в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР
МБДОУ « Детский сад №222»
комбинированного вида
г. Барнаул Воспитатель Меркель Н.А
Тема: Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы»
Программные задачи: Учить пересказывать сказку близко к тексту, связно, последовательно, выразительно с опорой на наглядность.
Учить подбирать (слова) определения к словам.
Упражнять, использовать распространенные предложения.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
- Дети, какой сегодня день недели?
- Какой был, вчера, какой будет завтра?
- Ребята, какое время года наступило?
- По каким признакам вы определили, что наступила зима?
- Ребята, а вы любите слушать сказки?
- Назовите ваши самые любимые сказки.
- А сегодня мы прочитаем еще одну сказку, новую, которая называется «Проказы старухи зимы» - написал эту сказку Ушинский (запомните).
- Читаем сказку.
Вопросы по сказке:
- Как называется сказка?
- О чем говориться в сказке?
- Сначала до кого добралась зима?
(до птиц)
- Потом на кого зима накинулась?
- На зверей.
- На рыб.
- Рыбы что сделали?
- Ушли под лед, а там еще теплее.
- И зима подумала, кого мне еще донять?
- И стала донимать людей.
- Как люди спасались от мороза?
(Затопили печи, да над зимой посмеиваются).
- А если кто-то в лес идет за дровами, что на себя надевают?
(тулуп, валенки, рукавицы)
- А что самое обидное показалось зиме?
(Малые ребята и те ее не бояться)
- Что делают ребята?
- Катаются на санках, играют в снежки, лепят из снега, горы стоят.
- Ребята в сказке говорилось, разозлилась старуха – зима, значит, она какая была, какими другими словами можно сказать какая она? (сердитая, холодная, суровая)
Ребята изобразите, покажите гостям, какая она была злая, чтобы гости почувствовали и увидели злую старуху – зиму. А сейчас изобразите, чтобы гости почувствовали, как дети ее не боятся.
- Представьте, что вы гуляете, мороз стоит на улице, изобразите как вы замерзли, а как вам руки разогреть?
- Потереть.
- А если мороз за щечку ущипнет?
- За нос, за ушки – что делать будете?
(Потереть снегом)
- Ребята покажите, как ребята в сказке в снежки играли?
(Нагнулись, взяли снег, слепили снежок и бросили)
- Подуйте на гостей, как дула зима, напускала морозы на всех.
А сейчас ребята давайте вместе с вами перескажем сказку, а я вам помогу (----------материал, вот по этим картинкам вам будет легче пересказать сказку).
- 1-2 рассказа.
- Хорошо ребята, дома обязательно расскажите мамам и папам новую сказку.
- А сейчас поиграем с вами в слова. Я называю слова, а вы определения при этом правильно выделяйте окончания.
Зима (какая?)
Мороз, ветер, снег (какой?)
Небо, солнце (какое?)
Следующее упражнение: я буду начинать предложения, а вы заканчивать.
Коля не пошел в детский сад потому, что он …(полные ответы)
Дворник взял метлу, он будет….
Мама сказала дочке, что …
Мы завтра поедем в лес, если…
Осень пришла к нам и принесла…
Весна пришла к нам и принесла…
Зима пришла и принесла нам…
- Ребята представьте себе, что было бы если бы к нам никогда не пришла зима?
- Ребята, а как вы думаете, чем можно заняться в долгие, зимние вечера (смотреть телевизор, читать сказку, раскрашивать).
- Вам – то хорошо, вот у вас есть игрушки, телевизор, электричество у вас есть, магнитофоны, а когда ваши дедушки и бабушки были такими маленькими мальчиками и девочками как вы, зимними вечерами они тоже сидели дома, и чем – то тоже должны были заниматься, чем можно заниматься в зимние долгие вечера, вот горела у них одна свеча.
- Ну хорошо, я вам помогу.
Выключат сет, зажигают свечку.
- Подвожу детей к мысли, что можно рассказывать сказки. Лепить игрушки, пить чай.
Зинаида Тимофеева
Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Планируемые результаты :
Предметные : понимают содержание прочитанного; умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Познавательные УУД : общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения ; формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного произведения; логические – приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные УУД : уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД : уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе.
Личностные : оценивают собственную учебную деятельность : свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проявляют внимательность, помощь.
Межпредметные связи – окружающий мир.
