XV. МАСОНСКАЯ СИМВОЛИКА.
Теперь немного отойдем от нашей темы и для ее лучшего понимания остановимся на масонской символике. Практически вся большевистская символика взята из каббалы — тайного мистического учения сионистов. Так, пятиконечная звезда, введенная создателем Красной Армии масоном Троцким, по свидетельству популярного масонского словаря (16), относится к общепринятым символам масонства и имеет связь с традицией каббалы.
А вот какую расшифровку этого символа дает православный исследователь масонства В. Иванов: “В 1917 году эмблемой поверженной России стала пятиконечная звезда масонства, которая должна ниспровергнуть крест Христов, погасить свет православной христианской веры и просветить русский народ “истинным” светом учения масонов” (21). В мистической интерпретации она известна под именем “пламенеющая звезда” и обозначает самого Люцифера, являясь средней печатью антихриста. По свидетельству С. Нилуса [ 53 ] (3), который цитирует известного каббалиста, “все тайны магии, символы гностицизма, фигуры оккультизма, все ключи каббалы к пророчествам, все это заключено в знаке пентаграммы, знак этот самый великий, самый могущественный из всех знаков”. Серп и молот так же являются магическими знаками. Серп символ смерти, убийства, неминуемой гибели. Не случайно на картинах, изображающих смерть, в руках ее мы можем увидеть серп, косу, меч, которым она пожинает свою жатву. Молот, молоток является классическим масонским знаком власти над камнем (камень — символ человека) то есть над людьми, которых необходимо “обтесать”, придать им нужный образ мыслей.
Зюганов с масонскими галстуками.
Сюда же относится и галстук, столь популярный среди послереволюционной интеллигенции. По мистическому своему значению — это удавка сатаны, наброшенная на шею человека, подобно скоту, ведомому на заклание, в зависимости от формы и расцветки, обозначающая степень масонского посвящения
.Теперь вспомним, что детей в 20-е годы вместо крещения звездили, то есть носили вокруг звезды, накалывали ее на пеленки; вспомним октябрят с непременной звездой на груди, пионерский галстук с треугольником на спине, направленным вниз (что означает малую печать сатаны), комсомол — с красным значком и головой разрушителя православной державы на нем.
Кстати, небезынтересно отметить, что Х.С.М.Л. (Христианский Союз Молодежи) избрал своим символом опрокинутый вниз красный треугольник. Это символ масонства, взятый из Каббалы, символизирующий диавола, являясь малой печатью масонства, принят в среде сродных ему организаций. Х.С.М.Л. делает этот треугольник красным и снабжает его перекладиной, на которой обозначаются начальные буквы Х.С.М.Л или Y.M.C.A.
Розенкрейцеры помещают внутри такого же треугольника крест, также используя его как один из своих символов.
Помещения, в которых собираются “братья каменщики”, называются ложами. Символ, обозначающий ложу — продолговатый прямоугольник, этим знаком по объяснению масонов обозначалась до Птолемея вселенная. Ложу свою масоны также называют “Соломоновым храмом” (24).
Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы (24).
Востоком у масонов называется высшее управление: “Ибо Восток — край избрания”, откуда с седой древности “изливалась высшая мудрость”.
Работами называются посвящения и ритуалы.
Конституция — учредительная грамота, которая выдается ложам от высшего правления, или Востока.
Линейка и отвес символизируют равенство сословий.
Угломер — символ справедливости.
Циркуль — символ общественности.
Наугольник обозначает совесть.
Дикий камень — грубая нравственность, хаос.
Кубический камень — нравственность, обработанная (масонами).
Ветвь акации обозначает бессмертие.
Гроб, череп, кости — презрение к смерти, печаль об исчезновении истины.
Круглая шляпа — символ вольности.
Меч — карающий закон (казнь изменника).
Кинжал — предпочтение смерти поражению (25).
“Будь готов” является чисто масонским девизом.
Париж был назначен центром Всемирного Израильского Союза (Хобура Коль-Израель-Хоберим, — 1860 г.), девиз этого союза был взят из Талмуда: “Все за одного и один за всех”. Эмблема союза: две руки пожимающие одна другую, под ними земной шар, а над ними скрижали завета. (Х.57, С.454)
“Звезда магов, мистическая пентаграмма”. По данным Нилуса (Х.3, С.180), эта звезда была явлена миру также и как звезда “единого бога — аллаха” и Магомета пророка его около 1400 лет назад. Как указывают сами каббалисты: “Кто не принимает крестного знамения, тот содрогается и трепещет при виде звезды микрокосмоса. Маг же наоборот, чувствуя ослабление воли, обращает свой взор к этому символу, беря его в правую руку... при условии, чтобы маг знал, дерзал, хотел и молчал.” (Х.3, С.181-182). Знак сам по себе ничто: сила его только в том догмате и “слове”, которые он собою во всей полноте воплощает. Пентограмма же заключает в себе не что иное, как обоготворение идола Тамплиеров, Бафомета, т.е. диавола. И действительно если вы перевернете пятиконечную звезду двумя лучами вверх, то ясно увидите рога, уши и бородку того кому поклоняются каббалисты. И того, о ком чернокнижники пишут, что “это великий возбудитель магической энергии, живой и астральный огонь земли — это змий древней книги Бытия... Его зовут профаны диаволом, но для нас он бог Пан, бог современной нашей философской школы, бог теургистов Александрийской школы, мистиков-неоплатоников наших дней, бог Спинозы и Платона, бог первичных школ гностицизма, Ариман персов, Тифон египтян, Пифон греков, змей древних евреев, он — Бафомет Тамплиеров, чье имя должно по правилам каббалы быть сложено в обратном порядке расположения слогов Baphomet — Tem. ohp.ab. Templi omnimum hominum pacis abbas, что значит: отец храма, всемирный мир человеков (Х.3, С.183).
Знак масонской аксиомы.
В центре ея — “Соломонова печать” со знаком, означающем в каббале борьбу (Х.3, С.184). В этой печати мы видим, что треугольники ея расположены уже в обратном порядке: светлый обратился вершиной вверх, а темный — вершиной вниз. В то же время от печати этот светлый треугольник как бы отделился ввысь и образовал вверху самостоятельную фигуру со знаком в центре. Знак этот в каббале означает “конец и завершение великого творения”. От той же печати, от темного треугольника во внутрь круга, как бы, опущен и заключен такой же темный крест, на котором наложена квадратная печать с тем же каббалистическим знаком означающим — “конец великого творения”. В этой аксиоме явно выражена кощунственная идея одоления диаволом Бога, заключение креста Господня как бы в центре земного шара (круга) — в “озере огненном” и вознесение диавола на престол Всевышнего. По бокам её центральной фигуры расположены две монограммы:
“i.n.r.i.” — Исус Назорей царь иудейский.
“t.a.r.o.” — это вторая монограмма, соответствующая первой. По указаниям каббалы, она может писаться еще и так: t.a.r.o.t. — то есть с удвоением на конце её начальной буквы t. Эта монограмма, как указывает Нилус (Х.3, С. 185), несомненно будущего антихриста, может быть прочитана так Talmudi Adveniens Rex Orbis Terrarum. То есть — грядущий от талмуда царь вселенной.
