Симеон Бекбулатович
Касимовский
Симеон Бекбулатович (до крещения — Саин-Булат) Касимовский.
Годы жизни: ?-1616
Годы правления: 1574-1576
Из династии Герай.
Касимовский правитель, хан (1567-1573гг.). Царь и великий князь всея Руси (1575-1576гг.), великий князь Тверской (с 1576 г.).
Детство и молодые годы
О происхождении Саин-Булат хана известно, что он был сыном султана Ногайской орды Бек-Булата - прямого потомка Чингисхана и правнуком Ахмета последнего правителя Золотой Орды.
Получив приглашение Ивана Четвертого, Бек-Булат отправился в Москву вместе с сыном.
На службе у русского царя отец и сын зарекомендовали себя верными, преданными государю людьми и храбрыми воинами.
После смерти отца Грозный царь приблизил к себе Саин-Булата.
Царствование в Касимове
По приказу государя молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода - Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой.
Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции.
Отдавать приглашенным на царскую службу татарским князьям в уделы целые города было вполне в традициях того времени.
Поэтому никого не удивило, когда в конце 60-х годов 16 века Иван Васильевич назначил Саин-Булата ханом в Касимов.
В знак особого расположения царя он получил титул «слуга государев», тогда как даже самые родовитые бояре именовались лишь «холопами Ивана Грозного».
Будучи Касимовским ханом Саин-Булат принял участие в Ливонской войне, а также в походах на Пайду, Орешек и Колывань.
В 1573 году по настоянию Ивана Грозного прошел обряд крещения и стал именоваться Симеон.
Летом того же 1573 года овдовевший к тому времени Симеон Бекбулатович женился повторно на недавно потерявшей мужа княгине Анастасии Черкасской. Благодаря этому браку Симеон Бекбулатович - царь Касимовский - породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь Софии Палеолог.
В браке у пары родилось три сына и три дочери.
Правление
В 1575 году царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него своего любимца.
В Успенском соборе Кремля прошла коронация Симеона Бекбулатовича. Он был коронован и стал называться великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским.
Симеон также он председательствовал в боярской думе и издавал правительственные указы от своего имени.
Жил он в Кремле, окружённый пышным двором, а Грозный поселился в скромном доме в районе нынешней Петровки.
Формально страна разделилась на владения великого князя Симеона и на «удел» Ивана князя Московского, но фактически правителем государства по-прежнему оставался Иван Васильевич.
Зачем это все было нужно историки спорят до сих пор.
По наиболее распространенной версии Ивану Грозному было сделано предзнаменование о скорой смерти правителя всея Руси. Будучи человеком, весьма суеверным он решил посадить на трон другого, надеясь обмануть судьбу.
Существует также мнение, что он хотел отойти на время в тень, чтобы выявить своих скрытых врагов.
Некоторые историки выдвигают и гипотезу о том, что таким образом царь хотел отвести от себя недовольство народа, который с трудом приходил в себя после ужасов, которые ему пришлось пережить в период опричнины, «переведя стрелки» на пришлого князя.
Всего новый государь процарствовал 11 месяцев.
За это время, по свидетельству иностранных послов, он отобрал у монастырей и церквей все грамоты, жалованные ей на протяжении веков, и уничтожил.
Кроме того, формально по приказу Симеона, а на самом деле с повеления Ивана Грозного, были казнены некоторые царедворцы, которые были приближены им после опричнины, но не оправдали надежд.
Говоря нынешним языком, руками Симеона Бекбулатовича была проведена «зачистка» в верхнем эшелоне власти, и проведены в жизнь «непопулярные меры»
Конец недолгого царствования
Дождавшись момента, когда недовольство правлением Симеона Бекбулатовича начало расти и не став дожидаться волнений и смуты Иван Грозный «вышел из тени» и объявил о том что вынужден вновь взять скипетр и державу, дабы не допустить дальнейшего зла, творимого царем Симеоном.
Одним из первых указов вернувшегося на трон Ивана Четвертого был указ о восстановлении уничтоженных церковных жалованных грамот.
Однако новые грамоты раздавались уже от имени царя Ивана Четвертого, причем земли и имущество возвращались в сильно урезанном виде.
