У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.
Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.
Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:
- движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
- на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
- зубочелюстные аномалии;
- нарушение работы слухового канала.
В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.
Артикуляция
Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:
- губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
- кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
- боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
- струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.
Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.
Упражнения
Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.
Лопатка
Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.
Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.
Пирожок
Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.
Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.
Качели
«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).
Попеременно проводятся движения языком:
- сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
- далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
- необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
- далее язык касается верхних и нижних резцов;
- в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.
Язычок шагает через зубки
Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.
Маляр
Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.
Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.
Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.
Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.
Автоматизация
Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.
Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.
- Буква ш в слогах и словах.
ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.
- Буква ж в слогах и словах.
ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.
- Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.
МаША кормит малыША.
Летом ШАгать по улице хороШО.
ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.
ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.
Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.
Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.
У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.
МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.
НаША НатаША всех девочек краШЕ.
- Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.
Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».
Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.
Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.
Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.
- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- зубы сближены;
- широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
- посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
- мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.
После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме проблемную операцию.
II этап работы
Тема
. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса.
Цель
. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж.
Предшествующая работа
. Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж.
Подготовительная работа
. Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.
Упражнение «Жук жужжит»
Краткое описание
Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта.
Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».)
Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.
Игра «Пчелки собирают мед»
Краткое описание
Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному - ромашки, другому - васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
Игра «Мухи в паутине»
Краткое описание
Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
Методические указания.
Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.
Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».
Примечание . Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема . Воспитание правильного произношения, звука ж в словах и фразах.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.
Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.
Подготовительная работа . Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены ножницы, а на сюжетной - девочка с бумагой; на предметной картинке изображены лыжи, на сюжетной - мальчик в лыжном костюме; на предметной - пожарник, на сюжетной - горящий дом и т. д.
(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нож, морж, ложка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)
Игра «Кому что нужно?»
Краткое описание
Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок и предлагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.
Методические указания . В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длительнее других звуков.
Конспект занятия по постановке звука Ж
Тема. Постановка звука
ж .Цель: постановка звука
ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении.Задачи:
1. Развитие речевой моторики;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
3. Уточнение артикуляции звука
ж ;4. Закрепление связи звука и буквы
ж.Содержание занятия
Организационный момент.
Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука
ш .Сообщение темы.
На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка).
Логопед: отгадайте загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву
ж все твержу.Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
(Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж.Сообщение темы занятия:
Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука
ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.Логопед:
Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук
ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.5. Уточнение артикуляции звука
ж.Логопед:
Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж ?Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Логопед: Где находится кончик языка?
После каждого вопроса показываю артикуляцию звука
ж, дети также еще раз произносят звук.Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).
Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
- Что напоминает язычок?
Чашечку.
Описываю артикуляцию звука
ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра "Подними флажок".
Логопед: я называю слова:
жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а вы поднимите флажок, если в слове есть звук ж.б) Игра «Распредели картинки».
На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.
Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук
ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова (называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).в) Игра «Найди место звука
ж в словах».У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук
ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.7
. Закрепление связи между звуком и буквой ж.- Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
На жука.
- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука
ж еще недостаточно закреплена.8. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы учились произносить?
Звук
ж.Как произносится звук ж?
Дети повторяют артикуляцию звука
ж. Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [ж]. Артикуляционные упражнения
Автоматизация звука [ж] .
Артикуляционные упражнения на звук [ж] .
1. «Трубочка. Дудочка» .
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5- 10.
2. «Окошечко» .
Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.
3. «Блинчик» .
Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.
Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4.«Маляр» .
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад) . Выполнять нужно медленно, под счет до 10.
5. «Почистим зубки» .
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
6. «Чашечка» .
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.
7. «Вкусное варенье» .
Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.
8. «Парус» .
Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
9. «Загони мяч в ворота» .
вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.
10. «Фокус» .
Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Правильная артикуляция звука [ж] .
Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка за верхними зубами, не касается небо. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку".
Произносить отрывисто и энергично звук [ж] [ж] [ж]…
Произносить долго, протяжно [жжж]…
Характеристика звука [ж] : согл., звонкий, всегда твердый.
Игра «Поймай звук » .
Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [ж] .
Р, ж, ш, а, м, ж, р, ж, ж, с, о, з, ж, с, г, ж, р, ш, ж, с, л, р, ж…
Игра «Начни словечко» .
Ребенок произносит только первый звук [ж] . Взрослый договаривает слово.
ж. аба, ж. ало, ж. ук, ж. асмин, ж. елтый, ж. елудь, ж. ивотное, ж. ду, ж. ивот…
Игра «Поймай звук » .
звук [ж] .
Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо, ра, жа, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…
Игра «Повтори за мной» .
звука [ж] ) .
А) жа- жа- жа, жо- жо- жо, жу- жу- жу, жи- жи- жи.
Б) жа- жо, жу- жа, жо- жи, жо- жу, жа- жи, жу- жа, жо- жи, жи- жа, жу- жо, жи- жо, жа- жу, жо- жа.
В) жа- жа- жо. жа- жо- жа.
жо- жу- жо. жо- жо- жу.
жу- жа- жа. жу- жа- жу.
жо- жа- жа. жа- жа- жо.
жу- жо- жу. жа- жо- жо.
жа- жу- жу.
Г) жа- жо- жу. жу- жа- жы.
жо- жу- жа. жу- жо- жа.
жу- жа- жо.
Чистоговорки.
Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.
Мы видели ежа- жа- жа- жа.
Под кустом живут ужи- жи- жи- жи.
Бегут ежи- жи- жи- жи.
Молока дадим ежу- жу- жу- жу.
Я еду на "Пежо"- жо- жо- жо.