На рисунке Д. мы видим изображение самого антихриста. Ему сопутствует и символика “священной” седмирицы (Х.3, С.190) — победы, царства, священства.
Здесь мы видим, как указывает С.Нилус (Х.3, С.176), масонскую печать или тетраграмму каббалы. По уверению каббалистов, тетраграмма — есть последнее слово магии и означает: “он тот, кем он будет”. В фигуре этой мы видим, что треугольник Божий представлен темным и на вершине его поставлена буква А (альфа). На той же фигуре треугольник диавола изображен светлым, и на вершине его стоит омега.
Легенда Адонирама дает нам ключ к разгадке этой тайны:
Божий треугольник изображен потому темным, что Адонаи-Господь, по легенде этой, — бог зла, а Денница — диавол-бог добра, оттого его треугольник и изображен светлым. Но ложь извращения Божьего Откровения здесь идет еще дальше. “Я есьм Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний” (Откр.XXII,13) — так говорит “Сидящий на престоле” Откровения Иоанна Богослова. По каббале же и масонской “Соломоновой печати” представлено, что “злой бог” есть Альфа — первый, а “добрый бог” — Омега-последний. Из взаимо же пересечения представленных на тетраграмме треугольников составляется новая фигура шестиконечной звезды, и в круге она представляет собой символически-крайний предел безумия сатаны — одоления им Бога и поставления своего имени на место имени Божия в круге вечности и всего мироздания. Сатана есть альфа и омега, последний, который станет первым и последним — “он тот, кем он будет”, т.е. теперь-диавол, затем-бог.
Эта и есть тайна беззакония, о которой свидетельствовал Апостол Павел, что она совершится тогда, когда будет взят от среды удерживающий теперь. Эта же тайна есть тайна апокалипсической блудницы Вавилона, великой чародейки и волшебницы.
Эта фигура (Рисунок К), именуется “каббалистической тетраграмой”, “Соломоновой печатью” и в то же время служит большой государственной печатью всемирного масонства. Она представляет собой круг в котором содержаться два взаимопересекающихся треугольника, из которых один обращен вершиной вверх, а другой — вершиною вниз. Возможно присутствие и цифр 6, помещенных в каждом углу обоих треугольников.
Существуют еще две разновидности той же печати, как бы средняя и малая печати того же масонства, причем средняя изображается как два взаимопересекающихся равносторонних треугольника, так называемая, шестиконечная, звезда Давида (рисунок Л.). А малая как равносторонний треугольник направленный вершиной вниз (рисунок М.).
ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА МАСОНСТВА
Масонская числовая символика уходит своими корнями в далекое прошлое. Здесь используется опыт каббалы, магии ми других разновидностей оккультизма. Наряду с символикой имеющий чисто сатанинский характер, используется, особенно в последнее время, искаженная христианская символика. Это действо преследует двоякую цель. Во-первых надругательство над христианскими святынями, что всегда употреблялось в сатанизме, во-вторых попытка перемешать в сознании людей христианскую и масонскую, в данном случае числовую, символику с целью подготовки человеческого сознания к мирному принятию нового мирового порядка со всей его мистической атрибутикой.
Как свидетельствует известный американский исследователь масонства В. Купер (Х.23, гл. 2): “
Числа 3, 7, 9, 11, 13
, 39 и любые кратные им имеют особое значение для иллюминатов. Об
ратите внимание, что Билдербергская группа имеет в основе 39 членов разделенных на три группы по 13 в каждой. Обратите внимание, что основа из 39 членов отвечает перед 13-ю составляющими Комитет по Политике. Еще одно специальное замечание — 13 членов Комитета по Политике отвечают перед девятью членами составляющими: Круглый Стол Девяти. Вы знаете, что первоначальное количество штатов в Америке было 13. Конституция имеет 7 статей и подписана 39-ю членами Конституционной Конвенции. Соединенные Штаты образовались 4 июля 1776 года. Июль — 7-ой месяц в году. Сложите 7 (июль) и 4 и вы получите 11. 1+7+7+6=21, что кратно 3 и 7. Сложите 2 и 1 — это 3. Посмотрите на число 1776 и обратите внимание, что число из двух семерок и шести кратно 3. Совпадение, вы говорите? Я отвечу “Baloney!” и хочется выразиться еще сильней. Для тех из вас, кто говорит, что это случайность я могу ответить так: я мог бы написать целую книгу состоящую из таких чисел, но просто не хочу этого делать.
Мэнли П.Холл, масон 33-й степени посвящения, возможно один из самых авторитетных в этом вопросе, писал в своей книге “Тайная Судьба Америки”: “Более чем ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ (акцент автора) тайные общества трудились над созданием фундамента знаний, необходимых для установления цивилизованной демократии среди наций мира...все это продолжается... и они все еще существуют как Орден Поиска. Люди объединенные к труду тайной клятвой, решили что в колониях американского континента они расположат корни нового образа жизни. Орден Поиска был образован еще до середины семнадцатого века... Франклин был членом Ордена Поиска и большая часть людей работавших с ним тоже были членами этого общества... Не только масоны были основателями Правительства Соединенных Штатов, но они получили поддержку от августейшей особы в Европе, которая способствовала основанию этого государства в целях известных только нескольким посвященным.” Эти цитаты я взял из 133 страницы упомянутой книги. Сложите вместе 1+3+3 и получится 7 — совпадение? Мне кажется нет.
Можно еще заглянуть внутрь существа Ордена Поиска по записям Секретаря по сельскому хозяйству при Франклине Генри Воллиса. Кстати именно он был ответственен за нанесение Большой Печати на банкноте в один доллар. Мистер Воллис, член Ордена Поиска, писал русскому мистику и художнику Николаю Рериху: “Поиск — независимо потерянного ли слова масонства, или Священного Chalice, или потенциала грядущего века — есть высшая цель. Все остальное — это кармическая обязанность. Но действительно ли каждый является потенциальным Galahad? Так можем ли мы бороться за Chalice и пламя над ним?” Священная Чаша содержит путь становления на правильную основу, как указано в записях тайных обществ”.
На Большой Печати Соединенных Штатов мы можем видеть древний символ Братства Змеи (Дракона), который, как известно, является всевидящим оком в пирамиде представляющей Люцифера в форме мудрости. Сразу под пирамидой можно заметить слова “Novus Ordo Seclorum”, что означает Новый Мировой Порядок. На печати:
9 хвостовых перьев у орла
13 листьев на оливковой ветви
13 линий и полос
13 стрелок
13 букв в “E Pluribus Unum”
13 звезд в зеленом кресте сверху
13 камней в пирамиде
13 букв в “Annuit Coeptis”
Тринадцать — мистическое число Сатаны, о чем можно прочесть в великолепной книге Стана Део под названием “Космическая тайна”.
Все эти мистические числа имеют особое значение и для масонов”. Масонскую символику можно увидеть не только в США, она обильно распространена по всему миру. Россия также не является исключением.
Из книги “Тайные общества XX века” .
P.S.
Тринадцатый год правления Путина,случайно?
А ведь Путин,так же,как и Зюганов,так же,как и Матвиенко - коммунисты.
Масоны правят Россией?
Нет сомнений.
И их труп Ленин рядом с ними всегда.
