Темы для эссе
Философия
1.«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф.Ницше).
2.«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).
3.«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адаме).
4. «Гений - это способность к бесконечному труду» (Т. Г. Гексли).
5. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис).
6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
7. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).
8. «Человек вне общества - либо Бог, либо зверь»(Аристотель).
9. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).
10. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» (Лао-Цзы).
11. «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).
12. «Деятельность - единственный путь к знанию» (Б. Шоу).
13. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).
14. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици).
15.«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).
17. «Чтобы глаза были красивые - они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми - говорите добрые слова» (О. Хепбёрн).
18. «Прогресс- отец проблем» (Честертон).
19. «Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).
20. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» (Ф. Бэкон).
Социальная психология
29. «Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон).
22. «Куда полезнее изучать не книги, а людей» (Ларошфуко).
23. «Люди, как облака. По отдельности интересны и загадочны, а соберутся в тучу - жди грозы!» (С. Балакин).
24. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо).
25. «Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» (Э. Ренан).
26. «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа» (У. Хэзлитт).
27. «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» (В. Швебель).
28. «Всё великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, оорющегося против предрассудков» (Вольтер).
«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф.Ларошфуко).
30. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство» (А.Н.Толстой).
31. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).
32. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Асмолов).
33. «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев).
34. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
35.«Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек» (народная пословица).
36. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад» (Н. Бердяев).
37. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).
38.«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).
39.«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины на-толкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Р. Декарт).
40.«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон).
Экономика
41. «Научи попугая произносить «спрос» и «предложение» - и перед вами - экономист» (неизвестный автор).
42. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Дж. С. Колеман).
43. «Сомнение вызывает не сама возможность планирования, но возможность успешного планирования» (неизвестный автор).
44. «Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надёжным источником превосходства над ними» (А. де Гиус).
45. «Нажить много денег - храбрость; сохранить - мудрость, а умело расходовать - искусство» (А. Бертольд).
46. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франклин).
47. «Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).
48. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).
49. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).
50. «Умеренность:- это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей» (П. Сир).
51. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).
52.«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж. Дроз).
53. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).
54. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).
55. «Экономика есть искусство удовлетворять без-граничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
56. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).
57. «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
58.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).
59. «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (В. Франклин).
60.«Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).
Социология
61. «Нация - совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран).
62. «Блестящее образование без морали - это угроза существованию общества» (Эйзенхауэр).
63. «Нации - это богатство человечества, это обобщённые личности его: самая малая из них несёт особые краски» (А. Солженицын).
64. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).
65. «Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени» (Данте).
66. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность. тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).
67. «Для других мы создаём правила, для себя исключения» (Ш. Лемель).
68. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон).
69. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф. Рузвельт).
70. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром).
71. «Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).
72.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).
73. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).
74. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
75. «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. Гоголь).
76. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).
77. «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).
78.«Каждый день мы сдаём экзамены на человечность» (неизвестный автор).
79. «Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Т. Манн).
80. «Книги - это переплетённые люди» (А.С. Макаренко).
Политология
81. «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов).
82. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает» (Лао-Цзы).
83. «- Я не занимаюсь политикой». - А знаете, это всё равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (К. Ренар).
84. «Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице, столицу - к своему двору, а двор - к своей особе» (Ш. Монтескьё).
85. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).
86. «Сердце государственного человека должно тоже быть у него в голове» (Наполеон) 87.«Все мы народ, и правительство»(Бисмарк).
88. «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк).
С9.89.«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» (Бисмарк).
90. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).
91.«Революции - варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
92. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).
93.«Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).
94.«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г. Мабли).
95. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).
96. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескьё).
97.«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).
98. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).
99. «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
100. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо).
Правоведение
103. «Все так делают» (Л. Толстой).
104. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).
105. «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека).
106. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).
107. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).
108. «Страна, лишённая законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка).
109. Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).
110.«Жесткость законов препятствует их соблюдению» (Бисмарк).
111.«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).
112. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).
113. «Самое большое преступление - безнаказанность» (Б. Шоу).
114. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).
115. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (античный афоризм).
116. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескьё).
117. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
118.«Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).
119. «Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений... То, что никогда не будет забыто, будет жить вечно, это - мой Гражданский кодекс» (Наполеон).
120.«Самый заклятый враг права - привилегия» (М. Эбнер).