Ходили слухи, что многим церковным иерархам пришлось заплатить немалые суммы, чтобы возвратить хотя бы часть имущества своих обителей.
Большинство историков считают, что данная политическая рокировка, была предпринята Иваном грозным с целью изъятия у церкви значительной части имущества, а так же ясно дало понять всем недовольным его правлением, что на троне может оказаться и более «жесткий» царь.
Князь Тверской
О том что история с передачей власти была хитрым политическим ходом свидетельствует тот факт, что после отстранения от власти, которая ему, по сути и не принадлежала Симеон Бекбулатович не был подвергнут никаким гонениям.
Бывший «царь» отбыл в Тверь, где ему был выделен новый удел, сохранив при этом титул Великого князя.
Симеон Бекбулатович стал одним из крупнейших землевладельцев того времени. Согласно сохранившейся писцовой книге его имущества, составленной около 1580 года, в Тверском и Микулинском уездах он имел одной только пахотной земли до 13500 десятин.
Кроме того, он был наделен особыми привилегиями, дающими ему право взымать налоги и подати в свою пользу, что не позволялось остальным, даже самым высокопоставленным, служилым людям Московского царства.
С конца 1577 года в течение 5 лет Симеон Бекбулатович принимал активное участие в военных действиях, направленных против Польши, однако «знатных побед» не одержал и «полководческой славы не снискал».
Закат карьеры
После смерти своего покровителя Ивана Грозного в 1588 году Великий князь Симеон некоторое время еще сохранял свое высокое положение.
Однако приблизившийся к трону Борис Годунов стал всячески настраивать молодого царя Федора Первого против Тверского князя.
В борьбе за царский трон, Борис Годунов рассматривал Симеона Бекбулатовича, как реального конкурента.
Именно поэтому один из первых указов Царя Бориса предписывал всем присягавшим ему боярам поклясться, что «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…».
Повод к устранению опасного претендента на царский трон дал И. Мстиславский близкий родственник Великого князя Симеона, который оказался замешанным в заговоре против Годунова.
Бывшего «царя всея Руси» постигла опала. Он был лишен титула, большей части своих земель и «удален» в Кушалино, ныне райцентр в Тверской области.
Тогда же Симеон Бекбулатович ослеп, хотя некоторые радикальные историки утверждают, что был ослеплен намеренно.
Бывший правоверный мусульманин стал ревностным православным христианином. Свои накопления он стал расточать на строительство храмов и на вклады в монастыри, особо богатые вклады он отправил на Соловки.
Бывший Великий князь пытался вернулся ко двору при Лжедмитрии I.
Тот сначала принял его благосклонно, но затем подписал указ о его постриге в иноки Кирилло-Белозерского монастыря под именем старца Стефана.
Василий Шуйский в том же году отдал приказ сослать его на Соловки.
Долгое время старец Стефан посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь.
Просьба была удовлетворена в 1612.
Умер 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». Ныне на месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа, могила утрачена
Историки до сих пор не сошлись во мнении, почему Иван Грозный в 1575 году временно заменил себя на троне касимовским "царём" Симеоном Бекбулатовичем. Как по мне, это было связано с возможным избранием русского правителя на польский престол. И надо было выглядеть "свободным". Хотя на этой версии я не настаиваю. Но прочие и того хуже.
Оригинал взят у shatff в В этот день… 4 апреля – 3
О загадочном русском царе Симеоне Бекбулатовиче
…Согласно источникам, 4 апреля 1606 года в монахи постригли Симеона Бекбулатовича… Так свершится очередная метаморфоза в жизни Саин-Булат хана, почти год звавшегося Великим князем всея Руси. (Заметим - в историографии принято с пренебрежением говорить о касимовском хане, но всё не так просто - во-первых, по рождению он был настоящим кровным чингизидом; во-вторых, женившись на Анастасии Черкасской, станет отцом последних потомков Ивана III и Софьи Палеолог. …Что касается самого Касимовского ханства, то история его возникновения в Рязанских краях достаточно курьёзна - за полтора века до описываемых событий Иван Тёмный одарит этими землями перешедшего к нему на службу казанского царевича Касима… под конец XVII века ханство будет упразднено - а вот город Касимов существует и ныне… Впрочем, мы отвлеклись).