В апреле 1906 года в Государственный исторический музей поступило заявление от почетного потомственного гражданина Москвы Петра Ивановича Щукина:
«Честь имею обратиться в Управление музея с предложением принять от меня в дар мое, нигде не заложенное и свободное от всяких обязательств владение в городе Москве со всеми на нем постройками, с моим собранием старинных русских и иностранных вещей, восточной коллекцией, картинной галереей, собранием рисунков и гравюр, библиотекой, рукописным архивом и со всей обстановкой».
В числе этого огромного пожертвования к Историческому музею перешел 101 масонский предмет, и в их числе - запоны, предплечные ленты, табакерки, ритуальные чаши и т. д., которые пополнили собрание масонских предметов, составившееся из ряда пожертвований и небольшого количества купленных вещей.
Масонство, как его определяет «Советский энциклопедический словарь», - это религиозно-этическое учение, возникшее в XVIII веке в Англии. Потом оно распространилось в буржуазных и дворянских кругах других стран, в том числе и в России. Названия, организация (объединение в ложи), традиции, основные правила поведения и ответственности заимствованы масонами у членов средневековых цехов - братств строителей-каменщиков и отчасти от рыцарских и мистических орденов.
Масонская и антимасонская литература сообщают, что в появлении масонства и его целях особой тайны как будто бы нет, поэтому считается, что произошло оно от средневековой гильдии английских мастеров-каменщиков. В Средние века дворцы, аббатства, монастыри и величественные соборы строились иногда в течение целых столетий.
При таких темпах работ каменотесы, каменщики и архитекторы в силу необходимости постоянно жили вблизи построек. Они собирались и хранили свои инструменты в особых помещениях, которые впоследствии назвали ложами. Отсюда и братства строителей, и их собрания получили названия лож, а их члены - вольных каменщиков (по-английски free masoins, по-французски - franc-macons). Принадлежность к той или иной ложе определялась специальными паролями, тайными знаками и особой одеждой.
В книге «Рассказы о «детях вдовы» В. Бегун пишет, что «у строителей в ложах выработались определенные правила поведения. Прием новых членов обставлялся особым ритуалом, посвящаемый давал клятву сохранять профессиональную тайну и другие тайны Ордена вольных каменщиков». Вскоре в английские ложи, прославившиеся духом вольности, стали вступать люди, никакого отношения не имевшие к строительному делу. Это были представители либеральной буржуазии и знати, которых совсем не смущало соседство с простыми каменотесами и каменщиками. А 24 июня 1717 года, в день Святого Иоанна Крестителя, была создана «Великая ложа» во главе с великим мастером Антони Сейером.
Поскольку масонство приобрело форму организации, понадобилось принять устав: так появилась «Книга конституций» (или «Книга уставов»), в которой излагались условия вступления в братство вольных каменщиков, их права и обязанности, нормы поведения в ложе и вне её, взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Правда, американский исследователь масонства Р. Джонсон считает, что все эти правила были определены еще в «Старой хартии масонства», которая датируется XIV веком: именно в ней уже содержались требования, которым должен отвечать масон.
Кандидат в масоны должен быть «свободным мужчиной, рожденным от свободной женщины». В братство масонов не дозволялось вступать «младым и престарелым», так как первые еще малонадежны, а старые уже негодны перед лицом неумолимо надвигающейся немощи. Умственно отсталых, по понятным причинам, тоже не принимали.
В 1721 году пресвитерианский пастор и доктор богословия Д. Андерсен составил «Новую книгу конституций», которая посвящалась герцогу Монтегю, первому титулованному гроссмейстеру франкмасонов. В этом кодексе масонских уставов, традиций и обычаев была глава «Об обязанностях франкмасонов», в которой говорилось следующее:
Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была. Но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей.
Сами себя масоны называют строителями духовного храма премудрости в сердцах человеческих. По определению собственных уставов масонства, «франкмасонство есть учреждение филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своей целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципов солидарности. Франкмасонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы - взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести». Масоны исходят из мысли, что никакие общественные отношения, даже самые прогрессивные, не могут даровать людям всемирного благополучия: рай на земле можно достичь только путем нравственного, умственного и физического совершенствования каждой отдельной личности. Орден вольных каменщиков и ставил своей целью повести человечество к достижению земного Эдема - золотого века, царства любви и истины. Поэтому первым и обязательным условием для принятия в масонское братство было искание света: новичок при посвящении в первую степень масонства - в ученики - именуется ищущим.
Однако многовековое существование среди различных народов привело к расколу первичного (чистого) масонства. Как течение общественное, оно постоянно видоизменялось, а потом распалось на несколько толков, которые стали называться системами. Отдавая дань времени и подчиняясь иногда власти единоличных правителей, масонство приняло в себя учения мистиков, теософов, алхимиков и др.
Первоначально масонство имело три иерархических степени: ученик, товарищ (подмастерье) и мастер. Но со временем стали образовываться ложи с большим количеством степеней: сначала их число достигало 9, потом 33, а в некоторых ложах оно доходило до 99. Каждая из степеней старалась превзойти предыдущую каким-либо «эзотерическим» способом: например, рыцари 28-й степени шотландского образца не признавали никакой эры и вместо года выставляли семь нулей, так как по масонскому обычаю считается, что летоисчисление ведется от 4000 года до нашей эры. Таким образом, единое прежде, масонство разбилось на несколько ручьев, каждый из которых имел свое течение и свои особенности, поэтому сейчас говорить о масонстве как едином и неделимом целом нельзя. Однако для всех лож общим является предание о мудром царе Соломоне, который решил построить Великий Храм - «дом имени господа своего». И построить его так, чтобы он символически передал потомству, всем жаждущим познать истину, божественные познания, которые знал Адам до грехопадения. Главным строителем храма был назначен Адонирам, обладавший знанием «божественной истины».
Предание об убийстве великого мастера имеет несколько версий, но сущность у всех одна. Для постройки Великого Храма было собрано 130 тысяч человек, которых Адонирам разделил на три степени (по искусству их ремесел) - учеников, товарищей и мастеров - и «дал им особое слово и знак, чтобы при плате было легче их признавать». Ученики получили символическое слово «Иоаким», товарищи - Вооз, а мастера - Иегова. Мастера за свою работу получали более высокую плату, и поэтому три товарища решили выпытать у Адонирама мастерское слово. Воспользовавшись тем, что Адонирам по вечерам ходил осматривать работы в Храме, первый из подмастерьев остановил его у южных ворот и стал требовать заветное слово. Не получив желаемого, он ударил Адонирама молотком; у северных ворот второй товарищ нанес ему удар киркой. Адонирам бросился спасаться к восточным воротам, и едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник, как третий товарищ нанес ему смертельный удар циркулем. Преступники зарыли тело Адонирама за городом, а в могилу воткнули ветку акации.
Царь Соломон послал на поиски пропавшего Адонирама, и тело его было найдено, так как земля оказалась рыхлой, а ветка акации зазеленела. Мастера опасались, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, и решили заменить его первым, какое будет произнесено при открытии гроба. Прикоснувшись к трупу, один из мастеров воскликнул: «Макбенак!». Это выражение и было принято отличительным словом степени мастера.