Работа, в жизни человека, занимает большую часть времени, и именно поэтому немало важно найти то, что действительно будет по душе, найти именно то дело, на которое будешь идти с удовольствием. Долго размышляя над этим, я остановилась из многообразия вариантов именно на социологии. Спросите почему? Ответ довольно-таки прост. Я считаю, что в нашем непрерывно меняющемся мире, надо уметь отслеживать перемены общества и вовремя анализировать их. Более того, мне бы хотелось быть социальнозначимым человеком. А главное - помогать людям!
Так что же такое социология? Сам термин, веденный основоположником новой науки О. Контом, сконструирован из слов двух разных языков: латинского - socium, societas (общество) и греческого - logos (изучение). Он отражает основной замысел Конта: социология - это изучение общества. Но дав такое определение, это как ничего не сказать. Ведь изучением общества занимаются и другие науки: история, экономика и т.п. Более того, общество в разных его аспектах изучалось задолго до появления этого термина, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, непосредственных предшественников О. Конта - философов эпохи Просвещения и др. Так что для понимания сути науки социология важно точно определить предмет ее изучения. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии, и все они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития. В одном из современных определений Н. Смелзера нам хорошо показано главное отличие социологии от предшествующих учений об обществе: «Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа».
Социолог для меня - это не просто моя будущая профессия, она как большая часть меня, источник, который побуждает меня к каким-либо действиям. Я никогда не стою на месте, мне всегда хочется развиваться, в этом мне помогает социология! Как я писала выше, социология тесно переплетается с историей, экономикой, а так же со статистикой и математикой. Меня всегда привлекали эти науки, и я никогда не боялась их насколько сложными они бы не были. Это способ узнавать для меня много нового о мире.
Социолог для меня - это любознательный и очень ответственный человек, так как перед ним стоят всегда довольно-таки непростые задачи. В отличие от точных наук, в социологии нет точных формул, по которым, при незнании, можно решить ту или иную поставленную задачу. Тут же придется долго искать опору, на которой стоит социальный мир. И не всегда ее так легко найти.
Знание основ устройства общества, просвещенность во всех его отдельных сферах жизни и исследование перспектив дальнейшего развития - вот главные цели, которые я ставлю перед собой, выбирая данное направление.
Социология 25. «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр) Все формы общности людей можно разделить на естественно-исторические, этноисторические и социально - исторические. Естественно - исторические формы общности людей - это раса, поколение, пол и т.д. К этноисторическим общностям относятся племя, народность, нация. Социально- историческими формами общности людей являются классы, сословия, касты и т. д. Шерр сравнивает неравенство с законом природы. Что же может быть общего у неравенства с природой? Чаще всего выделяют два типа неравенства: природное и социальное. Природным является различие в возрасте, поле, внешности и т. д. Социальное неравенство или социальная стратификация выражается в том, что люди имеют неодинаковый доступ к богатству, власти, привилегиям. Я должна согласиться с мнением Шерра. Одни люди очень умны, другие отличаются добротой. Повара хорошо готовят еду, строители - строят дома. Одни люди обладают организаторскими способностями, другие хорошо умеют учить. Т. е. мы неравны - по способностям, отношению к власти, богатству и т. д. Но это закон. Человеческое общество можно сравнить с лесом, где каждое дерево играет свою роль в сложившейся биосистеме. Высокие ели дают прохладу мху, под березами хорошо растут грибы. Если каждый человек займет свое место в обществе, будет хорошо всем. А неравенство будет заставлять его совершенствоваться. Как в природе выживает сильнейший по закону естественного отбора, так и человек, находясь в неравном положении с другим, будет стремиться его преодолеть. Можно привести множество примеров из истории, подтверждающих данное положение. Именно борьба за свои права, за равенство привели к ряду революций: Французкой (ее девиз был: «За свободу, равенство и братство»), Октябрьской 1917 года. Последняя отменила титулы и привилегии дворян. Неравенство заставило женщин пойти на борьбу за равные возможности с мужчинами. Результат - эмансипация, равное избирательное право, равная оплата труда вне зависимости от пола. Подведем итог. Я считаю, что мои доводы достаточно вески. Неравенство является стимулом для развития общества, его движения вперед. Но невозможно вообще преодолеть неравенство, надо только сделать так, чтобы распределение благ было справедливым, соответствующим тому, что делает человек для общества. 26. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев) На протяжении развития общества существовало много различных мнений по поводу того, какой этнос считать «нацией». Так, например, в начале XX века главным признаком нации считалась общность языка, экономической жизни, психологического склада. Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX века. Согласно современным представлениям, мы можем дать следующее определение нации: это наиболее развитая историко-культурная общность людей, сформировавшаяся в течение длительного времени в результате соединения и перемешивания различных племен и народностей. Среди признаков наций можно выделить общность территории проживания, самоуправление, общую экономику, национальное самосознание и другие. Совсем невелика грань, которая разделяет понятия «национальное самосознание» и «национализм». Последнее - это идеология и политика, основанные на идее национального превосходства и национальной исключительности. Получается, что выдающийся русский философ Н. Бердяев хотел сказать, что чувство национальной исключительности может привести к изоляции от других, а подобные чувства больших народов - к расширению империи, порабощению других народов. Малый народ может сохраниться, если он изолируется от других. Так, евреи смогли сохраниться, неассимилируясь, потому что отрицательно относились к межнациональным бракам. Большие народы не боятся ассимиляции. На их стороне - сила, и поэтому в истории часто большие по численности народы завоевывали соседние территории, создавая империи. Так, Российская империя в XIX веке включала в себя многие народы, но только русская культура считалась государственной. 27. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев) Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающих усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Национальное самосознание играет важную роль в жизни общества, определяя нацию как общность, а человека как члена данной общности. Личность осознает себя частицей нации, тесно с ней связанной. , Что же имел в виду русский философ Н. Бердяев? Думается, что автор хотел сказать следующее. Отстаивая свои национальные интересы, обогащая национальную культуру личными достижениями, опытом, человек не должен при этом неуважительно относиться к другим народам, к их культуре, традициям, то есть не нужно становиться националистом. Конечно, необходимо сохранять свои национальные особенности, свою самобытность, уникальность, сохранять свою культуру, язык, памятники исторического прошлого, вносить собственный вклад в духовное развитие нации. Что такое творчество? Это создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего. А этого можно добиться, только взаимодействуя с культурами других народов. Если национальное самосознание будет не творческим, оно будет замыкаться на прошлом, разговорах «а помнишь, у нас было, а когда-то мы были лучшими...» и т. д. Поэтому не нужно отгораживаться от других наций, необходимо обогащать свою культуру достижениями других культур, впитывая в себя все самое ценное. Это важно для всех народов. Не исключение здесь и наша страна, где насчитывается более ста этносов. Поэтому проблема взаимодействия между народами актуальна и для Российской Федерации. Отношения между нациями и народностями должны строиться на основе взаимопонимания, уважения друг к другу, к национальным меньшинствам. Например, Япония использовала знания ученых других стран, изучая изобретения.. Рассматривая рационализаторские предложения в советском журнале «Техника молодежи» она сумела довести их до совершенства. И теперь мы восхищаемся их техническими изобретениями. На основе всего сказанного можно только согласиться с мнением Н. Бердяева. 28. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». (О. Пауэр) Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и какие этому понятию определения дает наука. Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации. Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь. Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские. Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра. Или взять другой народ - японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб. Список примеров можно было бы продолжить, останавливаясь подробно на каждый нации. Однако считаем, что все они лишь будут подтверждать правоту высказывания. 29. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война». (У. Гладстон) Алкоголизм - одна из проблем современного общества, которая волнует педагогов и конечно же нас, подрастающее поколение. У. Гладстон считает, что алкоголизм наносит обществу больше вреда, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война. И я с ним согласна. Из медицины известно, что алкоголизм - это хроническое заболевание, развившееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Потребление спиртных напитков оказывает вредное влияние на здоровье, быт, трудоспособность человека, благосостояние и уровень нравственности общества. В результате употребления алкоголя развиваются неизлечимые болезни: с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, печени и печеночные колики, параличи. Самое главное - наступает быстрое разрушение личности, ее деградация. При отсутствии продуктов питания умирают бедные люди, в отдельно взятых странах. Например, в некоторых странах Африки самые бедные, неимущие умирают от голода, а богатые, сытые здравствуют. Алкоголизм убивает и бедных, и богатых, и голодных, и сытых, умных делает безумными. Имеют место примеры, когда у людей образованных было все: и хорошая работа, и достойная зарплата, и благополучная семья. Но постоянное употребление алкоголя лишает их всего. Человек, деградируя, умирает. Война также уносит здоровых и крепких людей: и стариков, и взрослых, и детей. Но война не может охватить всю планету разом. Она начинается в одной стране, затем продолжается в другой. Например, Вторая