…Итак, в 1575-м Иван Грозный выкинул фортель, до сих пор однозначно не объяснённый - отрёкся от престола, и переехал на Петровку… предварительно позаботившись о венчании на царство упомянутого касимовского хана. (Есть мнение, что Ивану был нужен «подставной» государь на время «заката» опричнины; по другой версии - колдуны нагадали в тот год Московскому царю погибель, и Грозный решил перестраховаться; полагают, даже, что среди бояр затевался заговор в пользу Девлет-Гирея… (Звучит странновато - но, во-первых, чингизид Симеон получался знатнее крымского хана; во-вторых - хронологически Грозный вернётся во дворец незадолго до смерти последнего!..) Разумеется, присутствует и версия, что Иван просто чудил - «сумасшедший, что возьмёшь»… Надо сказать, сдавший полномочия монарх вожжи из рук не выпустит - но правила игры будет соблюдать неукоснительно, адресуясь к преемнику так: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».
…Так или иначе - через одиннадцать месяцев царствование Симеона (каким бы формальным его не считать) закончится - при этом Бекбулатовича не бросят, за ненужностью, на съедение медведям!.. Совсем наоборот, «экс-царь» получит титул Великого князя тверского - и отбудет к новому месту правления, фактически, променяв один двор на другой - лишь чуть менее пышный…
…Всё бы хорошо - но с годами над князем сгустятся тучи… (Как мы помним, в своё время обряд венчания на царство был проведён по всей форме - и его никто не отменял!) Потому, после смерти Фёдора Иоанновича, Симеона начнут «поднимать на флаг» противники Годунова… Сам-то князь никаких претензий, похоже, не имел - но избранный царь Борис потенциальным конкурентом весьма тяготился. (Насколько именно - можно судить по тексту присяги, в которой подданные отдельно обещались Годунову: «…царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети». Как видим - всё-таки «царя»!..)
На всякий случай, подозрительный Борис отнимет у Симеона княжество, оставив одно село. (И, как говорят, прикажет ослепить - хотя, возможно, на Годунова, по привычке, пытаются «повесить» очередное прегрешение). Впрочем, настоящая беда придёт к царю Борису совсем с другой стороны - в лице Самозванца.
…Симеону от этого лучше не станет - в конце концов, легитимность Лжедмитрия была ещё более сомнительна!.. Так, 4 апреля 1606 года, хан и великий князь превращается в старца Стефана, инока Кирилло-Белозерского монастыря. Но власть продолжает меняться - и в том же году уже Шуйский (тоже - государь сомнительный) сошлёт бедолагу в Соловки. (Надо сказать, словно предчувствуя судьбу, Симеон ещё раньше всё своё имущество растратит на храмы и монастыри - причём первым в списке (по совпадению, или нет) стоял именно Соловецкий).
PS: …Уже после известных событий 1612 года его вернут-таки на Вологодчину - а ещё через четыре года обладатель множества имён и титулов отойдёт в мир иной. Могила его утеряна, но, как свидетельствуют источники, надпись на ней была такая: «Лета 7124 генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». И снова - «царь»… Похоже, Грозный не так уж и шутил… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 4 апреля 1966 года родился Майкл Кристофер «Майк» Старр - басист успешной в 1990-е американской группы «Alice In Chains». Музыкант умер в 2011 году.
И ещё. 4 апреля 1972 года родился Йохан Магнус Свенингссон - басист шведской группы «The Cardigans».
Татарский царевич Бекбулат, внук хана Большой Орды Ахмата, перешел на русскую службу около 1562 года. Очевидно, вместе с ним в Московском государстве оказался и его сын Саин-Булат, который через несколько лет принял православие и стал Симеоном Бекбулатовичем . Сколько ему было лет на тот момент, сказать затруднительно, но, вероятно, будущий государь тогда был еще достаточно молодым человеком.
Первое упоминание о Симеоне Бекбулатовиче относится к 1570 году. К этому времени он уже носил титул Касимовского царя. Время и обстоятельства «пожалования» Саин-Булата неизвестны.