Кандидат, желающий вступить в братство вольных каменщиков, пишет заявление, в котором сообщает, что он чтит и уважает правила масонского ордена, и хочет стать его членом, не ища для себя лично никаких льгот и привилегий. Правила приема кандидата в разных масонских ложах бывают различными, но даже одного черного шара бывает достаточно, чтобы в приеме отказать. Если же кандидата, после обсуждения его личностных качеств и репутации, все же решают принять, то он подвергается обряду посвящения в ученики.
В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, везет его в ложу, где собрались уже все приглашенные масоны. Ложа обозначается символом - продолговатым треугольником: этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея вселенная. По приезде новичка отводят в «черную комнату», где оставляют одного, предупредив, что он может снять наложенную на него повязку только тогда, когда совершенно стихнет всякий шум и не будет слышно даже малейшего отзвука удаляющихся шагов.
Комната размышлений обычно бывает без окон и дверей, потолок в ней низкий. В одном углу стоят черный стол и два стула, на столе - берцовые кости и череп, из глазных впадин которого выбивается синеватое пламя. Тут же лежат Библия и песочные часы. В противоположном углу стоит человеческий скелет с надписью: «Ты сам такой будешь». В других углах комнаты стоят гробы: в одном - искусно сделанный труп с признаками гниения, другой гроб - пустой.
Перед началом посвящения новичок подвергается обстоятельному допросу: он должен подтвердить, что решение вступить в масонское братство является его свободной волей и было подсказано доброй славой Ордена, что он хочет новых знаний, самосовершенствования и готов быть полезным для своих братьев. Когда эта часть ритуала завершена, кандидата просят снять часть одежды, потом на полураздетого неофита надевают колпак, а на шею повязывают веревку, конец которой волочится по земле. Колпак закрывает глаза новичка, передвигаться самостоятельно он не может, поэтому в ложу его вводят за руку. Перед клятвой кандидат встает на обнаженное левое колено, а его правая нога ставится впереди под прямым углом.
Священное писание открыто, чтобы новичок не мог сказать, что он заблуждался от неведения: на нем лежит циркуль и поверх его концов - треугольник. Левую руку кандидата кладут на Библию ладонью вверх, а его правая рука ложится на циркуль и угольник ладонью вниз. В таком положении неофит «клятвенно дает торжественное обещание»: с сего момента и впредь всегда и везде хранить в тайне, никогда и никому не открывать уменья, части или стороны тайной вести древнего братства Вольных каменщиков. Никому на этом свете никогда не напечатаю, не нарисую, не сниму отпечаток, не отрежу, не вырежу, не помечу и не сделаю гравюры ни с чего, что движется или неподвижно, что бы дало малейшее представление о слове, букве и знаке, пусть читаемом или нечитаемом. И таким образом, не допущу, чтобы тайна масонства из-за моей неосторожности стала достоянием посторонних.
Не доверяя свои идеи, мечтания и замыслы перу, кисти и резцу, масоны доверили их символическим изображениям. Ни в одной политической, религиозной или какой-либо другой системе символы не играли такой колоссальной роли, как в масонстве. Об этом же говорят и сами вольные каменщики: «Язык в наших ложах иносказателен», «Символы предоставляют мысли свободу и простор, догмат же сковывает и подчиняет», «Своеобразность учения вольных каменщиков заключается в том, что оно воплощает в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая в жизнь целый ряд символов и образов».
Масонские символы - это знаки, которыми подмастерья-каменщики помечали в Средние века свою законченную работу. По окончании срока своего обучения каждый подмастерье получал знак, который присваивал ему его мастер. Одному и тому же символу можно было придавать несколько значений в зависимости от идей, заключенных в каждой степени. Например, все масоны носили открытый на 60° циркуль. Циркуль появился задолго до того времени как масоны стали называть себя масонами. В Уставе вольных каменщиков сказано: «Помните, что совершенный Великий Мастер далеко распростертым циркулем своим размеряет и испытует вашу работу; для сего измеряйте сами действия свои циркулем разума». Таким образом, при взгляде на циркуль масон вспоминает и Великого строителя, и свои обеты вести строго обдуманную жизнь. Под циркулем представляли и солнце, и Святого Иоанна Крестителя, и двуликого бога Януса, и т. д.
Пламенеющая звезда (с пламенем на пересечении лучей) знаменует жизненную силу и дух, наполняющий всю природу, а также ум, освещающий все дела масонов и направляющий их искания на верный путь. Сияющая звезда является одной из «неподвижных» драгоценностей ложи: она располагается посередине и ассоциируется со священным огнем, горевшим в Храме Соломона, а также со «светом разума и благоразумием» и светом истины, который путеводительствует вольному каменщику на его пути к добродетели.
Как Вифлеемская звезда, она указует путь к истине и символически представляет наше шествие к Творцу мира.
Семь звезд означали «то эфирное жилище Премудрости, которое небесной твердью закрыто от глаз смертных». В масонской символике часто встречаются звезды с различным количеством лучей, что имеет самое различное толкование. Например, пятилучевая звезда для шотландского мастера шведской системы означает пять ран Спасителя. Пентаграмме приписывается также обозначение составных частей человеческого тела, и в соответствии с этим она символизирует еще борьбу духа с тьмой материи и его победу над ней. Шестилучевая звезда чаще всего означает печать царя Соломона: шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения мира.
Солнце символизирует истину, мужество и правосудие, а также сам Орден вольных каменщиков. Изображается оно кругом с точкой в центре. Кроме того, божественным был «высочайший и непреходящий свет, которого солнце есть только слабое преобразование», и потому можно назвать злом в натуре все, что лишено жизни, тепла и света.
Круг на полу является обязательным в ритуале посвящения в каждую степень и вообще он - один из главных символов каждой масонской ложи. Круг в понимании масонов - конец всех фигур, в нем заключена тайна творения: окружность - это время и мера дел Божиих, в ней выражено одно из главных свойств Великого строителя мира - его бесконечность во всем. Иногда круг изображался в виде колбы, что объясняется широким распространением в братстве вольных каменщиков понятий алхимии.
Очень распространен в масонской символике и треугольник, все остальные многоугольники считаются как бы производными от него. Значений треугольника в масонстве очень много, но все они сводятся к идее троичности. Проявление ее искали везде, составляя соответствующие формулы: «Дух - душа - тело», «Начало - середина - конец», «Мысль - воля - дело», «Семя - цвет - плод» и др. Треугольник острием вверх обозначал человека до грехопадения. Это напоминало члену братства вольных каменщиков о цели его работ и едином образе Ордена и его братьев.
Святую Троицу, троичность во всем существующем символизировали и три светильника. Иногда вместо отдельных светильников в ложах ставили трехсвечник, олицетворяющий духовное начало, почитание Великого строителя мира в «чистоте эдемской, служение под законами Моисеевыми, освобожденными от идолопоклонства, и христианское откровение». Число светильников, ветвей на них и количество зажженных свечей - все имело символическое значение: чем сложнее был ритуал посвящения, тем большее количество свечей зажигалось.
