Наталья Карагодина
Русская народная песня как средство обучения выразительному пению
Пение - важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.
Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению , обучение выразительному пению , обучение певческим навыкам , развитие голоса и слуха детей.
Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.
Чем же привлекает педагогов народная песня ? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор - все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Программа предусматривает следующие народные песни и попевки в младшей группе : «Ладушки» , «Зайчик, ты зайчик» , «Петушок» .
В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения , обращаю внимание всех на вступление к песне . Говорю детям : «Слышите, как звонко пост петушок? Не дает детям спать» . Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу припевать мягко, а второе - выделяя. Когда песня выучена , провожу инсценировку её. Дети поют песенку, сидя на стульчиках, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид , что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку» .
Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению .
В средней группе используются народные песни «Дождик, дождик, пуще» , «Две тетери» ; игры - хоровод «Ходит Ваня» , «Гуси вы, гуси» .
Пенис песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д» , «и» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенноусиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку , пропевая её от ля, си-бемоль, си
Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогают напевному пению .
Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада , мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.
Опевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение . В течение года использую песню «Чики-чики, чикалочки» в качестве распевки. Так, при разучивании песни «Веснянка» (музыка А. Филиппенко) использую эту попевку, настраивая детей на высокое звучание.
Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.
Очень любят дети игры с пением . Важно, способствовало раскрытию игрового образа. Так, в движения соответствуют тексту песни .
На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни , но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различения двух соседних ступеней использую песню «Дождик» . Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан . Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» м заостряю внимание детей на возвращении мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.
чернозем», «Теремок» , «Каравай» , «Горелки» Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении , поют без сопровождения. Поэтому введено много игр- хороводов, которые можно исполнять вне занятий. В работе с подготовительной группой также использую ранее выученные народные песни , рекомендованные программой, а также и дополнительно вводимые народные попевки .
Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пенни попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая ее от разных ступеней перед такими песнями , как «Зимняя песенка» (музыка М. Красева, «Встречаем май» (музыка В, Герчик, настраивая детей на высокое слитное звучание.
Пение русских народных песен , сопровождаемых движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа , с его песенным прошлым. Хороводы «Калина» , «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения , т. е. песня с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.
Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение . Например, пошел дождь, воспитатель предлагает детям спеть русскую народную песню «Дождик, дождик, пуще» . В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки.
Кроме того, мы используем народные песни и хороводы в развлечениях и праздниках. Так на первомайском утреннике дети водят хоровод «Земелюшка-чернозем» . Перед разучиванием этого хоровода объясняю, что его придумал народ и исполнял , выходя на гулянья. Во время развлечения летом в лесу дети исполняют песню «Во поле береза стояла» , которая оставляет в их душах глубокий след, радость общения с природой через песню .
Русские народные песни прочно вошли в жизнь детского сада. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию.
Публикации по теме:
Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы)
Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе» Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают.
Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно.
Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.
Паспорт проекта «Русская народная культура» ПРОЕКТ «Русская народная культура» Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный (с 09.03.16 по 25.03.16) Вид проекта: групповой,.
В художественной самодеятельности руководителю приходится иметь дело с певицами, которые чаще всего не владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки. Какие же дефекты в пении участников самодеятельности больше всего мешают руководителю в его стремлении добиться плавного пения и как их исправлять? Самый распространенный недостаток — пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет прежде, чем кончилась музыкальная длительность данного звука. Это зависит прежде всего от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая и придыхательная. При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох автоматически так же становится резким. Неопытный певец не успевает контролировать темп выдоха (вряд ли он и подозревает о таком контроле), и воздух по инерции вылетает из груди, прекращая звучание голоса. При жесткой атаке значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и преждевременному износу голосовых связок. Жесткая атака может быть применима лишь в особых случаях, например, когда в степных песнях на форте берется скачком высокий звук. При придыхательной атаке связки смыкаются неплотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое. Придыхательная атака в народном пении практически неприменима. При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Выдох должен быть плавным и постепенным. Такая атака дает певцу возможность контролировать звук, управлять мягкостью его посыла, звука, силой, ровностью и протяженностью. Мягкая атака щадящая: она не травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразования в народном пении. При мягкой атаке работа связок обычно ощущается певцом как достаточно выраженное желание певца протянуть звук определенной длительности. Руководителю следует внимание исполнителя направлять не столько на первоначальный посыл звука, сколько на его движение к конечной точке, так как неумелые певцы только и думают о начале звука —как бы его «вытолкнуть». Хорошее пение можно сравнить с шитьем или вышиванием: иголка острием входит в материю, протаскивая за собой нитку. Нитка еще тянется, а острие иголки снова втягивает ее в новый стежок. В пении острие иголки — смысловой посыл звука, (интонация) нитка — звук голоса. Графически условно пение неумелого певца и умелого можно изобразить следующим образом:
Психологически очень полезно представлять первое «прикосновение» к звуку как мягкое и тонкое дальнейшее развитие звука, как расширение его по мере движения к концу (это связано как с интонационным посылом, так и с высокой позицией звука).