Историк А. А. Зимин так раскрывает тайну выдвижения татарского царевича:
«Пожалование Саин-Булату Касимова и „царского“ титула можно объяснить родственными связями с „царем“ Шигалеем, его предшественником в Касимовском княжестве. Оно свидетельствовало и о стремлении Ивана IV добиться расположения определенной части татарской знати. К середине 70-х годов XVI века Саин-Булат был единственным „царем“ на Руси (кроме самого Грозного). К этому времени он доказал свою преданность государю. Во время зимнего похода 1571 —1572 годов „на свейские немцы“ он возглавлял вместе с князем В. Ю. Голицыным и Н. Р. Юрьевым рать, отправленную к Орешку. Ходил он и к Выборгу. Осенью 1572 года Саин-Булат вместе с Иваном IV направился в поход под Пайду. Затем он осаждал Колывань. Незадолго до 15 июля 1573 года Саин-Булат крестился, приняв имя Симеона. В 1575 году, очевидно, умер Михаил Кайбулич, и Симеон Бекбулатович стал самым видным татарским царевичем на русской службе».
Симеон Бекбулатович на великокняжеском престоле «Всея Руси»
После отмены опричнины в 1572 году прошло три года, и Грозный решил вновь разделить страну. Осенью 1575 года касимовский правитель Симеон Бекбулатович был торжественно провозглашен в «великим князем всея Руси», а Иван Васильевич стал именоваться князем Иваном Московским. По свидетельству автора Пискаревского летописца, он «ездил просто, что бояре, а зимою возница в оглоблех... А как приедет к великому князю Симеону, и сядет, далеко, как и бояря, а Симеон князь велики сядет в царьском месте».
Истинные причины решения государя остаются неизвестными. Уже его современники размышляли об этом шаге державного, высказывая различные предположения. И нам приходится только гадать, какие мотивы побудили Ивана Васильевича к действию.
Сделано несколько основных предположений. Во-первых, внешнеполитическая необходимость, связанная с попыткой Ивана Грозного выдвинуть свою кандидатуру на пустующий польский престол и таким образом завершить . Во-вторых, реставрация опричнины в новых условиях и желание усилить личный террор против неугодных. Впрочем, иногда на разделение страны в 1575 году смотрят и как на антиопричнину. В-третьих, целью царя называют отказ от обязательств, розданных от царского имени, в первую очередь финансовых. В-четвертых, существует «мистическое» объяснение. Оно основывается на свидетельстве все того же Пискаревского летописца, который записал слухи, ходившие в народе. Так, современники поговаривали, что Грозный испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть». Перестав быть царем, костлявую «даму» с косой можно было попытаться обмануть.
Конечно, слухи есть слухи, но, как справедливо считают некоторые специалисты, в колдунов и предсказателей тогда верили безоговорочно. Вот что пишет по этому поводу знаменитый исследователь грозненской эпохи В. Б. Кобрин: «Дела о „ведунах“, которых держали у себя для гаданий, весьма распространены. Так, при Федоре Ивановиче родственников последней жены царя Ивана — Нагих — обвиняли в том,что они специально „добывали“ ведунов, чтобы узнать, „сколь долговечен“ царь Федор. Если царь действительно испугался предсказания, то я даже готов признать за ним некоторую толику своеобразного гуманизма: отказавшись сам от титула московского царя, он не подставил под удар судьбы-злодейки и Симеона — тот был всего лишь великим князем, а не царем, да к тому же не московским, а „только“ всея Руси. Так что в этом году просто не было „московского царя“». Ни одно из предположений пока не доказано и не опровергнуто.
Симеон Бекбулатович - хозяин земли Тверской
Высокое положение татарина Симеона Бекбулатовича было неприемлемо для большей части русской аристократии. Сохранились сведения, что «елицы же супротив сташа, глаголюще: „Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти“. И на тех [Иван Грозный] возъяряся».
Не до конца прояснены и полномочия Симеона. Есть основания предполагать, что от его имени велась значительная часть внутренней политики, а внешняя целиком оставалась в ведении Ивана Грозного. В то же время большинство историков сходятся на том, что права Симеона были сильно ограничены, видимо, он был лишен даже права выдачи жалованных грамот монастырям. Скорее всего, перед нами пример «политического маскарада», когда за спиной формально восседающего на великокняжеском престоле «всея Руси» бывшего касимовского царя реальная политика велась руками все того же Ивана Грозного.