Одним из наиболее распространенных масонских символов является наугольник (прямой угол), который в мистерии вольных каменщиков пришел из ветхозаветной легенды о строительстве Храма Соломона и убийстве мастера Адонирама. Он символизирует прямодушие, справедливость и нравственность, так как вольный каменщик должен «располагать поступки по черте и углу совести». В российской ложе «Друзей Севера» наугольник являлся «подвижной» драгоценностью, то есть мог использоваться для обозначения должностей и степеней братьев.
Каждая масонская ложа имела свое название, свои отличительные признаки и свои вещественные знаки, поэтому они были не похожи друг на друга, но по этим знакам вольные каменщики опознавали своих братьев в других ложах и на праздничных собраниях. Знаки степеней и должностей имели строго установленный символический набор; знаки самих лож составлялись из масонских символов. Кроме перечисленных выше, следует указать на использовавшиеся в масонских знаках кресты разных типов: христианский, орденский и греческий. Выбор формы креста был обусловлен широтой смыслового поля изображений.
Широко использовались в масонской символике и образы египетской мифологии, в частности, Осирис означал «первопричину всякой вещи». В конце XVIII века вольные каменщики считали египетских богов Осириса и Изиду «главными богами, являвшими собой Высшее существо и Вселенскую природу, Солнце и Луну». В Санкт-Петербурге, например, 2 марта 1776 года по шведской системе была основана ложа Осириса, которую позднее перевели в Москву. Почти все ее члены были аристократического происхождения, поэтому ложу часто называли «княжеской».
Центральным символом ложи Осириса был молоток, смысловая нагрузка которого у масонов очень широка. Он «делал знак, чтобы свободный каменщик работу свою исполнял без шума, тайно и без всякого тщеславия, и потому он в руках Великого мастера есть такое орудие, которое малыми трудами и без шума все собрание побуждает к тишине и вниманию».
Работой вольные каменщики называют совершение различных обрядов - прием профанов в члены Ордена и дальнейшее посвящение их в более высокие степени; учреждение и освящение новой ложи и т. д. Под работой подразумевается также стремление к просвещению и совершенствованию: это называется работой «над диким камнем». Человек с необузданной волей, непросвещенным разумом и погрязший в плотских страстях - это все «дикий камень», над которым каждый масон работал особо и все сообща. Поддержкой слабому брату была всеобщая братская цепь. Для отсечения ненужного материала при обработке «дикого камня» служил молоток. Он же означал и совесть - искру Божества, тлеющую в человеке, который еще подвержен греховным порокам.
Чистоту нравов и безвредность души вольных каменщиков символизировали их белые одежды: запоны (передники) и перчатки. Запоны составляют одну из самых важных частей масонского одеяния, без которой нельзя было появляться в ложах. Вручение масонского передника было одним из самых важных этапов посвящения новичка в ученики. Первоначально запон представлял собой необрезанный и необшитый кусок овечьей кожи, который подвязывался вокруг талии. Молодому масону объясняли, что этот белый фартук символизирует целомудрие, он древнее ордена Золотого Руна и ордена Римского Орла, почетнее всяких знаков отличия, которые носят монархи мира. Передник указывает на трудолюбивую жизнь и полезную деятельность, он служит надежным оплотом против дурных мыслей и страстей, сохраняет в чистоте душу масона подобно тому, как фартук каменщика предохранял от грязи платье рабочих средневековых строительных цехов. Посвященному в ученики показывают, как надо правильно надеть фартук, чтобы он сидел на нем так, как его носили строители, возводившие Храм Соломона.
Масонство всегда было окутано тайной, и многие масонские знаки и символы оживают только тогда, если суметь расшифровать их прошлое. Но даже общеизвестным фактам часто придавалось новое значение, поэтому любая современная интерпретация масонской символики, какой бы тщательной она ни была, всегда оставляет в знаке или символе что-то непостижимое. Еще в 1818 году в одной из своих поучительных бесед граф М.Ю. Вильегорский выразился так: «Можно иметь некоторые знания о масонстве, но самого масонства не знать». А масон высокого посвящения А. Пайк, великий командор одной из лож США, в своей книге «Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства» писал:
«Толубые (или синие) степени масонства являются только внешним двором или прихожей Храма. Часть символов показывается там посвященному, но его намеренно - ложными объяснениями их - заставляют заблуждаться… Их истинное объяснение сохраняется для адептов, князей масонства. Вся совокупность царственного и священного знания (искусства) была скрыта так заботливо столетия тому назад, что ныне почти невозможно отгадать некоторые из загадок… Масонство - истинный сфинкс, погребенный до головы в песке, сгрудившемся вокруг него веками!»
13 января 1822 года в России запретили деятельность всех тайных обществ и масонских лож, а в 2007 году самая загадочная организация мира вновь открыла свою ложу в России. Сегодня в неё уже входят около 400 человек. В нашем обзоре факты о масонах в России.
Масонство, история которого насчитывает 300 лет, и сегодня остаётся самой закрытой организацией. Масонам приписывают несметные богатства, невероятное влияние в мире, тайные заговоры, революции и свержение правителей.
История масонства
Масонство зародилось в Лондоне 24 июня 1717 года. В тот день 4 ложи, в которые входили ремесленники и которые назывались по тавернам, где ремесленники собирались - «Яблоко», «Корона», «Виноградная кисть», «Гусь и противень», - объединились и стали Великой ложей Лондон. Позже в братство «вольных каменщиков» начали вступать знать, коммерсанты и интеллигенция. Этот день и сегодня члены ложи отмечают как главный масонский праздник.Некоторые историки утверждают, что в России масонство появилось в середине XVIII века, а его основателями были Петр I и его соратники Франц Лефорт и Патрик Гордон. Но документального подтверждения эта версия не имеет.
Женщинам в масонство путь закрыт
Известно, что российская масонская ложа собирается раз в месяц. У кандидата в масоны должны быть рекомендации 2-3 «братьев». Обязательное условие – пройти «опрос под повязкой» (на глазах). Главный вопрос, который задают претенденту, – его мотивы вступления в ложу. Голосование проходит белыми и чёрными шарами. Если кандидат набрал 3 чёрных шара, то для него закрыт доступ не только в масонскую, но и в любую другую тайную ложу.
На заседании ложи действующие её члены читают доклады морально-философского характера, так называемые «зодческие работы». После официальной части – агапа (ужин). Первый тост масоны обязательно поднимают за Россию, второй – за президента России, а третий – за ложу. Женщин в «вольные каменщики» не принимают.
Масонские символы связаны со строительной тематикой
Масонские символы связаны в своём большинстве со строительной тематикой: линейка и отвес – символ равенства сословий, молоток - символ того, что члены ложи не отказываются от профанской жизни, циркуль - символ общественности, угломер – символ справедливости. Кроме этого, масонскими символами считают пятиконечную и шестиконечную звезды, треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком, круглую шляпу, гроб, череп, кости, камень и проч.Масонские символы можно увидеть на российских медалях и монетах царского времени. Существует мнение, что герб содержит сразу несколько масонских символов. Молот – один из главных атрибутов масонства, серп - символ смерти, а пересечение двух этих символов трактуется как установление и удержание власти масонов при помощи самых жестоких самых кровавых репрессий. Колосья пшеницы приверженцы этой версии трактуют как символ богатства, денег и процветания.
Если говорить о других странах, то масонский знак есть и на долларовой купюре США. Впрочем, принадлежность большинства американских президентов к масонству сегодня не вызывает сомнения.