мировая война унесла много жизней, но тем не менее остались здоровые люди, благодаря которым появилось новое поколение. Алкоголизм я хочу сравнить с чумой, ведь не зря говорят, что «алкоголизм - чума XX века». Чума - это черная смерть, унесшая много жизней. Но, тем не менее, она была остановлена. Например, в Лондоне в 1664 году разразилась чума, а потом в 1665 году Лондон сгорел, уничтожив всех больных и грязь. Алкоголизм поражает и уносит всех, оставляя за собой только черные пятна: нездоровое поколение, нездоровую наследственность и невозможность излечиться. Более того, голод, чума, война касаются людей, которые часто не имели даже отношения к появлению этих бед. В отличие от них алкоголизм человек выбирает сам, идя на поводу своей страсти. Алкоголизм это добровольное сумасшествие, нанесение вреда себе и обществу. Недаром алкоголизм считается одним из видов отклоняющегося поведения. Алкоголик не соблюдает моральные нормы - он может побить своих собственных детей. Алкоголик нарушает и правовые нормы, бездумно совершая преступления. Так что легче предотвратить болезнь, чем лечить ее, лучше объяснить молодежи, к чему приводит алкоголизм. Преступление тоже может стать причиной такою отклоняющегося поведения как алкоголизм. Человек, совершив преступление, пытается его забыть, принимая спиртные напитки. Но частое его употребление опять ведет к алкоголизму. Поэтому я полностью согласна с высказываниями Мержевского. Действительно, алкоголизм и преступление - это два негативных явления отклоняющегося поведения, находящиеся в тесной связи друг с другом. 31. «Алкоголизм и преступление -это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (И. Мержевский) Поведение людей в обществе определяется прежде всего тем, на какие ценности они равняются, каких ценностей они придерживаются. Для стабильности и единства общества необходимо, чтобы люди соблюдали социальные нормы. Это правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют поведение людей, общественную жизнь. Но в жизни всегда есть отклонения, т.е. поведение, которое не соответствует социальным нормам, ожиданиям. Отклоняющееся поведение бывает как позитивного характера (героизм, самопожертвование), так и негативного. Алкоголизм и преступление есть формы отклоняющегося поведения. Алкоголизм возникает вследствие систематического употребления спиртных напитков. Преступление - это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Более того, эти две формы часто тесно переплетаются друг с другом, одна влечет за собой другую. Если открыть газету «Жизнь» и почитать рубрику «Сводка МВД», то обязательно встретим заметку о том, что нигде неработающий алкоголик гражданин X. в пьяной драке убил своего собутыльника. Так он стал преступником. А сколько примеров, когда ради денег на выпивку человек идет на кражу и разбой. В подтверждении этому имеется и официальная статистика: одна треть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Все это рушит жизнь других ни в чем неповинных людей. Поэтому хочется призвать всех, чтобы как можно реже и меньше употребляли алкоголь, т. к. это наносит вред как самому человеку, так и всему обществу. Все формы отклоняющегося поведения начинаются с интереса, затем появляется зависимость. Прав И. Мержевский, и мы должны с ним только согласиться.
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра философии, политологии и социологии
Семья - начало социального.
Ф.Энгельс «Происхождение семьи, государства и частной собственности»
Выполнила: студентка гр.3П - IV
Гаврилова Е.Д.
Принял: Сидоров Н.М.
Санкт-Петербург
Семья-начало социального
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»-
произведение немецкого мыслителя Фридриха Энгельса, написанное в 1884
году, опираясь на материал книги американского этнографа и историка Льюиса Моргана «Древнее общество, или исследование направлений человеческого развития от дикого состояния к варварству и далее к цивилизации» . Данная работа Энгельса раскрывает закономерности развития первобытно-общинного строя, основные этапы его развития и причины его неизбежной гибели. Здесь в диалектической связи показаны процессы развития и возникновения семьи, частной собственности и государства,
которые привели к возникновению классового общества.
Актуальность темы в том, что семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Выделение института семьи из других институтов общества и его изучение не случайны. Именно семью признают все исследователи как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования,
навыки поведения. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С
одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда еѐ зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических,
религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
В работе «происхождение семьи, частной собственности и государства» второй раздел носит название «Семья», в котором рассматривается история развития семьи. На основе анализа делается вывод,
что в первобытном человеческом обществе существовало состояние, когда
каждая женщина одной родовой группы принадлежала каждому мужчине этой же родовой группы и наоборот - это так называемый групповой брак. Из этого первобытного состояния постепенно развивались:
Кровнородственная семья – первая ступень семьи. В ней брачные отношения между родственниками разных поколений были запрещены,
но разрешены между братьями и сестрами всех степеней родства.