В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским». Видимо, было бы неправильно преувеличивать положение Симеона, которое он обрел в Твери. У него действительно был свой двор с положенным числом придворных, к нему обращались с различными земельными просьбами, и великий князь имел право судить-рядить в спорных случаях. Но настоящим государем он все-таки не являлся, его «великое княжение», конечно, несопоставимо с правлением исконных великих князей Ярославичей.
Звезда и смерть Симеона Бекбулатовича
Точные вехи медленного заката звезды «царя» Симеона Бекбулатовича неизвестны, но общая линия движения вниз прослеживается. По словам московских летописцев, Симеон лишился великого княжения Тверского еще при царе Федоре Ивановиче. Царь Федор властвовал с марта 1584 по январь 1598 года. Показательно, что последние упоминания Симеона с великокняжеским титулом относятся к 1585 году.
Его «сведение» с престола подтверждается и присягой на имя 1598 года. В момент венчания Бориса на царство «царь Симеон Бекбулатов» именовался уже без великокняжеского титула.
Кушалинская волость Симеона Бекбулатовича перешла в царские владения. Для управления были назначены дворцовые приказчики. Передача земель возможно, сопровождались некоторым волнением среди местного населения. Во всяком случае, кое-кто из кушалинских „мужиков“ были отправлены в Сибирь, а их имущество отписано в казну.
Конфискация вотчины свидетельствовала о том, что власти предъявили Симеону достаточно серьезные обвинения. Тем не менее местом его ссылки стали не сибирские города и не северные погосты, а его собственные недавние владения. Условия ссылки были почетными. Симеон жил в Кушалине в окружении своего двора.
Подобно Филарету, Симеон получил послабления, но ему не разрешили вернуться в Москву. Годунов нашел время, чтобы написать ему утешительное послание. Государь обещал, что на свой день рождения он пожалует ссыльного и даст ему свободу. Однако обещание осталось невыполненным. Сколько бы мягкими не были гонения на служилого „царя“, они дали почву для слухов, порочащих Годунова. Ослепший от старости Симеон сам жаловался Я. Маржарету, будто лишился зрения из-за Бориса, приславшего ему отравленного вина. В русских летописях то же обвинение приобрело мистический оттенок: царь якобы ослепил Симеона с помощью некоей „волшебной хитрости“.
Надежда на восстановление хотя бы некоторого положения возникла в 1605 году, когда Лжедмитрий I пригласил Бекбулатовича в Москву. Однако здесь от него потребовали, как свидетельствует «Новый летописец», поддержать окатоличивание России. Бывший мусульманин, ставший ревностным православным, ответил отказом.
Лжедмитрий не стал церемониться и отправил Симеона в . По разным источникам, это произошло 29 марта или 3 апреля 1606 года. В обители Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан.
При Василии Шуйском Симеона-Стефана перевели в , где он пробыл до изгнания поляков из Москвы. По решению Земского собора высокородного монаха вернули в Москву. Точное время его возвращения в столицу неизвестно, но это произошло не ранее венчания на царство Михаила Романова 22 июля 1613 года.
Старец Стефан ушел из жизни 5 января 1616 года и был похоронен в Симоновом монастыре, где девятью годами ранее нашла свое последнее пристанище его жена Анастасия, в инокинях — Александра.
Был известен не только своими великими реформами, которые позволили России занять достойное место среди сильнейших держав того времени, но и чудачествами, наводившими на окружающих не меньший ужас, чем массовые казни из-за своей непредсказуемости. Одним из таких поступков царя стало княжение Симеона Бекбулатовича. Дата его рождения неизвестна. В то же время сохранилось множество документальных, часто противоречивых, свидетельств о его так называемом правлении.
Симеон Бекбулатович: биография (молодые годы)
О детстве человека, который впоследствии пусть даже ненадолго занял российский престол, известно совсем немного. Саин-Булат хан был сыном Бек-Булата — прямого потомка Чингисхана и султана Его дед Ахмет был последним правителем Золотой Орды, который продолжал держать в политической зависимости московских князей.
