Сверхизысканный, межинститутский, спортинвен тарь, субинспектор, Трансиордания.
Упражнение 112. Перепишите слова с орфограммами.
БУКВЫ Ы- И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК безымянный контригра
безыдейный сверхинтересный
предыюльский межимпериалистический
подынтегральное (число) межиздательский предыстория панисламизм
трансиранский
Упражнение 113. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописа ние слов с приставками. Употребите эти слова в словосочетаниях или пред ложениях.
За...грать - раз...грать, до...скаться - под...скать, по- ...мпровизировать - с…мпровизировать, пред...гровой - меж...гровой, до...нфарктный - предынфарктный, до...н- дустриальный - сверх…ндустриальный, за…скриться - без...скровой, про…нформировать - дез…нформировать, про…нвентаризовать- без...нвентарный, до…сториче ский - пред...стория, сверх…скусный - без...скусный, на …менование - без...мянный, до..лоньский - пред…юньский, за…нтересоваться - без…нтересный.
Упражнение 114. Вставьте пропущенные буквы.
1. Без…дейная информация, без…мпульсный датчик, без…нициативный помощник, небез…нтересный фильм, без...скровая сварка, без...скусный рассказ, без...сходное положение, вз…мать налоги, вз…гравшее самолюбие, вз...скательный вкус, дез...нтегральная схема, из…скан ная обстановка, предложить контр...гру, предъявить контр...ск, меж...гровая тренировка, меж...нститутская конференция, меж...рригационный период, меж...здательское соглашение.
2. Раз…гранный жребий, уголовный роз...ск, сверх...зысканные манеры, с...грать шутку, с...змала закаляться, затеять с...знова.
Упражнение 116. Выделите слова с приставками, объясните их право писание, сравнивая произношение и написание слов. Отметьте употребле ние буквы ы после приставок на согласные. Напишите изложение.
ОПЕРА П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - одно из величайших достижений русского оперного ис кусства. Небезынтересна история создания оперы. В ней получили музыкальное воплощение прекрасные образы одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» Пушкина еще при жизни поэта был очень попу лярен и пользовался признанием самых взыскательных критиков. Он по праву принадлежит к лучшим поэти ческим произведениям русской литературы XIX века. Чайковский высоко ценил творчество Пушкина, предпо читая его стихи безыдейным сочинениям многих без дарных своих современников.
И вот пушкинские литературные герои получили вто рую жизнь на оперной сцене, благодаря гениальному произведению Чайковского.
Музыкальная характеристика Татьяны - главной ге роини - дана уже во вступлении к опере и в первой кар тине. Действие происходит в деревенской усадьбе поме щиков Лариных. Звучит дуэт сестер Татьяны и Ольги, да лее к нему присоединяются голоса их матери и няни. Они вспоминают о прошлом. В усадьбу приходят крестьяне и привносят с собой безыскусную мелодию русской песни. В конце картины музыка звучит широко и привольно.
Интересны музыкальные темы всех героев. Востор женный и поэтический образ Ленского находит выраже ние в динамичной и взволнованной музыке; тема Онеги на - хорошо воспитанного, но холодного и сдержанного молодого человека - напоминает торжественный мену эт, изысканную музыку балов.
Страстно звучит в опере тема любви Татьяны, получаю щая наиболее полное развитие в сцене ее письма к Онегину. Это монолог, в котором, сменяя друг друга, звучат восхити тельные лирические мелодии, раскрывающие всю глубину и богатство душевного мира героини. Татьяна произносит простые и выразительные слова: «Як вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать». Слова арии прекрасно соеди няются со звучанием оркестра. «Кто ты: мой ангел ли хра нитель или коварный искуситель?» - спрашивает героиня «Онегина».
Драматическое развитие сюжета в опере проходит в третьей и четвертой сценах и заканчивается ссорой Оне гина и Ленского, которая происходит на балу у Лари ных. В этих сценах беспокойная музыка сменяется празд ничным вальсом. Присутствующие на балу гости не могут примирить рассорившихся молодых людей. Мело дия мазурки предвосхищает предсмертную арию Лен ского, полную безысходной печали.
В пятой картине оркестровое вступление предвещает трагический исход дуэли между друзьями. Несмотря на искреннее раскаяние и желание помириться, Онегин все же не может отказаться от поединка и становится при чиной гибели друга.
В шестой картине звучит блестящий полонез, кото рый предваряет появление возвратившегося из дальних странствий Онегина и воссоздает новый облик Татьяны, ставшей светской дамой. Онегин не узнал ее и расспра шивает о княгине своего старого друга князя Гремина. В арии «Любви все возрасты покорны» Гремин рассказы вает о своей любви к Татьяне, которая стала его женой.
Тема любви и здесь звучит взволнованно и страстно. Но спокойно и сдержанно беседует Татьяна с гостями, не показывает своего волнения и в разговоре с Онегиным.
Развязка сюжета наступает в седьмой картине, в доме Греминых. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Вне запно появляется он сам. Происходит объяснение. Он признается в своей безумной любви, но в Татьяне побеж дает чувство долга, она отвергает любовь героя.
Музыка Чайковского искренна и правдива, она воз вышает душу. Композитор писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась». Желание композитора сбылось в наши дни.
Буква Ы после приставок на согласный.
Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммойбуквой ы , и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный
Ход урока:
I . Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.
II . Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по пройденным темам.
Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.
Выполнение работы на листочках слайдам 7, 12 «Вставь пропущенные буквы» и «Проверь себя». Учитель собирает работы.
Словарная работа упражнение №268.
Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.
III . Изучение нового материала.
1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.
Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные )
об Ы грать – И гра без Ы мянный – И мя раз Ы щет – И щет
Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы , и ? Когда нужно писать букву ы в корне?)
В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок .)
2. Работа в группах.
Вы И грать – об Ы грать по И мённый – без Ы мянный
по И щет – раз Ы щет
Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы
после приставок.
(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1м столбике и , во 2м – ы ).
Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение ).
Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка : на какой согласный оканчивается приставка?)
3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх
контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация
Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением ).
– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)
4
. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.
Слайды 14, 15
Видеофизминутка
И СОГЛ . Ы
Искл.
СВЕРХ
И МЕЖ И
КОНТР
III . Закрепление изученного. Стр. 132 пособия
Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16
Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)
Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.
Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)
IV . Итог урока.
– Найдите «третье лишнее»:
1) а) раз…скать , б) по…скать , в) от…скать ;
2) а) раз…грать , б) об…грать ,) про…грать .
3) а) раз…скать , б) сверх…нтересный , в) дез..нформация .
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
V . Домашнее задание .
Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.