Ресурсы – учебник, рабочая тетрадь литературного чтения Л . А. Ефросинина «Литературное чтение » 2 класс, 2ч.
Дополнительные ресурсы – интерактивная доска, презентационный материал.
Организация пространства – фронтальная, работа в парах.
Оборудование : интерактивная доска, персональный компьютер, колонки, слайдовая презентация
урока Цель этапа
Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Планируемые результаты
I.Орг. момент
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Создание эмоционального настроя на работу
Мотивировать учащихся на начало урока .
Прозвенел уже звонок, начинается урок .
Будем все внимательны, активны и старательны .
– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения .
Настраиваются на активную работу.
Психологический настрой детей.
Регулятивные :
Нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные :
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Проверка домашнего задания - На дом вам было задано – выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна!»
Выходят к доске и читают наизусть стихотворение
II.Актуализация знаний -организовать актуализацию знаний
Скажите, как можно назвать стихотворения?
А как называются писатели, которые пишут стихотворения?
Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?
А вот для того, чтобы определить, какое стихотворение мы будем читать сегодня, я вам предлагаю отгадать загадки.
1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка :
Тряхнет перинки - над миром пушинки ?
2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.
Может быть вы догадались, как называется стихотворение?
Почему вы так считаете? - Поэзия
Вдумчиво, выразительно
- Зима
Познавательные :
Формирование находить информацию для выполнения учебных задач
Коммуникативные :
Формирование адекватно использовать речевые средства для планирования, объяснения и выполнения своей деятельности
III.Поста-новка цели и задач урока
Организовать постановку цели урока ;
Организовать составление совместного плана действий;
Организует подводящий к теме диалог;
Организует формулирование темы урока ;
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися .
Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями : Ф. Тютчев «Зима недаром злится… » ; К. Ушинский «Проказы старухи – зимы »
Исходя из этого, какие мы поставим цели и задачи на наш урок ?
Участие в подводящем к теме диалоге.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки по определению задач и цели урока .
Формулирование темы урока
Регулятивные :
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Познавательные :
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Коммуникативные :
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
IV.Изучение нового материала
включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века Ф. И. Тютчевым .
Ф. И. Тютчев (1803- 1873) . Был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.
1. Первичное чтение произведения стр . 107
«Зима недаром злится… »
Что вы представили, услышав название этого стихотворения?
Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.
Чтение стихотворения .
Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?
Перечитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам неизвестны.
Заглянем в словарь учебника (засуетилось - в словарике, нудит, трезвон, пуще – словарь Ожегова) .
На сколько частей разделили стихотворение? (5)
Прочитаем 1 часть.
Почему начала злиться Зима ?
В каких словах говориться, что весна вот-вот придет?
Как прочитаем эти строчки
(тренировка)
Прочитаем 2 часть
И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение.
Как пробуждающаяся природа относится к Зиме
Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев ?
И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.
Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки (пение жаворонка, картинка)
Как прочитаем эту строфу
Прочитаем 3, 4, 5чпсти.
Какие слова мы выделим при чтении ?
Как прочитаем эту часть?
А теперь прочитайте это стихотворение друг другу
Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении . Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?
Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.
Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?
1 раз – 5 учеников по 1 части.
2 раз – 3 ученика все стихотворение.
Задание : Рабочая тетрадь станица 63№1,2,5
В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.
Весна в окно стучится.
- зима недаром злится .
Тоскливо, радостно, игриво
Побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы.
Она заставляет Зиму уйти
Оживленно
Бодро. т. к. весна побеждает
Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД : учиться работать в паре, сотрудничество в поиске и сборе информации.
V.Физкультминутка
VI.Первичное усвоение новых знаний
Развитие чувства ритма, двигательная активность.
Организует парную и групповую работу над текстом.
Организация самопроверки.
Сегодня мы с вам познакомимся с еще одним замечательным автором и его произведением.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород-Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому , чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такиекнигикак : «Детский мир» , «Родное слово» , «Утренние лучи» , «Четыре желания» , «Бишка» и т. д
Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским , велико! Я вам представила совсем небольшую часть.
А познакомимся с его произведением, которое называется «Проказы старухи – зимы »
Словарная работа.
На каждое слово один ученик : читает слово и его пояснение.
ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
САЛАЗКИ - САНКИ
ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ , ИГРЫ
СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
Чтение сказки .