Иван Четвертый пригласил Бек-Булата вместе с сыном к себе на службу. Старый князь был предан Грозному и проявил себя как хороший воин, поэтому после его смерти тот обласкал Саин-Булата.
По приказу государя молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода — Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой. Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции.
Царствование в Касимове
По существующей тогда практике российские правители нередко даровали приглашенным татарским князьям в уделы целые города. Поэтому никого не удивило, когда в конце 60-х годов Симеона Бекбулатовича назначили ханом в Касимов, в то же время он получил титул "слуга государев", тогда как даже самые родовитые бояре именовались лишь "холопами Ивана Грозного".
В период царствования в Касимове Симеон Бекбулатович принял участие в а также в походах на Пайду, Орешек и Колывань. Тогда же по настоянию Ивана Грозного он крестился и взял имя Симеон. К тому времени Бекбулатович был вдовцом и женился повторно на недавно потерявшей мужа княгине Анастасии Черкасской.
Благодаря этому браку Симеон Бекбулатович — царь Касимовский — породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь
В браке у пары родилось три сына и три дочери.
Почему произошла передача власти?
До сих пор причина, по которой Иван Грозный поставил во главе государства такую неприметную персону, как Симеон Бекбулатович, остается предметом обсуждения историков.
Существует множество версий. По наиболее распространенной Ивану Грозному было сделано предзнаменование о скорой смерти правителя всея Руси, поэтому, сажая на трон другого человека, он надеялся обмануть судьбу. Есть также мнение, что он хотел отойти на время в тень, чтобы выявить своих скрытых врагов. Некоторые историки выдвигают и гипотезу о том, что таким образом царь хотел отвести от себя недовольство народа, который с трудом приходил в себя после ужасов, которые ему пришлось пережить в период опричнины, «переведя стрелки» на пришлого князя.
На троне российского государства
Как бы то ни было, в 1575 году Иван Грозный повелел венчать на царство Симеона Бекбулатовича, который получил при этом титул «Великий князь всея Руси». Сам же он вместе с семьей переехал из Кремля на Петровку. При этом страну формально разделили, выделив Ивану Московскому, как решил отныне прозываться «бывший» правитель страны, небольшой удел. Там он завел собственную думу, в которой заправляли Годуновы, Нагие и Бельские.
Всего новый государь процарствовал 11 месяцев. За это время, по свидетельству иностранных послов, он отобрал у монастырей и церквей все грамоты, жалованные ей на протяжение веков, и уничтожил. Кроме того, формально по приказу Симеона, а на самом деле с повеления Ивана Грозного, были казнены некоторые царедворцы, которые были приближены им после опричнины, но не оправдали надежд. Таким образом была проведена еще одна «зачистка» в верхнем эшелоне власти.
Симеон Бекбулатович и его реформы не были однозначно восприняты современниками, однако смуты, которой опасался Иван Грозный, не случилось.
Смещение
Убедившись в том, что политическая рокировка завершилась успешно, Грозный высказал «недовольство» действиями Симеона и «был вынужден» снова взять скипетр, чтобы возместить зло, урон, которые тот нанес церкви.
По крайней мере, действия Ивана Четвертого были преподнесены народу и знати именно в этом ключе. При этом царь дозволил возобновить уничтоженные грамоты, однако раздал их уже от своего имени, удерживая и присоединяя к государевой казне часть церковных земель. Кроме того, ходили слухи, что многим церковным иерархам пришлось заплатить немалые суммы, чтобы возвратить хотя бы часть имущества своих обителей.
Как докладывали своим правительствам иноземные послы, кратковременное Великое княжение Симеона Бекбулатовича (дата восшествия на трон неизвестна, однако ученые считают, что оно произошло в октябре 1576 года) позволило Ивану Грозному безболезненно отнять значительную часть имущества у церкви, а также показать всем недовольным, что «возможно еще более худшее правление».