Игра «Поймай звук » .
Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [ж] .
Ас, аж, ар, уч, ож, ос, ЕС, ор, иж, аш, ач, ус, ур, уж, ир,ис, ош, яс, уж, ас, яж, ир, ал, аж, ож, ир…
Игра «Повтори за мной» .
Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ж] ) .
А) аж- аж- аж. Ыж- ыж- ыж.
Иж- иж- иж. Яж- яж- яж.
Ож- ож- ож. Иж- иж- иж.
Уж- уж- уж.
Б) аж- ож. Яж- ыж.
Аж- иж. Уж- ыж.
Аж- уж. Уж- яж.
Аж- яж. Уж- иж.
Аж- ыж. Иж- ыж.
Ож- уж. Иж- яж.
Ож- иж. Иж- уж.
Ож- яж. Иж- ож.
В) аж- аж- ож. Ыж- ыж- ож.
Ож- аж- ож. Яж- уж- уж.
Иж- уж- иж. Иж- иж- аж.
Уж- иж- иж.
Г) аж- иж- ож. Уж- аж- ож.
Ож- иж- аж. Аж- уж- ож.
Иж- аж- ож. Ож- уж- аж.
Ож- аж- иж. Аж- ож- иж.
Игра «Повтори за мной» .
(следить за правильным произношением звука [ж] ) .
Ежата, пижама, лужок, вожак, флажок, бежать, лужа, медвежонок, вижу, ужин, жаба, жакет, желе, жакет, желтый, жидкий, жадный, кожа, лыжи, ножи, урожай, кожура, нужно, можно, важно, жара, уважаемый, снежок, желток, жук.
Игра «Повтори за мной» .
Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ж] ) .
Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды. дважды, побеждать.
Игра «Назови лаского» .
снег- снежок,
Игра «Сложные слова»
Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.
Словосочетания.
Кожаный жакет.
Жидкий мед.
Нежная кожа.
Жадный Женя.
Мягкая пижама.
Бумажная жаба.
Бежевый жакет.
Важный жук.
Надежный вожак.
Желтокожие желудь.
Дюжина ежей.
Женина пижама.
Игра «Жадина» .
Ребенок говорит, что все вещи его.
Например : мой жук, моя жаба…
пирожок, дружок, жало, желудь, животное, флажок, пижама.
Игра «Путаница» .
Составить и преобразовать предложение по образцу.
Дом, жука, у. - У жука дом.
Жук, каждый, жужжит.
ежонок, ужом, дружит, с.
Чистоговорки.
Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.
Тут ежата у ежа- жа- жа- жа.
Как то уж пришел к ежу- жу- жу- жу.
Мне ежаток покажи- жи- жи- жи.
Игра «Исправь ошибки» .
Одежда вытряхивает Женю.
Прирожное купило Жору.
Пятый этаж живет на Жене.
Предложения.
У Жени бумажная жаба.
Монтажники выполняют важную работу.
Лыжник награжден подарком.
В книжном магазине можно найти нужную книгу.
Булыжник был мокрый от дождя.
Женя жует ежевику.
У ужа ужата.
Монтажнику нужна ножовка.
У Жанны кожанный жакет.
Женя и Жанна ужинают.
Ежата ждут маму- ежиху.
Над пижмой жужжат жуки.
Пижама, жакет и пиджак- это одежда.
У Жоры живые ужи.
У Жени на ужин ежевика.
1. Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?
Жу- жу- жу! Жу- жу- жу!
Я порядок навожу.
2. Жук жужжит в железной банке-
Жук не хочет жить в жестянке.
3. Жук жужжит :_ Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
Это желудь! Ты не прав,- говорит жуку жираф.
Что ж, повесь его на сук,- говорит жирафу жук.
4. Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, ужал
И на ужин к ней попал.
Скороговорки.
1. Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
2. Даже ужу ужин нужен.
3. Не живут ужи, где живут ежи.
Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи, как запомнил.
Это мальчик Женя. Он рисует животных и птиц. Вот животные : ежи, моржи, жирафы. А вот птицы : журавль и жаворонок. Женя умеет ножницами вырезать из бумаги предметы. Это бумажный желудь, а вот бумажная жаба. После занятий Женя любит кататься на лыжах.
Кого рисует Женя?
Что Женя вырезает ножницами?
Что делает Женя после занятий?
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [Ж]».
Цель: постановка звука [ж].
Задачи: 1. Закрепление артикуляционных упражнений на звук [ж];
2. Учить изолированному произношению звука [ж];
3. Развитие фонематического слуха;
4. Развитие общей моторики;
5. Развитие внимания, памяти;
Оборудование: зеркало, предметные картинки, игрушка «Жук», цветок.
Ход занятия
1.Орг.момент.
Сегодня к нам пришел гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Летит, жужжит
Сядет, молчит.
Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.
2.Артикуляционная гимнастика:
- «Наказать непослушный язычок»;
- «Грибок»;
- «Вкусное варенье»;
- «Гармошка»;
- «Фокус».
3.Знакомство с буквой Ж.
Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?
Из скольких элементов она состоит?
4.Постановка звука.
А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.
А) по подражанию – от [ш].
Давай произнесем звук ш-ш-ш. а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я. Чувствуешь, как дрожит твое горло?
Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.
5.Закрепление изолированного произнесения звука.
Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)
6.Развитие фонематического слуха.
Давай поиграем в игру «поймай жука». Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.
Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц
7. Развитие фонематического слуха.
У жука очень много друзей и он решил разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок). А в другой - животные, в названии которых нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев).
8.Домашнее задание.
Помоги жуку добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с жучком.
9.Итог .
Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.