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандировать — отбивать слога. Иногда ударные, иногда все подряд. Чаще всего, в хоровом пении это делается в целях ансамбля— одновременного произношения слов и четкости ритма. Для достижения ритмической отчетливости это способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искусственен.
Скандирование связано с выталкиванием звука горлом, а привычка скандирования не позволит певцу петь плавно, даже если он этого захочет.
В народе четкость достигается точностью пения, а необходимая акцентировка — артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Мелодия состоит из звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при больших скачках снизу вверх и сверху вниз.
Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регистров, которые имеют разную механику звукообразования. Даже на протяжении одного регистра при ровном, од нотем бренном звучании голоса, на всех звуках этого регистра происходят постепенные, внешне незаметные изменения этой механики. У опытных певцов изменение в звукообразовании происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются и на слух голос звучит свободно и ровно. У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах из одного регистра в другой, голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса — высокую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени. Когда округление не очень глубокое, оно улучшает, облагораживает звучание народного голоса и помогает ему преодолеть регистровые трудности. Но есть мера округления, как бы его «граница», до которой звук остается в принципе еще открытым, но стоит только перейти эту «границу» и округлить звук побольше, как он сразу же снимается с грудной опоры, теряет свой характерный тембр и переход в новое качество — «закрытый» звук. Возьмите зеркало, откройте рот, положите язык (если он не «ложится», прижмите его чайной ложкой) и убедитесь в том, что при входе в глотку над корнем языка как бы нависает маленький язычок, который является частью мягкого нёба. Попробуйте слегка зевнуть, вернее даже только подумать о том, что Вам хочется зевнуть. Маленький язычок тотчас же потянется вверх, как бы втягиваясь внутрь нёбной занавески. При более интенсивном и глубоком зевке поднимается вверх вся нёбная занавеска до полного натяжения, вовлекая в это движение глотку, которая расширяется, образуя свод. Если мы сделаем затяжной зевок, мы почувствуем, как расширение начнется с передней части глотки, а на кульминации зевка распространится в самую ее глубину. Положение глубокого зевка будет соответствовать закрытому звучанию голоса. Положение легкого и близкого зевка, вызывающее только движение мягкого нёба, главным образом мягкого язычка — округленному, но открытому звучанию голоса.
До начала округления вход в глотку выглядел примерно так:
после округления:
Форма мягкого нёба при втягивании язычка принимает подобие формы треугольника. В вершину этого треугольника певец направляет звук голоса узкой струей в головные резонаторы. (Поэтому в вокальной терминологии часто употребляется понятие узкого звука). Узкое положение мягкое нёбо принимает при пропевании букв «о», «у», «и». Во время пения иногда достаточно бывает представить себе положение узкой буквы, как автоматически округляется звук. При Занятиях достаточно сказать: «спой букву «а» в положении буквы «о», и певица тотчас округляет «а». Постепенное и последовательное округление звука в той мере, которая не нарушает специфики народного звучания, есть единственно верный способ к выравниванию голоса на регистровых переходах, подвластный нашему сознанию. В целях плавности звучания голоса, округление должно сохраняться на всем протяжении диапазона, но степень его самая незначительная на нижних звуках, по мере подъема голоса вверх увеличивается. Мера округления должна очень чутко контролироваться слухом: мало округления — тембр голоса меняется на более плоский и резкий, много — голос переходит в другое качество, теряя при этом грудной характер звучания. В народном пении, в любом случае должен сохраняться принцип опоры на открытую грудь.