Хрестоматия 1 часть с. 16-19
1 Часть – 1ученик
2 Часть - по цепочке
3Часть -1 ученик
4,5 часть самостоятельное чтение
Беседа по прочитанному тексту.
Как зима решила расправиться с птицами?
Что сделали птицы?
Как звери спасаются зимой от мороза?
Что сделала зима с реками и озерами ?
Как спрятались рыбы?
Как приготовились люди к зиме?
Почему не боятся зимы дети?
Почему зиме стало обидно?
Познавательные УУД : добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .
Коммуникативные УУД : учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
РегулятивныеУУД : контроль, саморегуляция, коррекция
IX.Подведение итога
Подвести итог пройденного, сделать вывод Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Итак, мы с вами познакомились с прекрасными авторами и их произведениями
Как называются произведения?
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные :
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные :
Уметь оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные :
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
X.Домашнее задание Учитель организует запись домашнего задания.
Выучить Ф. Тютчев «Зима недаром злится » -Записывают
Литературное чтение Урок 51
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна
- Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового раза жизни.
- Обобщающая беседа по рассказу.
- Во что зима нарядила лес?
- Что за необыкновенный свет светил в окно?
- Что нарисовал Мороз на окнах? Чем он еще занимался, чтобы разогнать скуку? Народная примета гласит: «Если дым стоит столбом - значит, будет хорошая погода».
- Как об этом сказано в рассказе? Проверьте эту народную примету.
- От какого слова образованы все выделенные в тексте слова?
- Как называются такие слова?
- Образуйте родственные слова от слова мороз.
- Что сказочного в этом стихотворении?
Я даю вам рисунок-загадку.
Прочитайте на нем слово.
- Беседа.
- О каких зимних развлечениях
- детей идет речь в стихотворении?
- А во что еще вы любите играть зимой?
Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко «На катке» «цепочкой»
Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло!
Раскатиться спозаранок
И на санках и без санок,
На поленьях, на бревне,
На коленях, на спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
Шлет мороз снега-метели
Подымать ребят с постели.
Скучно в поле одному,
«Озорной и смелый,
Белый-белый-белый,
Ты приходишь из-за гор
Нас вытаскивать во двор.
Ты всю зиму с нами -
Мчишься за санями,
Больно щиплешь уши,
Все дороги сушишь.
На прудах,
У реки ты построил нам катки.
Их раскинул вширь и вдаль,
Сделал крепкими, как сталь!»
- На чем еще можно кататься зимой по совету автора?
- В каких строках стихотворения говорится о том, что ребята любят зиму Прочитайте.
- Как ребята пытаются задобрить мороз?
- Тройка, тройка прилетела.
- Скакуны в той тройке белы.
- А в санях сидит царица -
- Белокоса, белолица.
- Как махнула рукавом -
- Все покрылось серебром.
- Что это за царица?
- Какая она?
- Что же это за тройка?
- Назовите зимние месяцы.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Январь - году начало, зиме - середина.
- Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
- Объясните, как вы понимаете каждую из этих пословиц.
- Я и туча, и туман,
- И ручей, и океан,
- И летаю, и бегу,
- И стеклянной быть могу! (Вода)
- В каких состояниях может пребывать вода?
- (Жидком, твердом, газообразном.)
- Какую воду можно носить в решете?
- На первый снег взглянул щенок
- и ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
- набилось к нам во двор?
- А может, это птичий пух
- летит через забор?
- Он пасть раскрыл -
- и снегу хвать -
- и стал задумчиво жевать...
- Жует, жует, но вот беда
- На языке одна вода
- Совсем сконфузился щенок
- И в конуру обратно лег
- Он был не глуп, а просто мал
- И снег впервые увидал….
- Можно ли есть снег, лед? Почему?
- Сконфузиться - засмущаться, почувствовать неловкость.
- Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
- А Маруся не каталась -
- В снег упасть она боялась.
- На фоне музыки П. И. Чайковского «Декабрь» учитель читает стихотворение И. Никитина «Зашумела непогода».
- Зашумела, разгулялась
- в поле непогода;
- принакрылась белым снегом
- гладкая дорога.
- Белым снегом принакрылась
- не осталось следа,
- Поднялась метель и вьюга
- не видать и света.
- Подберите слова, близкие по значению к слову метель. (Снегопад, вьюга, завируха, буран.)
- Познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи-зимы», узнаем, всегда ли зима такая добрая, поймем, почему писатель называет ее старухой.