На украинской купюре достоинством 500 гривен - «Всевидящее Око». Этот элемент является частью рисунка «Пифагоров треугольник» украинского поэта и философа Григория Сковороды. На украинской монете достоинством 1 гривна (выпуск 2001 года) есть акация, которая является священным деревом масонов и обозначает бессмертие.
В российских столицах можно проводить экскурсионный тур по масонским достопримечательностям
Знатоки архитектуры Москвы уверены, что в российской столице вполне можно организовать тур «Москва масонская». До нашего времени сохранились здания с масонскими символами, возведённые в XVIII веке архитектором-масоном Василием Баженовым: усадьба «Царицыно» и Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Есть масонские знаки и на особняке известного масона князя Гагарина в Гагаринском переулке, и на старом здании МГУ на Моховой.
Но всё же самым масонским городом России является Санкт-Петербург. В культурной столице России и сегодня сохранено несколько тысяч масонских артефактов: Строгановский дворец, Казанский собор, Михайловский замок, купола Троицкого собора – на каждом из этих зданий есть масонские знаки и символы.
У масонов есть тайные знаки
Ни одна из масонских лож не примет приезжего масона без рекомендательного письма или телефонного звонка из «братской ложи». Обнаружив в своём кругу чужака, масоны, предупреждая друг друга, говорят: «Дождь идет». Призыв всемирной пионерской организации «Будь готов!» - чисто масонский девиз.Масоны называют немасонов «профанами»
Слово «профан» по отношению к не членам тайной ложи масоны используют в его первоначальном смысле – «pro fane», что означает «стоящий у порога». Это указывает, что человек не посвящен в тайны Ордена. Поэтому «профан» у масонов - слово не оскорбительное. Да и словарь Ожегова трактует это слово как «несведущий в какой-либо области».Среди российских масонов были Пушкин и Керенский
Алгоритма, по которому можно вычислить принадлежность человека к масонской ложе, не существует. Списки своих членов эта тайная организация хранит в строжайшей тайне. Если сам человек открыто не подтвердил, что он состоит в ложе, то получить достоверный ответ на вопрос о масонстве невозможно.
По неподтверждённым сведениям, масонами были Пушкин, Кутузов, Радищев, Суворов, Фонвизин, Карамзин, Муравьев-Апостол, Рылеев, художник Брюллов, Петлюра, композитор Римский-Корсаков, князья Волконские, Голицыны, Вяземские, Трубецкие, Куракины, Разумовские.
Интересный факт
Любимый композитор масонов – Моцарт. По легенде, он был отравлен, поскольку раскрыл масонские тайны в своей «Волшебной флейте». Когда «Волшебную флейту» исполняют в Венской опере, несколько десятков человек в зале обязательно встают - это масоны.
Предлагаем материал о деятельности ещё одной тайной организации, хотя и совсем другого толка - .
)Тесная связь всевидящего ока с солнцем и пронизывающим Вселенную божественным знанием (разумом) подтверждается, как минимум 5-6 тысячелетней историей этого символа, который был особенно популярен в Древнем Египте. Он существовал там в двух ипостасях - Глазе Гора и Глазе Ра , которые иногда назывались «уаджет» (хотя это не совсем верно, так как Уаджет была змеевидной богиней и значительно чаще изображалась в виде урея – кобры).
Око Ра
, или Солнечное Око, олицетворяло могущество и власть, огонь и свет, бдительность и быстроту реакции и было способно сжечь любого противника. Оно чаще всего изображалось в виде урея-кобры, довольно часто крылатого, иногда с солнечным диском и глазом, и отождествлялось с Уаджет, Нехбет, Маат, Хатхор, Тефнут, Сохмет, Мехит и другими богинями. В книге «
Земля до потопа – мир колдунов и оборотней
» я показал, что все они, за исключением Уаджет, по-видимому, были апсарами и входили в число солнечных богов.
Урей являлся символом королевского величия, силы жизни и смерти, способности править и уничтожать (сжигать) врагов Ра (Солнца). С последним обстоятельством связана еще одна возможная интерпретация этого символа (Око Ра), которую я предложил в работе «
Око Ра - боевая небесная колесница в древнем Египте
».
Око
или
Глаз Гора
, называемое еще Атшет или Всевидящее, а также Око исцеления, олицетворяло сокровенную мудрость и зрение души (ясновидение), выполняло функцию защиты и символизировало исцеление и воскресение после смерти. Как гласит «Книга мертвых»,
«Глаз Гора награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт».
Око Гора изображалось в виде глаза с бровью и спиралью под ним, которая некоторыми исследователями трактуется как символ энергии и вечного движения. Отводящие зло амулеты в виде Глаза Гора носили многие египтяне – от фараонов до простых людей. Их клали в погребальные пелены мумии - и умерший якобы воскресал в Загробном Царстве.
Согласно одним исследователям, Око Гора отождествлялось как с левым соколиным глазом Гора - Луной, которая «воскресает» на небе каждый месяц, так и с правым его глазом - Солнцем, которое, «умерев» вечером на западе, утром неизменно «рождается» на востоке (Иногда его также отождествляли с Полярной звездой).
Согласно другим, оно соответствовало только левому глазу Гора – Луне, в то время как правый глаз - Око Ра - представлял собой Солнце. В этом случае их изображения были одинаковыми (в виде глаза).
Существует также мнение, что Глаз Гора (один или два) – это Око Ра (одно или два), переданное своему сыну Исидой. Причем оно каким-то образом связывалось с тайным именем Ра, выведанным у него богиней.
На протяжении всего Династического Периода в гробницах, на саркофагах и других атрибутах погребения рисовали или вырезали «два глаза» Уаджет (Ра и Гора). Их также изображали на носу лодок, чтобы они не сбились с курса.
Довольно часто Око Гора находилось в сочетании с одним или двумя Уреями-кобрами, луной и солнечным диском или изображалось (одно или два - правый и левый глаза Гора) между богинями Уаджет (змея) и Нехбет (коршун), которые держали его своими когтями, хвостом или крыльями.
Всевидящее око в древнекитайской, японской, иранской и другой символике
Изображения всевидящего ока встречаются и у многих других народов.
В древнекитайской и японской символике
левый глаз символизирует солнце, правый - луну.
У древних индийцев
третий глаз Шивы (в середине лба) представлял собой духовное сознание, трансцендентную мудрость, а Глаз Варуны - солнце. Такая же трактовка Око (третьего глаза Будды) существует
у буддистов
.
В древнем Иране
Добрый Пастырь Йима Сияющий (правитель иранцев во время «золотого века») обладал солнечным глазом и секретом бессмертия.
В Древней Греции
и Римской империи
глаз символизировал Аполлона, солнце, которое также являлось глазом Зевса (Юпитера).
У американских индейцев
это был глаз Великого Духа и всеведения.
В исламе
глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.
Умирающий сфинкс. Рисунок был использован в качестве флерона (титульной виньетки) в издании: Эккартсгаузен, К. Ключ к таинствам натуры. Сочинение г. Эккартсгаузена. Ч. 2. - СПб.: Печатано в тип. Шнора, 1804. Рис. на стр. 23.