Как уже говорилось, любое изменение положения груди, гортани, глотки, языка, нижней челюсти, губ сразу же изменяет звучание голоса. Мало того, движение лицевых мускулов, например, сморщивание лба, тут же влияет на звук голоса (делает его более темным и напряженным). Чем меньше устойчивости в положении певческого аппарата, тем более неровно звучит голос. Одни звуки «проваливаются», другие «вылезают». Следовательно, для достижения плавного звучания нужно стремиться к возможно большей стабильности голосового аппарата. Любые изменения в его положении во время пения должны быть предельно экономными, точными, плавными и последовательными. Недаром у народных певцов наблюдается достоинство и несуетливость при пении: поведение уверенное и спокойное, положение рта строго разговорное (наиболее привычное и удобное), положение гортани и глотки устойчивое. Мало того, при помощи языка народные певцы часто создают свой микрорезонатор, в котором голос звучит очень близко, ярко и точно. При этом кончик языка упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, так что на кончике языка образуется как бы «ложечка», которая вместе с передней частью твердого нёба и образует этот микрорезонатор, напоминающий две половинки ореха. Движения языка, произносящего буквы, очень точные, эластичные, упругие, экономные, т. е. самые минимальные. На гласных остается стремление к сохранению устойчивой формы микрорезонатора при помощи возвращения после каждого движения в исходное положение. При вытянутом вперед языке корень его не затыкает глотку и не мешает выходу звука из гортани в ротовую полость, а высокое положение маленького языка (зевка) направляет звук перед к зубам или переносице, в зависимости от высоты звука. Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного звучания народного голоса.
Высокая позиция — это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких — головных обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и точность звучания, полетность. У народных певиц высокая позиция ассоциируется с понятием тонкого звука.
При вокальных занятиях помогает требование «спеть тоньше», начинать «с тоненька», «начинать сверху», «спеть так, чтобы слышался как бы присвист верхнего октавного звука», «во время пения представлять, что поешь на октаву выше или в октаву», «направить звук в переносицу, в голову», и т. д. При этом необходимо следить за мягкостью атаки: «входи в звук постепенно», «не думай о начале звука, думай о его продолжении» и пр.
В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом как бы слетает с кончика языка. Но при работе над высокой позицией нельзя забывать ни на миг об одновременной опоре на «столб». Работая над каким-либо отдельным вокальным элементом, певец и его руководитель не должны забывать о целом (так как процесс пения — это, прежде всего, взаимодействие) и не упускать из вида основную вокальную задачу: мягкое, точное, плавное, ровное движение голоса по звукам мелодии.
Мы говорим о чисто вокальных трудностях при работе над кантиленой, но еще больше препятствий возникает при пении со словами. Сначала остановимся на согласных буквах. Согласные буквы как бы мешают петь, ведь каждая согласная на какое-то мгновение прерывает звучание голоса. Народные певцы произносят согласные очень коротко, точно, слитно с гласной. Достигается это одним быстрым предельно - экономным движением языка. Проанализируем это на слоге «на». Не отрывая кончика от нижних зубов, язык своей передней частью скользящим движением мягко прикоснулся к верхним зубам (прозвучало «н») и тут же лег в положение гласной «а», до появления следующей буквы. Это движение настолько мгновенно и мягко, что напоминает движение языка ужа, когда он ловит на лету мошку. Чем быстрее, мягче и мельче движения языка (а по мере необходимости и других частей артикуляционного аппарата), чем скорее фиксируется гласная, тем меньше артикуляция мешает звуку. При слоге «ла» кончик языка таким же образом прикоснется уже к верхним зубам и примет положение «а». Большинство певцов страдает излишком и бестолковостью артикуляционных движений. У одних вялый, толстый язык медленно и громоздко ворочается во рту. Другие, из желания выговорить отчетливее, резко хлопают, как бы бьют языком по буквам, отчего вылетающие буквы напоминают лай. Третьи забывают фиксировать положение гласной, и она «ползет», медленно «въезжая» в звук. Способ преодоления всех этих недостатков один: терпеливое повторение всех слогов нараспев указанным выше способом. Желательно группировать их в смысловые сочетания, например: «мама мыла Зою», «баба била Нину», «Зоя мыла Валю» и т. д. В качестве подготовительного момента можно прорепетировать отдельно произношение гласных — их формирование и фиксацию. При затруднении в произношении какого-нибудь слога, выяснить, какая именно неточность артикуляции вызывает его и исправить эту неточность. Можно тренировать механизм произношения и на текущем репертуаре. При работе над словом необходимо следить, чтобы лицо было совершенно спокойно, а губы почти неподвижны, тогда приказ к действию и все внимание будет направлено на работу языка. Все буквы должны произноситься очень близко.