Княжение
После отстранения от власти Симеон Бекбулатович (фото приведено ниже) получил приказ отбыть в Тверь, где ему был выделен новый удел. При этом он сохранил титул Великого князя, который был и у Ивана Васильевича. Однако последний одновременно с этим в официальных документах именовался еще и царем. Лишившись власти, которая ему и так принадлежала лишь формально, Симеон Бекбулатович стал одним из крупнейших землевладельцев того времени. Согласно сохранившейся писцовой книге его имущества, составленной около 1580 года, в Тверском и Микулинском уездах он имел одной только пахотной земли до 13500 десятин. Кроме того, он был наделен особыми привилегиями, дающими ему право взымать налоги и подати в свою пользу, что не позволялось остальным, даже самым высокопоставленным, служилым людям Московского царства.
Дальнейшая карьера
С конца 1577 года в течение 5 лет Симеон Бекбулатович принимал активное участие в военных действиях, направленных против Польши. Однако результатов на этом поприще ему добиться не удалось, так как он не обладал ни храбростью, ни талантом полководца.
После в 1588 году Великий князь Симеон на некоторое время смог сохранить свое высокое положение. Однако приблизившийся к трону Борис Годунов стал всячески настраивать молодого царя Федора Первого против Тверского князя.
Опала
Став царем, Годунов приказал присягавшим боярам поклясться, что они не станут предпринимать действий для передачи трона Симеону Бекбулатовичу или его детям. Кроме того, вскоре был найден повод для устранения опасного претендента на власть в стране: близкий родственник Симеона Бекбулатовича — И. Мстиславский — оказался замешанным в одной из интриг против всесильного царского шурина, и после того, как его арестовали, бывшего «правителя всея Руси» постигла опала. У него отняли имение и сан, но не сослали, позволив жить в своей бывшей удельной столице Кушалине.
Опасения Годунова не были беспочвенными, так как некоторые бояре действительно замышляли заговор с целью возведения на престол царя, который уже занимал трон с согласия самого Ивана Грозного. В заговоре приняли участия такие известные политические фигуры того времени, как Феодор Никитич Романов и Бельский. Их интрига была расстроена, а сам Симеон, по некоторым сведениям, ослеплен.
Иночество
Потерявший зрение и впавший в опалу Симеон Бекбулатович стал искать утешения в православной вере. Он строил храмы и жертвовал на монастыри. От этих занятий ему пришлось на время отказаться при воцарении Лжедимитрия Первого, который сначала пригласил его в Москву и обласкал. Однако такая ситуация продлилась недолго, и несчастный был приговорен самозванцем на заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Сохранился даже документ за его подписью, предписывавший игумену обители постричь в монахи Симеона Бекбулатовича и написать об этом ему лично.
3 апреля 1616 года бывший царь принял постриг под именем Стефана. С этого момента Симеон Бекбулатович, биография которого напоминает авантюрный роман, жил практически как узник.
Его положение еще более ухудшилось при Василии Шуйском, сославшем инока на Соловки.
Горькие дни свои Симеон, он же инок Стефан, окончил в Москве в 1616 году и был погребен в Симонове монастыре.
Теперь вы знаете, кем был Симеон Бекбулатович, годы жизни которого можно назвать лишь предположительно (1540-е — 1616-й). Причины резкого поворота в его судьбе, в результате которого он оказался на русском престоле, до сих пор являются предметом обсуждения историков и вряд ли когда-нибудь будут установлены.
СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 году великим князем всея Руси. Казнив многих бояр, чудовского архимандрита, протопопа и многих других всякого чина людей, Иоанн посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и венчал его царским венцом, а сам назвался Иваном Московским, вышел из города и стал жить на Петровке; весь свой царский чин он отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и всякий раз, когда приезжал Симеон, ссаживался вместе с боярами далеко от царева места. Все грамоты и челобитья Грозный приказывал писать на имя Симеона. Одни объясняют это желанием Грозного унизить земщину и особенно ненавистных ему бояр; другие предполагают, что он хотел, прикрываясь именем Симеона, дать полную волю своей необузданной жестокости; наконец, третьи видят в этом поступке патологическое явление. Через два года Симеона сослали из Москвы и дали ему в управлении Тверь и Торжок. Возвращен он был из ссылки в царствование Дмитрия Самозванца.
Краткая биографическая энциклопедия.