Пуналуальная семья - семья, которая развилась и пришла на смену кровнородственной семье. Это последняя форма семьи периода группового брака. Это семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, но двоюродные и троюродные сестры были общими женами своих общих мужей. Такие мужья называли друг друга «пуналуа» - близкий товарищ. Из пуналуальной семьи возник род – это группа людей,
связанный кровнородственными и хозяйственными узами.
«При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Если она и называет всех детей общей семьи своими и несет по отношению к ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных детей от остальных. Отсюда ясно, что раз существует групповой брак, то происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия.»
Парная семья – в такой семье мужчина живет с одной женщиной, но многоженство имеет место, хотя и редко. От женщины требуется верность, «…за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре.».
Узы могут быть расторгнуты любой из сторон, дети принадлежат матери.
Моногамная семья – возникает из парной семьи. «Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей,
происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что
дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом.»
Отличие от парной семьи в том, что в моногамной семье узы брака более прочные, браки не расторгаются по желанию любой из сторон,
может расторгнуть только муж.
Такая форма семьи прослеживается у греков во всей своей суровости.
В заключении этого раздела Ф. Энгельс предсказывает прогноз: «…Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно,
по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется неспособной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать,
какой характер будет иметь ее преемница.»
Вывод: Семья – один из наиболее древних и значимый социальных институтов. Она возникла раньше религии, государства, армии, образования,
рынка, хотя и в простых формах, называемых групповым браком.
Социология семьи зародилась еще в 17 веке.
Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости.
Семья передает определенный социальный статус своим членам.
В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами
жизнедеятельности людей. Семья создается для удовлетворения не одной -
двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.
Семья была, есть и будет существовать, потому что не существует альтернативы семье.
Список литературы:
1. А.И. Кравченко. Социология. - М.: Изд-во Проспект, 2006.-298с
2. Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, государства и частной собственности».-М.:Лениздат,2014.-256с.
Я учусь на первом курсе института философии,социологии и права,и мне удалось сделать первые шаги в понимании того,что такое социология как наука.
Я понимаю социологию как науку,которая изучает отношения в обществе и происходящие в нем процессы. В настоящее время социология одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы берут на вооружение другие науки об обществе: экономика,право,демография. Среди них социология начинает играть ту же роль,которую выполняет математика в естественных науках,так как социологические методы позволяют дать точную колличественную оценку многим процессам общественного развития.
Я решила уточнить,откуда взялось понятие социология,что она изучает и кто же ее представители.
Любая наука сначала возникает,заявляет о себе,очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Для начала обратимся к истории. Изначально матерью всех наук была философия. Потом от нее отпочковались другие науки.
Термин "социология" был введен О.Контом. Именно он считается основоположником социологии. Становление социологии как науки в обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и француского ученого Эмиля Дюркгейма.
Так как социология является наукой, то у нее тоже есть объект и предмет исследования,как и у других наук. О.Конт определил объект изучения социологии.
По мнению французского мыслителя объектом социологии является общество. Но и такие науки как история,экономика,политология,к примеру,тоже изучают общество,но как бы под своим углом зрения.
А вот предмет социологии определить уже сложнее.Дискуссии о нем продолжаются до сих пор. Представителей этой научной дисциплины много, ивсе выдвигают свои идеи по поводу предмета социологии. Трудно выделить одно единственно верное мнение, чтобы с ним согласились все. Дело в том, что наука молода, да и предмет видоизменялся уже ни один раз.
Почему же я выбрала именно социологию при поступлении в ВолГУ?
Конечно, я понимала, что социологи всегда необходимы и востребованы в государственных и коммерческих структурах, а также в политических и общественных организациях, тем более в обновленной России. Также я узнала,что социологи входят в десятку наиболее востребованных специалистов на рынке труда, как в зарубежных, так и в ведущих российских бизнесс-структурах.
Мне захотелось быть социологом, потому что социология-наука об обществе, а мне очень интересно изучать человека,отношения между людьми и специфику общества в целом.
Я убеждена, что социологическое образование помогает человеку осознать свои жизненные цели, потребности и интересы, а также понять собственное предназначение,направить свой потенциал не только на улучшение материальных условий своей жизни,но и на более эффективное и целесообразное взаимодействие с другими людьми,на совершенствование общества в целом.