В продолжении , сегодня размещаю прекрасную заметку Соколовской Т.О. «Масонские рисунки и виньетки», опубликованную в журнале «Старые годы» в 1909.
Тира Оттовна являлась крупнейшим специалистом по российскому масонству. Автор многочисленных работ и владелица прекрасного тематического собрания. Мы еще вернемся к ее работам, а сейчас - приятного чтения!
Настоящая статья публикуется в интернете впервые. Распознание текста и приведение его к нормам современного русского языка, - мои. сайт
Масонские рисунки и виньетки
Масонское учение было заключено в символы. Символы, по выражению масонов, это - «язык ока, язык созерцательный, язык души, это - внешний чертеж великих, сокровенных истин» .
Масонская символика была очень богата. Каждому символу приписывалось несколько значений, и чем выше поднимался по мистической лестнице самоусовершенствования человек, искавший масонской премудрости, тем символы делались знамением более сложных понятий.
Первоначальные строгие масонские законы повелевали передавать друг другу все масонское учение изустно, символами, и запрещали толковать для посвящаемых эту символику пером, резцом, или кистью. С возникновением письменных обрядников объяснение символов заняло большую их часть; поэтому обрядники доверялись лишь масонам испытанной верности, под клятвою сохранения их в трехзамочном ларце, за «тремя замками и тремя ключами», и раскрытия значения символов лишь достойным братьям, при условии наблюдения строгой постепенности в изъяснении.
В масонском учении сплелись в пестром хороводе: кристально чистые идеи христианства, туманные выкладки кабалы, темные грезы мистики, волшебные мечты магии и красные призраки политики. Символика передавала все столь различные по существу предметы.
При изучении символики русского масонства материалами могут служить как подлинные масонские знаки и чрезвычайно разрозненные масонские обрядники, и другие документы, разбросанные по различным книгохранилищам, так и печатная масонская литература, издававшаяся в России. Эта литература составляет ныне библиографическую редкость вследствие ее запрещения при Екатерине II в 1793 г., когда большая часть конфискованных масонских изданий была сожжена рукою палача, и вторичного запрещения всей масонской литературы в 1821 г. Александром I.
Символы хранят свою тайну. Будто насмехаясь, с задором глядят на нас все эти масонские звезды, кресты, змеи, цепи, орлы, пеликаны, кинжалы, наугольники, циркули. Под стеклом хранятся они в музейных витринах, тщательно, но без всякой внутренней связи, расположенные правильными рядами, прикрепленные крепко-накрепко к полоскам картона. И изогнутое лезвие пламенного масонского кинжала, символа кровавой мести, ярко серебрится среди золотых звезд, символов всепрощения и божества.
Помимо собственно символических знаков, порою художественно изготовленных из позолоченной меди, бронзы, серебра, золота, слоновой кости или перламутра и изукрашенных эмалью, финифтью, самоцветными и драгоценными камнями. Помимо символических передников-запонов из лайки, замши и цветного шелка, символически расшитых шелками, золотом и серебром и украшенных лентами и розеттами, помимо, наконец, чрезплечных и нашейных лент, символы изображались на перстнях и печатях, на табакерках, на виньетах.сайт
Знаком петербургской ложи Пламенеющей Звезды, основанной 30 июля 1815 г., была звезда с пламенем на пересечении, изображенная на стр. 56 . Это был наиболее распространенный масонский символ, знаменовавший всенаполняющий дух Божества, дух натуры или огонь небесный, Larchhaios. Пять концов звезды означали еще пять ран Иисуса Христа, пламя - неустрашимость в борьбе со злом и тьмою, треугольник - Бога в трех лицах и троичность во всем, в человеке и натуре. Око - единство и согласие, начало и конец всех вещей. Окружающая звезду цепь - мистическую цепь всего видимого и невидимого; она напоминает, что все, существующее в видимом мире, существует в подобии и в невидимом и что все постепенности связаны в круговую непрерывною цепью. Она также указывает на тесное единение масонского братства, в котором каждый масон является одним звеном общей цепи.
Рисунок заимствован из документа ложи Пламенеющей Звезды, находящегося в моем собрании и относящегося к 1817 году.сайт
Следующий рисунок, помещенный на стр. 39 , представляет подобную же пятиконечную звезду, но в несколько ином виде. Присутствие букв и знаков имеет отношение к науке о числах, к кабале, которою увлекалось большинство наших масонов, в особенности розенкрейцеры. Алхимический знак серы знаменует душу, знак Меркурия - дух, знаки соли - тело; знак солнца (кружек с точкою в центре) знаменует дух, разумение, высшую справедливость, золото, масонский орден. Наконец, знак луны - Христа, премудрость, чистую любовь, серебро, истину. Любопытно, что такая именно звезда, с такими же точно знаками помещалась в центре очень сложной, мистической масонской хоругви, где она включена в треугольник, включенный в свой черед в квадрат. Треугольник означал священную Троицу, или троичность во всем существующем, а квадрат, символ натуры, образовывался из «четырех элементов - теплоты, хлада, сухости и влажности»; все же в совокупности изображало сотворение мира.
Верхний рисунок на стр. 56 представляет двуликого Януса, символизировавшего мудрость и одновременно взиравшего на прошедшее и будущее. Кроме того, по масонскому толкованию, это было изображение того древнего латинского царя Януса, который научил своих подданных земледелию, законам и богослужению и в правление которого в Лациуме царил златой век.
Рисунок на стр. 38 представляет сфинкса, символ тайны, молчания, бесстрашия, знания и воли, а также символ посвящения в тайные науки.
Последние три виньетки (на стр. 38, 39 и 56 ) заимствованы из очень редкой, сожженной по распоряжению правительства, книжки под заглавием «Карманная книжка для вольных каменщиков и для тех, которые и не принадлежат к числу оных», изд. 2-е, в Москве, в университетской типографии у Новикова, 1783 г. В первом издании книга имела заглавие: Записная книжка для друзей человечества; вышла в Петербурге в 1779 г . По показанию Новикова, перевод этой книги сделан майором Оболдуевым, а по другим сведениям - Елагиным.
Рисунок на стр. 15 представляет шестиконечную звезду, столь же распространенную в масонской символике, как и пятиконечная. Однако данный рисунок, снабженный цифрами и буквами, является редким вариантом. Обыкновенно в центре помещалась буква G, символизировавшая Бога, Голгофу, знание, геометрию, и пр. Здесь же в середине поставлено священное масонское число 3, знаменовавшее тоже Бога. Числа по вершинам доказывают, что звезде придавалось кабалистическое толкование. Буквы А и К знаменуют Адам Кадмон, что значит, по масонскому толкованию, первосотворенного мирового человека, который, не соединяясь еще с материею, заключал в себе лишь одни духовные свойства. Звезда состоит из двух пересекающихся треугольников, причем треугольник с вершиною вверх изображает человека до грехопадения, а с вершиною вниз - человека после грехопадения. Шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения, время и меру дел Божиих. Вся звезда знаменовала равновесие сил в природе. Это так называемая печать Соломона или щит Давида.