2012Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
(Саин-Булат) (?-1616) касимовский хан, "великий князь всея Руси" - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в удел … - СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) [умер 5(15).1.1616], касимовский хан, потомок ханов Золотой Орды. Появился в России в конце 50-х гг. … - СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив многих … - СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
? касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив … - СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
(Саин-Булат) (?-1616) , касимовский хан, «великий князь всея Руси» - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в … - СИМЕОН
СИМЕ́ОН БЕКБУЛАТОВИЧ, Саин-Булат (?- 1616), касимовский хан, "вел. князь всея Руси" - номинальный правитель Рус. гос-ва с 1575. В 1576 … - СИМЕОН в Библейской энциклопедии Никифора:
(слышание) - имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: Быт 29:33 и др.; второй сын Иакова от Лии. По предсказанию … - СИМЕОН в Большом энциклопедическом словаре:
(ум. 107) апостол от 70-ти, сродник Господень по плоти (сын апостола Клеопы), второй епископ Иерусалимский (с 62), священномученик, пострадавший в … - СИМЕОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(864 или 865-27.5.927), болгарский князь (с 893) и царь (с 919). В результате многочисленных войн с Византией значительно расширил территорию … - СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(евр. "услышанный") — весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. — один из сыновей Иакова, … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН СТОЛПНИК (ок. 390-459), христ. монах, аскет, отшельник. Более 40 лет подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окружённом … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), обществ. и церк. деятель, писатель, проповедник. С 1664 в Москве. Автор богословского … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022), визант. религ. писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском мон., затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН МЕТАФРАСТ (т.e. пересказчик) (также Логофет) (? - ок. 960), визант. агиограф. Получил известность своим собранием и пересказом "Житий … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН ЕРЕВАНЦИ, арм. католикос (1763- 1782). Основатель первых в Армении типографии и бум. ф-ки в … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН БОГОПРИИМЕЦ, согласно Новому Завету, старец-священник, к-рый принял в Иерусалимском храме новорождённого младенца … - СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИМЕ́ОН (864?-927), болг. князь (с 893), царь (с 919). В правление С. Первое Болг. царство достигло наиб. терр. расширения (в … - СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(евр. "услышанный") ? весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. ? один из сыновей Иакова, … - СИМЕОН в словаре Синонимов русского языка:
имя, … - СИМЕОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
(864?-927) , болгарский князь (с 893), царь (с 919). В правление Симеона Первое Болгарское царство достигло наибольшего территориального расширения (в … - СИМЕОН СТОЛПНИК
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 … - СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель … - СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, … - СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Новый Богослов (946 - 1022), игумен, преподобный. Память 12 марта. … - СИМЕОН ВЕТХИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Ветхий (+ ок. 390), преподобный. Память 26 января. Преподобный Симеон Ветхий, назван … - СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Богоприимец (IV в. до н.э. - I в.), праведный. Память 3 февраля. … - СИМЕОН (МОЛЮКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Молюков) (+ 1699), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель. Память 4 января … - СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). … - СИМЕОН ИОАННОВИЧ ГОРДЫЙ
Симеон Иоаннович Гордый - сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти … - СИМЕОН ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Симеон Дмитриевич - князь суздальский, сын Дмитрия Константиновича; после нашествия на землю Нижегородскую татар отразил нападение на нее мордвы; поход … - НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(серб. Наход Симеуне — Симеон-Найденыш) — герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к … - НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(серб. Наход Симеуне? Симеон-Найденыш) ? герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к … - СТЕФАН ФИЛЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Филейский (1830 - 1890), Вятский, иеросхимонах, преподобный. Память в Соборе Вятских … - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В … - ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская … - ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Кривошеин) (1900 - 1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В миру Кривошеин Всеволод … - ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ в Краткой биографической энциклопедии:
Иоанн IV Васильевич Грозный - царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго … - ВАСИЛИЙ IV ИОАННОВИЧ ШУЙСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
Василий IV Иванович (Шуйский), царь Московский и всея Руси. Родился в 1547 г., вступил на престол 19 мая 1606 г., … - КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
монастырь, мужской монастырь на С. России. Основан в 1397 Кириллом Белозерским на берегу Сиверского озера (в черте современного г. … - ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Тверской край уже в начале XI в. принадлежал к довольно населенным и культурным местностям древней Руси: муромский кн. Глеб Владимирович, …