- Каким словом, близким по значению, вы бы заменили слово проказы ? (Проделки .)
- Мы будем читать рассказ, делить его на части и составим план рассказа.
- 1 часть. От начала и до слов «...и тот под стреху забился».
- Как вы понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»
- Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?
- Дополните предложение словами (предложение записано на доске):
- Зима холодом..., листья... с лесов и дубрав и... их по дорогам.
- Словарь: дубрава - участок леса, где растут дубы; стреха - край крыши.
- Что решили сделать птицы?
- Озаглавьте первую часть рассказа.
- План
- Зима решила добраться до птиц.
- Накинулась «старуха» на зверей.
- Зима пытается заморозить рыб.
- Не удалось донять и людей.
- Дети рады проказам старухи-зимы.
- 2 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов «...теплое пойло пьют».
- Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом.
- На кого решила накинуться зима?
- Что она сделала с полем (лесом, деревьями)?
- Прочитайте, как злились морозы.
- Почему звери не испугались их?
- Как озаглавить вторую часть?
- 3 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов «...под ледяной кровлей ей теплее».
- «Жужжащее» чтение третьей части.
- До кого зима решила добраться на сей раз?
- Как она посвирепствовала на реках и озерах?
- Испугались ли ее рыбы? Почему?
- Что значит «ледяная кровля»?
- Придумайте название к этой части рассказа.
- 4 часть. От слов: «- Ну, постой же,-...» и до слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой части.
- Кого решила донять зима?
- Прочитайте, как это она пыталась сделать.
- Испугались ли ее люди?
- Озаглавьте эту часть рассказа.
- 5 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца.
- Коллективное чтение последней части рассказа.
- Почему стало обидно зиме?
- Прочитайте о зимних развлечениях детей.
- - Расскажите, как донимала ребят проказница-зима.
- Почему зима заплакала?
- Озаглавьте последнюю часть рассказа.
- Работа с рисунком учебника
- Рассмотрите рисунок в учебнике.
- Расскажите, какой вы себе представляете старуху-зиму.
- Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану.
- Творческая работа.
- Как бы вы продолжили рассказ?
- Обобщающая беседа.
- Как проказничала старуха-зима?
- Почему все ее дела названы проказами?
- Что предвещало близость зимы?
- Работа с учебником
- Прочитайте загадки.
- Как догадались, что это коньки (сосулька)?
- (Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)
- Знаете ли вы, почему коньки назвали коньками?
- Раньше папы и дедушки делали коньки детям из дерева. Передняя часть коньков была сделана в виде головы коня. Так и стали называть эту вещь для катания по льду коньками.
- Чему учились сегодня на уроке?
- О чем расскажете дома, что вам показалось на уроке наиболее интересным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
Виды деятельности
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– пересказывать кратко и подробно рассказ или сказку по готовому плану;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, сказка, З. Александрова, К. Ушинский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Ребята, рассмотрите нашу выставку книг. (Учитель готовит 3–5 книг о родной природе в разные времена года.) – Назовите книги на выставке. О ком или о чём эта книга? О чём в ней говорится? Рассмотрите и сравните иллюстрации к текстам о весенней, зимней, осенней природе. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым разделом | – На смену осени приходит зима. Прочитайте, как называется наш раздел, с которым мы начинаем работать. – Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в этом разделе? – Какие произведения о зиме вы знаете? Назовите. – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Какое настроение у вас вызывает зима? Рассмотрите картины русских художников о зиме. – Какое настроение создают образы, созданные художниками. Расскажите. – Представьте, что вы вошли в зимний лес. Расскажите, что вы видите и слышите в нём. (Ответы учеников.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь послушайте. (Учитель читает наизусть стихотворение Зинаиды Александровой, не называя автора.) – Какое настроение создаёт это стихотворение? Расскажите. – Найдите и прочитайте фамилию автора. Заголовок стихотворения. (Учитель показывает модель обложки.) – Проверьте модель. Соответствует ли она нашему произведению? Объясните. – Обратите внимание на подзаголовок. В учебнике стихотворение приведено не полностью. – Прочитайте стихотворение самостоятельно. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Какие слова передают радостное настроение автора? Прочитайте. – Как описывает автор зимний снежок? Прочитайте. – Как описывает автор снегирей? Прочитайте. – Подумайте, почему автор сравнивает снегирей с розовыми яблоками. – Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она тексту стихотворения? Объясните. – Прочитайте строки стихотворения, которые подходят к ней. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий в тетради | – Выполнение заданий в тетради. – Прочитайте. Найдите и выделите рифмы. (Ученикам предлагается найти рифмы в тексте отрывка (работа по учебнику), затем учащиеся выполняют интерактивное задание.) – С чем сравнивает снежок автор? (С мелом.) – О чём говорит автор «весёлых белых мух»? (О снеге.) |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте ещё одно произведение о зиме. – (Учитель (или хорошо читающий ученик) читает сказку К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Выполните модель обложки. Проверьте. – Почему автор так озаглавил свою сказку? Объясните. |
7 | 7. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по работе с текстом | – Перечитайте первый и последний абзацы текста. Какой показана старуха–зима? Изменилась ли она к концу сказки? Прочитайте. |
8 | 8. Составление плана | – А теперь давайте ещё раз перечитаем сказку Константина Дмитриевича и составим план произведения. – Сколько частей можно выделить в произведении? (5.) – (Ученики читают сказку по частям и озаглавливают каждую часть, на обратной стороне листка с моделью обложек появляется план сказки.) – Перескажите одну из частей сказки подробно. |
9 | 9. Обобщение изученного: работа с моделями | – А теперь давайте вспомним произведения, с которыми мы работали. Рассмотрите схемы. Вспомните и назовите к ним произведения. – А теперь изготовим книжку–малышку. (Учитель собирает модели обложек и оформляет книжку–самоделку.) |
10 | 10. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте чтение наизусть стихотворения З. Александровой. – Подготовьте краткий пересказ сказки К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». – Найдите книги с произведениями о зиме. |
ГКОУ КК школа-интернат с. Ванновского
Конспект
урока по чтению
в 3 классе
по теме: К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»
учитель: М.Я. Попович
с. Ванновское
Цель: совершенствовать технику чтения на материале текста К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся со сказкой К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы».
Учить ориентироваться в содержании текста с помощью выборочного чтения с опорой на иллюстрацию
Расширять представления учащихся о признаках зимы, об особенностях жизни животных, птиц в зимний период на основе текстов изучаемых произведений.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать связную устную речь, правильное произношение, обогащать пассивный и активный словарь обучающихся, через обсуждение изучаемого материала, беседу, знакомство с новыми словами и выражениями.
Корригировать переключение внимания путем частой смены заданий (двигательных, слуховых, тактильно-двигательных).
Развивать слуховое восприятие на основе аудирования текста сказки.
Воспитательные:
Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, через использование на уроке дидактических игр.
Любовь и бережное отношение к природе, животным, птицам.
Воспитывать уважение друг к другу, дружеские отношения и дух сотрудничества.
Оборудование: учебник « Книга для чтения» 3 класс, авторы составители З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева, карточки со словами и текстами, ноутбук, выставка книг с произведениями К.Д. Ушинского.
Ход урока
I .Организационный этап
Отчет дежурного (Сегодня 8 февраля, урок чтения. К уроку готовы все. Присутствуют все. Дежурный….)
Игра «Волшебный микрофон»
Ребята, скажите в микрофон, с каким настроением вы пришли на урок и что вы ждете от него. (Дети по цепочке передают игрушечный микрофон и говорят в него свои пожелания)
II . Артикуляционная гимнастика
1-упражнение «Сдуй снежинку»
2-упражнение «Бегемотик»
3- упражнение «Улыбочка – трубочка» или «Лягушка - слонёнок»
4- упражнение «Лошадка»
5- упражнение «Скажи правильно»
III .Проверка домашнего задания
Ребята, как называется раздел учебника, который мы изучаем сейчас на уроках чтения? (Вот пришли морозы и зима настала…)
О чем говорится в разделе? (о зиме)
Как называется стихотворение, которое было заданно на дом? (Зимнее утро)
Что описывает Пушкин в своем стихотворении? (природу зимой)
Ребята, вам было заданно выучить это стихотворение наизусть и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто хочет прочитать нам стихотворение и продемонстрировать свою иллюстрацию?
Поднимите руку кому понравился ответ (имя ученика)?