Еще более сложно произнести две, три, четыре согласные подряд, например, в словах «обманула», «должна», «встречала». Ни в коем случае нельзя стараться выговорить каждую согласную в отдельности, так как это будет загромождать речь, а следовательно, и пение. При слитном-разговорном произношении выделятся нужные буквы и незаметно проскользнут проходящие. Попробуйте проверить, произнося буквы разным способом. Народные певцы в их неизменном стремлении к совершенной кантилене прибегают к приему озвучивания согласных. Суть его состоит в том, что согласные разъединяются вставной гласной. Так слово «обманула» при указанном озвучивании будет произноситься об (ы) манула. Если выпячивать вставную гласную «ы», то это будет звучать вульгарно, но если согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, то согласная удобно и естественно зазвучит
Эта скоморошина исполняется в быстром темпе и звучит в Северном хоре великолепно только благодаря озвученным согласным и разговорности произношения. Слова: «да жила барыня блоха, да, злая зляща голова» поются — «да жила барыня б(ы)лаха, да з(ы)лая, з(ы)ляща голова». Но вставные гласные звучат при этом ненавязчиво, а именно как едва уловимый призвук.
В Северном хоре на репетиции никак не получалась современная песня композитора А. Мосолова на слова А. Прокофьева «Едем по дороге»
Певицы жестко произносили слова, и она звучала грубо, тогда как характер мелодию и содержание слов требовали пружинистого, легкого исполнения. Хотелось в песне слышать как бы раскачивание слова и звука. Хормейстер сказал: «— вот ведь в скоморошине вы поете слова мягко, согласные озвучиваете, и как хорошо она звучит, — и сначала быстро, а потом медленно пропели 1-е предложение песни. — Попробуйте и эту песню спеть также». Дело быстро наладилось.
Тренировать озвучивание согласных нужно сначала медленно, так, чтобы певец осознал, а язык привык к этому способу. Потом можно переходить к скороговорочному их произношению.
И наконец, при пении в каждом слоге, заканчивающемся согласной, /например, «сое» в слове сосна последняя согласная «с» всегда относится к последующей букве и выпевается слитно с ней. Например: говорится и пишется — сос-на, поется — со-сна.
говорится пов-стре-ча-ли ог-нем у-го-ща-ли,
и пишется:
поется: по-встре-ча-ли о-гне-му-го-ща-ли. Это элементарный закон произношения слов в пении. Однако, чтобы приучить -певцов выполнять его, потребуется много усилий. Чаще всего гласная не допевается, согласная появляется раньше окончания музыкальной длительности звука, ритм сдвигается, тогда все нужно начинать сначала.
Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.
Конечно же, нельзя забывать и о , распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.
Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.
Ещё одной особенностью народного пения является атака и . Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.
Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков.
* * *
Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
Что, ретивое сердечко,
Горя нет, а ты болишь?
* * *
В поле белая берёза
От дождя качается;
Скажи, миленький, тихонько:
Ты об чём печалишься?
* * *
Пойду на ручей текучий,
Где проточная вода:
Не поит ли мой зазнобушка
Воронова коня?
* * *
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт.
Лучше нету той минуты,
Когда миленький придёт.
* * *
Сколько в доме украшенья,
Когда солнышко взойдёт.
Сколько сердцу утешенья,
Когда миленький придёт.
* * *
Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
-Люби, милый, помни!
* * *
Моё сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Моё сердце никогда.
* * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слёз?!
* * *
Карие глазёночки
Стояли у сосёночки,
Стояли, улыбалися,
Кого-то дожидалися.
* * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.
* * *
Меня милый провожал,
У крылечка постоял,
Сколько звёздочек на небе,
Столько раз поцеловал.
* * *
Но ругай, мама, за дролю:
Скоро дроля будет зять:
Через два года на третий
Обещался замуж взять.
* * *
У нас улочки прямые,
Заулки косоватые,
Нельзя по улочке пройти:
Соседки зубоватые.
* * *
Ох, у воротнего столба
Нету счастья никогда:
Когда - ветер, когда - дождь,
Когда - милку долго ждёшь.
* * *
Говорят, что мне измена,
А я стою у ручейка;
Не четыре года гуляно -
Четыре вечерка.