Книга, из которой заимствован этот рисунок, также составляет библиографическую редкость, как сожженная по распоряжению правительства. Заглавие ее - «Братские увещания к некоторым братиям свободным каменщикам, писаны братом Седагом, в Москве, в вольной типографии у И. Лопухина, с указного дозволения, 1784» . Автор книги - доктор Эли, известный масон, руководитель другого, не менее известного, масона И. П. Елагина. Книга была издана первоначально в Петербурге, на немецком языке, а русский перевод с нее сделан майором Оболдуевым.сайт
Рисунок на стр. 24 представляет натуру. По масонскому объяснению этот рисунок найден в Эфиопи в 1556 г. с надписью LIKA ZAREPTOLAM, что значит Творец миров. Голова старца, это - сам Творец; окружающие три языка пламени - символ совершенства; две руки - символ творения; земля и солнце связаны цепью; тело с распростертыми руками - символ гармонии всего в мире. Тело покоится на семи мистических книгах за семью мистическими печатями.
На стр. 23 изображен умирающий сфинкс; дерево здесь - символ человека; корень его - дух, ствол - свойства души, ветви - способности, листья - слова, цветы - воля, плод - добродетели. С одной стороны - иссохшее дерево, знаменующее зло, с другой - зеленеющее, знаменующее добро. Под надписью «Знание добра и зла» разумелись познания в тайных науках. Лента с двумя ключами символизировала способность познавать всевозможные тайны человеческого сердца и хранить о них молчание. Под названием «Умирающего Сфинкса» в Петербурге, в начале XIX века, существовала ложа под управлением А. Ф. Лабзина.
Семисвечник (стр. 30 ) изображал священное масонское число семь, состоящее из трех (начала духовного) и четырех (начала телесного). Семь есть символ человеческой жизни, символ рождения и бытия, времени. По масонским понятиям, семь ступеней вели к притвору храма премудрости; для вступления в храм истины нужно было научиться семи наукам, отвергнуть семь пороков, приобрести семь даров премудрости. На семь частей масоны разделяли человеческое тело, внутренние и внешние его органы. Цветущие деревья на рисунке означали необходимость всегда носить в своем сердце закон Божий в цветущем состоянии. Два херувима по бокам как бы охраняли кивот с законом.
На стр. 35 мы видим ангела, держащего в распростертых руках треугольник и треугольник в круге. Треугольник - символ божества; это опять-таки священное число три; треугольник в круге - Бог в природе, в творении. Масштаб под ногами ангела показывает, что все часы дня и ночи должны быть посвящены служению истине; кубический камень, на котором масоны как бы обязывались точить свои орудия, есть образ постоянства и бдительности.
Свернувшаяся кольцом змея (стр. 51 ) с черепом и прямоугольником в середине означает состояние человека после грехопадения.
Последние пять виньеток (на стр. 23, 24, 30, 35 и 51 ) взяты из русского перевода сочинения Эккартсгаузена «Ключ к таинствам натуры», в 4-х частях, изд. 2-ое, в Петербурге, печатано в Морской типографии 1821 г. Эккартсгаузен - один из мистиков, наиболее почитавшийся русскими масонами; поименованное сочинение переведено также мистиком, издателем «Сионского Вестника», масоном А. Ф. Лабзиным. Рисунок № 6 заимствован был Лабзиным с немецкого подлинника; вообще же к русскому изданию были приложены гравюры русских граверов Ухтомского, Галактионова и Сандерса. «Ключ к таинствам натуры» тоже редкое издание, как запрещенное.
Богиня Изида. Рис. на стр. 29
Рисунок на стр. 29 изображает богиню Изиду, как символ природы и масонского ордена. Масштабом проверяется, соответствуют ли человеческие действия законам вечных истин. Подпись «закон, средства, цель», по масонскому объяснению, значит: «равное ко всем почитание должно руководствовать ум ваш, как закон; равная любовь должна руководствовать сердце ваше, как средство; равная польза для всех должна руководствовать действия ваши, как цель» . Рисунок заимствован из редкой масонской книги «Путешествие молодого Костиса от востока к полудню», печатано в Петербурге, в 1801 г., заимствовано и переведено из Эккартсгаузена.
На стр. 3 в виде солнца представлены масонство и справедливость, а в виде трех животных: кабана, осла и обезьяны - звериное царство или «царство тьмы и телесной природы». Это, - как выражались масоны, скоточеловеки, ведущие от создания мира брань с началом добра и света. Заимствован рисунок из запрещенной книги «Письма к другу и завещание сыну об ордене свободных каменщиков», Петербург, 1816 г.; перевод сделан Лабзиным с французского языка.
Небольшая, незначащая на первый взгляд виньетка на стр. 55 включает в себе масонские символы. Масонские законы повелевали: «добродетель да будет шлемом твоим, благоразумие - панцирем, а светлостью его - кротость, мудрость - щитом твоим, воля - копьем, низлагающим врагов твоих, мечом пламенным - неутомимая деятельность» . Эти воинские доспехи включены в виньетку.
Рисунок на стр. 54 изображает сфинкса. Последние два рисунка заимствованы из книги: «Влияние истинного свободного каменщичества во всеобщее благо государств», сочинения Карла фон Плюменека, перевод с 2-го немецкого издания, печатано в 1816 г., в Москве, в Университетской типографии.
Рисунок на стр. 7 - виньетка ложи Белого Орла. Орел - символ духовных стремлений и царственности каменщического искусства; циркуль - символ совести; наугольник - закона. Ложа Белого Орла была основана в Петербурге в 1817 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.
На стр. 46 - виньетка ложи Палестины. Здесь - два распростертых херувимских крыла, циркуль, масштаб, меч, как символ Божьего правосудия и борьбы за идею, и слова: Salut, Force, Union т. е. здравие, сила, единство. На мече слова: за Бога, Царя и братство. Ложа Палестины была основана в 1809 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.
Виньетка на стр. 36 - печать ложи Астреи. Изображена богиня правосудия Астрея, которая, по масонскому убеждению, в особенности покровительствовала масонам. В руках у нее циркуль, знак совести, и наугольник, знак закономерности. Ложа Астреи была великою, управляющею ложею; она была основана в 1815 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1819 года.
Рисунок на стр. 45 - печать ложи Петра к Истине. Здесь представлена прекрасная богиня премудрости, глядящаяся в пламенное зеркало истины; в левой ее руке - циркуль, проводящий круг вечности, с правой ее стороны - сфинкс, как знак того, что масонство есть путь к истине. Основана ложа была в 1810 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.
Рисунки на стр. 41 и 52 заимствованы из упомянутой выше масонской книжки «Братские увещания», рисунок же на стр. 42 встречается в виде книжного знака на изданиях масона Н. И. Новикова.
Перечисленные мною выше рисунки и виньетки представляют собою в различных сочетаниях простейшие общемасонские символы. При учреждении русских лож от иностранных русские масоны получали и образцы символических знаков, чему примером может служить великолепная книга, присланная из Англии при учреждении в России в 1772 г. Великой провинциальной ложи и наполненная различными масонскими рисунками. Первоначально символические знаки и печати, вероятно, изготовлялись за границей. Так, сохранились счета об уплате денег за знаки, поставленные из Берлина. Впоследствии же знаки приготовлялись в России, где гравировались и металлические доски для отпечатания виньеток и печатей: подобные доски, хотя и в очень ограниченном числе, сохраняются в наших музеях.
Тира Соколовская.