IV .Актуализация опорных знаний
А теперь будьте внимательны. О каких признаках зимы нам рассказывает А.С. Пушкин в стихотворении? (снег лежит, иней на деревьях, речка покрыта льдом)
Какие произошли еще изменения в природе зимой? (небо низкое и хмурое, день стал короче, а ночи длиннее)
Как звери подготовились к зиме? (сменили шубку с летней на зимнюю, подготовили запася еды, медведь, еж легли до весны в спячку)
А как птицы подготовились к зиме? (улетели на юг многие птицы) Назовите перелетных птиц. (ласточка, скворец, грач) Какие птицы остались? Назовите зимующих птиц. (воробей, синица, голубь)
Как мы можем помочь зимующим птицам пережить зиму? (построить для них кормушки)
Физ.минутка
Поиграем в игру и решим, что можно положить в кормушку птицам, а что нельзя.
Игра «Покорми птиц»
Если называю правильно – руки вверх и хлопнуть в ладоши, если нельзя - присесть.
(семечки, пшено, мороженное, ячмень, апельсины, хлебные крошки- конфеты, шоколад и т. д)
Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, чем любят полакомиться птицы.
V . Введение в тему урока с опорой на знания учащихся.
Посмотрите пожалуйста на доску. Зима перепутала все слоги в теме нашего урока. Давайте подумаем и соберем из слогов слова и узнаем тему урока.
(Дети собирают тему урока: «Проказы старухи зимы»)
(На доске появляется портрет К.Д. Ушинского)
Сегодня мы будем читать сказку «Проказы старухи Зимы». Написал сказку Константин Дмитриевич Ушинский(1824 – 1870). Знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учат его замечательные рассказы и сказки.
Посмотрите на выставку книг, которую я для вас подготовила. В них напечатаны произведения Ушинского. На переменке вы можете познакомиться с ними поближе.
А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа? (в сказке всегда есть волшебство)
VI .Подготовка к восприятию нового текста.
ДУБРАВА - дубовая роща, лесок
ЗАПОРОЩИЛА ПОЛЯ - выпал снег на поля
ЛЮТЫЙ - злой, сердитый
ОКОННИЦА - оконная рама со стеклами
САЛАЗКИ – санки
ПРОКАЗЫ - забавы, игры
ХЛЕВ - сарай для скота
ПОДСОБИТЬ – помочь
Прочитайте слово. Прочитайте с выделением ударного слога. Кто знает, что означает это слово?
VII .Работа над новой темой.
Теперь, с пониманием слов вы будете слушать сказку. Она называется «Проказы старухи зимы». Вы должны слушать внимательно и по окончании ответить на вопрос: О каких признаках зимы говорится в сказке?
Чтение сказки учителем
Какие проказы зимы описаны в сказке? (Сорвала листья с деревьев в лесу, запорошила снегом поле, морозы послала, покрыла льдом реки и озера, заморозила окна)
Подумайте, почему К.Д. Ушинский называет зиму старухой? (Старуха, потому, что злая. Зима в сказке описана злой, лютой, сердитой)
Физ.минутка
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.
VIII . Работа над новым текстом
Физ.минутка для глаз
Беседа по прочитанному:
Как зима решила расправиться с птицами?
Что сделали птицы?
Как звери спасаются зимой от мороза?
Что сделала зима с реками и озерами?
Как спрятались рыбы?
Как приготовились люди к зиме?
Почему не боятся зимы дети?
Почему зиме стало обидно?
Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие иллюстрации.
«Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости…»
Какой показана старуха-зима в начале сказки? (злой)
Изменилась ли старуха-зима к концу сказки? (Да, она стала грустной.)
Работа по карточкам
Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
(Дети работают по карточкам.)
Какая зима? ЗИМА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ, МОРОЗНАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ. |
Резерв.
Работа по карточкам.
IX .Итог урока.
Поднимите руку кто любит зиму?
За что вам нравится зима?
Зима конечно суровое время года, но посмотрите сколько радости приносят нам зимние забавы. А как красива природа зимой! И сколько бы зима не злилась, не пугала нас морозами, вьюгами и метелями, мы все равно её любим. Любим, когда с неба, тихо кружатся и падают снежинки.
Ребята, наш урок подходит к концу.
С каким произведем мы познакомились сегодня?
Оценка деятельности учащихся
Вы сегодня очень хорошо постарались и очень этим меня порадовали. …..
Домашнее задание
Раздаются снежинки, на которых прикреплены карточки с домашним заданием:
Нарисовать иллюстрацию, к отрывку, который вам больше всего понравился.