* * *
Ничего нет на уме -
Только про Иванушка:
Что-то больно долго нет -
Дома неуправушка.
* * *
В поле, чёрная черёмушка,
Чернеешь или нет?
Скажи, милёночек, но совести,
Жалеешь или нет?
* * *
Ягодиночка, тебе
Чего наговорили-то?
Когда хаяли меня,
Кого тебе хвалили-то?
* * *
Кабы ты, моя хорошая,
Была не по душе,
Не ходил бы ночи тёмные,
Не спал бы в шалаше.
* * *
Ты гармонь, гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
По дорожке, по песку.
* * *
Скоро, скоро снег растает,
Вся земля согреется.
Скажи верное словечко;
Можно ли надеяться?
* * *
Мы с милёночком стояли,
Снег растаял до земли;
Где навеки распрощались
Ручеёчки протекли.
* * *
Ах, поверьте, сердцу тошно.
Если влюбишься в кого.
В один час влюбиться можно,
А потом-то каково?
* * *
Закатилось красно солнышко
До самой до земли;
Мой милой ушёл на Волгу
До самой до зимы.
* * *
Мой мил далеко,
На заимке пашет,
Я поскотиной иду,
Он рукою машет.
* * *
Побежишь, милый, топиться,
Ты зайди ко мне проститься:
Я до речки провожу,
Глубже место укажу,
* * *
Ты, родима матушка,
Родила бы камушком,
Опустила б в морюшко -
Не знала б дочка горюшка,
* * *
Чёрный ворон, чёрный ворон,
Чёрный воронёночек,
Чернобровый, черноглазый
У меня милёночек.
* * *
Уточки, гагарочки
Все плывут по парочке,
А я, бедна сирота,
Брожу по полюшку одна.
* * *
Надоела в девках воля,
Пойду замуж терпеть горе,
Передамся, бабы, вам
Ко горючиим слезам.
* * *
Ночи, тёмные, осенние,
Частые дожди льют;
Глазки серые, веселые
Спокою не дают.
* * *
На горушке стоит ёлка,
В ёлке червоточинка;
Без тебя, мой дорогой,
Хожу, как черна ноченька.
* * *
Дайте острую пилу -
Пойду рябинушку спилю:
Не шумела бы она -
Не болело б сердце у меня.
* * *
Я кошу - валится на косу
Зелёная трава;
Я люблю, а ты не любишь,
Ягодиночка моя.
* * *
Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
* * *
Наша реченька глубока,
На ней тоненький ледок,
Целовал меня милёнок,
Губы сладки как медок.
* * *
В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом;
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.
* * *
Я сударку свою знаю -
На прогоне живет с краю,
На прогоне, на углу -
Третий год её люблю.
* * *
Хотел я уточку убить -
Серая закрякала,
Хотел я девушку забыть -
Бедная заплакала.
* * *
Я стояла за крыльцом,
А сказали: с молодцом.
Я платочек вынимала,
А сказали: целовала.
* * *
Милая, горячая,
Тебя любить не для чева:
Сердце камень у тебя -
Сидишь, не взглянешь на меня.
* * *
Открой, маменька, окошечко,
Головушка болит.
-Не обманывай-ко, дитятко;
Тальяночка манит.
* * *
Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под середнее окно
Тихонько поцарапайся.
* * *
Милый мой, милый мой,
Милый, наречённый,
Поиграй, милый, в гармонь
На заре вечерней.
* * *
Шила милому кисет,
Пока мамы дома нет;
Маменька за скобочку,
Кисетик я - в коробочку.
* * *
Девушки-беляночки,
Где вы набелилися?
-Мы вчера коров доили.
Молочком помылися.
* * *
Ничего, что я мала -
С неба звёздочку сняла.
Один вечер посидела,
Паренька с ума свела.
* * *
Не кокуй, кукушка сера,
Не на ту берёзу села,
Пересядь на ёлочку -
Снеси поклон милёночку.
* * *
Мамочка не родная,
Похлёбочка холодная,
Кабы родная была,
Щей горячих налила.
* * *
Ягодиночка, у синего
У моря постоим -
Ягодиночка, про тайную
Любовь поговорим.
* * *
Через быструю речонку
Ходил, буду я ходить.
Чернобровую девчонку
Любил, буду я любить.
* * *
Много звёздочек на небе -
Полуночной звезды нет.
Много девушек на свете -
Да одной милее нет.
* * *
Я на пожинку ходила,
По прокосью грабила,
Золотую слезоньку
На пожинке оставила.
* * *
Заплету я в косу ленту,
Посмотри: алеет ли?
Кума, спроси у сероглазого,
Меня жалеет ли.
* * *
Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришёл милый, похвалил:
-Какая мастерица!
* * *
Ветер дует, ветер дует -
Ветерочка не унять;
-Говори, милый, пореже
Мне словечка не понять.
* * *
Не ругай меня, мамаша,
Не ругай, родна:
Сама была молода,
Приходила поздно.
* * *
Вспомни, милый, дорогой,
Как стояли мы с тобой,
Шумела белая черемуха
Над нашей головой.
* * *
До чего ты довела -
Стал я тоньше ковыля!
-Что ты шутишь, что ты шутишь,
Ковылиночка моя!
* * *
Хорошо иметь бы туфельки
На лёгоньком ходу,
Чтобы маменька не слышала,
Когда домой иду.
* * *
Неужели лесу мало -
Я берёзоньку рублю.
Неужель ребяток мало
Я женатого люблю.
* * *
За высокие хоромы,
Папенька, не отдавай:
Человек дороже дома -
Человека выбирай.
* * *
Занавесили окошки
Тонким белым полотном.
Знать, просватали подружку,
Сидит, плачет под окном.
* * *
Ну, какая это стать,
Вёдра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.
* * *
Приезжали меня сватать
С позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась,
Уехали к другой.
* * *
Зазвенели колокольчики,
Затопал вороной:
Ты готова ли, сударушка,
Приехал за тобой.
* * *
Дорогой по осени
Сказал словечко тайное?
-Припасай, сударушка,
Колечко обручальное.
* * *
Поедешь, миленький, венчаться,
Заезжай ко мне прощаться,
Возьми думушку мою,
Положь под гривушку коню,
* * *
Завлекательные глазки
Завлекли умеючи;
Завлекли - оставили,
Горюй-ка я теперечи.
* * *
О-ё-ё, какая скука!
К скуке надо привыкать.
Что поделаешь: разлука -
Надо дролю забывать.
* * *
Тaтинька и маменька,
Не отдавайте рано-то;
Я пойду запричитаю -
Погуляла мало-то.
* * *
Меня тятенька просватал,
Пошёл по мосту, заплакал:
-Одинешенька моя,
Да жаль тошнехонько тебя!
* * *
Милый, счастье потеряешь -
Меня замуж не возьмёшь.
Я один денек поплачу,
Ты навеки пропадёшь.
* * *
Кабы знала, кабы знала,
Где мне замужем бывать -
Помогла бы я свекровке
Да капустку поливать.
* * *
Скоро я хозяйкой стану
У милого во дому:
Будут ужинать садиться
По приказу моему.
* * *
На чужой сторонушке
Солнышко не греет.
Без родимой матушки
Никто не жалеет.
* * *
Чуждальняя сторонушка
Не мёдом полита,
Она не сахаром посыпана -
Слезами залита.
* * *
Хорошо хорошей быть -
Хорошие любят.
Сиротинушку меня
Никто не приголубит.
* * *
Встань-ка, маменька, пораньше
Да послушай по заре:
Не твоя ли дочка плачет
На чужой на стороне?
* * *
Попою да попою
Маме на поминочек:
Пускай она попоминает
В поле у осиночек.
* * *
Встань-ка, маменька, пораньше,
Вымой горенку песком,
Пойдёт дролечка венчаться -
Я заплачу голоском.
* * *
Прощай, горы, прощай, лес,
Прощай, звёздочки с небес,
Прощай, синие моря,
Прощай, милая моя.
* * *
Меня зарей не нарумянить
И росой не набелить -
Красно солнышко не греет,
Светлый день не веселит.
* * *
Пойду выйду в чисто поле,
Погляжу, какая даль.
Ветры буйные сказали:
-Не придёт, не ожидай.
* * *
Пароход идёт по морю,
Занавески алые;
Вышел милый из каюты,
Волоса курчавые.
* * *
Милый мой, моя утеха,
Я любила, ты уехал,
Ты уехал воевать,
Меня оставил горевать.
* * *
В Петербурге зазвонили
Звон раздался по Неве:
В это времечко убили
Дорогого на войне.